Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АВГУ́СТА

Augus­ta. Из мно­гих горо­дов это­го име­ни достой­ны заме­ча­ния:

1) Augus­ta Eme­ri­ta на Ана­те в Лузи­та­нии, н. Мерида, — коло­ния Авгу­ста для отстав­ных 5-го и 10-го леги­о­нов. Dio Cass. 53, 26. Strab. 3, 151;

2) Augus­ta Prae­to­ria, город салас­сов в цис­аль­пий­ской Гал­лии, в дурий­ской долине, н. Аоста. Dio Cass. 53, 25. Strab. 4, 206;

3) Augus­ta Rau­ri­co­rum, глав­ный город рау­ри­ков, н. Ауст у Базе­ля;

4) Augus­ta Sues­sio­num, преж­ний No­vio­du­num, глав­ное местеч­ко Свес­си­о­нов в Бель­гий­ской Гал­лии, н. Суас­сон (Sois­son);

5) Augus­ta Tau­ri­no­rum на Паде в цис­аль­пий­ской Гал­лии, н. Турин. Liv. 21, 38;

6) Augus­ta Tre­vi­ro­rum на Мозел­ле, н. Трир. Tac. hist. 4, 62. 72;

7) Augus­ta Vin­de­li­co­rum, глав­ный город Вин­де­ли­ции или Rae­tia se­cun­da, на р. Лике (Лех), н. Аугс­бург, в 14 г. до Р. Х. коло­ни­зо­ван Авгу­стом после побед Дру­за, веро­ят­но, она — splen­di­dis­si­ma Rae­tiae pro­vin­ciae co­lo­nia у Tac. Germ. 41.

См. также:
АВГУСТА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 193.
См. по теме: ЭГЕСТА, ЕГЕСТА • ЭЛЕВСИН, ЕЛЕВСИН • ЭЛЕЯ • ЭПИЗЕФИРИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Ливия.
Сардоникс.
Рим. I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с Теллус.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус (деталь).
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус (деталь).
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Ливии.
Белый крупнозернистый мрамор.
Правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Пезаро, Музеи Оливьери.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Ливии.
Мрамор.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Боскореале, Антиквариум.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
Ливия.
Сардоникс.
Начало I в. Переработана в XVIII в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
Ливия.
Сардоникс.
Рим. Нач. I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Бюсты Тиберия и Ливии.
Халцедон, агат, золото.
14—29 гг. н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей, Коридор Марии Магдалины деи Медичи.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женский портрет.
Мрамор.
Конец II — начало I в. до н. э.
Переработка в портрет Ливии после 42 г. н. э.
Салоники, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: SALVS AVGVSTA — драпированный бюст Ливии в образе Салюс (Здоровье) вправо.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVG. P. M. TR. POT. XXIIII.
В центре, большими буквами: S. C.
2. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VII — обнаженная голова Тиберия вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
3. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: IVSTITIA — драпированный бюст Ливии в образе Юстиции (?) вправо, на голове надета стефана, украшенная цветочным орнаментом; волосы уложены в узел на затылке.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVG. P. M. TR. POT. XXIIII.
В центре, большими буквами: S. C.
4. Дупондий, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: PIETAS — бюст Ливии (?), в образе Благочестия (Pietas), в драпировке, с покрытой головой, в стефане, вправо.
РЕВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. RESTIT.
В центре, большими буквами: S. C.
5. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS IMP. VII — обнаженная голова Тиберия вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
6. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VII — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
7. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS IMP. VII — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
8. Денарий, серебро
Гальба
Рим, 68—69 гг.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: DIVA AVGVSTA — Ливия, в драпировке, стоит влево, держит патеру в правой руке и вертикально длинный скипетр — в левой.
9. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: S. P. Q. R. / IVLIAE / AVGVST. — легенда вверху в три линии.
Два мула тянут вправо карпентум; передок повозки, слева и справа, украшен двумя Викториями, боковая сторона имеет две панели, на каждой из которых изображена стоящая фигура, отклонившаяся назад.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII
В центре, большими буквами: S. C.
10. Дупондий, медь
Клавдий
Рим, 41—42 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS — голова Августа, в лучистом венце, влево.
В поле, внизу, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: DIVA AVGVSTA — Ливия, в драпировке, в венке из зерновых колосьев, сидит влево на украшенном троне, держит зерновые колосья в правой руке и длинный факел — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА