Словарь античности

КРОВАТЬ (греч. kli­ne), пред­на­зна­ча­лась одно­вре­мен­но для отды­ха и тра­пез и состо­я­ла из кар­ка­са с про­фи­ли­ро­ван­ны­ми опор­ны­ми нож­ка­ми и наклон­но­го изго­ло­вья. Мате­ри­а­лом для изготов­ле­ния кро­ва­тей слу­жи­ло, как пра­ви­ло, дере­во, инкру­сти­ро­ван­ное сло­но­вой костью, чере­па­хо­вым пан­ци­рем или оби­тое листо­вым метал­лом. Засвиде­тель­ст­во­ва­но так­же суще­ст­во­ва­ние кро­ва­тей из брон­зы и даже золота и сереб­ра. Осно­ва­ни­ем для мат­ра­са слу­жи­ли натя­ну­тые кожа­ные или пень­ко­вые рем­ни. Ази­ат­ский обы­чай при­ни­мать пищу лежа на кро­ва­ти, заим­ст­во­ван­ный гре­ка­ми в 6 в. до н. э., был рас­про­стра­нен так­же у рим­лян, напри­мер во вре­мя пир­шеств. Ино­гда кро­вать усти­ла­лись подуш­ка­ми. Постель­ное белье изготав­ли­ва­лось из льня­но­го полот­на, часто укра­шен­но­го раз­но­цвет­ной кай­мой.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭННАЭТЕРИДА, ЕННАЕТЕРИДА, ДЕВЯТИЛЕТИЕ • ЭКУЛЕЙ, ЕКУЛЕЙ • ХАРТА • КАТАБЛЕМЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА.
Гости на пиршестве (symposium).
По рисунку на вазе.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Приам просит Ахилла о выкупе тела Гектора.
Краснофигурный скифос. Сторона A. Аттика.
Мастер Бригос.
Глина. 490—480 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Фрагмент сцены пиршества (symposium). Внутренняя сторона северной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.
Фреска. Ок. 480 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Фрагмент сцены пиршества (symposium). Внутренняя сторона южной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.
Фреска. Ок. 480 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эротическая сцена.
Фреска из кубикула B дома под виллой Фарнезина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Вотивный рельеф с банкетной сценой.
Мрамор.
Эллинистический период.
Патры, Новый археологический музей.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Одиссей и Калипсо.
Ваза краснофигурная.
Глина.
Париж, Лувр.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эротическая сцена.
Фреска из кубикула B виллы Фарнезина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Супружеская сцена.
Фреска из кубикула D виллы Фарнезина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Спинтрия, медь
Тиберий
14—37 гг.
АВЕРС: Эротическая сцена на ложе, декорированном драпировкой.
РЕВЕРС: V внутри венка.
2. Спинтрия, медь
Тиберий
14—37 гг.
АВЕРС: Эротическая сцена на ложе, декорированном драпировкой, под которым маленькая обнаженная фигура и ваза.
РЕВЕРС: XIII внутри венка.
3. Спинтрия, медь
Тиберий
14—37 гг.
АВЕРС: Эротическая сцена на ложе, декорированном драпировкой.
РЕВЕРС: XIII внутри венка.
4. Спинтрия, медь
Тиберий
14—37 гг.
АВЕРС: Эротическая сцена на ложе, декорированном драпировкой.
РЕВЕРС: XII внутри венка.
5. Спинтрия, медь
Тиберий
14—37 гг.
АВЕРС: Эротическая сцена на ложе.
РЕВЕРС: I внутри венка.
6. Спинтрия, медь
Тиберий
14—37 гг.
АВЕРС: Эротическая сцена на ложе, декорированном драпировкой.
РЕВЕРС: XIII внутри венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА