АЛТА́РЬ
Ara,
1) жертвенник; отличается от altare, как βωμός от ἐσχάρα: altare (высокий алтарь) назначался для жертв в честь вышних богов, ara (низкий алтарь) и для жертв в честь богов подземных. Жертвенник устраивался из земли или камней, большей же частью из дерна; имели то круглую, то продолговатую, то четырехугольную форму; при каждом храме были обыкновенно два жертвенника: один — ara для молитв и возжигания фимиама ставился внутри храма по направлению к востоку непосредственно перед статуей божества, другой — высокий алтарь (altare) для сжигания жертв — перед храмом. Их украшали древесной листвой, цветами и травами (verbenae, Hor. od. 4, 11, 7. Ov. trist. 3, 13, 15) и шерстяными повязками. Чтобы придать бо́льшую выразительность молитве или клятве, произносящие их касались алтаря. (Plaut. Rud. 5, 2, 46 слл. Cic. Flacc. 36); у жертвенников преследуемые находили убежище. Nep. Paus. 4. Cic. n. d. 3, 10. Впрочем, arae воздвигались не только в святилищах богов и на открытых местах, между прочим и в лагерях (см. Castra, 3), но и в частных домах, особенно в домашних молельнях римских вельмож; отсюда часто встречающееся соединение: arae et foci. Алтари иногда имели большие размеры и благодаря скульптурным и архитектурным добавлениям принимали монументальный характер. У алтаря Зевса олимпийского нижний помост имел в окружности 125 футов, а на нем уже возвышался собственно алтарь в 22 фута вышиной (Paus. 5, 8 слл.). Жертвенных животных закалывали на нижнем помосте и затем предназначавшиеся для жертвы куски мяса возносили по каменным ступеням на самый алтарь. Высота алтаря от года к году возрастала от пепла жертвенного огня и сжигаемых в нем жертв, к этому присоединялся еще пепел, приносимый с очага пританея;
2) Ara —
|
||
1.
Денарий, серебро Гальба Рим, 68—69 гг. | ||
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, влево. РЕВЕРС: SALVS GEN. HVMANI — женская фигура (Фортуна?), в драпировке, стоит влево, поставив правую ногу на шар, совершает над горящим алтарем жертвоприношение из патеры в правой руке, держа поднятый корабельный руль в левой руке. | ||
2.
AE, медь Макрин Маркианополь, 217—218 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу драпированные бюсты Макрина, слева, в доспехах и в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой. РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обращенный влево обнаженный Аполлон в венке, с патерой в протянутой правой руке, совершает жертвоприношение над горящим алтарем, держа в левой руке ветвь. В правом поле: Ε. | ||
3.
AE, медь Макрин Маркианополь, 217—218 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой. РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ (ΤΩΝ в обрезе в перевернутом положении по отношению к тексту легенды) — обнаженный Аполлон стоит, повернув голову влево, держит в левой руке большой лук, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над небольшим горящим алтарем слева. В правом поле: Ⲉ. | ||
4.
Сестерций, медь Филипп I Араб Рим, 244 г. | ||
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: SALVS AVG. — Салюта (Здоровье), в драпировке, стоит фронтально, повернув голову влево, из патеры в правой руке кормит змею, поднимающуюся от алтаря слева, в левой руке держит корабельный руль (RIC: скипетр). В поле внизу слева и справа: S. C. | ||
5.
Денарий, серебро Траян Рим, 112 г. | ||
АВЕРС: PLOTINA AVG. IMP. TRAIANI — бюст Плотины, в драпировке и с ожерельем, вправо; волосы уложены куполообразно, удерживаемые двойной металлической стефаной на макушке, искусно заплетены на затылке в косу, спадающую на шею. РЕВЕРС: CAES. AVG. GERMA. DAC. COS. VI P. P. — стоящий на пяти ступенях прямоугольный алтарь, на котором возвышается поверхность с рогами слева и справа; на фронтальной стороне алтаря Пудицития, с покрытой головой, в драпировке, стоящая фронтально на курульном кресле. В обрезе: ARA PVDIC. | ||
6.
AE, Макрин Маркианополь, 217—218 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕ. ΑΝΤΩΝΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой. РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит почти фронтально, повернув голову влево, совершает жертвоприношение над горящим алтарем из патеры в правой руке, в левой держит рог изобилия, край одежды переброшен через левую руку. В правом поле: Ε. | ||
7.
Медальон, бронза Коммод Рим, 191—192 гг. | ||
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди. РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке. | ||
8.
Асс, медь Домициан Рим, 88 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне. В обрезе: S. C. | ||
9.
Асс, медь Септимий Север Рим, 207 г. | ||
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон). РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо. В обрезе: S. C. | ||
10.
Антониниан, медь Кар Антиохия, 282—283 гг. | ||
АВЕРС: DIVO CARO AVG. — бюст императора в лучистом венце вправо. РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь. Правое поле: Δ В обрезе: XXI |