Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КАНДЕЛЯ́БР

Can­delābrum, пер­во­на­чаль­но неболь­шой под­свеч­ник для вты­ка­ния can­de­lae, λυχ­νοῦ­χος, ино­гда так­же нож­ка пере­нос­ной лам­пы, на кото­рую ста­ви­ли мас­ля­ную лам­пу; в послед­ст­вии вре­ме­ни боль­шая, сто­яв­шая на полу под­став­ка для лам­пы, λαμπτήρ, с высо­кой нож­кой и с углуб­ле­ни­ем ввер­ху; она утвер­жда­лась на одном месте и не пере­но­си­лась на дру­гое. Нечто подоб­ное встре­ча­ет­ся уже у Гоме­ра (Od. 18, 307); это — жаров­ни для осве­ще­ния, кото­рые, впро­чем, слу­жи­ли ино­гда и для нагре­ва­ния. Мате­ри­а­ла­ми для того и дру­го­го рода слу­жи­ли дере­во, мра­мор, жже­ная гли­на, а так­же и бла­го­род­ный металл (Cic. Verr. 2, 4, 26); фор­ма их была раз­но­об­раз­на, часто с весь­ма изящ­ны­ми укра­ше­ни­я­ми.

См. также:
КАНДЕЛЯБР (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 243.
См. по теме: КОЛБАСА • КАЛИЕНДРУМ • АЛЕК • ЭМИЛИЕВА ДОРОГА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Танцующая менада.
Подножие канделябра.
Мрамор. Греко-римская работа конца I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Тыльный рельеф саркофага с играющими эротами.
Мрамор.
Вторая половина II в. н.э.
Сиде, Археологический музей.
3. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись ликтора.
CIL VI 1910.
Травертин. I—II вв. н. э.
Рим, Национальная галерея старинного искусства в палаццо Барберини.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Гая Корнелия Филокала.
Середина I — III в. н. э.
Остия, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением грифонов.
Мрамор.
II в. н. э.
CIL XIV 5050.
Остия, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена жертвоприношения для триумфа.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с летящими Никами (торцовая панель): грифоны у канделябра.
Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

Рим, Марсово поле.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

Рим, Марсово поле.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф «Ники, ведущие жертвенного быка к алтарю».
Пентелийский мрамор.
Неоаттическая работа.
1-я пол. II в. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAESAR AVG. PII F. COS. — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: IVVENTAS — Ювентас (Юность), в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам из правой руки на канделябр (или алтарь — RIC) слева и держит патеру в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAESAR AVG. PII F. COS. — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: IVVENTAS — Ювентас (Юность), в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам из правой руки на канделябр (или алтарь — RIC) слева и держит патеру в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVGVSTA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей, с покрытой головой, влево; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке; на голове стефана.
РЕВЕРС: PIETAS AVG. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, подсыпает фимиам правой рукой над горящим канделябром-алтарем слева и держит коробочку в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Август
Неопределенный монетный двор, 17 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR — обнаженная голова юноши (BMC RE: голова молодого Августа; BMC RR: голова Гая Цезаря; RIC: голова юноши; Cohen, RSC, RCTV: голова Гая Цезаря), вправо, внутри дубового венка.
РЕВЕРС: AVGVST — канделябр, украшенный слева и справа бараньими головами, окруженный полумесяцем с цветочным венком, в который вплетены два букрания и две патеры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА