Словарь античности

ЛАВР (греч. daph­ne, лат. lau­rus). Лавр был заве­зен в Евро­пу, види­мо, из Малой Азии. Уже Тео­фраст отме­чал оби­лие в Гре­ции лав­ро­вых дере­вьев. В эпо­ху антич­но­сти лавр исполь­зо­вал­ся в самых раз­ных целях. В быту лав­ро­вым листом из-за его ост­ро­го аро­ма­та оку­ри­ва­ли поме­ще­ние. Соглас­но рели­ги­оз­ным пред­став­ле­ни­ям древ­них гре­ков, лавр мог снять вину с убий­цы и наде­лить про­ри­ца­те­лей спо­соб­но­стью познать тай­ное. Убив Пифо­на лав­ро­вой вет­вью, Апол­лон, раз­ма­хи­вая ею, шел от его жили­ща в Дель­фы. Вплоть до наших дней сохра­нил­ся обы­чай устра­и­вать тор­же­ст­вен­ное шест­вие хоров, увен­чан­ных лав­ро­вы­ми вен­ка­ми. Из Гре­ции лавр был заве­зен в Ита­лию и в эпо­ху Рим­ской импе­рии стал сим­во­лом могу­ще­ства, победы и мира. На три­ум­фа­то­ра в рас­по­ло­жен­ном на Капи­то­лии хра­ме Юпи­те­ра наде­ва­ли в каче­стве бла­годар­ст­вен­но­го дара лав­ро­вый венок. Сол­да­там победив­шей армии так­же вру­ча­ли лав­ро­вые вен­ки. Лавр счи­тал­ся как хра­мо­вым, так и садо­вым дере­вом. Катон опи­сы­вал три сор­та лав­ра. Изо­бра­же­ние лав­ра неод­но­крат­но встре­ча­ет­ся на рим­ских моне­тах. Миф о Дафне, пре­вра­тив­шей­ся в лавр, заро­дил­ся в пери­од элли­низ­ма. Тра­ди­ция куль­та лав­ра нашла свое выра­же­ние так­же и в том, что победи­те­ля состя­за­ния поэтов вен­ча­ли лав­ро­вым вен­ком (отсюда сло­во «лау­ре­ат»).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИАБАТЕРИЯ • КИПАРИС • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭХЕТЛ, ЕХЕТЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ТОРЕВТИКА. Рим.
Персонификация Африки.
Фиала из Боскореале.
Золото, серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с гирляндами и сценами мифа о Тесее и Ариадне.
Лунский и пентелийский мрамор.
130—150 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Вакх и Ариадна.
Камея.
Голубое и белое стекло.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Помпеи, Антиквариум.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный рельеф Ольбиогена, сына Аполлония, с заупокойной трапезой.
Мрамор.
II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. МОЗАИКА. Греция.
Аполлон и Дафна.
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Оракул.
Камилло Миола (1840—1919).
Холст, масло.
1880 г.
Внизу слева подпись: C. MIOLA.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Птицы, сидящие на садовой ограде.
Фреска из области Везувия.
20—40 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крышка саркофага со сценами мифа о Тесее и Ариадне.
Мрамор.
130—150 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Ариадна.
Камея.
Голубое и белое стекло.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Помпеи, Антиквариум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 67 г. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст вправо (MRR, BMCRR, CRR, RSC: Вакуна; RRC, Hollstein: Исида; RRM: Фортуна), с атрибутами Исиды (колосья, мак и лотос в венке, спиральные локоны), Минервы (шлем с султаном), Аполлона (лавровый венок), Виктории (крылья), Дианы (лук и колчан сзади) и Фортуны (рог изобилия впереди); сзади CESTIANVS вниз, впереди S · C вниз (Cestianus senatus consulto, «Цестиан, согласно постановлению сената»). Кайма из шариков и катушек.
РЕВЕРС: Орел на молнии; вокруг M·PLAETORIVS·M·F·AED·CVR (Marcus Plaetorius Marci filius, aedilis curulis, «Марк Плеторий, сын Марка, курульный эдил»). Кайма из шариков и катушек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА