Словарь античности

КОЛЕСО. Гре­ко-этрус­ско-рим­ский мир пере­нял коле­со от более древ­них куль­тур, при­чем к искон­ным фор­мам были добав­ле­ны важ­ные ново­введе­ния из кельт­ско­го аре­а­ла, в част­но­сти желез­ные обо­дья (ок. 500 до н. э.). Про­дол­жа­ло при­ме­нять­ся для пере­воз­ки не слиш­ком тяже­лых гру­зов древ­ней­шее дис­ко­вое коле­со. Кро­ме того, исполь­зо­ва­лось при­ми­тив­ное коле­со с попе­ре­ч­ны­ми и коле­со с ради­аль­ны­ми спи­ца­ми, чис­ло кото­рых коле­ба­лось от 4 до 8, а в кельт­ском реги­оне даже до 10—14. Суще­ст­во­ва­ло так­же отли­тое из брон­зы коле­со с закреп­лен­ным посред­ст­вом закле­пок наклад­ным дере­вян­ным кося­ком. Воз­мож­но, что сту­пи­цы брон­зо­во­го литья были изо­бре­те­ны рим­ля­на­ми и от них позд­нее пере­шли к кель­там; послед­ние в позд­не­рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху изо­бре­ли коле­со на роли­ко­вых под­шип­ни­ках сколь­же­ния (кон­струк­ция, пред­ше­ст­во­вав­шая шари­ко­вым под­шип­ни­кам). Коле­со при­ме­ня­лось не толь­ко в повоз­ках, где оно име­ло диа­метр око­ло 80 см, но так­же, по образ­цу восточ­ных куль­тур, в каче­стве вала в подъ­ем­ных меха­низ­мах. В элли­ни­сти­че­скую эпо­ху было изо­бре­те­но зуб­ча­тое коле­со, а в импе­ра­тор­ское вре­мя — раз­лич­ные виды водя­ных колес, как-то: водо­по­дъ­ем­ное и мель­нич­ное.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
Подробное описание creditplus тут.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением триумфа Диониса и львиных протом.
Белый (азийский?) мрамор. Вторая четверть III в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отъезд императора из Рима (profectio).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Колесница.
Рельеф на фризе (?).
VI — нач. V вв. до н. э.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
6. МОЗАИКА. Рим.
«Помни о смерти».
Мозаика из Помпей (кожевенная мастерская I, 5, 2, триклиний).
Эпоха Августа (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами.
Мрамор.
150—175 гг. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Виктория на колеснице.
Фреска IV стиля. 50—79 гг.
Геркуланум, Археологический парк, Здание августалов (VI, 24).
9. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл на колеснице тащит тело Гектора.
Деталь чернофигурного лекифа. Эретрия.
Мастер Диосфоса.
Глина.
Ок. 490 г. до н. э.
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Рельеф с квадригой. Т. н. малая метопа из храма X в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE,
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Немезида (?), одетая в гиматий, стоит, повернув голову влево, держит в правой руке весы, в левой — рог изобилия, край одежды переброшен через левую руку, сзади у ног стоит колесо.
В правом поле: Ε.
2. Денарий, серебро
Август
Италия (Рим?), 30 г. до н.э.
АВЕРС: Виктория, в драпировке, стоя вправо на корабельном носу, держит венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой. По краю — линия.
РЕВЕРС: Октавиан стоит в триумфальной квадриге вправо, держит ветвь (MRR, BMCRR: лавровую ветвь; BMCRE, RIC, CRI: ветвь) в правой руке и поводья в левой; лошади идут шагом; повозка украшена рельефными фигурами. По краю — линия.
В обрезе: IMP. CAESAR (Imperator Caesar).
3. Декадрахма, серебро
Дионисий Старший
Сиракузы, 405—390 гг. до н.э.
АВЕРС: Квадрига со скачущими влево галопом конями; колесничий в длинном хитоне, наклонившись вперед, со стрекалом и поводьями, увенчиваемый летящей Никой в двойном хитоне.
В обрезе: слева щит, справа шлем с гребнем, в середине панцирь между поножами.
В самом низу надпись: ΑΘΛΑ.
РЕВЕРС: Голова Аретусы, обращенная влево, с венком из стеблей тростника, с серьгой с тремя подвесками, ожерельем с бусами, вьющимися локонами; вокруг головы четыре дельфина.
Над головой надпись ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ.
Под нижним дельфином слабые следы подписи художника: ΕΥΑΙΝΕ.
4. Антониниан, медь
Аврелиан
Сизик, III мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: FORTVNA REDVX — Фортуна сидит влево на колесе, в правой руке руль, рог изобилия в левой руке.
В обрезе: T
5. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: S. P. Q. R. / IVLIAE AVGVST. — легенда вверху в две линии.
Два мула тянут вправо карпентум; передок повозки, слева и справа, украшен двумя Викториями, боковая сторона имеет две панели, на каждой из которых изображена стоящая фигура, отклонившаяся назад.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII
В центре, большими буквами: S. C.
6. Асс, бронза
Август
Кефалления**, 30—28 гг. до н.э.
АВЕРС: Пограничный бюст Юпитера вправо, в диадеме; сзади монограммой ΚΦΑ (ΚεΦΑλληνία, Кефалления?).
РЕВЕРС: Скат, внизу легенда, разделенная хвостом, C PROCVLEI L F.
7. Денарий, серебро
Каракалла
Рим, 211 г.
АВЕРС: ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — голова Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FORT. RED. P. M. TR. P. XIIII COS. III P. P. — Фортуна, в драпировке, стоит анфас, голова обращена влево, в правой руке держит рог изобилия — с концом вдали от туловища, и положив левую руку на корабельный руль, поставленный на землю, через левую руку драпировка; у ног колесо.
8. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: S. P. Q. R. / IVLIAE / AVGVST. — легенда вверху в три линии.
Два мула тянут вправо карпентум; передок повозки, слева и справа, украшен двумя Викториями, боковая сторона имеет две панели, на каждой из которых изображена стоящая фигура, отклонившаяся назад.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII
В центре, большими буквами: S. C.
9. Дупондий, медь
Калигула
Рим, 37—41 гг.
АВЕРС: GERMANICVS CAESAR — в две линии. Германик с обнаженной головой, в военном плаще (палудаментуме), стоит в квадриге вправо, в левой руке держит скипетр; на боковой стороне квадриги фигура Виктории, идущей вправо, спереди квадригу украшает венок.
РЕВЕРС: Германик, с обнаженной головой, в доспехах и короткой тунике, стоит влево, правая нога согнута в колене и отставлена назад; несет аквилу (орла) в левой руке и простирает правую руку в командном жесте.
В поле, слева и справа, в две линии: SIGNIS RECEPT. DEVICTIS GERM.
Ниже, большими буквами: S. C.
10. Дупондий, медь
Калигула
Рим, 37—41 гг.
АВЕРС: GERMANICVS CAESAR — в две линии. Германик с обнаженной головой, в военном плаще (палудаментуме), стоит в квадриге вправо, в левой руке держит скипетр с навершием в виде орла; на боковой стороне квадриги фигура Виктории, идущей вправо, спереди квадригу украшает венок.
РЕВЕРС: Германик, с обнаженной головой, в доспехах и короткой тунике, стоит влево, правая нога согнута в колене и отставлена назад; несет аквилу (орла) в левой руке и простирает правую руку в командном жесте.
В поле, слева и справа, в две линии: SIGNIS RECEPT. DEVICTIS GERM.
Ниже, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА