Словарь античности

КАНДЕЛЯБР (лат. can­de­la — све­ча, can­de­la­ber — под­свеч­ник). Кан­де­лябр был изве­стен этрус­кам (вме­сте со све­ча­ми, кото­рые в Гре­ции не име­ли широ­ко­го при­ме­не­ния). Кан­де­лябр пред­став­лял собой под­став­ку из дере­ва или метал­ла (сереб­ра, брон­зы, желе­за) высотой до 1,6 м. Стер­жень кан­де­ляб­ра, чаще все­го бога­то укра­шен­ный, укреп­лял­ся на трех нож­ках, кото­рые неред­ко име­ли фор­му зве­ри­ных лап; на стержне кре­пи­лась розет­ка под­свеч­ни­ка; ино­гда она мог­ла пере­ме­щать­ся вдоль стерж­ня кан­де­ляб­ра. Кан­де­ляб­ры с фигур­ны­ми завер­ше­ни­я­ми часто снаб­жа­лись четырь­мя под­свеч­ни­ка­ми. Кан­де­ляб­ра­ми назы­ва­лись так­же под­став­ки для ламп, но вме­сто под­свеч­ни­ка на них кре­пи­лась плос­кая чаша для све­тиль­ни­ка, заправ­ляв­ше­го­ся мас­лом. Име­лись рос­кош­ные образ­цы кан­де­лябров — насто­я­щие про­из­веде­ния пла­сти­ки; кан­де­ляб­ры боль­ших раз­ме­ров из мра­мо­ра исполь­зо­ва­лись в хра­мах. Зна­ме­ни­ты кан­де­ляб­ры 1 в. н. э.; их отдель­ные части изготов­ля­ли в раз­ных горо­дах: стерж­ни отли­ва­ли в Тарен­те, а розет­ки для све­тиль­ни­ков — в Эгине.

См. также:
КАНДЕЛЯБР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА • ДЕЛУБР, СВЯТИЛИЩЕ • ДИНОКРАТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Сакрально-идиллический пейзаж.
Стуковый рельеф свода кубикула B дома под виллой Фарнезина.
Ок. 20 г. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена жертвоприношения для триумфа.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Канделябр и культовая сцена.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
4. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись ликтора.
CIL VI 1910.
Травертин. I—II вв. н. э.
Рим, Национальная галерея старинного искусства в палаццо Барберини.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Гая Корнелия Филокала.
Середина I — III в. н. э.
Остия, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением грифонов.
Мрамор.
II в. н. э.
CIL XIV 5050.
Остия, Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с летящими Никами (торцовая панель): грифоны у канделябра.
Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

Рим, Марсово поле.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

Рим, Марсово поле.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф «Ники, ведущие жертвенного быка к алтарю».
Пентелийский мрамор.
Неоаттическая работа.
1-я пол. II в. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAESAR AVG. PII F. COS. — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: IVVENTAS — Ювентас (Юность), в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам из правой руки на канделябр (или алтарь — RIC) слева и держит патеру в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAESAR AVG. PII F. COS. — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: IVVENTAS — Ювентас (Юность), в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам из правой руки на канделябр (или алтарь — RIC) слева и держит патеру в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVGVSTA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей, с покрытой головой, влево; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке; на голове стефана.
РЕВЕРС: PIETAS AVG. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам правой рукой над горящим канделябром-алтарем слева и держит коробочку в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Август
Неопределенный монетный двор, 17 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR — обнаженная голова юноши (BMC RE: голова молодого Августа; BMC RR: голова Гая Цезаря; RIC: голова юноши; Cohen, RSC, RCTV: голова Гая Цезаря), вправо, внутри дубового венка.
РЕВЕРС: AVGVST — канделябр, украшенный слева и справа бараньими головами, окруженный полумесяцем с цветочным венком, в который вплетены два букрания и две патеры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА