Словарь античности

КАЛЕНДАРЬ (от лат. ka­len­dae или ca­len­dae).

1. Систе­ма счис­ле­ния вре­ме­ни скла­ды­ва­лась уже в стра­нах Древ­не­го Восто­ка в про­цес­се наблюде­ний над явле­ни­я­ми при­ро­ды. Соглас­но древ­не­во­сточ­ной систе­ме, месяц из 29,5 дня охва­ты­вал вре­мен­ной про­ме­жу­ток меж­ду дву­мя ново­лу­ни­я­ми. Осно­вой уста­нов­ле­ния годич­но­го сро­ка слу­жи­ло вре­мя обра­ще­ния Луны вокруг Зем­ли (напри­мер, в Вави­ло­нии 12 меся­цев с чередую­щим­ся чис­лом дней — 29 и 30 — состав­ля­ли один год, насчи­ты­вав­ший 354 дня). У гре­ков осно­вой счис­ле­ния вре­ме­ни так­же был лун­ный год; по мере совер­шен­ст­во­ва­ния спо­со­бов аст­ро­но­ми­че­ских наблюде­ний совер­шен­ст­во­вал­ся и гре­че­ский кален­дарь (594 до н. э. — Солон, 432 до н. э. — Метон, 320 до н. э. — Калипп, нако­нец, 2 в. до н. э. — Гип­парх Никей­ский). В конеч­ном сче­те дли­на года по точ­но­сти мак­си­маль­но при­бли­зи­лась к уста­нов­лен­ной ныне — 365,2420 дня. Еди­но­го кален­да­ря, одна­ко, у гре­ков не было: в каж­дой обла­сти были при­ня­ты свои назва­ния меся­цев (извест­но око­ло 400 назва­ний) и свой день, с кото­ро­го начи­нал­ся год (меж­ду кон­цом июня и кон­цом июля). Рим­ляне пер­во­на­чаль­но тоже исчис­ля­ли вре­мя лун­ны­ми года­ми (лун­ный год состо­ял из 355 или 377—378 дней). Новый год начи­нал­ся 1 мар­та — об этом свиде­тель­ст­ву­ют назва­ния меся­цев, при­ня­тые и ныне, от «сен­тяб­ря» (соб­ст­вен­но «седь­мой») до «декаб­ря» (соб­ст­вен­но «деся­тый»). Впо­след­ст­вии пер­вый день года был пере­не­сен на 1 янва­ря, посколь­ку со 153 до н. э. в этот день всту­па­ли в долж­ность кон­су­лы (ранее эта цере­мо­ния не была свя­за­на с опре­де­лен­ным днем). В 1 в. до н. э. обна­ру­жи­лись зна­чи­тель­ные рас­хож­де­ния меж­ду этим древним кален­да­рем и годич­ным аст­ро­но­ми­че­ским цик­лом, поэто­му Цезарь при­звал на помощь аст­ро­но­мов (преж­де все­го Соси­ге­на), кото­рые долж­ны были про­ве­сти рефор­му кален­да­ря. В 47 до н. э. Цезарь издал декрет, соглас­но кото­ро­му за осно­ву был взят сол­неч­ный год, при­ня­тый в еги­пет­ском кален­да­ре, и сле­дую­щий, 46, дол­жен был состо­ять из 432 дней, чтобы лик­види­ро­ва­лась набе­жав­шая раз­ни­ца в 67 дней. Кро­ме того, была при­ня­та сред­няя дли­на года в 365,25 дня и реше­но, что после каж­дых трех лет по 365 дней будет «встав­лять­ся» висо­кос­ный год в 366 дней. В рим­ском кален­да­ре фик­си­ро­ва­лись толь­ко три дня в каж­дом меся­це, каж­дый из кото­рых соот­вет­ст­во­вал нача­лу новой лун­ной фазы (кален­ды, ноны, иды). Дни вычис­ля­лись в обрат­ном поряд­ке: так, напри­мер, день 20 мая име­но­вал­ся «днем три­на­дца­тым перед июнь­ски­ми кален­да­ми». При­ня­тое ныне исчис­ле­ние дней с пер­во­го до послед­не­го дня меся­ца уста­но­ви­лось толь­ко с 6 в. н. э. К юли­ан­ско­му кален­да­рю вос­хо­дят назва­ния меся­цев, при­ня­тые и ныне: январь (по име­ни бога Яну­са), фев­раль (по назва­ние еже­год­ных очи­сти­тель­ных обрядов — Feb­rua), март (по име­ни бога Мар­са), апрель, май (по име­ни боги­ни Майи), июнь (по име­ни боги­ни Юно­ны — Juno); месяц квин­ти­лий (бук­валь­но «пятый») стал име­но­вать­ся с 44 до н. э. июлем (Juli­us) в честь Юлия Цеза­ря, а секс­ти­лий (бук­валь­но «шестой») — с 8 н. э. — авгу­стом (Augus­tus) в честь импе­ра­то­ра Окта­ви­а­на Авгу­ста. Осталь­ные назва­ния меся­цев так­же вос­хо­дят к это­му кален­да­рю. Попыт­ки Кар­ла Вели­ко­го или дея­те­лей Фран­цуз­ской бур­жу­аз­ной рево­лю­ции пол­но­стью пере­стро­ить кален­дарь на гер­ман­ский или фран­цуз­ский лад не выдер­жа­ли испы­та­ния вре­ме­нем. Суще­ст­во­ва­ние раз­ных систем лето­счис­ле­ния и кален­да­рей, чаще неточ­ных, при­во­ди­ло к тому, что чис­ло дней в меся­це и меся­цев в году, а так­же спо­соб вклю­че­ния доба­воч­ных дней не име­ли устой­чи­во­го харак­те­ра. Любой антич­ный кален­дарь, кро­ме рим­ско­го, имел поэто­му лишь мест­ное зна­че­ние. В 1582 юли­ан­ский кален­дарь сме­нил­ся гри­го­ри­ан­ским (назван в честь папы Гри­го­рия XIII), в кото­ром была усо­вер­шен­ст­во­ва­на систе­ма «встав­ных» годов: в соот­вет­ст­вии с ней годы, поряд­ко­вое чис­ло кото­рых делит­ся на 100, а не на 400 (1700, 1800, 2100, 2200), более не явля­ют­ся висо­кос­ны­ми. Т. о., раз­ни­ца с тро­пи­че­ским годом в один день воз­никнет толь­ко через 3400 лет. Эта рефор­ма, сна­ча­ла про­веден­ная лишь в като­ли­че­ских стра­нах, была при­ня­та еван­ге­ли­че­ской цер­ко­вью толь­ко око­ло 1700, а пра­во­слав­ной — после 1914—1917. Идея новой кален­дар­ной рефор­мы воз­ник­ла еще в 1930. В насто­я­щее вре­мя ее про­веде­ние запла­ни­ро­ва­но ООН. Суть рефор­мы состо­ит в созда­нии посто­ян­но­го все­мир­но­го кален­да­ря, в кото­ром было бы исклю­че­но сколь­же­ние дней неде­ли по чис­лам меся­цев. Сле­до­ва­тель­но, у каж­до­го цер­ков­но­го празд­ни­ка так­же будет фик­си­ро­ван­ный день (в насто­я­щее вре­мя цер­ков­ные празд­ни­ки не свя­за­ны с опре­де­лен­ным чис­лом меся­ца). Этот про­ект до сих пор вызы­вал про­тест като­ли­че­ской и пра­во­слав­ной церк­ви, посколь­ку, соглас­но реше­нию Никей­ско­го собо­ра, день празд­но­ва­ния пас­хи не фик­си­ро­ван.

2. Обо­зна­че­ние дней года. В позд­ней антич­но­сти исполь­зо­вал­ся кален­дарь со шты­ря­ми, подоб­ный наше­му «веч­но­му» кален­да­рю. 1-й штырь обо­зна­чал день неде­ли — он встав­лял­ся в отвер­стие под изо­бра­же­ни­ем бога — покро­ви­те­ля дан­но­го дня (ряд начи­на­ет­ся с Сатур­на, сле­ва напра­во — см. рису­нок, далее сле­ду­ют — Солн­це, Луна, Марс, Мер­ку­рий, Юпи­тер, Вене­ра). 2-й штырь слу­жил для обо­зна­че­ния меся­ца — он встав­лял­ся в тот сек­тор кру­га, на кото­ром был изо­бра­жен соот­вет­ст­ву­ю­щий дан­но­му меся­цу знак зоди­а­ка, а 3-й — сле­ва и спра­ва от вер­ти­каль­ных столб­цов — ука­зы­вал день меся­ца. Ряд планет было при­ня­то начи­нать с Сатур­на, пото­му что он счи­тал­ся наи­бо­лее уда­лен­ной от Зем­ли пла­не­той (из извест­ных в то вре­мя планет) с самым про­дол­жи­тель­ным вре­ме­нем обра­ще­ния. Такие кален­да­ри язы­че­ской эпо­хи были удоб­ны, и пото­му их охот­но исполь­зо­ва­ли и хри­сти­ане. На дру­гом извест­ном нам кален­да­ре со шты­ря­ми свер­ху было про­де­ла­но 365 отвер­стий, соот­вет­ст­ву­ю­щих чис­лу дней сол­неч­но­го года.


Кален­дарь со смен­ны­ми шты­ря­ми (с камен­ной пли­ты 3—4 вв. н. э., най­ден­ной в Риме).

См. также:
ЭФЕМЕРИДА, ДНЕВНИК, ЖУРНАЛ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭЙРЕСИОНА • ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Календарь со сменными штырями. (Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера).
С каменной плиты III—IV вв., найденной в Риме.
Рим, Музей Римской культуры.
2. НАДПИСИ. Рим.
Фасты квартальных магистров (fasti magistrorum vici).
CIL. VI. 10286; 10287 = InscrIt. XIII. 1. 20; XIII. 2. 12.
Мрамор. 3 г. н. э.
Зал 5.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
3. НАДПИСИ. Рим.
Фасты квартальных магистров (fasti magistrorum vici). Консульские списки.
CIL. VI. 10286; 10287 = InscrIt. XIII. 1. 20; XIII. 2. 12.
Мрамор. 3 г. н. э.
Зал 5.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
4. НАДПИСИ. Рим.
Фасты квартальных магистров (fasti magistrorum vici). Календарь.
CIL. VI. 10286; 10287 = InscrIt. XIII. 1. 20; XIII. 2. 12.
Мрамор. 3 г. н. э.
Зал 5.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
5. МОЗАИКА. Рим.
Июнь.
Смальта. III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. МОЗАИКА. Рим.
Июнь.
Смальта. III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. НАДПИСИ. Рим.
Сельскохозяйственный календарь.
Фреска. Конец III в. н. э.
Рим, Базилика Санта-Мария-Маджоре, зона раскопок.
8. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
9. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
10. НАДПИСИ. Рим.
Фасты арвальских братьев (fasti fratrum arvalium).
CIL VI 2295 = CIL VI 32482 = CIL I p. 214 = InscrIt. 13-2. 2 = Gordon. 7 = AE 1953. 264 = AE 1987. 162 = AE 1991. 304.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА