Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АВГУ́СТА

Augus­ta. Из мно­гих горо­дов это­го име­ни достой­ны заме­ча­ния:

1) Augus­ta Eme­ri­ta на Ана­те в Лузи­та­нии, н. Мерида, — коло­ния Авгу­ста для отстав­ных 5-го и 10-го леги­о­нов. Dio Cass. 53, 26. Strab. 3, 151;

2) Augus­ta Prae­to­ria, город салас­сов в цис­аль­пий­ской Гал­лии, в дурий­ской долине, н. Аоста. Dio Cass. 53, 25. Strab. 4, 206;

3) Augus­ta Rau­ri­co­rum, глав­ный город рау­ри­ков, н. Ауст у Базе­ля;

4) Augus­ta Sues­sio­num, преж­ний No­vio­du­num, глав­ное местеч­ко Свес­си­о­нов в Бель­гий­ской Гал­лии, н. Суас­сон (Sois­son);

5) Augus­ta Tau­ri­no­rum на Паде в цис­аль­пий­ской Гал­лии, н. Турин. Liv. 21, 38;

6) Augus­ta Tre­vi­ro­rum на Мозел­ле, н. Трир. Tac. hist. 4, 62. 72;

7) Augus­ta Vin­de­li­co­rum, глав­ный город Вин­де­ли­ции или Rae­tia se­cun­da, на р. Лике (Лех), н. Аугс­бург, в 14 г. до Р. Х. коло­ни­зо­ван Авгу­стом после побед Дру­за, веро­ят­но, она — splen­di­dis­si­ma Rae­tiae pro­vin­ciae co­lo­nia у Tac. Germ. 41.

См. также:
АВГУСТА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 193.
См. по теме: КИРРЕСТИКА • ЭГЕСТА, ЕГЕСТА • ЭМБОЛИМА, ЕМБОЛИМА • ДАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Голова Ливии в образе Цереры.
Сардоникс, золото.
20—29 гг. н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей, Коридор Марии Магдалины деи Медичи.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет, ранее идентифицировавшийся как Ливия, жена Августа. (Лициния, дочь Красса Фруги?)
Гипсовый слепок. Оригинал: правление Клавдия (41—54 гг. н. э.).
Рим, Музей Римской культуры.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Бюсты Тиберия и Ливии.
Халцедон, агат, золото.
14—29 гг. н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей, Коридор Марии Магдалины деи Медичи.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Ливии. Тип «Фаюм — Копенгаген».
Белый мрамор. 4—14 гг. н. э.?
Сен-Реми-де-Прованс, Археологическое хранилище Дома семьи де Сад.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия, супруга Августа.
Мрамор. 35 г. до н. э.
Ареццо, Городской археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя сидящей Ливии.
Гипсовый слепок.
Оригинал: мрамор, 1-я четверть I в. н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия, супруга Августа.
Пентелийский мрамор. Конец I в. до н. э. — начало I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Крипта Бальби.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римлянка.
Мрамор. 30—50 гг. н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия.
Мрамор.
Копия 4 г. н. э. с оригинала 27—23 гг. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя сидящей Ливии.
Мрамор.
Ок. 14 г. н. э.
Мадрид, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VII — обнаженная голова Тиберия вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
2. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: SALVS AVGVSTA — драпированный бюст Ливии в образе Салюс (Здоровье) вправо.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVG. P. M. TR. POT. XXIIII.
В центре, большими буквами: S. C.
3. Дупондий, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: PIETAS — бюст Ливии (?), в образе Благочестия (Pietas), в драпировке, с покрытой головой, в стефане, вправо.
РЕВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. RESTIT.
В центре, большими буквами: S. C.
4. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: IVSTITIA — драпированный бюст Ливии в образе Юстиции (?) вправо, на голове надета стефана, украшенная цветочным орнаментом; волосы уложены в узел на затылке.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVG. P. M. TR. POT. XXIIII.
В центре, большими буквами: S. C.
5. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS IMP. VII — обнаженная голова Тиберия вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
6. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS IMP. VII — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
7. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VII — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
8. Денарий, серебро
Гальба
Рим, 68—69 гг.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: DIVA AVGVSTA — Ливия, в драпировке, стоит влево, держит патеру в правой руке и вертикально длинный скипетр — в левой.
9. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: S. P. Q. R. / IVLIAE / AVGVST. — легенда вверху в три линии.
Два мула тянут вправо карпентум; передок повозки, слева и справа, украшен двумя Викториями, боковая сторона имеет две панели, на каждой из которых изображена стоящая фигура, отклонившаяся назад.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII
В центре, большими буквами: S. C.
10. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS PATER — голова Августа в лучистом венце влево. Перед ним — пучок молний, над головой — звезда.
РЕВЕРС: Женская фигура (Ливия в образе жрицы или Благочестие (Pietas, под покрывалом, в драпировке, сидит вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА