АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ (КОЛИЗЕЙ)
Амфитеатр Флавиев с 11 в. стали называть Колизеем. Это название появилось из-за расположенного поблизости Колосса — исполинской статуи Нерона. Возведение Колизея началось в 75 г. н. э. при императоре Веспасиане, а открывал амфитеатр в 80 г. император Тит. Из произведений латинских авторов известно, что празднования по поводу окончания строительства продолжались 100 дней подряд, и в жертву богам за это время было принесено более 5000 животных.
Последнее представление в Колизее произошло при императоре Теодорихе в 523 г. н. э. Позднее в опустевших апсидах стали селиться люди, а само здание начали постепенно разбирать по камушку, используя как даровой строительный материал. В 12 в. он вошел в состав крепости Франджипанис. Папа Бенедикт XIV официально посвятил здание Колизея страстям Христовым и обозначил здесь 14 остановок Крестного пути, положив начало традиции, существующей до наших дней.
Внешний вид. Амфитеатр имеет форму эллипса с длинной осью в 188 м и короткой в 156 м. Высота четырехъярусного здания, построенного из известкового туфа, составляет 52 м. Внешняя кольцевая стена в полную высоту сохранилась лишь с северной стороны. Первые три яруса были окружены аркадами по 80 арок в каждой. Арки первого яруса украшали дорические колонны, арки второго яруса — ионические, а третьего — коринфские. Четвертый ярус был образован из 80 панелей с обозначенными на них коринфскими пилястрами, между которыми были сделаны окна и набиты круглые бронзовые щиты (clipea). В отверстиях верхнего карниза были укреплены по три кронштейна, поддерживавших деревянные брусья, к которым крепился полотняный тент, защищавший зрителей на трибунах от солнца и дождя.
Хотя представления были бесплатными для всех без исключения, места на трибунах распределялись в твердо установленном порядке. Туда можно было пройти через четверо главных ворот. Входы на коротких сторонах предварялись небольшим портиком на двух колоннах. Оттуда начиналась галерея, где были зарезервированы места для высокопоставленных чиновников. Через входы на длинных сторонах в амфитеатр попадали гладиаторы. Трибуны Колизея могли вместить
Внутренние помещения. Под ареной, покрытой дощатым настилом, помещались многочисленные помещения, где размещались службы, обеспечивающие проведение состязаний. Здесь находились клетки с дикими животными, подъемные механизмы, с помощью которых на арену доставляли хищников. Под входными коридорами находился центральный коридор, шедший на восток, к Школе гладиаторов. Трибуны представляли из себя ступени, облицованные мрамором. Они были разделены на сектора в соответствии с общественным положением зрителей. В первом секторе стояли широкие скамьи, предназначенные для сенаторов. Их имена были вырезаны либо на самих сиденьях, либо на барьере, проходящем по краю подиума и отделяющем их от близкой арены, дабы почетные гости не подвергались опасности. Имена постепенно стирались и заменялись именами новых представителей правящего класса (те, что сохранились, принадлежат сенаторам 5 в. н. э.). Под подиумом трибуны проходил широкий открытый коридор, которым пользовался обслуживающий персонал. Второй сектор предназначался всадникам и состоял из восьми рядов мраморных скамей, более узких, чем в секторе сенаторов. Третий сектор был разделен на две части: нижнюю и верхнюю. Еще выше находился четвертый сектор, или деревянная трибуна, отделенная от остальных большой галереей. Выход с трибун был очень простым, благодаря совершенной системе небольших лестниц, равномерно распределенных среди 80 арок верхнего и нижнего ярусов.
Состязания. Во времена Республики игры устраивали на Римском форуме или Бычьем рынке, а позже на Марсовом поле.
В Колизее устраивали два типа зрелищ: бои гладиаторов и сражения с дикими зверями или бои между дикими зверями.
В начале битва гладиаторов считалась неким коллективным ритуалом, который служил выражением могущества благородных слоев населения.
В последующие века этот род зрелищ продолжал играть важную роль, и этот подарок народу использовался для целей политической пропаганды.
Гладиаторов набирали среди приговоренных к смертной казни, пленных или рабов. Поединок продолжался до гибели одного из соперников, хотя проигравший мог обратиться к публике за помилованием.
Охота с участием на арене диких зверей вошла в моду после завоевания Средиземноморья и пользовалась особой популярностью, поскольку зрители имели возможность увидеть поединки с необычными и экзотическими животными. Существуют свидетельства, что во 2 в. до н. э. Сципион Младший ввел новый вид зрелищ, во время которых хищникам скармливали дезертиров с поля боя.
|
||
1.
Сестерций, медь Тит Рим, 80—81 гг. | ||
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья. В поле, слева и справа, большими буквами: S. C. РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть снаружи и заднюю часть изнутри; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй — с шестью арками, содержащими фигуры (три центральные соединены между собой и содержат квадриги и обращенные лицом друг к другу фигуры), третий уровень — с семью арками, содержащими фигуры, четвертый — с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет собой верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; справа от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), слева портикообразное строение в два яруса. Без легенды. | ||
2.
Сестерций, медь Тит Рим, 80—81 гг. | ||
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья. В поле, слева и справа, большими буквами: S. C. РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды. | ||
3.
Сестерций, медь Тит Рим, 80—81 гг. | ||
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья. РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре уровня: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее. В поле, слева и справа, большими буквами: S. C. | ||
4.
Медальон, медь Гордиан III Рим, 243 г. | ||
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в эгиде, в лавровом венке, влево; на правой руке он держит Викторию, в левой руке — дубину. РЕВЕРС: MVNIFICENTIA GORDIANI AVG. — бык, борющийся со слоном внутри Колизея, показанного сверху; по сторонам колосс Нерона и фонтан Meta Sudans, и храм Венеры и Ромы, или Ludus Magnus. | ||
5.
Асс, медь Север Александр Рим, 223 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. M. AVR. SEV. ALEXANDER AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в доспехах и в лавровом венке, с эгидой на левом плече, вправо. РЕВЕРС: PONTIF. MAX. TR. P. II COS. P. P. — Колизей, изображенный круглым с фронта; видна его внутренняя часть и задняя стена; внешняя стена имеет четыре яруса: первый с пятью арками, второй и третий — с шестью, содержащими фигуры, четвертый неразборчиво; слева Александр Север, стоящий анфас, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке, алтарь невидим, позади него — солдат с вертикально стоящим копьем в правой руке; над императором обелиск со стоящей фигурой; слева — фонтан Meta Sudans; справа — храм. | ||
6.
Аурей, золото Север Александр Рим, 223 г. | ||
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: P. M. TR. P. II COS. P. P. — вид Колизея (амфитеатра Флавиев); у здания четыре яруса, первые три — аркады, все со статуями, верхний — из сплошной каменной кладки с окнами и подпорками для деревянных мачт, которые держали большой навес, защищавший зрителей от палящего солнца Рима; слева храм со статуей внутри; справа часть колонны и фронтона здания (возможно, храм Юпитера Победителя). | ||
7.
Сестерций, медь Тит Рим, 80—81 гг. | ||
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья. В поле, слева и справа: S. C. РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды. |