Словарь античности

КАНДЕЛЯБР (лат. can­de­la — све­ча, can­de­la­ber — под­свеч­ник). Кан­де­лябр был изве­стен этрус­кам (вме­сте со све­ча­ми, кото­рые в Гре­ции не име­ли широ­ко­го при­ме­не­ния). Кан­де­лябр пред­став­лял собой под­став­ку из дере­ва или метал­ла (сереб­ра, брон­зы, желе­за) высотой до 1,6 м. Стер­жень кан­де­ляб­ра, чаще все­го бога­то укра­шен­ный, укреп­лял­ся на трех нож­ках, кото­рые неред­ко име­ли фор­му зве­ри­ных лап; на стержне кре­пи­лась розет­ка под­свеч­ни­ка; ино­гда она мог­ла пере­ме­щать­ся вдоль стерж­ня кан­де­ляб­ра. Кан­де­ляб­ры с фигур­ны­ми завер­ше­ни­я­ми часто снаб­жа­лись четырь­мя под­свеч­ни­ка­ми. Кан­де­ляб­ра­ми назы­ва­лись так­же под­став­ки для ламп, но вме­сто под­свеч­ни­ка на них кре­пи­лась плос­кая чаша для све­тиль­ни­ка, заправ­ляв­ше­го­ся мас­лом. Име­лись рос­кош­ные образ­цы кан­де­лябров — насто­я­щие про­из­веде­ния пла­сти­ки; кан­де­ляб­ры боль­ших раз­ме­ров из мра­мо­ра исполь­зо­ва­лись в хра­мах. Зна­ме­ни­ты кан­де­ляб­ры 1 в. н. э.; их отдель­ные части изготов­ля­ли в раз­ных горо­дах: стерж­ни отли­ва­ли в Тарен­те, а розет­ки для све­тиль­ни­ков — в Эгине.

См. также:
КАНДЕЛЯБР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА • ДЕЛУБР, СВЯТИЛИЩЕ • ДИНОКРАТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Канделябр и культовая сцена.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

Рим, Марсово поле.
3. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись ликтора.
CIL VI 1910.
Травертин. I—II вв. н. э.
Рим, Национальная галерея старинного искусства в палаццо Барберини.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Гая Корнелия Филокала.
Середина I — III в. н. э.
Остия, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением грифонов.
Мрамор.
II в. н. э.
CIL XIV 5050.
Остия, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена жертвоприношения для триумфа.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с летящими Никами (торцовая панель): грифоны у канделябра.
Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

Рим, Марсово поле.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф «Ники, ведущие жертвенного быка к алтарю».
Пентелийский мрамор.
Неоаттическая работа.
1-я пол. II в. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
10. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Сакрально-идиллический пейзаж.
Стуковый рельеф свода кубикула B дома под виллой Фарнезина.
Ок. 20 г. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAESAR AVG. PII F. COS. — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: IVVENTAS — Ювентас (Юность), в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам из правой руки на канделябр (или алтарь — RIC) слева и держит патеру в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAESAR AVG. PII F. COS. — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: IVVENTAS — Ювентас (Юность), в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам из правой руки на канделябр (или алтарь — RIC) слева и держит патеру в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVGVSTA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей, с покрытой головой, влево; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке; на голове стефана.
РЕВЕРС: PIETAS AVG. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам правой рукой над горящим канделябром-алтарем слева и держит коробочку в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Август
Неопределенный монетный двор, 17 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR — обнаженная голова юноши (BMC RE: голова молодого Августа; BMC RR: голова Гая Цезаря; RIC: голова юноши; Cohen, RSC, RCTV: голова Гая Цезаря), вправо, внутри дубового венка.
РЕВЕРС: AVGVST — канделябр, украшенный слева и справа бараньими головами, окруженный полумесяцем с цветочным венком, в который вплетены два букрания и две патеры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА