Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БАЗИ́ЛИ́КА

Ba­silĭca, βα­σιλι­κή, бази­ли­ка (sc. do­mus или por­ti­cus), вели­ко­леп­ные зда­ния в Риме и в про­вин­ци­ях, назна­чав­ши­е­ся для судеб­ных заседа­ний и для тор­го­вых сде­лок, дума и бир­жа (Cic. Verr. 2, 5, 58. ad Att. 2, 14); ввер­ху шла кру­гом гале­рея для зри­те­лей, как это вид­но из остат­ков тако­го зда­ния в Вероне (ср. Ro­ma, 8). Пер­вая бази­ли­ка в Риме постро­е­на была Като­ном Цен­зо­ри­ем на фору­ме, рядом с Кури­ей, и назы­ва­лась Ba­si­li­ca Por­cia, как и дру­гие, выстро­ен­ные впо­след­ст­вии, назы­ва­лись по име­нам сво­их стро­и­те­лей. Бази­ли­ка состо­я­ла из сред­не­го кор­пу­са и двух боко­вых кор­пу­сов, отде­лен­ных от него рядом колонн (см. фиг. a. бази­ли­ка в Пом­пе­ях); неко­то­рые, напр. Ba­si­li­ca Julia и Ba­si­li­ca Ul­pia, име­ли пять таких кор­пу­сов, сле­до­ва­тель­но, четы­ре ряда колонн. На одном кон­це глав­но­го кор­пу­са нахо­ди­лось отде­ле­ние, отго­ро­жен­ное решет­кой, как алтарь в церк­ви; или выстро­е­на была осо­бая три­бу­на для судей и адво­ка­тов. Внут­ри были ввер­ху гале­реи для зри­те­лей. Vitr. 5, 1 (см. фиг. b. бази­ли­ка в Вероне). Со вре­ме­ни Кон­стан­ти­на Вели­ко­го мно­гие бази­ли­ки обра­ще­ны были в церк­ви и архи­тек­ту­ра их слу­жи­ла осно­ва­ни­ем и при заклад­ке хри­сти­ан­ских церк­вей. Назва­ние свое они полу­чи­ли от στοὰ βα­σιλέως или βα­σιλι­κή в Афи­нах, при­сут­ст­вен­но­го места архон­та βα­σιλεύς (см. At­ti­ca, 12). Ср. Zes­ter­mann. Die an­ti­ken und die christl. Ba­si­li­ken (1847).

См. также:
БАЗИЛИКА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 204—205.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • Святилище Юпитера Хранителя •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
2. НАДПИСИ. Рим.
Основание статуи Мания Поблиция Илара.
Лунский мрамор. Середина II в. н. э.
CIL VI 30973 b.
Рим, Капитолийские музеи, Антиквариум на Целийском холме.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Юлия.

Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия.

Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия, курия Юлия.

Рим, Римский Форум.
7. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь Плиния Младшего.
Мрамор. 111—114 гг. н. э.
CIL V. 5262 = ILS 2927.
Милан, Базилика Святого Амвросия.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Тита в доспехах.
Белый мрамор.
79 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Апсиды базилики Беллатора.
IV в.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18—16 гг. до н.э.
АВЕРС: S. P. Q. R. IMP. CAESARI — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: QVOD VIAE MVN. SVNT (Quod viae munitae sunt) — триумфальная арка с одним проходом, увенчанная бигой с запряженными слонами, обращенная вправо, в которой стоит Август, увенчиваемый Викторией; по бокам от арки базилика (Cohen, BMCRR, BMCRE: базилика; RIC: крытый портик).
2. AE 32, медь
Клавдий
Никея, 47—48 гг.
АВЕРС: ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ ΣΕΒΑΣΤΗ ΝΕΑ ΗΡΑ — бюст Мессалины влево.
РЕВЕРС: Γ. ΚΑΔΙΟΣ ΡΟΥΦΟΣ ΑΝΘΥΠΑΤΟΣ — фронтальный вид двухъярусного четырехколонного здания с двухъярусными флигелями по бокам, над антаблементом надпись ΝΕΙΚΑΙΕΩΝ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА