Сенат (Senátus). «Сенат» или «совет старейшин» (seniores: ср. греч. γερουσία) наряду с царской властью и собранием свободных граждан считался старейшим римским учреждением и, подобно двум последним, существовал также в родственных общинах Лация (Mommsen, Staatsr. III. 836, прим. 2). По преданию, его создание приписывалось Ромулу (Liv. I. 8). Члены сената были сенаторами (senatores). Собирательное обращение patres
I. Численность сената. — Римская традиция сообщает, что сенат первоначально состоял из 100 членов (Liv. I. 8) и постепенно был увеличен до 300 членов, хотя и не рассказывает последовательно об этапах этого расширения. Общепринято мнение, что до времени Суллы нормальная численность сената составляла 300 человек. С 81 г. до диктатуры Цезаря формальный максимум был 600 человек. При Цезаре численность сената возросла до 900 человек (Dio Cass. XLIII. 47); при триумвирах превысила 1000 человек (Suet. Aug. 35, «erant enim super mille»: ср. Mon. Ancyr. 5, 6). Август снова сократил ее до 600 человек (Suet. l. c.; Dio Cass. LIV. 13); однако нет доказательств того, что он сам или его преемники строго соблюдали это ограничение. [Совет не быть слишком строгим в отношении численности сенаторов, который Меценат дает Августу (μηδὲν περὶ τοῦ πλήθους αὐτῶν ἀκριβολογούμενος[1], Dio Cass. LII. 19), можно считать, вслед за Моммзеном, отражающим практику времени самого Диона Кассия. См. Mommsen, Staatsr. III. 850, прим. 3].
II. Зачисление и исключение сенаторов. — Отличительная особенность римского сената состояла в том, что принятие в него всегда совершалось не путем народного избрания или кооптации, а решением магистрата, обладающего в данное время властью legere in senatum[2]; и хотя, как будет показано, в поздней республике его свобода выбора была так ограничена законом, что lectio senatus[3] была практически сведена к простому зачислению в него людей, формально имеющих на это право, однако его решение оставалось необходимым (Val. Max. II. 3, 1), а при империи в значительной мере вновь обрело прежнюю свободу. Два принципа — что сенат является всего лишь советом при магистрате и что магистрат избирает своих советников, — хотя и видоизмененные на практике вследствие страстного желания сената утвердить свою независимость, — никогда формально не отвергались и были успешно подтверждены цезарями. Правда, профессор Моммзен выдвинул теорию, согласно которой в доисторические времена дело обстояло иначе, и состав первоначального сената, представлявшего собой собрание глав (patres) патрицианских родов, не зависел от власти магистрата (Mommsen, Staatsr. III. 844, 854). Можно с уверенностью утверждать, что ранний сенат состоял исключительно из патрициев. Более того, вероятно, что эта первоначальная тесная связь с родами породила то притязание, которое патрицианский сенат завещал своему патрицианско-плебейскому преемнику, — что сенат является особым хранителем ауспиций и связанного с ними древнего порядка. Но нет никаких свидетельств о сенате как строго представительном совете родов. Известный нам первоначальный сенат предстает как совет, состоящий из патрициев, но патрициев, избираемых высшим магистратом [Liv. I. 8, «Romulus centum creat senatores»[4]. Теория Виллемса (Le Sénat, I. 26), что сенат первоначально являлся «réunion de tous les patres familiarum seniores des familles patriciennes»[5], а впоследствии «le choix royal succéda au droit d’hérédité»[6], — столь же необоснованное и менее вероятное предположение].
Начав с древнейшей из известных нам систем, в которой сенаторы избирались магистратом, мы должны рассмотреть: 1) каким магистратам последовательно предоставлялось это право выбора; 2) какими условиями, предписанными законом или обычаем, ограничивался этот выбор; 3) каким способом осуществлялась lectio senatus.
1) Прерогатива выбора сенаторов сначала принадлежала царю. От царей она перешла к консулам, а в течение краткого периода была предоставлена их временным заместителям, военным трибунам с консульской властью (Festus, с. 246, «ut reges sibi legebant, sublegebantque quos in consilio publico haberent, ita post exactos eos consules quoque et tribuni militum consulari potestate conjunctissimos sibi quosque patriciorum et deinde plebeiorum legebant»[7]). Когда она была передана цензорам, точно не известно. В процитированном выше фрагменте Феста подразумевается, что эта реформа произошла не раньше 387 г. от основания Города = 367 г. до н. э., когда консулярные трибуны были назначены в последний раз; следовательно, — не одновременно с учреждением самой цензуры (443 г. до н. э.). Согласно этому же фрагменту, изменение было внесено трибунским законом Овиния: «donec Ovinia tribunicia intercessit qua sanctum est ut censores ex omni ordine optimum quemque curiatim (sic) in senatum legerent»[8], — и, в качестве такового, вероятно, было проведено в интересах плебса. Поэтому можно поместить его после принятия закона Публилия (339 г. до н. э.), установившего, что один из цензоров должен быть плебеем (Liv. VIII. 12), ибо народный трибун того времени вряд ли доверил бы выбор сенаторов патрицианским магистратам. Первое известное составление списка сената, осуществленное цензорами, состоялось в знаменитую цензуру Аппия Клавдия Цека (312 г. до н. э.; Liv. IX. 29), так что закон Овиния и передачу цензорам составления списка сената можно отнести к промежутку между 339 и 312 гг. до н. э. (Mommsen, Staatsr. II. 395; Willems, I. 155). До конца республики эта обязанность оставалась в руках цензоров, хотя в двух случаях, в качестве исключительной меры, она была доверена диктатору. В 216 г., после битвы при Каннах, Марк Фабий Бутеон был назначен диктатором с этой целью (Liv. XXIII. 22, «qui senatum legeret»[9]); а Сулла реализовал это право как диктатор в 81 г. до н. э. (Appian. B. C. I. 100). И Юлий Цезарь, и триумвиры «избирали сенаторов» в силу предоставленных им экстраординарных полномочий. Август, верный своей общей политике, отчасти вернулся к прежнему обычаю. Хотя цензура как таковая прекратила свое существование и назначение сенаторов перешло в руки принцепса, прежняя с.622 связь между этой деятельностью и цензорской властью не вполне исчезла из виду. Из трех обычных lectiones senatus, проведенных Августом (Mon. Ancyr. II. 1, «senatum ter legi»[10]), первая — точно, а две вторых — предположительно, — совпали с тремя цензами римских граждан, предпринятыми им в 28 г. до н. э., 8 г. до н. э. и 14 г. н. э. Кроме того, хотя при Августе и его преемниках как зачисление в сенат лиц, имеющих на это законное право в силу занятия должности квестора, так и исключение из списка имен тех сенаторов, которые умерли или оказались недостойными, происходило ежегодно и совершенно независимо от всякой цензорской власти, прямое зачисление (adlectio) лиц, избранных цезарем по собственному усмотрению, происходило в I в. лишь изредка и всегда в силу цензорской власти, например, Клавдия, Веспасиана и Тита (
2) Прежняя конституция предоставляла царю или консулу право свободного выбора в сенаторы тех лиц, которых он считал наиболее подходящими для этой должности. Полноправное гражданство, свободнорожденность (ingenuitas) и хорошая репутация, несомненно, всегда были обязательны для получения места в сенате, как и магистратуры; но, хотя обычай мог ограничить выбор царя только патрициями, нет свидетельств того, что закон запрещал ему принимать в сенат плебеев; и принятие последних источники изображают как свободное действие царя или консула, а не как результат особого законодательства [Liv. II. 1. Теория Моммзена о том, что первоначально место в сенате было исключительно патрицианской привилегией (Staatsr. III. 870), зависит от его вышеупомянутой гипотезы об эпохе, когда сенат был представительным советом родов. Как признает он сам, невозможно обнаружить никаких свидетельств того, что в сенате формально признавались роды или курии]. Классический фрагмент Феста описывает царей и консулов как совершающих выбор свободно: «conjunctissimos sibi quosque… legebant»; поэтому быть пропущенным не считалось позорным, «praeteriti senatores in opprobrio non erant»[11] (Id. ib.). Даже закон Овиния предписывал цензорам избирать «ex omni ordine optimum quemque»; и Цицерон заявляет (pro Sest. 65, 137), что исходно замысел конституции состоял в том, чтобы сенат был открыт «omnium civium industriae ac virtuti»[12]. Но эта первоначальная свобода выбора постепенно была ограничена. Вероятно, по окончании года своей должности консулы всегда имели право быть включенными в сенат, и можно предположить, что с самого начала эта привилегия была предоставлена преторам. Когда, вследствие передачи lectio senatus цензорам, пересмотр списка сенаторов стал происходить не ежегодно, а раз в пять лет, экс-магистратам, имевшим право на включение в сенат, было позволено — после окончания года должности и в ожидании следующей пятилетней lectio, — войти в сенат и, не будучи сенаторами, высказывать мнение вместе с остальными. Отсюда различие между «сенаторами» и теми, «quibus in senatu sententiam dicere licet»[13] (Liv. XXIII. 32; Fest. с. 339; Varro, ap. Gell. III. 18, «qui nondum a censoribus in senatum lecti, senatores non erant, sed quia honoribus populi usi erant, in senatum veniebant, et sententiae jus habebant»[14]). Число магистратур, дающих это право, со временем увеличивалось. К 216 г. до н. э. оно, видимо, распространилось на курульный эдилитет, поскольку Ливий, описывая lectio этого исключительного года, просто включает курульный эдилитет в число должностей, позволявших лицам, занимавшим их, заседать в сенате (Liv. XXII. 49, «unde in senatum legi deberent»[15], 23. 23; и Mommsen, Staatsr. III. 860, прим. 3). С другой стороны, низшие магистратуры — плебейский эдилитет, трибунат и квестура, — еще не давали такого права, хотя можно предполагать, что ранее занимавшие их лица избирались после бывших курульных магистратов и до тех частных лиц, которые отличились на войне: «primum in demortuorum locum legit, qui post L. Aemilium, C. Flaminium censores curulem magistratum cepissent, necdum in senatum lecti essent… tum legit qui aediles, tribuni plebis, quaestoresve fuerant; tum ex iis qui magistratus non cepissent, qui spolia ex hoste fixa domi haberent aut civicam coronam accepissent»[16] (Liv. XXIII. 23). Ко времени Суллы, если не раньше, традиционное предпочтение, ранее оказываемое бывшим плебейским эдилам и трибунам, было изменено на предварительное место и jus sententiae[17] в сенате в ожидании следующей цензорской lectio и формальное зачисление в сенат в ходе lectio. [Эти привилегии, по-видимому, были предоставлены трибунам плебисцитом Атиния (Gell. XIV. 8, 2, «senatores non essent ante Atinium plebiscitum»[18]), который, согласно Моммзену, должен был состояться между 123 и 102 гг. до н. э. (Mommsen, Staatsr. III. 862, прим. 2). Когда их получили плебейские эдилы, неясно. На основании их включения в закон Ацилия в числе тех, «quei in senatu sient»[19], Моммзен предполагает, что это произошло до 122 г. до н. э. (там же, 861, прим. 2)]. Наконец, Сулла предоставил эти же права квесторам (Tac. Ann. XI. 22, «viginti quaestores creati supplendo senatui»[20]). Но эти права давно потеряли всякую ценность для обладателей высших должностей; ибо, благодаря постепенному установлению определенного порядка занятия этих должностей, человек, вероятно, уже был сенатором к тому времени, как достигал даже самой низшей курульной магистратуры. После Суллы они были важны только для квестуры, которая тогда официально стала первой ступенью карьерной лестницы. Как правило, даже трибунат занимали после квестуры, и поэтому занимавшие его лица уже были сенаторами. В результате эти изменения практически уничтожили свободу выбора магистрата. Он все еще назначал сенаторов, но, как правило, число бывших квесторов, ожидающих от него назначения и имеющих законное право на это назначение, должно было быть достаточным для заполнения всех вакансий, не оставляя места для остальных. После 70 г. до н. э. нет упоминаний о сенаторах, назначаемых по свободному выбору магистрата, до диктатуры Цезаря. Фактически, доступ в сенат предоставляло голосование народа в комициях (Cic. pro Cluent. 56, 153, с.623 «judicio populi Romani in amplissimum locum pervenire»[21]). Но «призыв» со стороны магистрата все же был необходим, а в Империи он снова стал реальностью. Квестура сохранила свое право на предоставление места, и перенос выборов квесторов в сенат при Тиберии создал видимость того, что этот орган получил полный контроль над собственным составом и кооптация заменила как свободный выбор магистрата, так и голосование народа. Но это была только видимость, ибо, помимо того влияния, которое давал императору его контроль над выборами квесторов, император имел и использовал также древнее право прямого зачисления, известное ныне как adlectio, вероятно, чтобы отличить его от прежних периодических lectiones республиканских времен (Mommsen, Staatsr. II. 877, прим.). Это право, эпизодически (см. выше) используемое первыми императорами, с правления Нервы и далее осуществлялось постоянно. Лица, зачисляемые таким образом, получали определенное место в списке, обычно «inter tribunicios»[22], иногда «inter praetorios»[23], а в III в. даже «inter consulares»[24]; этот номинальный ранг считался эквивалентным фактическому занятию данной должности. Увеличение частоты этих adlectiones указывает на использование данного метода как способа укрепления контроля императора над сенатом и продвижения его друзей и протеже (Mommsen, Staatsr. II. 877 слл.; Vita Pert. 6, «cum Commodus adlectionibus innumeris praetorios miscuisset»[25]; Vita Marci, 10, «multos ex amicis adlegit»[26]).
Первоначально закон не предъявлял никаких квалификационных требований к возрасту или имуществу для членства в сенате; но с того времени, когда избрание квестором стало нормальным способом вхождения в сенат, законный возраст получения этой должности на практике стал и законным возрастом для членства в сенате. Поэтому в поздней Республике это было 30 лет, со времен Августа — 25 лет (Dio Cass. LII. 20; Quaestor). Имущественный ценз впервые был учрежден Августом, установившим его в размере миллиона сестерциев (Dio Cass. LIV. 17; Suet. Aug. 41; Tac. Ann. I. 75, II. 37). При Траяне всех кандидатов на должность и, следовательно, на место в сенате, обязали инвестировать треть своей собственности в италийскую землю (Plin. Epp. VI. 19). Марк Аврелий сократил эту долю до четверти (Vit. 11).
Наконец, следует отметить, что в начале империи галлам (Tac. Ann. XI. 23) и, возможно, другим провинциалам было предоставлено римское гражданство без права добиваться должностей в Риме (jus honorum); и для этих людей сенат был закрыт, если их прямо не зачислял император. Но об этой особой неправоспособности нет свидетельств после правления Клавдия.
С правом назначения сенаторов было тесно связано право их исключения (loco movere) или удаления их из пересмотренного списка (praeterire). О способе, которым его осуществляли цари и консулы, мы ничего не знаем, кроме утверждения Феста, что, поскольку магистрат тогда составлял список по своему усмотрению, то никакое бесчестье не покрывало тех, чьи имена он пропускал (Festus, с. 246: см. выше). Легко понять, что сенат был недоволен тем, что до такой степени находился во власти магистрата; и закон Овиния, принятый, когда сенат и так уже постепенно упрочивал свое влияние (339—
3) Далее следует описать, как осуществлялась lectio или пересмотр списка. Наши сведения об этом начинаются с периода, когда пересмотр списка сената находился в руках цензоров, т. е., самое раннее, с 339 г. до н. э. Хотя lectio senatus, видимо, не являлась неотъемлемой частью ценза, подобно с.624 recognitio equitum[34] (Mommsen, Staatsr. II. 396, так же считает Виллемс), она, видимо, непосредственно ему предшествовала (Liv. XXIV. 18; XXVII. 11, &c.). Обычно ее осуществляли оба цензора совместно (Liv. XXXII. 7, XL. 50; Willems, I. 241), хотя по меньшей мере в одном случае вопрос о том, кто из двоих должен выполнить эту задачу, решался жребием (Liv. XXVII. 11, «sors legendi»[35]). До 81 г. до н. э. первым этапом было избрание сенатора, имя которого, как «принцепса сената», должно стоять во главе списка и который получит право первым высказывать свою sententia[36]. Согласно древнему обычаю, эта честь принадлежала старейшему патрицианскому цензорию (Liv. указ. соч.; Mommsen, Staatsr. III. 970). После 209 г. до н. э. мог быть избран любой патрицианский цензорий, независимо от старшинства. Неясно, назначался ли принцепс сената в прежнем смысле слова после правления Суллы: во времена Цицерона список сенаторов, вероятно, возглавлял старший консуляр, и в любом случае, даже если это звание и сохранилось, то потеряло почти всякую важность вследствие изменения порядка выступлений, лишившего принцепса привилегии получать слово первым (Varro, ap. Gell. XIV. 7; Виллемс [Willems, I. 114] полагает, что после Суллы принцепсы сената не только существовали, но и не обязательно были патрициями. Действительно, все трое названных им — Квинт Лутаций Катул, Публий Сервилий Ватия и Цицерон, — были плебеями. Но его аргументация неубедительна). В эпоху Империи императоры, следуя примеру Августа (Mon. Anc. Gk. 4, 2, πρῶτον ἀξιώματος τόπον τῆς συνκλήτου[37]), ставили свое имя во главу списка, хотя древний титул принцепса сената был возрожден лишь однажды, в правление Пертинакса (Dio Cass. LXXIII. 4). Избрав принцепса сената, цензоры просматривали старый список сената, вычеркивали имена умерших или потерявших законное право заседать в сенате, ставили на правильное место тех, кто в этот промежуток времени добился более высокой должности, и, наконец, вычеркивали из списка тех, кого считали недостойными. [В ходе lectio 216 г. до н. э. не был вычеркнут никто, но данный случай был исключительным (Liv. XXIII. 23)]. Затем заполнялись вакансии в том порядке, который описан выше, хотя и здесь цензоры могли пропустить одного или нескольких претендентов, имеющих законное право на включение в сенат. В окончательном списке сенаторы были перечислены согласно их официальному рангу, от бывших диктаторов и цензориев до квесториев; если имелись лица, не занимавшие никаких должностей, то они, несомненно, помещались последними. До правления Суллы в каждой категории магистратов патриции имели преимущество перед плебеями; после Суллы члены каждой категории перечислялись просто согласно официальному старшинству (Mommsen, Staatsr. III. 968; Willems, I. 259). В период империи сенатор мог получить преимущество путем дарования jus trium liberorum[38], а еще ранее — путем успешного судебного обвинения сенатора, обладающего более высоким рангом, чье место он занимал (Mommsen, указ. соч. 971; Dio Cass. XXXVI. 40). Лица, прямо зачисляемые (adlecti) императором в ранге преториев или трибунициев, помещались в списке после настоящих преториев или трибунициев (Vit. Pertin. 6). В республиканское время составленный список публично зачитывался с ростр (Liv. XXIII. 23); в период империи он регулярно публиковался (Dio Cass. LV. 3). Он оставался в силе до следующего пересмотра, то есть в эпоху республики — до тех пор, пока не вступали в должность следующие цензоры. В эпоху империи пересмотр проводился ежегодно (Dio Cass. указ. соч.). Официальное название списка, «album senatorium», впервые встречается у Тацита (Tac. Ann. IV. 42).
III. Состав и характер сената. — Первое важное изменение в составе сената должно было быть вызвано допуском в него плебеев — мерой, которую традиция приписывает Бруту и которая определенно предшествовала допуску плебеев к консульству. После того, как магистратуры стали доступны плебеям, а перечень магистратур, дающих право на место в сенате, был расширен, плебейский элемент в сенате усилился и к началу Пунических войн значительно преобладал над патрицианским (см. подсчеты Виллемса, I, с. 285 слл.). Здесь возникает вопрос: в какой мере сохранялось различие в правах и привилегиях между этими двумя элементами? Не вызывает сомнений тот факт, что интеррекс должен был являться патрицием непременно, а принцепс сената — традиционно (см. выше и статью Interrex), а также тот факт, что в списке сенаторов патриции имели преимущество перед плебеями такого же официального ранга. Но существует расхождение во мнениях по двум вопросам: (1) Принадлежало ли право назначения интеррекса (prodere interregem) и утверждения результатов голосования народного собрания (patrum auctoritas) исключительно сенаторам-патрициям? (2) Были ли сенаторы-плебеи когда-либо лишены права sententiam dicere? На первый вопрос положительно отвечают Моммзен (Mommsen, Röm. Forschungen, I. 218; Staatsr. III. 871) и Мадвиг (Madvig, Verfass. I. 233, 496); отрицательно — Виллемс (Willems, II. 1 и 33. См. также Interrex). Трудность разрешения этой проблемы увеличивается из-за многозначности смысла, в котором термин patres употреблялся античными авторами, и из-за того, что назначение интеррексов стало большой редкостью в тот период, к которому относятся наши лучшие свидетельства (Цицерон, Ливий), а patrum auctoritas еще задолго до этого превратилась в форму без содержания (в результате закона Публилия 339 г. до н. э.). В целом, наиболее правдоподобным представляется мнение, что оба акта первоначально находились в компетенции сената как чисто патрицианского органа, а в более поздние времена осуществлялись патрицианско-плебейским сенатом в целом. [Ср. расширение значения термина patres, так что оно стало включать весь сенат, и сохранение выражения patricii magistratus[39], когда речь идет о курульных должностях, долгое время после того, как они стали доступны плебеям (Cic. ad Brut. I. 5). Ливий говорит о патрициях только в связи с тремя самыми древними республиканскими междуцарствиями (III. 40, IV. 7, IV. 43: 421 г. до н. э.). В последующих случаях он всегда говорит о patres, как везде пишет и Цицерон. Patrum auctoritas нигде прямо не связана с патрициями. Полное рассмотрение вопроса см. у Виллемса, указ. соч. и статью Interrex]. Второй вопрос допускает более уверенный ответ. Общепризнанно, что после Суллы невозможно проследить никакого различия между патрициями и плебеями в отношении права sententiam dicere, а термин pedarii не имел юридического значения и просто обозначал сенаторов низшего разряда (т. е., фактически некурульных), до которых из-за нехватки времени редко доходили при опросе мнений и которые, поэтому, обычно вынуждены были pedibus ire in с.625 sententiam, то есть, переходить на одну или другую сторону помещения сената. [Gell. III. 18, «qui in alienam sententiam pedibus irent»[40]. Объяснение этого термина, предложенное Гавием Бассом (I в. н. э.) и процитированное в этом же отрывке: «Senatores qui magistratum curulem nondum cepissent pedibus itavisse in curiam[41]» (хотя понятия «некурульные экс-магистраты» и «педарии» действительно совпадают) — это неудачная догадка, которую, как ни странно, принимает Виллемс (указ. соч. I. 137). Последующая путаница между педариями и курульными экс-магистратами «nondum a censoribus lecti»[42], вероятно, принадлежит самому Геллию. Последние не являлись сенаторами, но имели jus sententiae dicendae; педарии были сенаторами, но на практике не имели возможности sententiam dicere. Эта путаница повторена в «Латинском словаре» Льюиса и Шорта. Оттенок неполноценности, связанный с понятием «педарии» в сенате, достаточно хорошо объясняет выражение Варрона «equites pedarii» (то есть, «обычные всадники» или «всадники низшего ранга»].
Однако Моммзен, соглашаясь с тем, что во времена Цицерона слово «педарий» было просто условным эпитетом, описывающим фактическое, но не юридическое положение сенаторов низшего ранга, считает, что в более раннее время этот термин имел установленное законом значение и обозначал «сенаторов-плебеев, зачисленных непосредственно консулами или цензорами, в отличие от тех, кто получил право на зачисление за счет своей должности», — класс, переставший существовать после 81 г. до н. э. Он полагает, что эти сенаторы-плебеи по закону не имели права высказывать суждения и могли только голосовать (pedibus ire). Против этой теории имеются следующие возражения: (1) Между правом sententiam dicere и правом голосования невозможно провести подобное различие. Для римского сенатора суждение и голосование были одним и тем же, хотя суждение можно было высказать различными путями, одним из которых было pedibus ire [см. ниже, в разделе о процедуре]. (2) Хотя в определенный период в сенате несомненно были люди, обладавшие jus sententiae, но не являвшиеся сенаторами, однако нет свидетельств существования когда-либо сенаторов, не обладающих этим правом. (3) Нет доказательств того, что когда-либо существовал юридически обособленный класс педариев или что этот термин когда-либо имел какое-то иное значение, чем то, которое было у него во времена Цицерона.
Принятие плебеев в сенат было отнесено к началу Республики; период между принятием закона Овиния и диктатурой Суллы засвидетельствовал еще одно изменение, тесно связанное с возрастанием роли сената в политической системе. Класс сенаторов, свободно избираемых магистратом, — в противоположность тем, кому избрание на должность дало законное право притязать на включение в сенат, — постепенно исчез (Cic. de Legg. III. 12, «neminem in summum locum nisi per populum venire»[43]), и сенат теперь состоял только из действующих и бывших должностных лиц, что исключало посторонние интересы и мнения, — исключительность, укрепившаяся в той мере, в какой с 200 г. до н. э. правящий класс стал рекрутироваться только из одной части римского общества — из нобилитета. Во времена Цицерона единственной действовавшей классификацией сенаторов была классификация по официальному рангу.
Во времена империи произошли дальнейшие изменения. Класс лиц, имеющих право присутствовать в сенате и высказывать суждения (см. выше) в ожидании следующей lectio, должен был прекратить свое существование, когда ежегодные пересмотры позволили императору зачислять их сразу же по истечении срока должности. С другой стороны, хотя официальная классификация сохранялась и даже лица, напрямую зачисленные цезарем, включались в ту или иную официальную категорию, и хотя большинство сенаторов, как правило, входило через прежнюю официальную дверь — квестуру, — рост числа adlecti, несомненно, не только усиливал контроль императора над сенатом, но и расширял ту сферу, откуда могли привлекаться новые члены сената. Тацит особо отмечает результат произведенного Веспасианом зачисления в сенат многочисленных италийцев и провинциалов (Tac. Ann. III. 55, «novi homines e municipiis et coloniis atque etiam provinciis — domesticam parsimoniam intulerunt»[44]. Сенаторы из восточных провинций до II в. встречаются очень редко). Но пока сенат таким образом становился более представительным по своему составу в масштабах всей империи, на него оказывала ограничительное воздействие тенденция предоставлять сенаторское достоинство лишь определенному классу, придавая ему наследственный характер. Почва для этой последней перемены была подготовлена в последнее столетие Республики. Во времена Цицерона мужчины из великих родов попадали в сенат через квестуру, и это как бы само собой разумелось. Таким образом, считалось, что сын сенатора имеет право на сенаторский ранг, и, как правило, он его имел; и Цицерон противопоставляет сенатскую и должностную карьеру, подобающую молодым нобилям, более спокойному и менее амбициозному жизненному пути, который обычай предписывал членам всаднического сословия (Cic. pro Cluent. 56, 153). Но сын сенатора все же не имел законного права на положение сенатора и в силу одного своего происхождения не обладал никакими законными отличиями или привилегиями. Даже значение выражения ordo senatorius[45] обычно ограничивалось фактическим сенатом (Mommsen, Staatsr. III. 459). Правда, Юлий распространил ограничения заграничных поездок, установленные для сенаторов, на их сыновей (Suet. Jul. 42); но к правлению Августа относится первая попытка формально сделать сенаторское достоинство наследственным и юридически создать сенаторское сословие, отличное от сената. Согласно распоряжениям Августа, сыновья сенаторов получили право носить широкую полосу (latus clavus) после принятия мужской тоги и посещать заседания сената (возрождение древнего обычая, Gell. I. 23). Они поступали на военную службу в качестве военных трибунов (tribuni militum) или префектов ал (praefecti alarum) и отличались от других молодых офицеров титулом laticlavii (Suet. Aug. 38, «liberis senatorum, quo celerius reipublicae assuescerent, protinus a virili toga, latum clavum induere et curiae interesse permisit, militiamque auspicantibus non tribunatum modo legionum, sed et praefecturas alarum dedit… binos plerumque laticlavios praeposuit singulis alis»[46]. Обычные военные трибуны были angusticlavii, Suet. Otho, 10). От военной службы они переходили к квестуре и получали место в сенате. Представляется несомненным, что в ранней империи на сыновей сенаторов и на других молодых людей, которым император предоставил latus clavus, возлагалась моральная обязанность сделать карьеру (они описываются как honores petituri[47]: Plin. Ep. VIII. 14; Dio Cass. LIX. 10, ἐπὶ τῇ τῆς βουλῆς ἐλπίδι[48]), но нет доказательств того, что в I в. н. э. это было обязательно по закону. [Известно несколько случаев, когда человек либо отказывался принять latus clavus, либо с.626 слагал ее с себя через некоторое время Suet. Vesp. 2, «latum clavum diu aversatus»[49] (Веспасиан); Tac. Ann. XVI. 17, «Mela petitione honorum abstinuerat»[50]; Hist. II. 86, «prima juventa senatorium ordinem exuerat»[51]; Ovid. Tr. IV. 10, 35. Однако Клавдий в должности цензора рассматривал это обязательство строго (Suet. Claud. 24, «senatoriam dignitatem recusantibus equestrem quoque ademit»[52]. Во время ценза 13 г. до н. э. Август обязал лиц моложе 35 лет, имеющих право на место в сенате, «βουλεῦσαι»[53] (Dio Cass. LIV. 26)]. Еще одной иллюстрацией той же самой политики является распоряжение Августа, запрещающее как сенаторам, так и их сыновьям жениться на вольноотпущенницах (Lex Papia Poppaea, Dig. 23, 2, 23). Проследить в деталях развитие этой политики императорами II в. невозможно. Однако в конце этого века мы видим, что два сословия — сенаторское и всадническое, — ясно и четко разграничены. Карьеры, предназначенные для членов каждого сословия, различны, а переход из одного в другое сложен и осуществляется редко [Equites; Principatus; Procurator]. Уже Светоний противопоставляет «senatoria et equestria officia»[54], Galb. 15; ср. Vita Commodi, 4, «per laticlavi honorem a praefecturae (т. е., praetorio, всадническая должность) administratione summovit»[55]. Юристы начала III в. рассматривают сенаторское достоинство как строго наследственное. Не только сыновья, но и внуки сенаторов рождались в сенаторском сословии и не могли избежать ни почестей, ни затрат, связанных с dignitas senatoria[56]. Ни рождение после смерти отца, ни усыновление в семью более низкого положения не влияли на эту позицию (Dig. 7, 35, 9, 7). Как удачно выразился Моммзен (Staatsr. III. 467), сенаторское сословие заняло место нобилитета поздней республики в качестве наследственной знати — как нобилитет ранее сменил патрициат. [Об особых привилегиях и обязанностях учрежденного таким образом сенаторского сословия см. следующий раздел, о его положении в целом ср. Mommsen, Staatsr. II. 865, III. 466; Madvig, Verf. I. 123 слл.; Friedländer, Sittengesch. I. 197 слл.].
IV. Инсигнии, привилегии и т. д. — В республиканское время сенатор не имел особого титула, ибо выражение «senator Romanus»[57], в отличие от «eques Romanus»[58], никогда официально не использовалось. Почтительное именование clarissimus[59] впервые было формально присвоено сенаторам во II в. н. э., хотя изредка применялось к ним и ранее (Mommsen, Staatsr. III. 565), и тогда же или вскоре после этого распространилось не только на их сыновей, но и на их жен и дочерей. Внешними инсигниями сенатора всегда были широкая пурпурная полоса на тунике (latus clavus) и красные сандалии (calcei) с пряжками в форме полумесяца (luna), а также кожаные ремни, обвивающие ноги (lora). Первая из этих инсигний, вероятно, не древнее гракханского времени (sero[60], Plin. Nat. XXXIII. § 29); последняя первоначально была отличительным знаком патриция. В период империи сын сенатора принимал latus clavus по достижении совершеннолетия; а красные сандалии носили уже в детстве (Stat. Silv. V. 2, 28). Особые места в театре впервые были отведены сенаторам в 194 г. до н. э. (Liv. XXIV. 44), а места на цирковых представлениях — Клавдием (Suet. Claud. 21). По мере того, как в период империи сенаторское сословие все более приобретало характер наследственной аристократии, ему предоставлялись различные новые отличия, например, право доступа к особе императора (Dio Cass. LVII. 11), участие в пирах за государственный счет (Suet. Aug. 35), крытые повозки для жен сенаторов (Dio Cass. LVII. 15), серебряное покрытие на их собственных повозках (Vit. Sev. Alex. 43) и сопровождающие их скороходы (cursores, Vit. Aurel. 49). В III в. н. э., а вероятно, и ранее, они были освобождены от всех налогов, хотя и сохраняли право на занятие должностей в собственных муниципиях (Dig. 50, 1, 23, «municeps esse desinit senatoriam adeptus dignitatem, quantum ad munera: quantum vero ad honorem, retinere creditur originem»[61]; ср. отсутствие указаний на место проживания в надписях сенаторов, см. Mommsen, Staatsr. III. 2, 887, прим. 1). Хотя, подобно прочим гражданам, сенаторы подчинялись обычным законам, они находились вне юрисдикции муниципальных властей. При Адриане возникает обычай, согласно которому для присутствия на суде над сенатором император приглашал советников только из числа сенаторов (Vit. Hadr. 8), — практика, возрожденная Александром Севером (Vit. 21, «ne quis non senator de Romano senatore judicaret»[62]). Но увеличение внешнего достоинства их положения в период империи повлекло за собой увеличение не только риска в правление дурных императоров, но и обязанностей и ограничений. Запрет на занятие торговлей и заключение государственных контрактов, как и судебная ответственность сенаторов и их сыновей по leges de repetundis[63], восходят к республиканским временам (Lex Claudia, Liv. XXI. 63: ср. Dig. 50, 5; Lex Acilia de pec. repet. 2; Bruns, Fontes jur. Rom. 54; Cic. pro Cluent. 55, 150). Кроме того, Александр Север запретил им давать в долг деньги иначе, чем под низкие проценты (Vit. 26). Изданный в правление Тиберия запрет на общение с актерами (Ann. I. 77), подобно запрету на брак с вольноотпущенницами, был нацелен на сохранение достоинства сословия. Но постановление Клавдия, запрещавшее преторианцам посещать утренние приемы сенаторов (Suet. Claud. 25), несомненно, было вызвано той же самой подозрительностью в отношении вмешательства сенаторов в военные дела, которое в конце концов привело к тому, что Галлиен запретил сенаторам занимать командные должности и посещать лагеря (Victor. Caes. 33). Особое налогообложение сенаторов как система не существовало до Диоклетиана (Mommsen, Staatsr. III. 2, 900 сл.). Дорогостоящие обязательства по проведению игр были скорее магистратским бременем, чем сенаторским [Ludi; Praetor; Quaestor. О привилегии голосовать в equitum centuriae[64], первоначально принадлежавшей сенаторам, и об их обязанности заседать в качестве судей в quaestiones perpetuae[65], см. Comitia; Judex; Quaestio.]
V. Процедура. — Право проводить заседание сената (senatum habere), совещаться с ним (consulere, referre, relationem facere) и проводить постановление (senatusconsultum facere) во времена Цицерона принадлежало консулам, преторам и народным трибунам, но если они все вместе присутствовали в Риме, то могли осуществлять эти права лишь в вышеуказанном порядке старшинства. Консулам и преторам данное право, несомненно, принадлежало с момента учреждения этих должностей. Трибуны приобрели его в какой-то период до принятия плебисцита Атиния (? до 133 г. до н. э.). Это право также было дано диктатору, интеррексу с.627 и префекту города [см. классический фрагмент, Gell. XIV. 7, 8, «Primum ibi ponit (Varro) per quos more majorum senatus haberi soleret, eosque nominat, dictatorem, consules, praetores, tribunos plebi, interregem, praefectum urbi… tribunis plebi senatus habendi jus erat quamquam senatores non essent ante Atinium plebiscitum»[66]]. Любому из этих магистратов можно было помешать в осуществлении данного права с помощью вмешательства коллеги, вышестоящего магистрата или трибуна [Intercessio; Tribunus.] В более ранние времена, когда консулы часто отсутствовали в Риме, находясь на войне, обязанность созывать сенат постоянно исполнял городской претор (Liv. XXII. 7; XXVI. 21; XLII. 8, и др.). В эпоху Цицерона ее обычно осуществляли консулы (Cic. ad Fam. XII. 28; Consul). В 23 г. до н. э. Август получил особое право созывать сенат так часто, как пожелает, даже не будучи консулом (Dio Cass. LIV. 3), и это право сохранили его преемники (Lex de Imp. Vesp. 2, «utique ei senatum habere… liceat, ita uti licuit divo Augusto»[67], и т. д. Тиберий, прежде, чем ему формально была предоставлена эта власть, созвал сенат «tribuniciae potestatis praescriptione sub Augusto acceptae»[68], Tac. Ann. I. 7). Но даже при императорах созывали сенат и председательствовали на его заседаниях обычно консулы (Plin. Epp. II. 11, «princeps praesidebat erat enim consul»[69]; ср. он же, Paneg. 76).
Магистрат, созывавший сенат, определял также место заседания, которое, однако, должно было отвечать определенным условиям. Законное заседание сената могло проводиться только в templum[70] и, кроме особых случаев, в пределах померия (Gell. XIV. 7, «in loco per augurem constituto, quod templum appellaretur»[71], см. Templum). В числе мест, где обычно проводились заседания сената, в республиканские времена были курия Гостилия и храмы Согласия, Кастора, Юпитера Статора и Земли. Сенат можно было созвать за пределами померия, но «intra milia passuum»[72], если в заседании должны были участвовать либо послы государств, не состоящих в союзе с Римом, либо промагистрат [Proconsul; Propraetor] (Mommsen, Staatsr. III, 930. В качестве мест проведения заседаний за пределами померия упоминаются храмы Аполлона и Беллоны: Liv. XXXIV. 43; Cic. ad Fam. VIII. 4; Plut. Sull. 30).
Сенат нельзя было созывать на заседание до рассвета или после заката (Gell. XIV. 7). Но в эпоху республики не было установлено определенных дней, по которым проводились заседания сената, — так же, как и дней для комиций. Август впервые постановил, что в каждом месяце должно проводиться по два регулярных заседания (Suet. Aug. 35, «ne plus quam bis in mense legitimus senatus ageretur Kal. et Idibus»[73], Dio Cass. LV. 3). Неясно также, существовали ли в раннюю эпоху дни, в которые сенат по закону не мог собираться. Но закон Пупия, который Моммзен датирует приблизительно 154 г. до н. э., очевидно, запретил магистратам проводить заседания сената в день, на который назначены комиции, а возможно, — в любой день, когда разрешено было проводить комиции (dies comitiales, Cic. ad Fam. I. 4, «senatus haberi ante Kal. Febr. per legem Pupiam… non potest»[74]; он же, ad Q. Fr. II. 2, «consecuti sunt dies comitiales per quos senatus haberi non potest»[75]; ср. ad Fam. VIII. 8; Mommsen, Staatsr. III. 921—
Обычным способом созыва сената (cogere senatum) было объявление одного или обоих консулов с указанием даты и места заседания, а иногда и того дела, которое предстояло рассмотреть (Liv. XXVIII. 9, «praemisso edicto ut triduo post senatus ad aedem Bellonae adesset»[76]; Suet. Caes. 28, «edicto praefatus se summa de republica relaturum»[77]; Cic. ad Fam. XI. 6, «quam edixissent… senatus adesset»[78]). Если созывающий магистрат был претором или трибуном, процедура была такой же. При необходимости магистрат имел полномочия обеспечить принудительную явку сенаторов путем взятия залога за их присутствие или штрафования неявившихся (Gell. XIV, 7; Cic. de Legg. III. 4, Phil. I. 12); но эта власть, по-видимому, мало употреблялась в поздней республике, и возросшее после 81 г. до н. э. число сенаторов в сочетании с тем фактом, что закон не требовал никакого кворума, давало мало поводов для ее применения. В эпоху империи дело обстояло иначе. Август счел необходимым не только установить кворум (Dio Cass. LV. 3; см. ниже), но и увеличить штрафы за непосещение (Dio Cass. LIV. 18), и Клавдий сделал то же самое (Dio Cass. LX. 11; ср. Tac. Ann. XVI. 27, «patres arguebat (Nero) quod publica munia desererent»[79]).
Когда сенат собирался, обычно ранним утром, сенаторы занимали места по собственному выбору на скамьях (subsellia), расставленных рядами справа и слева от курульных кресел председательствующих магистратов; последние располагались лицом ко входу в помещение [Моммзен (Mommsen, Staatsr. III. 932) показал, что в эпоху Республики ни рядовые сенаторы, ни, как считает Виллемс (Willems, II. 173), магистраты в целом не имели особых или отведенных для них мест]. В эпоху Империи кресло императора размещалось между креслами консулов (это место было впервые предоставлено Августу в 19 г. до н. э.: Dio Cass. LIV. 10); а преторам, трибунам и, возможно, прочим магистратам были отведены отдельные места (Mommsen, указ. соч., с. 934). Слушания начинались с жертвоприношения, за которым следовал осмотр внутренностей жертвы (Gell. XIV. 7; Mommsen, указ. соч., с. 935).
Магистрат, созвавший сенат, председательствовал на заседании, и именно он, в соответствии с определенными предписаниями традиций, определял, какие вопросы и в каком порядке будут представлены собранию. Прежде всего он обязан был сообщить сенату обо всех важных новостях, зачитать донесения от должностных лиц, находящихся за границей, и представить провинциальные и иноземные делегации (Caesar,
Магистрат мог придерживаться этих предварительных сообщений и предложить сенату высказать мнение по одному или нескольким из поднятых вопросов, и сенат нередко выкриками требовал такого опроса. Однако решение о том, предпринимать ли эти дальнейшие шаги, зависело от магистрата (Liv. XXX. 21, «conclamatum ex omni parte curiae est, uti referret с.628 P. Aelius praetor»[80]; Liv, XLII. 3, «ex omnibus partibus postulabatur ut consules eam rem ad senatum referrent»[81]; Cic. ad Fam. X. 16; Caes.
Формальный опрос сената (relatio) регулировался множеством традиционных правил. Обычно после разъяснения рассматриваемого дела («verba facere», Cic. ad Fam. VIII. 8; Phil. VIII. 14, и др.), магистрат спрашивал у сената «quid de ea re fieri placet»[83], сам не внося никакого определенного предложения (Sall. Cat. 30; Cic. Cat. I. 10, III. 13). Иногда магистрат обозначал свое собственное мнение (Liv. XXXIX. 39, «sibi nisi quid aliud eis videretur in animo esse… comitia habere»[84]. Примеры определенного предложения см.: Suet. Caes. 28, «rettulit ad senatum ut ei succederetur»[85]; Cic. Phil. I. 1, «scriptum senatusconsultum quod fieri vellet attulit»[86]; ср. Cic. Phil. X. 17). Важным показателем более зависимого положения сената по отношению к императору является тот факт, что последний, совещаясь с сенатом, обычно в это же время вносил определенное предложение (см. ниже). Консультация с сенатом могла проводиться по общим вопросам («infinite de republica», Gell. XIV. 7; ср. Liv. XXVI. 10, «de summa republica consultatum») или по отдельным вопросам («de singulis rebus finite», Gell. XIV. 7; Cic. Phil. VII. 1, «de Appia Via et de Moneta»[87]), и, высказывая свои суждения, сенаторы могли высказывать пожелания, чтобы какой-то конкретный вопрос был рассмотрен отдельно (Cic. Phil. X. 24, «de M. Appuleio separatim censeo referendum»[88], ad Fam. VIII. 8, «ne quid conjunctim referatur»[89]). Традиция также давала общие предписания о том, в каком порядке должны рассматриваться дела: «de rebus divinis priusquam humanis ad senatum referendum esse»[90] (Gell. XIV. 7; ср. Liv. XXII. 9, «ab diis orsus — tum de bello deque republica»[91]); но и здесь, по крайней мере, в поздней Республике, обычай придавал определенное значение пожеланиям самих сенаторов, которые могли либо прямо потребовать безотлагательного рассмотрения определенного вопроса (Cic. ad Fam. X. 16, «flagitare senatus institit… ut referret statim»[92]), либо косвенно вынудить к этому магистрата, отказавшись высказывать мнения по любым вопросам, пока не будет представлено желаемое дело (Cic. ad Att. III. 24, «senatum nihil decernere, antequam de nobis actum esset»[93]; in Pison. 13, 29, «quum quacunque de re verbum facere coeperatis aut referre ad senatum, cunctus ordo reclamabat, ostendebatque, nihil esse vos acturos, nisi prius de me rettulissetis»[94]). Право доклада (jus referendi, consulendi senatum, cum patribus agendi) принадлежало исключительно экстраординарным магистратам, консулам, народным трибунам и преторам; однако последние, по-видимому, осуществляли его только в отсутствие консулов. В отношениях между консулами и трибунами дело консула имело приоритет, хотя, судя по Cic. Phil. VII. 1, если дела были незначительными, то доклады консулов и трибунов могли быть представлены собранию совместно («de Appia Via et de Moneta consul; de Lupercis tribunus plebis refert»[95]). Императорам закон предоставил особое право доклада, как и право созывать сенат, в дополнение к тому, которым они обладали в силу трибунской власти. Это право, предоставленное Августу в 23 г. до н. э., когда он отказался от консульства (Dio Cass. LIII. 32), и подтвержденное его преемникам (Lex Vespas. 2, Bruns, 128), дало ему возможность делать первый доклад (περὶ ἑνός τινος, Dio Cass. op. cit.) на каждом заседании сената, а впоследствии было расширено так, что позволяло ему сделать четыре или даже пять докладов, прежде чем очередь дойдет до регулярных магистратов («jus quartae relationis», Vit. Pert. 5; «quintae relationis», Sev. Alex. 1; ср. Pelham, Journal of Philology, XVII, с. 41, 42). Сначала, по крайней мере, император, как и консул, делал доклад лично, а если не имел такой возможности, то в письменном виде передавал его консулам (Тиберий, Dio Cass. LVIII, 11; Нерон, Suet. Nero, 15). Но с конца I в. и далее вошло в обычай использование квестора принцепса (quaestor principis) в качестве глашатая императора, как эпизодически поступали Август (Dio Cass. LIV. 25) и Клавдий (Он же, LX. 2) (Quaestor: ср. Digest 1, 13, 1, «quaestores… libris principalibus in senatu legendis vacant»[96]; там же, 4, «quique epistulas eius in senatu legunt»[97]). Таким образом, доклады императора приняли форму письменных «речей» (orationes) или «писем» (litterae, epistulae) и обычно упоминаются под такими названиями (Suet. Tit. 6; Dig. 23, 2, 16, и др.).
За формальным представлением вопроса следовали не дебаты в современном смысле слова, а опрос мнений (sententias rogare, perrogare) отдельных сенаторов поочередно. Подобно тому, как теоретически сенат был всего лишь совещательным органом, с которым консультировался магистрат, так и единственной обязанностью сенатора было высказать его мнение (sententiam dicere), и технически в это единственное действие включались как речь, так и голосование. Но, как мы увидим, соображения удобства, как и растущая тенденция рассматривать высказанное сенатом мнение как реальное решение, на деле породили обычай подсчета голосов, который практически, хотя и не теоретически, был отличен от опроса мнений.
Ожидалось, что при опросе мнений магистрат должен следовать твердо установленному порядку старшинства, в целом соответствовавшему тому порядку, который соблюдался в официальном списке (см. выше). До времени Суллы в первую очередь спрашивали о мнении принцепса сената. Во времена Цицерона магистрат мог предоставить эту честь любому консуляру, будучи связан лишь двумя ограничениями: 1) ожидалось, что он будет придерживаться того порядка, который принял в первый день своей должности; 2) после консульских выборов, то есть, в течение второй половины года, он обязал был предоставить приоритет избранным консулам. Далее опрашивали остальных консуляров, обычно в порядке старшинства, за ними преториев, эдилициев и т. д. [Возможно, что в более раннюю эпоху, прежде, чем среди сенаторов твердо установился порядок старшинства, магистрат пользовался большей свободой в этом вопросе (Mommsen, Staatsr. III. 974). Классическим является фрагмент Варрона об ordo sententiarum[98] в ap. Gell. XIV. 7, «singulos autem debere consuli gradatim, incipique a consulari gradu, ex quo gradu… antea primum rogari solitum qui princeps in senatum lectus esset, tum autem cum haec scriberet… ut is primus rogaretur, quem rogare vellet qui haberet senatum, dum is tamen ex gradu consulari esset»[99]; ср. там же, IV. 10; Suet. Caes. 21, (Цезарь) «post novam adfinitatem Pompeium primum rogare sententiam coepit»[100]. Об избранных консулах ср. Sall. Cat. 50: «Silanus primus sententiam rogatus quod eo с.629 tempore consul designatus erat»[101]; и Cic. ad Fam. VIII. 4; Tac. Ann. III. 22]. Право высказывать суждение, jus sententiam dicendae, принадлежало всем сенаторам, исключая лишь магистратов текущего года, которые теоретически были консультируемыми, а не консультантами (Liv. VIII. 20; Willems, II. 189). Суждения магистратов спрашивали лишь тогда, когда доклад делал император в силу своих особых полномочий (Tac. Ann. III. 17; Hist. IV. 41). Но любой магистрат в любой момент мог вмешаться с речью по обсуждаемому вопросу [Mommsen, Staatsr. III. 943. Этот же автор считает, что в давние времена плебеи, прямо зачисленные в сенат консулами или цензорами, не занимая ранее магистратуры, дающей на это право, не имели права высказывать суждение (Staatsr. III. 963), но могли лишь участвовать (pedibus eundo) в финальной discessio[102]. Однако свидетельств этого недостаточно]. Каждому сенатору по очереди предлагался вопрос в простой форме «dic M. Tulli (quid censes)»[103] (Liv. I. 32; Cic. ad Att. VII. 1), но варианты ответа были различными. (1) Сенатор мог подняться, обсудить вопрос в заранее обдуманной речи и завершить ее формальным выражением своего мнения, сформулированного так, чтобы послужить основой постановления («stantem sententiam dicere»[104], Liv. XXVII. 34; Cic. ad Att. I. 14, «surrexit, ornatissimeque locutus est»[105]. О форме, в которой формулировалось заключительное суждение, см. Phil. XIV. 29, «decerno igitur»[106], и т. д.; там же. X. 25, «quod consul… verba fecit de litteris de ea re ita censeo»[107]; там же. V. 46, «ita censeo decernendum»[108]). Иногда его проект составлялся заранее в письменной форме (Phil. III. 20). Это ожидалось от консуляров и других выдающихся сенаторов в сколько-нибудь важных случаях. (Liv. XXVII. 34). (2) Он мог, не поднимаясь, выразить согласие с одним из предшествующих суждений, либо verbo[109] (Cic. ad Att. VII. 3, «dic M. Tulli: σύντομα, Cn. Pompeio adsentior»[110]), или кивком, или поднятием руки («verbo assentiebatur»[111]; Liv. XXVII. 34; ср. Sall. Cat. 52, «sedens assensi»[112]; Cic. ad Fam. V. 2). (3) Он мог перейти на сторону сенатора с мнением которого соглашался («pedibus ire in sententiam»[113], Liv. XXVII. 34; Cic. ad Q. Fr. II. 1, 3; Vit. Aureliani, 20, «interrogati plerique senatores sententias dixerunt… deinde aliis manus porrigentibus, aliis pedibus in sententias euntibus, plerisque verbo consentientibus»[114]). Таким способом сенатор, который уже пространно высказал свое суждение, мог дать понять, что изменил свое мнение (Sall. Cat. 50, «Silanus… primus sententiam rogatus… decreverat: isque postea permotus oratione G. Caesaris pedibus in sententiam Tiberi Neronis iturum se dixerat»[115]).
Строго говоря, столь упорядоченный опрос мнений по проблеме, представленной магистратом, исключал как возможность того, что опрашиваемые затронут какой-либо новый вопрос, так и всякие дебаты в современном смысле слова. Но в эпоху Цицерона обычай дозволял такую свободу слова, которая на практике не соответствовала теоретической процедуре. Когда сенатора спрашивали о его мнении по определенному вопросу, он мог воспользоваться случаем, чтобы произнести пространную речь по совершенно другому вопросу, и эта привилегия была совершенно общепризнанна и часто использовалась («egredi relationem»[116], Gell. IV. 10; Tac. Ann. II. 38; Cic. ad Fam. X. 28, «quum tribuni plebis… de alia referrent, totam rempublicam sum complexus»[117]). В реальности, это был единственный доступный сенатору способ привлечь внимание сената к вопросам, которые магистраты не желали формально представлять сенату (Cic. Phil. VII. 1, «parvis de rebus consulimur… tamen animus aberrat a sententia, suspensus curis majoribus»[118]). Ясно, что председательствующий магистрат не мог вынудить сенатора говорить по теме, и неясно, насколько он мог ограничить продолжительность его речи. Согласно Атею Капитону (Gell. IV. 10), сенатор мог сказать, «quicquid vellet… et quoad vellet»[119]; и сообщается о нескольких случаях, когда вопрос был, как сказали бы мы, «заболтан» (Cic. ad Att. IV. 3, «calumnia dicendi tempus exemit»[120]; Gell. IV. 10, «eximebat dicendo diem»[121]; ср. Cic. ad Att. IV. 2, ad Q. Fr. II. 1, 3). Известен лишь один случай, когда председательствующий магистрат использовал власть для того, чтобы пресечь это злоупотребление, и тогда чувства сената были явно не на его стороне (арест Катона, осуществленный Цезарем, Gell. IV. 10). В другом случае сенат принял решение о том, что речи должны быть краткими (Cic. ad Fam. I. 2). Altercationes[122], нередкие в эпоху Цицерона, определенно нарушали порядок, но столь же определенно были допустимы (Mommsen, Staatsr. III. 947; Willems, II. 191).
Теоретически процедура бесспорно подразумевала, что магистрат выяснял мнение собрания по тому вопросу, который представлял им, предлагая каждому сенатору по очереди высказать мнение (perrogare sententias); и нет свидетельств того, что он мог сократить этот процесс, в какой-либо форме прекратив прения (Mommsen, Staatsr. III. 983, против Willems, I. 194). Возможно также, что в прежние дни, когда сенат еще был подчиненным и чисто совещательным органом, считалось достаточным выяснить его мнение в той форме, в какой оно выражалось в процессе опроса, и за ним не следовало формальное расхождение (discessio). Но когда сенат фактически стал правящим советом, количество и сложность представляемых ему дел увеличились, и важность его решений также возросла. Эти изменения, в сочетании с возрастанием его численности с 300 до 600 членов, изменили характер perrogatio sententiarum[123], и сделали необходимым более точный способ «проведения голосования», т. е., определения, в чем состоит большинство sententiae. (Но «голосование» технически не отграничивалось от «высказывания мнения», и немыслимо, чтобы — как считает Моммзен — существовали сенаторы, имеющие право голосовать, но не имеющие права sententiam dicere). Из имеющихся рассказов о сенатской процедуре в эпоху Цицерона ясно, что sententiae, сформулированные как формальные предложения, объясняемые и защищаемые в речах, обычно высказывала только высшая категория сенаторов, консуляры и претории, а остальные удовлетворялись кратким согласием (verbo) или выстраивались позади оратора, с которым соглашались (pedarii). Случаи Катона в 63 г. до н. э., который, будучи всего лишь избранным трибуном, высказал предложение, которое в итоге было принято, и Публия Сервилия Исаврийского, Cic. ad Att. I. 19, несомненно, являются исключениями). За perrogatio следовала, по крайней мере, во времена Цицерона, pronuntiatio sententiarum; если было сделано только одно определенное с.630 предложение, или если сенат явно одобрял определенное предложение, то все было просто. Но если, как в случае дебатов о восстановлении Птолемея Авлета (Cic. ad Fam. I. 1 и 2), было высказано несколько противоречивых предложений и имело место реальное разделение мнений, то возникали серьезные трудности. От магистрата, сделавшего доклад, зависело проведение голосования по таким предложениям, причем в том порядке, какой он считал нужным; он мог отказаться ставить на голосование то предложение, которое считал нецелесообразным (Willems, II. 194; Cic. Phil. XIV. 22), или совпадающим с другими или лучше выраженным в других предложениях (Cic. ad Att. XII. 21, «cur ergo in sententiam Catonis, quia verbis luculentioribus et pluribus rem eandem comprehenderat»[124]). Но, как правило, предложения должны были ставиться на голосование в том порядке, в котором были высказаны. Если первое принималось, то остальные, не совместимые с ним, естественно, отпадали. Единое предложение в итоге могло быть разделено и поставлено на голосование двумя частями (Cic. pro Mil. XIV, «divisa est sententia[125]»; ср. ad Fam. I. 2). Трудности, связанные с представлением собранию множества предложений и получением ясного решения хорошо описаны Плинием (Epp. VIII. 14, «quae distinctio pugnantium sententiarum quae exsecutio prioribus addentium»[126], и т. д.). После того, как предложение было зачитано (pronuntiata), магистрат предпринимал разделение, приказывая голосующим «за» перейти в ту часть помещения, где сидел автор предложения, а голосующим «против» — в противоположную (Plin. указ. соч., «qui haec sentitis in hanc partem, qui alia omnia in illam partem ite… in hanc partem, id est in eam in qua sedet qui censuit»[127]; ср. Cic. ad Fam. I. 2, «frequentes ierunt in alia omnia»[128]; Festus, с. 261). Затем он объявлял, на какой стороне находится большинство («haec pars major videtur»[129], Senec. de Vit. beat. 2. Нет свидетельств о реальном подсчете голосов — не более, чем в случае, когда спикер английской Палаты общин объявляет, что большинство «за»; Mommsen, Staatsr. III. 993).
Такова была обычная процедура. Но в некоторых случаях можно было обойтись без perrogatio sententiarum, и разделение происходило сразу же (senatusconsultum per discessionem facere[130]). Однако это было допустимо лишь тогда, когда вопрос был формальным или не вызывал разногласий (Варрон в Gell. XIV. 7, «senatusconsultum fieri duobus modis aut per discessionem si consentiretur, aut si res dubia esset, per singulorum sententias exquisitas»[131]; ср. Cic. Phil. III. 24).
Республиканская процедура со сравнительно небольшими изменениями сохранялась в течение первых трех веков Империи (ср. Plin. Epp. VIII. 14; Vit. Aurel. 20); и «lex, quae nunc de senatu habendo observatur»[132] (Gell. IV. 10), вероятно, принятый Августом, не мог внести много важных изменений. Особое jus referendi, предоставленное императору, упоминалось выше. Он имел также право, как сенатор, высказывать свое суждение, причем высказывать его, когда пожелает — обычно либо первым, либо последним (Dio Cass. LVII. 7; Tac. Ann. I. 74. После Тиберия императоры, по-видимому, никогда не использовали это право: Mommsen, Staatsr. III. 977). Право избранного консула первым получать слово исчезает в начале II в. н. э. (там же, III. 976); и, наконец, Август установил определенный кворум, необходимый для того, чтобы голосование имело силу. (Точная численность, необходимая для кворума, неизвестна: там же, III. 990; Dio Cass. LV. 3; Suet. Aug. 35). Но на практике снижение независимости сената приводило к тому, что тщательно разработанным порядком прежних дней часто пренебрегали. Орган, собиравшийся для того, чтобы покорно утвердить предложение императора, провести похвальное постановление или принять решение по какому-то тривиальному вопросу, охотно избавился от рутины perrogatio, и ее место заняли недостойные adclamationes[133] [Plin. Epp. VIII. 14, «priorum temporum (т. е., при Домициане) servitus… etiam juris senatorii oblivionem quandam et ignorantiam induxit»[134], ср. Paneg. 54, 75, 76; «consulti omnes atque etiam dinumerati sumus»[135] (при Траяне). Об adclamationes, см. Mommsen, указ. соч. III. 951, прим. 2, и Script. Hist. Aug. passim, особенно Vit. Alex. Sev. 6, 7; Vit. Taciti, 5].
После того, как опрос и голосование по докладам магистратов были закончены, председательствующий магистрат распускал сенат словами «nihil vos teneo»[136] или «tenemus patres conscripti»[137] (Cic. ad Q. Fr. II. 2, или «nihil vos moramur»[138], Vit. Marci, 10). Затем магистрат, сделавший доклад и руководивший голосованием, оформлял решение или решения как постановление сената («senatusconsultum perscribere», Cic. Cat. III. 6; ad Fam. VIII. 8) в присутствии двух или более сенаторов («scribendo adfuerunt», Cic. ad Fam. VIII. 8; ad Att. IV. 17). Если вмешательство трибуна не позволяло принять постановление сената, то решение тем не менее записывалось как «senatus auctoritas»[139] (Cic. ad Fam. VIII. 8; Tribunus). Обычная форма постановления сената выглядела так: «Pridie Kal. Oct. in aede Apollinis scribendo adfuerunt… quod consul verba fecit de provinciis consularibus, de ea re ita censuere, uti»[140], и т. д. (Cic., там же). Более старые постановления начинались формулой «consul (или praetor, tribunus pl.) senatum consuluit»[141] (напр., Senatusconsultum de Bacchanalibus,
VI. Полномочия сената. — Патрицианско-плебейский сенат унаследовал от своего патрицианского предшественника две важных прерогативы — утверждение решений народного собрания (patrum auctoritas) и назначение интеррекса. Первая из них к 287 г. до н. э. была сведена к пустой формальности (закон Публилия 339 г. до н. э., Liv. VIII. 12; закон Мения 338 г. до н. э., Cic. Brut. XIV. 55; закон Гортензия 287 г. до н. э.), хотя в этом виде еще долго продолжала существовать (Liv. I. 17). Вторая прерогатива сохраняла свою значимость, но возможность для ее осуществления представлялась редко, так как количество магистратов с империем возросло и необходимость объявления междуцарствия стала невелика [Interrex]. Помимо этих прерогатив, сенат формально не имел никаких прав или обязанностей, но лишь должен был подавать советы магистрату, когда тот с ним консультировался.
Строго говоря, членов сената избирал магистрат, и он же мог исключать их. Соблюдая определенные ограничения, он созывал сенат, когда и где хотел. Он определял, какое дело следует представить на рассмотрение сенату, а обязанностью сенаторов было просто высказать их мнение по представленному вопросу. «Senatusconsultum» технически был не более чем рекомендацией магистрату (ср. фразу в постановлениях сената «si iis videretur»[154]), и юридическая сила постановления зависела от того, примет ли магистрат эту рекомендацию (поэтому о магистрате говорили «facere senatusconsultum»[155]; ср. Mommsen, указ. соч. III. 995, о более древнем использовании термина decretum, подразумевающего решение магистрата). Словом, ясно, что даже во времена Цицерона сенат формально зависел от магистрата. Он не имел прямого отношения ни к одной из сфер управления, и степень его контроля над делами зависела не от каких-либо его собственных прерогатив, но от готовности магистрата обращаться к нему за советом и принимать запрошенный совет. В итоге, даже в период уверенного возрастания власти сената, а тем более — в дни Цицерона, — область его активности то сужалась, то расширялась в зависимости от того, относились ли магистраты с исполнительной властью к нему дружественно и почтительно или наоборот. (Ср. у Цицерона описание полной перемены в поведении Антония в 44 г. до н. э., Phil. I. 1: «praeclara tum oratio, egregia voluntas… ad hunc ordinem res optimas deferebat… ecce… Kalendis Juniis… mutata omnia: nihil per senatum, multa et magna per populum»[156]). Можно уверенно предполагать (Mommsen, указ. соч. III. 1023), что в период монархии, и даже в ранней республике зависимость сената от магистратов на практике была так же велика, как и в теории, и его контроль над делами соответственно ограничен. Но в период великих войн (300—
Пределы полномочий сената в период его максимального господства (около 300—
Но это притязание не осталось без возражений в последний век республики, а в течение второй половины этого века (70—
Более опасной для господства сената была политика, проводимая Гаем Гракхом, который, опираясь на законодательную независимость магистрата и народа, предложил последнему урегулировать законами множество вопросов, которые согласно старому обычаю находились в компетенции сената: распределение зерна, условия военной службы, налогообложение провинциалов и даже способ распределения провинций [Leges Semproniae]. Прецеденту, созданному Гракхом, последовали его преемники, и особенно вмешательство народного собрания в распределение провинциальных командований расшатывало сами основы власти сената (ср. законы Габиния и Манилия, 67—
Но господство сената могло бы пережить эти атаки, если бы сенат сумел сохранить контроль над влиятельными полководцами, командующими легионами и управляющими провинциями. Однако, несмотря на то, что с 81 г. и далее сенат демонстрировал все большее стремление сохранить в своих руках контроль над провинциями и внешней политикой (примеры см. у Моммзена, указ. соч., III. 1171, 1222), но с каждым днем становилась все очевиднее фактическая независимость проконсулов и неспособность сената обеспечить соблюдение ими своих постановлений или законов. И так происходило не только с влиятельными самовластными полководцами, такими, как Помпей и Цезарь, которым важные командования были предоставлены прямым народным голосованием, но и с обычными провинциальными наместниками. (Ср. совет Цицерона Лентулу Спинтеру — восстановить Птолемея Авлета по собственной инициативе: ad Fam. I. 7, 4). И, наконец, сенат потерпел окончательное поражение — в конфликте не с народным собранием и его вождями, а с могущественным проконсулом Галлий.
VII. Сенат при императорах. — Реформы состава и регламента сената, проведенные императорами, уже описаны. Остается рассмотреть, какое участие он принимал в работе правительства. Восстановление республики, якобы осуществленное Августом, формально вернуло сенату его древнюю роль признанного консультативного совета при магистрате, обладающем исполнительной властью. Упадок комиций устранил древнего соперника; в результате выборы магистратов были перенесены в сенат, а сенатские постановления заняли место законов. Совместно с консулами в течение I в. сенат отправлял правосудие по уголовным делам — на что ранее он притязал лишь в исключительных случаях, а после 122 г. — лишь под протесты партии популяров. Снижение значимости прежних магистратур повысило престиж сената как сохранившегося символа прежней республики и с.634 единственного противовеса власти цезаря. И когда, в результате смерти или низложения императора, принципат на мгновение прекращал свое существование, власть теоретически возвращалась именно к консулам и сенату, и от них, согласно конституции, исходило предложение снова передать эту власть преемнику [Principatus].
Но политическое и административное господство сената ушло навсегда, и даже часто провозглашаемое партнерство с цезарем в управлении было нереальным и иллюзорным. [Иное мнение см. у Моммзена (Staatsrecht, II. 709); о предполагаемой диархии цезаря и сената ср. там же, III. 1252, «Der souveräne Senat des Principats»; см. также Principatus]. Период настоящего господства сената был отмечен постепенным ограничением контроля магистратов за его составом и регламентом. Но выше было показано, насколько всеобъемлющей была власть цезаря в этих отношениях. Более того, в созданной Августом системе сенат должен был играть двойную роль. С одной стороны, он, как и прежде, все еще оставался советом, который консультировал, инструктировал и даже отдавал приказания ординарным должностным лицам с исполнительной властью (консулам, преторам и т. д.) в Риме и наместникам всех провинций, кроме провинций цезаря. С этой точки зрения, сфера деятельности сената совпадала с их сферой деятельности и формально включала управление делами в Риме, Италии и провинциях римского народа. Но прежде всего эта сфера деятельности не только была ограничена широкой областью, первоначально отведенной цезарю, но и становилась постепенно все у́же и у́же по мере того, как цезарь один за другим брал в свои руки те вопросы, которые, собственно, принадлежали ординарным магистратам (детали см. в статье Principatus). Даже в этих границах власть и влияние цезаря все сильнее давали себя чувствовать, до такой степени, что лишили деятельность сената всякой реальной независимости. Если цезарь присутствовал, то участвовал в обсуждении вопросов, входящих в сферу ведения сената и представленных консулами или другими магистратами, как обычный сенатор, но его суждение имело такой вес, что обычно оказывалось решающим (Tac. Ann. I. 74; II. 36. Это особенно очевидно для сенатских судов, где суждение цезаря иногда рассматривалось как эквивалент судебного вердикта, напр., Ann. IV. 31.) Более того, в силу своей трибунской власти цезарь мог вмешаться — и вмешивался — на любой стадии обсуждения, чтобы помешать докладу, опросу мнений или принятию постановления. (У Тацита, Ann. I. 13, Тиберия благодарят за то, что он «relationi consulum jure tribuniciae potestatio non intercessisset»[177]; ср. там же, III. 70, XIV. 48). Очевидно также, что даже при первых императорах осознание непомерной силы цезаря отвращало сенат от обсуждения или разрешения любых вопросов, кроме самых простых и маловажных, иначе, чем по его предложению или с его одобрения и побуждало сенат передать цезарю всю серьезную ответственность (Tac. Ann. II. 35, III. 32, 52, XIII. 26, «consules non ausi relationem incipere ignaro principe»[178]. Plin. Epp. VI. 19, «senatus sententiae loco postulavit ut consules desiderium universorum notum principi facerent»[179]; там же, VII. 6, «consules omnia integra principi servaverunt»[180]. Tac. Hist. IV. 4, «eam curam consul designatus ob magnitudinem oneris… principi reservabat»[181]. Нерон счел необходимым объявить о своем намерении уважать предполагаемое разделение труда между ним и сенатом. Ann. XIII. 4, «teneret antiqua munia senatus… consulum tribunalibus Italia et publicae provinciae adsisterent»[182]). Обзор трех сфер — финансы, провинциальное управление и внешняя политика, — в которых при республике сенат осуществлял реальную власть, послужит достаточной иллюстрацией того, как изменилось его положение при императорах. В области финансов контроль сената сразу был ограничен существованием фиска, который с самого начала полностью находился в управлении цезаря [Fiscus]. Сенат сохранял формальный контроль над старой государственной казной, «aerarium populi Romani», но признаки независимого сенатского управления казной фактически отсутствуют. Расходование денег из нее или освобождение от выплат в нее до самого II в. действительно санкционировалось постановлениями сената — но по инициативе императора (Tac. Ann. II. 47, IV. 13. Естественным исключением были периодические расходы на строительство храмов в честь императора). Нерон передал надзор над казной императорским чиновникам (praefecti aerarii, Tac. Ann. XIII. 29); и хотя фиск и эрарий долгое время оставались формально различны, Дион Кассий утверждал, что это различие было одновременно мнимым и трудноопределимым (Dio Cass. LIII. 16, 22). Что касается управления провинциями, то контроль сената в этой сфере тоже был в одно и то же время ограничен по предмету ведения и лишен всякой реальной независимости. [Principatus; Provincia]. Цезарь являлся единственным властелином двух третей империи, а над остальной частью он обладал высшим империем, который в конечном счете давал ему все, что ему было угодно. Из числа прежних обязанностей, связанных с распределением даже так называемых «сенатских провинций» оставался лишь формальный ежегодный выбор одних и тех же двух провинций в качестве «консульских». Правда в первом веке в теории, а изредка и на практике признавалась ответственность проконсулов перед сенатом, а не перед цезарем и право сената осуществлять контроль за их деятельностью; но, как показано в другом месте [Principatus], во втором веке даже эта неполная власть исчезла. Над внешней политикой сенат не сохранил вообще никакого независимого контроля, даже формально. Хотя объявления, касающиеся внешней политики, постоянно делались в сенате или сообщались ему императором (Tac. Ann. I. 52, II. 52, III. 32, 47; Mommsen, указ. соч. III. 1107, 1264), и хотя император иногда представлял сенату иностранные посольства (Tac. Ann. XII. 10; Hist. IV. 51), однако единое командование всеми войсками и полная власть объявлять войну и заключать мир, данная Августу и его преемникам, лишили сенат всякой реальной власти (Strabo, XVII. p. 840, καὶ πολέμου καὶ εἰρήνης κατέστη κύριος[183]. Lex Vespasiani, Bruns, p. 128, «foedusve cum quibus volet facere liceat»[184]). Наконец, важным признаком возрастания зависимости сената от цезаря, даже в пределах его собственной сферы ведения, стало то, что к концу второго века даже уголовное правосудие сенат осуществлял, по-видимому, только по приглашению или указанию императора (Mommsen, указ. соч. II. 110).
Но сенат также являлся совещательным органом при самом цезаре, который по закону обладал особым правом созывать его или представлять с.635 ему проблемы и проводить постановления сената (Lex Vespasiani, «utique ei senatum habere, relationem facere remittere, senatusconsulta per relationem discessionemque facere liceat»[185]). Здесь речь не шла о разделении власти; с этой точки зрения активность сената определялась желанием или нежеланием цезаря консультироваться с ним и использовать его постановления в качестве инструментов собственного правления в собственной сфере ведения.
Такое использование сената имело очевидные преимущества. Оно соответствовало республиканской традиции; оно придавало внешний конституционализм императорскому правлению и не требовало от него реального отказа от власти; и оно разделяло ответственность. Почти все императоры I и II вв. полностью признавали полезность сената в этой роли. Список вопросов, которые цезарь представлял сенату, и постановлений, которые он инициировал (auctore principe) довольно велик; и помимо неполитических вопросов, — таких как изменения в гражданском праве, регулирование театральных и гладиаторских представлений, ограничения роскоши или изгнание астрологов (примеры см. в работе Хенеля (Haenel), довольно неточно озаглавленной Corpus legum ab Imperatoribus latarum, Leipzig, 1857, и в статье Senatusconsultum), — он включал множество вопросов, напрямую связанных с общим управлением империей (Suet. Tib. 30, «de vectigalibus et monopoliis… etiam de legendo vel exauctorando milite… denique quibus imperium prorogari aut extraordinaria bella mandari, quid et qua forma regum litteris rescribi placeret»[186]; Tac. Ann. XI. 23, предоставление эдуям jus honorum[187]; там же, XII. 61, предоставление Косу свободы от повинностей; ср. Хенель, указ. соч.).
Полезность сената как зависимого орудия правления Цезаря пережила его важность как независимого административного органа власти; но даже в этом качестве сенат со временем перестал занимать сколько-нибудь значительное место. Ко временам Плиния Младшего доклады императора, устные или письменные, стали принимать форму определенных предложений, принимаемых сенатом как нечто само собой разумеющееся, иногда даже без формального опроса мнений, и в качестве официального текста цитируется императорская речь или письмо, а не последовавшее постановление сената (см. выше, в разделе «Процедура», с. 628). В III в. даже эта чисто формальная ссылка на сенат встречается редко, а с правления Септимия Севера и далее управление осуществляется через императорские эдикты, конституции и рескрипты. (Даже в сфере гражданского права число ссылок на речи, письма и постановления сената быстро сокращается, а число ссылок на конституции и рескрипты столь же быстро возрастает. См. Хенель, указ. соч.; Rein, Privatrecht, с. 86).
В двух или трех эпизодах в III в. случай, по-видимому, возродил значение сената. Формальное наделение лица, избранного принцепсом, обычными полномочиями, всегда осуществлялось путем принятия постановления сената, за которым следовало голосование народа [Principatus], хотя лишь изредка сенат имел собственный голос в процессе самого выбора. Но как Максим и Бальбин, так и Тацит действительно были избраны сенатом; в последнем случае право выбора было дано сенату с согласия армии. Однако ясно, что на этой деликатной и опасной обязанности, навязанной сенату силой обстоятельств, возрожденная активность сената началась и закончилась; и несмотря на высокопарные слова, звучавшие в сенате по поводу прихода к власти Тацита, и некоторые незначительные уступки, сделанные этим императором тщеславию сената, это ни в коем случае не стало возрождением власти сената. [Выражение Шиллера «Senatskaiserthum»[188], вводит в заблуждение (Schiller, Gesch. d. Kaiserzeit, I. 795, 872), как и его описание правления Александра Севера как «Restauration der Senatherrschaft»[189]. С выражениями, звучавшими в сенате (Vit. Tac. 12), «in antiquum statum redisse rempublicam»[190] и т. д., следует сравнить наивное признание самого консула (там же, 3), «quare agite, patres conscripti, et principem dicite, aut accipiet enim exercitus quem elegeritis, aut, si refutaverit, alterum faciet»[191]].
В Республике и даже в ранней Империи сенат подчеркнуто являлся центральным совещательным органом империи, и «сенаторы» — это члены данного совета, обладающие местами и голосами в курии. Но во II и III вв. в императорской политике присутствовала тенденция, с одной стороны, отстранять сенат от всякого реального участия в имперской политике и ограничивать его деятельность местными римскими или италийскими вопросами; и, с другой стороны, создавать сенаторское сословие за его пределами (см. выше, с. 625). Диоклетиан, Константин и их преемники довели эту политику до высшей точки. Отъезд императоров из Рима и создание второй курии в Византии уничтожило значение сената как общеимперского учреждения; а расширение сенаторского сословия и приобретенное им значение многочисленного класса, представленного в каждой части империи, создавало эффектный контраст квазимуниципальными советами в Риме и Константинополе, совместно унаследовавшими название «сенат».
Доступ в это сословие — то есть, к сенаторскому достоинству — осуществлялся либо по праву рождения, для сыновей или внуков сенаторов, либо, как в прежние времена, путем избрания на должность квестора, либо, наконец, как при первых императорах, путем императорской adlectio. Но доступ путем adlectio теперь был связан с занятием определенных должностей на службе императору. Вследствие этого сенаторское сословие IV и V вв. было многочисленным и включало всех чиновников и бывших чиновников империи, кроме самых низших. Внутри этого сословия постепенно установились дальнейшие ранги. Титул clarissimus, первоначально общий для всего сословия, к правлению Юстиниана применялся только к низшему классу внутри него, а выше «светлейших» стояли spectabiles[192], а выше всех — illustres[193]; эта классификация была основана исключительно на иерархии старшинства, установленной для различных государственных должностей. Члены этого сословия обладали определенными общими привилегиями (например, правом быть судимыми по уголовным обвинениям перед префектом города и особыми местами на играх) и несли определенные особые обязанности, распространявшиеся и на их жен и детей (см. об этом Kuhn, Verf. d. röm. Reichs, I. 204). Но из этой многочисленной совокупности лишь меньшинство на самом деле заседало и голосовало в сенате в Риме и Константинополе, ибо jus sententiae, некогда право каждого сенатора, теперь принадлежало лишь высшему классу сенаторского сословия, классу illustres, с.636 т. е., обладателям и бывшим обладателям высших государственных должностей, в том числе экс-консулам, консулярам [Mommsen, Ostgothische Studien, с. 487, 488. Шиллер (Schiller, Gesch. d. kaiserzeit, II. 41) включает сюда также консуляров в более широком и более позднем значении этого термина (см. Consul; Consularis), но признает, что этот пункт вызывает сомнения. В числе более низких должностей, дававших право высказывать суждение, «honorum lege»[194] (Cassiod. Var. V. 41), были должности «comes rerum privatarum», «quaestor sacri palatii», и «vicarius urbis Romae»[195]]. Этой избранной консистории, состоявшей из высших чиновников и бывших чиновников, назначаемых императором, все еще были поручены некоторые обязанности, которые — хоть и лишенные всякого значения, — все же служили для того, чтобы связывать их с великим прошлым сената. Они все еще избирали консулов-суффектов, преторов и квесторов — должностных лиц чисто муниципального значения, но требовалось, чтобы император утверждал их выбор. Они все еще принимали постановления, касающиеся общественных игр и городских школ и управляли эрарием, который теперь являлся всего лишь городской казной. В редких случаях император представлял им эдикт или конституцию или поручал им суд по делу об измене. Но ничто так ясно не свидетельствует об упадке этого позднего сената, как тот факт, что официальным председателем на его заседаниях, который вел список сенаторов, принимал новых членов и представлял решения сената императору, был не один из консулов, а императорский префект города. (О сенате в этот период см. Cod. Theod. VI; Nov. Just. 62; Kuhn, Verf. d. röm. Reichs, I. 174—