Словарь античности

МАСКА, еще в кон­це 2-го тыся­че­ле­тия до н. э. участ­ни­ки куль­то­вых обрядов, стре­мясь пред­ста­вить себя раз­лич­ны­ми боже­ства­ми или злы­ми духа­ми, наде­ва­ли мас­ки с изо­бра­же­ни­ем голов живот­ных или чело­ве­че­ских лиц. Появ­ле­ние теат­раль­ных масок свя­за­но с куль­том Дио­ни­са. В куль­те пред­ков микен­ских гре­ков в пери­од Рим­ской импе­рии зна­чи­тель­ную роль игра­ли спе­ци­аль­ные мас­ки, наде­вае­мые на лицо покой­ни­ка (мас­ки погре­баль­ные, напри­мер на еги­пет­ских муми­ях, парад­ные шле­мы и т. д.). В антич­ную эпо­ху широ­ко исполь­зо­ва­ли мас­ки с изо­бра­же­ни­ем страш­ных мифо­ло­ги­че­ских существ (голо­ва Гор­го­ны Меду­зы) и мас­ки, яко­бы обла­даю­щие маги­че­ской силой (отвра­щаю­щие беду). Позд­нее мас­ки в основ­ном при­ме­ня­лись для укра­ше­ния зда­ний или гроб­ниц.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тогатус Барберини.
Мрамор.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 56.
3. МОЗАИКА. Рим.
Академия Платона.
Мозаика из Помпей (Вилла Т. Симиния Стефана).
II стиль. Начало I в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LIX.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет неизвестного мужчины.
Мрамор. 3-я четв. I в. до н. э.
Выс. 27,4 см.
Турин, Музей древностей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг муз.
Белый мрамор.
Рим. 180—200 гг. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Тиберия (14—37 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Пирующий Дионис.
Краснофигурный кратер-калик. Апулия.
Глина.
Приписывается Мастеру Афин 1714.
Ок. 375—350 гг. до н. э.
Чикаго, Институт искусств.
8. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Бронзовая маска воина для тренировочных боев.
Римская работа, II в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей, (на временной экспозиции).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Clipeus-саркофаг Луция Калтилия Салутариса, с изображением мифа о Ромуле и Реме.
Мрамор.
2-я половина II в.
Остия, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Театральная трагическая женская маска, тип katákomos ōchrá.
Раскрашенная терракота.
IV в. до н. э.
Чефалу, Музей Мандралиска.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIV. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
6. Денарий, серебро
Децим Юний Силан
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Маска Силена с бородой и в венке из сосновых ветвей, вправо; под ней плуг; все внутри богато украшенного ожерелья (torques).
РЕВЕРС: Виктория управляет бигой, кони скачут вправо; в правой руке она держит кнут со свисающим ремнем, в левой — пальмовую ветвь и вожжи; под конями галльская труба (carnyx); в поле D SILANVS L F; граница из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА