Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АВГУ́СТА

Augus­ta. Из мно­гих горо­дов это­го име­ни достой­ны заме­ча­ния:

1) Augus­ta Eme­ri­ta на Ана­те в Лузи­та­нии, н. Мерида, — коло­ния Авгу­ста для отстав­ных 5-го и 10-го леги­о­нов. Dio Cass. 53, 26. Strab. 3, 151;

2) Augus­ta Prae­to­ria, город салас­сов в цис­аль­пий­ской Гал­лии, в дурий­ской долине, н. Аоста. Dio Cass. 53, 25. Strab. 4, 206;

3) Augus­ta Rau­ri­co­rum, глав­ный город рау­ри­ков, н. Ауст у Базе­ля;

4) Augus­ta Sues­sio­num, преж­ний No­vio­du­num, глав­ное местеч­ко Свес­си­о­нов в Бель­гий­ской Гал­лии, н. Суас­сон (Sois­son);

5) Augus­ta Tau­ri­no­rum на Паде в цис­аль­пий­ской Гал­лии, н. Турин. Liv. 21, 38;

6) Augus­ta Tre­vi­ro­rum на Мозел­ле, н. Трир. Tac. hist. 4, 62. 72;

7) Augus­ta Vin­de­li­co­rum, глав­ный город Вин­де­ли­ции или Rae­tia se­cun­da, на р. Лике (Лех), н. Аугс­бург, в 14 г. до Р. Х. коло­ни­зо­ван Авгу­стом после побед Дру­за, веро­ят­но, она — splen­di­dis­si­ma Rae­tiae pro­vin­ciae co­lo­nia у Tac. Germ. 41.

См. также:
АВГУСТА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 193.
См. по теме: ЭРЕС, ЕРЕС • ДАНА • ДЕРТОЗА, ДЕРТОССА • ДИКЕАРХИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с Теллус. Деталь.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Ливии из виллы Мистерий.
Мрамор.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Боскореале, Антиквариум.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Ливии из виллы Мистерий. Деталь.
Мрамор.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Боскореале, Антиквариум.
4. НАДПИСИ. Рим.
Надпись из Старых Курий в честь членов династии Юлиев-Клавдиев.
AE. 1996. 246 = CIL. VI. 40307.
Лунский мрамор. 55—56 гг. н. э.
Зал 5.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя молящейся Ливии.
Мрамор. Вторая четверть I в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 52.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» («Большая камея Франции»).
Сардоникс. 37 г.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женский портрет.
Мрамор.
Конец II — начало I в. до н. э.
Переработка в портрет Ливии после 42 г. н. э.
Салоники, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия (Юлия?) и Тиберий.
Южная процессия (деталь).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Ливии. Тип «Фаюм — Копенгаген».
Белый мрамор. 4—14 гг. н. э.?
Сен-Реми-де-Прованс, Археологическое хранилище Дома семьи де Сад.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Ливии.
Мрамор. Нач. I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: SALVS AVGVSTA — драпированный бюст Ливии в образе Салюс (Здоровье) вправо.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVG. P. M. TR. POT. XXIIII.
В центре, большими буквами: S. C.
2. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VII — обнаженная голова Тиберия вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
3. Дупондий, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: PIETAS — бюст Ливии (?), в образе Благочестия (Pietas), в драпировке, с покрытой головой, в стефане, вправо.
РЕВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. RESTIT.
В центре, большими буквами: S. C.
4. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: IVSTITIA — драпированный бюст Ливии в образе Юстиции (?) вправо, на голове надета стефана, украшенная цветочным орнаментом; волосы уложены в узел на затылке.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVG. P. M. TR. POT. XXIIII.
В центре, большими буквами: S. C.
5. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS IMP. VII — обнаженная голова Тиберия вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
6. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS IMP. VII — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
7. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VII — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
8. Денарий, серебро
Гальба
Рим, 68—69 гг.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: DIVA AVGVSTA — Ливия, в драпировке, стоит влево, держит патеру в правой руке и вертикально длинный скипетр — в левой.
9. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: S. P. Q. R. / IVLIAE / AVGVST. — легенда вверху в три линии.
Два мула тянут вправо карпентум; передок повозки, слева и справа, украшен двумя Викториями, боковая сторона имеет две панели, на каждой из которых изображена стоящая фигура, отклонившаяся назад.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII
В центре, большими буквами: S. C.
10. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS PATER — голова Августа в лучистом венце влево. Перед ним — пучок молний, над головой — звезда.
РЕВЕРС: Женская фигура (Ливия в образе жрицы или Благочестие (Pietas, под покрывалом, в драпировке, сидит вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА