КАЛЕНДАРЬ (от лат. kalendae или calendae).
1. Система счисления времени складывалась уже в странах Древнего Востока в процессе наблюдений над явлениями природы. Согласно древневосточной системе, месяц из 29,5 дня охватывал временной промежуток между двумя новолуниями. Основой установления годичного срока служило время обращения Луны вокруг Земли (например, в Вавилонии 12 месяцев с чередующимся числом дней — 29 и 30 — составляли один год, насчитывавший 354 дня). У греков основой счисления времени также был лунный год; по мере совершенствования способов астрономических наблюдений совершенствовался и греческий календарь (594 до н. э. — Солон, 432 до н. э. — Метон, 320 до н. э. — Калипп, наконец, 2 в. до н. э. — Гиппарх Никейский). В конечном счете длина года по точности максимально приблизилась к установленной ныне — 365,2420 дня. Единого календаря, однако, у греков не было: в каждой области были приняты свои названия месяцев (известно около 400 названий) и свой день, с которого начинался год (между концом июня и концом июля). Римляне первоначально тоже исчисляли время лунными годами (лунный год состоял из 355 или 377—378 дней). Новый год начинался 1 марта — об этом свидетельствуют названия месяцев, принятые и ныне, от «сентября» (собственно «седьмой») до «декабря» (собственно «десятый»). Впоследствии первый день года был перенесен на 1 января, поскольку со 153 до н. э. в этот день вступали в должность консулы (ранее эта церемония не была связана с определенным днем). В 1 в. до н. э. обнаружились значительные расхождения между этим древним календарем и годичным астрономическим циклом, поэтому Цезарь призвал на помощь астрономов (прежде всего Сосигена), которые должны были провести реформу календаря. В 47 до н. э. Цезарь издал декрет, согласно которому за основу был взят солнечный год, принятый в египетском календаре, и следующий, 46, должен был состоять из 432 дней, чтобы ликвидировалась набежавшая разница в 67 дней. Кроме того, была принята средняя длина года в 365,25 дня и решено, что после каждых трех лет по 365 дней будет «вставляться» високосный год в 366 дней. В римском календаре фиксировались только три дня в каждом месяце, каждый из которых соответствовал началу новой лунной фазы (календы, ноны, иды). Дни вычислялись в обратном порядке: так, например, день 20 мая именовался «днем тринадцатым перед июньскими календами». Принятое ныне исчисление дней с первого до последнего дня месяца установилось только с 6 в. н. э. К юлианскому календарю восходят названия месяцев, принятые и ныне: январь (по имени бога Януса), февраль (по название ежегодных очистительных обрядов — Februa), март (по имени бога Марса), апрель, май (по имени богини Майи), июнь (по имени богини Юноны — Juno); месяц квинтилий (буквально «пятый») стал именоваться с 44 до н. э. июлем (Julius) в честь Юлия Цезаря, а секстилий (буквально «шестой») — с 8 н. э. — августом (Augustus) в честь императора Октавиана Августа. Остальные названия месяцев также восходят к этому календарю. Попытки Карла Великого или деятелей Французской буржуазной революции полностью перестроить календарь на германский или французский лад не выдержали испытания временем. Существование разных систем летосчисления и календарей, чаще неточных, приводило к тому, что число дней в месяце и месяцев в году, а также способ включения добавочных дней не имели устойчивого характера. Любой античный календарь, кроме римского, имел поэтому лишь местное значение. В 1582 юлианский календарь сменился григорианским (назван в честь папы Григория XIII), в котором была усовершенствована система «вставных» годов: в соответствии с ней годы, порядковое число которых делится на 100, а не на 400 (1700, 1800, 2100, 2200), более не являются високосными. Т. о., разница с тропическим годом в один день возникнет только через 3400 лет. Эта реформа, сначала проведенная лишь в католических странах, была принята евангелической церковью только около 1700, а православной — после 1914—1917. Идея новой календарной реформы возникла еще в 1930. В настоящее время ее проведение запланировано ООН. Суть реформы состоит в создании постоянного всемирного календаря, в котором было бы исключено скольжение дней недели по числам месяцев. Следовательно, у каждого церковного праздника также будет фиксированный день (в настоящее время церковные праздники не связаны с определенным числом месяца). Этот проект до сих пор вызывал протест католической и православной церкви, поскольку, согласно решению Никейского собора, день празднования пасхи не фиксирован.
2. Обозначение дней года. В поздней античности использовался календарь со штырями, подобный нашему «вечному» календарю. 1-й штырь обозначал день недели — он вставлялся в отверстие под изображением бога — покровителя данного дня (ряд начинается с Сатурна, слева направо — см. рисунок, далее следуют — Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера). 2-й штырь служил для обозначения месяца — он вставлялся в тот сектор круга, на котором был изображен соответствующий данному месяцу знак зодиака, а 3-й — слева и справа от вертикальных столбцов — указывал день месяца. Ряд планет было принято начинать с Сатурна, потому что он считался наиболее удаленной от Земли планетой (из известных в то время планет) с самым продолжительным временем обращения. Такие календари языческой эпохи были удобны, и потому их охотно использовали и христиане. На другом известном нам календаре со штырями сверху было проделано 365 отверстий, соответствующих числу дней солнечного года.
|
Календарь со сменными штырями (с каменной плиты 3—4 вв. н. э., найденной в Риме).