Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

А́ТИИ и А́ТТИИ

Atii и At­tii,

1) Т. Аттий Лаби­ен, три­бун 63 г. до Р. Х., отме­нив­ший закон «lex Cor­ne­lia de sa­cer­do­tiis»; обви­нял К. Раби­рия за убий­ство Сатур­ни­на, чтобы уго­дить Цеза­рю, у кото­ро­го слу­жил лега­том в Гал­лии, заме­щая его во вре­мя его отлу­чек в Рим. Caes. b. g. 1, 10, 21. Dio Cass. 51, 4. В 58 г. он победил тигу­ри­нов, в 54 г. одер­жал несколь­ко побед над тре­ви­ра­ми (Caes. b. g. 5, 24. 53 слл. 6, 5), затем дви­нул­ся (53 г.) про­тив Луте­ции и победил бель­гов под началь­ст­вом Ком­мия (Caes. b. g. 7, 57 слл. 8, 23. Dio Cass. 40, 43). Будучи сно­ва послан про­тив тре­ви­ров, он раз­бил их в кон­ном сра­же­нии (Caes. b. g. 8. 45). Затем Цезарь, желая задоб­рить его, сде­лал его намест­ни­ком в Gal­lia to­ga­ta, но, несмот­ря на это, Лаби­ен из често­лю­бия пере­шел в 49 г. на сто­ро­ну Пом­пея и обра­щал­ся со сво­и­ми преж­ни­ми бое­вы­ми това­ри­ща­ми с чрез­вы­чай­ной жесто­ко­стью. Caes. b. c. 3, 71, 87. Cic. ad fam. 16, 12. ad Att. 7, 11 сл. Dio Cass. 41, 4. В 48 г. он был лега­том Пом­пея. После сра­же­ния при Фар­са­ле, в кото­ром при­ни­мал уча­стие, он бежал сна­ча­ла в Кор­ки­ру, потом в Кире­ну, затем в Афри­ку. Cic. div. 1, 32. Dio Cass. 42, 10. Plut. Caes. 52. Здесь он собрал зна­чи­тель­ное вой­ско, сра­жал­ся сна­ча­ла с муже­ст­вом и успе­хом про­тив Цеза­ря, осо­бен­но в бит­ве при Руспине (Caes. b. Afr. 13—18. Plut. Caes. 52), но потер­пел вме­сте со Сци­пи­о­ном пора­же­ние при Тап­се, бежал в Испа­нию (Dio Cass. 43, 30. 38. Flor. 4, 2) и сде­лал­ся там винов­ни­ком пора­же­ния пом­пе­ян­цев при Мун­де, вслед­ст­вие того, что во вре­мя бит­вы поки­нул поле сра­же­ния, чтобы отра­зить напа­де­ние на пом­пе­ян­ский лагерь союз­ни­ка Цеза­ря, мав­ри­тан­ско­го царя Богуда. При этом он был убит. Голо­ва его выда­на Цеза­рю. Caes. b. Hisp. 31;

2) сын его, Кв. Аттий Лаби­ен, послан был Бру­том и Кас­си­ем к пар­фян­ско­му царю Оро­ду за вспо­мо­га­тель­ны­ми вой­ска­ми. Полу­чив изве­стие о смер­ти Бру­та и Кас­сия, он остал­ся при Оро­де, кото­ро­му сове­то­вал напасть на Анто­ния (в 41 г. до Р. Х.).

Затем он отпра­вил­ся, вме­сте с сыном Оро­да, Пако­ром, про­тив Сирии, занял мно­гие горо­да, раз­бил рим­лян в одном сра­же­нии, дошел до Карии и собрал вокруг себя рас­се­ян­ных сто­рон­ни­ков сво­ей пар­тии, но в 39 г. до Р. Х. был раз­бит лега­том Анто­ния П. Вен­ти­ди­ем. Поки­ну­тый пар­фя­на­ми, он бежал в Кили­кию, был схва­чен впо­след­ст­вии воль­ноот­пу­щен­ни­ком Цеза­ря Демет­ри­ем и, веро­ят­но, убит. Vell. Pat. 2, 78. Just. 42, 4. Plut. Ant. 33. Dio Cass. 48, 24 сл. 39 сл.;

3) П. Аттий Вар, при­вер­же­нец Пом­пея, сде­лал­ся в 51 г. до Р. Х. пре­то­ром в Афри­ке. В нача­ле борь­бы меж­ду Пом­пе­ем и Цеза­рем он ста­рал­ся защи­тить Пицен­скую область от Цеза­ря, но вслед­ст­вие недо­ста­точ­ной под­держ­ки со сто­ро­ны жите­лей дол­жен был бежать и соеди­нил­ся с Пом­пе­ем. Caes. b. c. 1, 12. 13. Cic. ad Att. 8, 15, 3. После уда­ле­ния Пом­пея в Гре­цию Вар пере­пра­вил­ся в Афри­ку, стал соби­рать вой­ска (Caes. b. c. 1, 31), но был раз­бит лега­том Цеза­ря, Кури­о­ном, при Ути­ке (2, 23 сл. App. b. c. 2, 44). Когда, по смер­ти Пом­пея, нача­лась Афри­кан­ская вой­на, Вар коман­до­вал фло­том, затем, после сра­же­ния при Тап­се, отпра­вил­ся на помощь к Пом­пею Млад­ше­му, но потер­пел мор­ское пора­же­ние при Кар­тее и погиб при Мун­де. Caes. b. Hisp. 27 слл. Dio Cass. 43, 30 сл.;

4) М. Аттий Бальб, был женат на сест­ре Цеза­ря, Юлии; выдал свою дочь Аттию (умер в 43 г. до Р. Х. Vell. Pat. 2, 60. Suet. Oct. 4) за Г. Окта­вия и через это сде­лал­ся дедом буду­ще­го импе­ра­то­ра Авгу­ста. В 59 г. он был пре­то­ром, затем управ­лял Сар­ди­ни­ей и впо­след­ст­вии руко­во­дил в Кам­па­нии разда­чей земель наро­ду. Suet. Oct. 4. Cic. Phil. 3, 6;

5) Л. Аттий (пра­виль­нее Акций), сын воль­ноот­пу­щен­ни­ка, родил­ся, по свиде­тель­ству Иеро­ни­ма, в 170 г. до Р. Х. в Писав­ре, умер в 94 г.; был сопер­ни­ком уже соста­рив­ше­го­ся Паку­вия и в друж­бе со мно­ги­ми знат­ны­ми рим­ля­на­ми. Обсто­я­тель­ства его жиз­ни мало извест­ны. В про­из­веде­ни­ях это­го поэта, счи­тав­ше­го­ся луч­шим писа­те­лем рим­ской тра­гедии, отра­жа­лись сила и твер­дость рим­ско­го харак­те­ра, но они не отли­ча­лись тща­тель­но­стью внеш­ней отдел­ки. Содер­жа­ние его мно­го­чис­лен­ных (по край­ней мере 37) пьес (меж­ду кото­ры­ми были 2 prae­tex­ta­tae: Aenea­dae s. De­cius, и Bru­tus луч­шее из его про­из­веде­ний) было взя­то боль­шей частью из 3 вели­ких тра­ги­ков, в осо­бен­но­сти же из люби­мей­ше­го его писа­те­ля Эсхи­ла; они дол­гое вре­мя бла­го­да­ря воз­вы­шен­но­сти мыс­лей и живо­сти их изло­же­ния поль­зо­ва­лись боль­шим зна­че­ни­ем, хотя арха­из­мы, непра­виль­но­сти в язы­ке и вооб­ще небреж­ность отдел­ки не доз­во­ля­ли счи­тать Аттия пер­во­класс­ным поэтом. Hor. ep. 2, 1, 15. Ov. amor. 1, 15, 19. (Отрыв­ки см. O. Rib­beck, Tra­gi­co­rum la­ti­no­rum frag­men­ta, 1852; 2-е изд., 1871). Его Di­das­ca­li­ca в 9 кни­гах и сти­хотвор­ной фор­ме, по-види­мо­му, содер­жа­ли ука­за­ния на вре­мя, спо­соб и успех пред­став­ле­ний, име­на акте­ров и т. п. Точ­но так же Prag­ma­ti­con lib­ri име­ли пред­ме­том исто­рию лите­ра­ту­ры и искусств. Про­чие при­пи­сы­вае­мые ему сочи­не­ния (Pa­rer­ga, An­na­les) под­ле­жат сомне­нию;

6) Аттий Лабе­он напи­сал не суще­ст­ву­ю­щий более сухой и пло­хой пере­вод гоме­ров­ских поэм. Соеди­не­ние его двух имен осно­вы­ва­ет­ся толь­ко на свиде­тель­стве схо­ли­а­стов Пер­сия, p. 248 и 259, изд. O. Iahn’а.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 178—179.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Квинт Лабиен Парфянский.
Лунский мрамор. Нач. II в. н. э.
Кремона, Городской музей Ала Понцоне.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Квинт Лабиен Парфянский.
Лунский мрамор. Нач. II в. н. э.
Кремона, Городской музей Ала Понцоне.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Квинт Лабиен Парфянский.
Лунский мрамор. Нач. II в. н. э.
Кремона, Городской музей Ала Понцоне.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Квинт Лабиен Парфянский.
Лунский мрамор. Нач. II в. н. э.
Кремона, Городской музей Ала Понцоне.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Квинт Лабиен Парфянский.
Мрамор. Нач. II в. н. э.
Кремона, Городской музей Ала Понцоне.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Квинт Лабиен Парфянский
Восток (походный монетный двор при Кв. Лабиене), 40 г. до н.э.
АВЕРС: Q. LABIENVS PARTHICVS IMP. (Quintus Labienus Parthicus, imperator) — обнаженная голова Кв. Лабиена вправо.
РЕВЕРС: Конь стоит вправо (RRC: парфянский конь), с уздечкой и седлом, к которому прикреплен мешок (BMCRR: [чехол для лука?], CRR: чехол для лука; RRC, RCTV: чехол для лука и колчан).
2. Аурей, золото
Квинт Лабиен Парфянский
Восток (походный монетный двор при Кв. Лабиене), 40 г. до н.э.
АВЕРС: Q. LABIENVS PARTHICVS IMP. (Quintus Labienus Parthicus, imperator) — обнаженная голова Кв. Лабиена вправо.
РЕВЕРС: Конь стоит вправо (RRC: парфянский конь), с уздечкой и седлом, к которому прикреплен мешок (BMCRR: [чехол для лука?], CRR: чехол для лука; RRC, RCTV: чехол для лука и колчан).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА