Словарь античности

КОЛИЗЕЙ (лат. Co­los­seum), самый боль­шой амфи­те­атр Рима и все­го антич­но­го мира. Назва­ние полу­чил от колос­са, сто­яв­ше­го побли­зо­сти от амфи­те­ат­ра; по началь­но­му замыс­лу это был колосс Неро­на. Амфи­те­атр был постро­ен при Фла­ви­ях, а в 80 н. э. освя­щен импе­ра­то­ром Титом как Am­phi­theat­rum Fla­vium; в честь это­го собы­тия были про­веде­ны сто­днев­ные игры. В плане Коли­зей пред­став­ля­ет собой эллипс с окруж­но­стью 524 м, дли­ной боль­шой оси — 188 м, малой оси — 156 м (боль­шая ось аре­ны состав­ля­ет 86, малая — 54 м); амфи­те­атр вме­щал око­ло 50000 зри­те­лей; для быст­рей­ше­го вхо­да и выхо­да суще­ст­во­ва­ла про­ду­ман­ная систе­ма лест­ниц. При высо­те 48,5 м Коли­зей был разде­лен на четы­ре огром­ных яру­са, а наруж­ная часть — на три арка­ды, рас­по­ла­гав­ши­е­ся одна над дру­гой; каж­дая име­ла по 80 арок. В верх­нем яру­се, укра­шен­ном колон­на­дой, было укреп­ле­но 240 мачт для натя­ги­ва­ния тен­та. Под аре­ной нахо­ди­лись коридо­ры, выло­жен­ные кам­нем, клет­ки для зве­рей и поме­ще­ния для хра­не­ния рек­ви­зи­та. Вплоть до 405 в Коли­зее про­во­ди­лись гла­ди­а­тор­ские бои, а до 526 — трав­ля зве­рей. С тех пор руи­ны Коли­зея исполь­зо­ва­лись как каме­но­лом­ня, и толь­ко с середи­ны 19 в. ста­ли при­ни­мать­ся меры, направ­лен­ные на пред­от­вра­ще­ние даль­ней­ше­го его раз­ру­ше­ния.

См. также:
Амфитеатр Флавиев (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ (КОЛИЗЕЙ) (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • АМФИПРОСТИЛЬ • ДИПТЕР • ИНКРУСТАЦИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей). Вид сверху.

Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей). Ночной вид.

Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).

Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Вид со стороны храма Венеры и Ромы.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Внутренняя часть Колизея перед раскопками в 1885 г.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Внутренняя часть Колизея после раскопок.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Джованни Антонио Каналетто (1697—1768).
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
«Струящийся столб» — остатки фонтана перед Колизеем, уничтоженного в 1930-х гг.
Фотография Дж. Паркера.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).

Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть снаружи и заднюю часть изнутри; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй — с шестью арками, содержащими фигуры (три центральные соединены между собой и содержат квадриги и обращенные лицом друг к другу фигуры), третий уровень — с семью арками, содержащими фигуры, четвертый — с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет собой верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; справа от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), слева портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
2. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
3. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре уровня: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
4. Медальон, медь
Гордиан III
Рим, 243 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в эгиде, в лавровом венке, влево; на правой руке он держит Викторию, в левой руке — дубину.
РЕВЕРС: MVNIFICENTIA GORDIANI AVG. — бык, борющийся со слоном внутри Колизея, показанного сверху; по сторонам колосс Нерона и фонтан Meta Sudans, и храм Венеры и Ромы, или Ludus Magnus.
5. Асс, медь
Север Александр
Рим, 223 г.
АВЕРС: IMP. CAES. M. AVR. SEV. ALEXANDER AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в доспехах и в лавровом венке, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAX. TR. P. II COS. P. P. — Колизей, изображенный круглым с фронта; видна его внутренняя часть и задняя стена; внешняя стена имеет четыре яруса: первый с пятью арками, второй и третий — с шестью, содержащими фигуры, четвертый неразборчиво; слева Александр Север, стоящий анфас, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке, алтарь невидим, позади него — солдат с вертикально стоящим копьем в правой руке; над императором обелиск со стоящей фигурой; слева — фонтан Meta Sudans; справа — храм.
6. Аурей, золото
Север Александр
Рим, 223 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. II COS. P. P. — вид Колизея (амфитеатра Флавиев); у здания четыре яруса, первые три — аркады, все со статуями, верхний — из сплошной каменной кладки с окнами и подпорками для деревянных мачт, которые держали большой навес, защищавший зрителей от палящего солнца Рима; слева храм со статуей внутри; справа часть колонны и фронтона здания (возможно, храм Юпитера Победителя).
7. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
В поле, слева и справа: S. C.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА