Словарь античности

КИБЕЛА (фри­гийск., лат. Mag­na ma­ter, греч. Me­ga­le me­ter), боги­ня фри­гий­ско­го про­ис­хож­де­ния, Вели­кая мать, боги­ня мате­рин­ской силы, а так­же пло­до­ро­дия. Ее куль­то­вым спут­ни­ком и воз­люб­лен­ным был Аттис. В при­пад­ке рев­но­сти Кибе­ла насла­ла на Атти­са безу­мие, и тот оско­пил себя. В мифе Кибе­ла име­ну­ет­ся так­же Агди­стис, кото­рая у Катул­ла отож­дествля­ет­ся с Реей. В честь Кибе­лы и Атти­са вес­ной справ­ля­ли празд­ник, во вре­мя кото­ро­го жре­цы Кибе­лы (гал­лы) оскоп­ля­ли себя. Кибе­ла изо­бра­жа­лась со сви­той кори­бан­тов, со льва­ми и удар­ны­ми инстру­мен­та­ми. Обряд тав­ро­бо­лия стал частью куль­та Кибе­лы толь­ко в позд­не­эл­ли­ни­сти­че­скую эпо­ху. Глав­ное свя­ти­ли­ще боги­ни в 204 до н. э. было пере­не­се­но из Пес­си­нун­та (Верх­няя Фри­гия) в Рим, куда рим­ляне доста­ви­ли куль­то­вый сим­вол боги­ни — чер­ный камень в фор­ме фал­ла, желая тем самым отвра­тить пора­же­ние во 2-й Пуни­че­ской войне. Соглас­но пре­да­нию, суд­но с кам­нем село на мель в рус­ле Тиб­ра, и лишь дев­ст­вен­ни­ца мог­ла помочь доста­вить его в город.

См. также:
КИБЕЛА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Кибелы (Великой Матери, Матери богов).
191 г. до н. э.
Рим, Палатин.
2. ГЛИПТИКА. Азия.
Жертва Кибеле.
Двухслойный оникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наиск с восседающей на троне Кибелой. (На антах изображены Гермес Кадмил и Геката).
Мрамор. Посвятительный рельеф. 2-я половина IV в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. ТОРЕВТИКА. Рим.
Патера из Парабьяго. Деталь: Кибела и Аттис на колеснице, запряженной львами.
Серебро со следами позолоты. 2-я пол. IV в. н. э.
Милан, Городской археологический музей.
5. ГЛИПТИКА. Азия.
Жертвоприношение богине Кибеле.
Оникс. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Кибелы (Великой Матери, Матери богов).
191 г. до н. э.
Рим, Палатин.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Кибелы (Великой Матери, Матери богов).
191 г. до н. э.
Рим, Палатин.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь Великой Матери.
Передняя и правая сторона.
Лунский мрамор. Правление Клавдия (41—54 гг.).
CIL VI 494, 30777 = ILS 4096.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь Великой Матери.
Передняя сторона.
Лунский мрамор. Правление Клавдия (41—54 гг.).
CIL VI 494, 30777 = ILS 4096.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь Великой Матери.
Передняя сторона. Фрагмент.
Лунский мрамор. Правление Клавдия (41—54 гг.).
CIL VI 494, 30777 = ILS 4096.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 67 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы, задрапированная, в стенном венке и серьгах вправо; волосы длинные и растрепанные; сзади протома льва, впереди земной шар; сзади CESTIANVS или CESTIANVS вниз. Кайма из шариков и катушек.
РЕВЕРС: Курульное кресло; слева контрольная метка (аплюстр); вокруг против часовой стрелки M·PLAETORIVS·AED·CVR·EX·S·C (Marcus Plaetorius, aedilis curulis, senatus consulto; «Марк Плеторий, сын Марка, курульный эдил, согласно постановлению сената»). Кайма из шариков и катушек.
2. Тетрадрахма, серебро
Иония, Смирна, 150—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Тихе (BMC: Кибелы) в башенном венце вправо.
РЕВЕРС: ΖΜΥΡΝΑΙΩΝ — внутри лаврового (BMC: дубового) венка вместе с монограммой магистрата.
3. Денарий, серебро
Авл Плавций (Плоций)
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы вправо, в стенном венке, в серьгах в форме креста; волосы собраны сзади в узел и падают на шею; впереди вниз A PLAVTIVS; позади вниз AED CVR S C (Aedilis Curulis; Senatus consulto, «Курульный эдил; по постановлению сената»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Бородатая фигура, Вакхий (MRR, Harlan: Аристобул), в восточной одежде — шароварах (ἀναξυρίδες) и широком плаще, — стоит на коленях, повернувшись вправо, рядом с верблюдом; в протянутой правой руке он держит ветвь оливы, а в левой — поводья верблюда; в поле BACCHIVS; справа вверх IVDAEVS.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА