С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ (Am­phi­theat­rum Fla­vium), обыч­но извест­ный как Коли­зей1, постро­ен Вес­па­си­а­ном в низине меж­ду Вели­ей, Эскви­ли­ном и Цели­ем, на месте, где ранее нахо­ди­лось stag­num Неро­но­ва do­mus Aurea (Suet. Vesp. 9; Mart. De spect. 2. 5; Aur. Vict. Caes. 9. 7). Вес­па­си­ан довел стро­и­тель­ство зда­ния до вер­ха вто­рой арка­ды внеш­ней сте­ны и вто­ро­го яру­са (mae­nia­num se­cun­dum) зри­тель­ских мест (см. ниже) и посвя­тил его перед смер­тью в 79 г. н. э. (Chro­nogr. a. 354, p. 146). Тит доба­вил тре­тий и чет­вер­тый эта­жи2 (ib.) и отме­тил посвя­ще­ние рас­ши­рен­но­го зда­ния в 80 г. вели­ко­леп­ны­ми игра­ми, про­дол­жав­ши­ми­ся сто дней (Suet. Tit. 7; Cass. Dio LXVI. 25; Hie­ron. Chron. 2095; Eut­rop. VII. 21; Co­hen, Tit. 399, 400). Доми­ци­ан, как сооб­ща­ет­ся, завер­шил стро­и­тель­ство ad cli­pea (Chron. ib.), что озна­ча­ет, веро­ят­но, брон­зо­вые щиты, поме­щен­ные пря­мо под самым верх­ним кар­ни­зом (ср. Co­hen, Tit. 399), и допол­не­ния во внут­рен­ней части3 (Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1, H. 3 (Ch. Hul­sen). Ber­lin, 1906. S. 282).

Суще­ст­ву­ют ука­за­ния на изме­не­ния и допол­не­ния, про­из­веден­ные Нер­вой и Тра­я­ном (CIL. VI. 32254—32255; о пер­вой над­пи­си см. Spi­naz­zo­la V. An­fi­teat­ro Fla­vio. Nap­les, 1907. P. 27 ss.); зда­ние было реста­ври­ро­ва­но Анто­ни­ном Пием (SHA. Pius 8). В 217 г. оно было пора­же­но мол­нией (Cass. Dio LXXVIII. 25) и так серь­ез­но повреж­де­но, что в нем нель­зя было про­во­дить гла­ди­а­тор­ские игры до 222—223 гг., когда ремонт, нача­тый Эла­га­ба­лом (SHA. Ela­gab. 17), был хотя бы частич­но закон­чен Алек­сан­дром Севе­ром (SHA. Alex. Sev. 24; Co­hen, Alex. Sev. 468, 469), хотя, по-види­мо­му, он про­дол­жал­ся до прав­ле­ния Гор­ди­а­на III (SHA. Max. et Balb. 1. 4; Co­hen, Gord. III. 165, 166 = Gnec­chi F. I me­dag­lio­ni ro­ma­ni. Vol. 3. Mi­la­no, 1912. P. 104. №5, 6). В 250 г. зда­ние пред­по­ло­жи­тель­но было реста­ври­ро­ва­но Деци­ем после пожа­ра, вызван­но­го еще одним уда­ром мол­нии (Hie­ron. Chron. 2268). Оно было повреж­де­но зем­ле­тря­се­ни­ем 442 г. (Paul. Diac. Hist. Rom. XIII. 16; Lan­cia­ni R. Seg­ni di ter­re­mo­ti neg­li edi­fi­zi di Ro­ma an­ti­ca // BCAR. An. 45. 1917. P. 13—17), — и в после­дую­щие годы зафик­си­ро­ва­ны рестав­ра­ции, про­во­див­ши­е­ся раз­лич­ны­ми долж­ност­ны­ми лица­ми (CIL. VI. 32086—32089), — и еще раз в 470 г. (CIL. VI. 32091—32092, 32188—32189). Неко­то­рые из над­пи­сей, уста­нов­лен­ных в пер­вом слу­чае в честь Фео­до­сия II и Вален­ти­ни­а­на III, были выре­за­ны на мра­мор­ных бло­ках, пер­во­на­чаль­но слу­жив­ших сиде­нья­ми. После оче­ред­но­го с.7 зем­ле­тря­се­ния ремонт был выпол­нен пре­фек­том Васи­ли­ем, веро­ят­но, кон­су­лом 508 г. (CIL. VI. 32094) и, нако­нец, Евта­ри­хом, зятем Тео­до­ри­ха, в ходе под­готов­ки к послед­ним из упо­мя­ну­тых в источ­ни­ках зве­ри­ным трав­лям (ve­na­tio­nes), про­ведён­ным в 523 г. (Cas­siod. Var. V. 42). Послед­ние гла­ди­а­тор­ские игры состо­я­лись в 404 г. (Theo­do­ret V. 26).

Коли­зей был повреж­ден зем­ле­тря­се­ни­ем при папе Льве IV (в 847 г.). Об этом зем­ле­тря­се­нии см. ниже, с. 553 (ср. 64, 75, 235, 521). В XI и XII вв. дома и изо­ли­ро­ван­ные «крип­ты» внут­ри Коли­зея часто упо­ми­на­ют­ся в доку­мен­тах из архи­вов Сан­та Мария Нова, как буд­то он уже лежал в руи­нах (Fe­de­le P. Ta­bu­la­rium S. Ma­riae No­vae ab an. 982 ad an. 1200 // Ar­chi­vio del­la So­cie­tà ro­ma­na di sto­ria pat­ria. An. 23. 1900. P. 204, 216; An. 25. 1902. P. 195; An. 26. 1903. P. 38, 41, 57, 79). Посте­пен­ное раз­ру­ше­ние про­дол­жа­лось до XVIII в., а рестав­ра­ци­он­ные работы с пере­ры­ва­ми про­дол­жа­ют­ся с нача­ла XIX в. (De An­ge­lis G. Re­la­zio­ne dei la­vo­ri ese­gui­ti dall’Uf­fi­cio nel quad­rien­nio 1899—1902. Ro­ma, 1903. P. 8—15). Про­дол­жа­ет сто­ять север­ная сто­ро­на внеш­ней сте­ны, вклю­чаю­щая арки с XXIII по LIV, вме­сте с частью зда­ния, кото­рая заклю­че­на меж­ду ней и внут­рен­ней сте­ной, под­дер­жи­ваю­щей колон­на­ду, а так­же прак­ти­че­ски весь остов стро­е­ния меж­ду этой внут­рен­ней сте­ной и аре­ной — то есть, коль­це­вые и ради­аль­ные сте­ны, на кото­рых поко­и­лись зри­тель­ские ряды (ca­vea) с мра­мор­ны­ми сиде­нья­ми. Мра­мор­ные сиде­нья и обли­цов­ка зри­тель­ских рядов, а так­же все эле­мен­ты деко­ра­тив­но­го харак­те­ра исчез­ли.


Илл. 1. Амфи­те­атр Фла­ви­ев, севе­ро-восточ­ная сто­ро­на.

Илл. 2. Амфи­те­атр Фла­ви­ев, юго-восточ­ная сто­ро­на, внут­рен­ние арки.

Амфи­те­атр (илл. 1) име­ет фор­му эллип­са. Его боль­шая ось, иду­щая в направ­ле­нии севе­ро-запад — юго-восток, име­ет 188 м в дли­ну, а малая ось — 156 м. Наруж­ная часть постро­е­на из круп­ных бло­ков тра­вер­ти­на — факт, вызвав­ший изум­ле­ние Кон­стан­ция (Amm. Mar­cell. XVI. 10. 14); а внут­ри Вес­па­си­ан воз­вел остов из тра­вер­ти­но­вых бло­ков там, где тре­бо­ва­лось выдер­жать наи­боль­шее дав­ле­ние; этот остов не под­ни­мал­ся выше вто­ро­го эта­жа (илл. 2). Осталь­ные внут­рен­ние сте­ны постро­е­ны из бло­ков пепе­ри­на и бето­на, с кир­пич­ной обли­цов­кой или без нее; пепе­рин при­ме­нял­ся в местах боль­ше­го дав­ле­ния. В ниж­ней части внут­рен­них стен исполь­зо­вал­ся так­же туф и спе­роне. Внеш­няя сте­на, или фасад, име­ет высоту 48,50 м и сто­ит на сти­ло­ба­те, кото­рый дву­мя сту­пе­ня­ми воз­вы­ша­ет­ся над тра­вер­ти­но­вым покры­ти­ем. Это покры­тие шири­ной 17,50 м окру­жа­ет все зда­ние. Его внеш­няя гра­ни­ца отме­че­на рядом камен­ных кипп, пять из кото­рых сохра­ни­лись в восточ­ной части (Gat­ti G. Tro­va­men­ti ris­guar­dan­ti la to­pog­ra­fia e la epig­ra­fia ur­ba­na // BCAR. Vol. 23. 1895. P. 117—119; Bor­sa­ri L., Gat­ti G. Ro­ma. Nuo­ve sco­per­te nel­la cit­tà e nel sub­ur­bio // NSA. 1895. P. 101, 227), с отвер­сти­я­ми на внут­рен­ней части для креп­ле­ния кон­цов барье­ров, соеди­ня­ю­щих эти стол­бы со сте­ной зда­ния4. Сама внеш­няя сте­на разде­ле­на на четы­ре эта­жа, ниж­ние три из кото­рых состо­ят из рядов откры­тых аркад, — архи­тек­тур­ный стиль, заим­ст­во­ван­ный у теат­ра Мар­цел­ла. Арки ниж­ней арка­ды высотой 7,05 м и шири­ной 4,20 м; опо­ры меж­ду ними шири­ной 2,40 м и глу­би­ной 2,70 м. Перед эти­ми опо­ра­ми нахо­дят­ся встро­ен­ные колон­ны дорий­ско­го орде­ра, кото­рый под­дер­жи­ва­ют антаб­ле­мент высотой 2,35 м, лишен­ный отли­чи­тель­ных с.8 осо­бен­но­стей дан­но­го орде­ра. Ниж­няя арка­да состо­я­ла из вось­ми­де­ся­ти арок, четы­ре из кото­рых, на кон­цах двух осей, обра­зо­вы­ва­ли глав­ные вхо­ды в амфи­те­атр и не были про­ну­ме­ро­ва­ны. Осталь­ные семь­де­сят шесть арок име­ли номе­ра (CIL. VI. 1796 f = 32263), выре­зан­ные на фаса­де пря­мо под архит­ра­вом. Над антаб­ле­мен­том нахо­дит­ся аттик такой же высоты с высту­па­ми над колон­на­ми, слу­жив­ши­ми пьеде­ста­ла­ми для встро­ен­ных колонн вто­рой арка­ды. Эта арка­да име­ла такие же раз­ме­ры, как и самая ниж­няя, за исклю­че­ни­ем высоты арок, состав­ляв­шей лишь 6,45 м. Полу­ко­лон­ны ионий­ско­го орде­ра в свою оче­редь под­дер­жи­ва­ют антаб­ле­мент высотой 2,10 м, не вполне в ионий­ском сти­ле. Над ним нахо­дит­ся вто­рой аттик высотой 1,95 м, на кото­ром сто­ят колон­ны третьей арка­ды. Послед­няя выдер­жа­на в коринф­ском орде­ре, а ее арки име­ют 6,40 м в высоту. Над ней — тре­тий антаб­ле­мент и аттик. В каж­дой арке вто­рой и третьей арка­ды сто­я­ло по ста­туе.

Аттик над третьей арка­дой име­ет 2,10 м в высоту и про­ре­зан малень­ки­ми пря­мо­уголь­ны­ми окна­ми над каж­дой вто­рой аркой. На нем поко­ит­ся верх­няя часть сте­ны, сплош­ная и укра­шен­ная плос­ки­ми коринф­ски­ми пиляст­ра­ми на месте полу­ко­лонн ниж­них аркад; одна­ко она несет мно­го­чис­лен­ные следы гру­бой рекон­струк­ции III в. (Lan­cia­ni R. The Destruc­tion of An­cient Ro­me: A Sketch of the His­to­ry of the Mo­nu­ments. L., 1901. Figs. 9, 10). Над пиляст­ра­ми нахо­дит­ся антаб­ле­мент, а меж­ду каж­дой вто­рой парой пиляст­ров — окно, про­ре­зан­ное в стене5 (см. ниже, с. 9). Над эти­ми отвер­сти­я­ми нахо­дит­ся ряд кон­со­лей — по три меж­ду каж­дой парой пиляст­ров. В этих кон­со­лях име­ют­ся углуб­ле­ния для мачт, под­ни­мав­ших­ся вверх сквозь соот­вет­ст­ву­ю­щие отвер­стия в кар­ни­зе и под­дер­жи­вав­ших наве­сы (ve­la­ria), кото­рые защи­ща­ли зри­тель­ские места (SHA. Comm. 15; ср. Mau A. Ge­schich­te der de­co­ra­ti­ven Wandma­le­rei in Pom­peii. B., 1882. S. 223, Fig. 111).

Внут­ри этой внеш­ней сте­ны, на рас­сто­я­нии 5,80 м нахо­дит­ся вто­рая сте­на с соот­вет­ст­ву­ю­щи­ми арка­ми, а еще через 4,50 м внутрь — третья сте­на, разде­ля­ю­щая зда­ние на две глав­ные части. На ниж­нем эта­же меж­ду эти­ми тре­мя сте­на­ми рас­по­ло­же­ны два вели­че­ст­вен­ных свод­ча­тых коридо­ра или гале­реи, окру­жаю­щих все зда­ние; на вто­ром эта­же — два коридо­ра, подоб­ных ниж­ним, за исклю­че­ни­ем того, что внут­рен­ний коридор разде­лен на два: верх­ний и ниж­ний; а на третьем эта­же — еще два. Во внут­рен­нем коридо­ре вто­ро­го эта­жа и в обо­их коридо­рах третье­го эта­жа име­ют­ся очень искус­но устро­ен­ные лест­ни­цы, веду­щие на самый верх­ний этаж и обес­пе­чи­ваю­щие доступ к верх­ней части вто­ро­го яру­са мест. Внут­ри самой внут­рен­ней из упо­мя­ну­тых стен нахо­дят­ся дру­гие парал­лель­ные ей сте­ны и ради­аль­ные сте­ны, кото­рые начи­на­ют­ся в опре­де­лен­ных точ­ках внут­ри ова­ла и идут пер­пен­ди­ку­ляр­но его окруж­но­сти. Чис­ло этих ради­аль­ных стен соот­вет­ст­ву­ет чис­лу пиляст­ров ниж­ней арка­ды; сте­ны разде­ле­ны на три части, чтобы оста­вить место для еще двух коридо­ров вокруг зда­ния. Дан­ная систе­ма ради­аль­ных стен под­дер­жи­ва­ла наклон­ный пол (ca­vea), на кото­ром поме­ща­лись ряды мра­мор­ных сиде­ний (gra­dus). Вни­зу, в коридо­рах и арках, нахо­дят­ся лест­ни­цы, веду­щие ко всем с.9 частям ca­vea через про­хо­ды, назы­вав­ши­е­ся vo­mi­to­ria. Они орга­ни­зо­ва­ны по четы­ре.

Сама аре­на име­ет фор­му эллип­са, боль­шая ось кото­ро­го — 86 м, а малая — 54 м. Аре­ну окру­жа­ла огра­да, постро­ен­ная для защи­ты зри­те­лей от напа­де­ния диких зве­рей, а за ней — узкий про­ход, вымо­щен­ный мра­мо­ром. Над этим про­хо­дом нахо­ди­лась плат­фор­ма, po­dium, под­ня­тая на 4 м над аре­ной, где раз­ме­ща­лись мра­мор­ные крес­ла наи­бо­лее выдаю­щих­ся зри­те­лей. По-види­мо­му, эти крес­ла пред­на­зна­ча­лись сооб­ще­ствам и долж­ност­ным лицам, а не кон­крет­ным людям как тако­вым, до прав­ле­ния Кон­стан­ти­на, когда их ста­ли пре­до­став­лять семьям и изред­ка — отдель­ным лицам. Это про­дол­жа­лось до V в., когда инди­виду­аль­ное вла­де­ние ста­ло более рас­про­стра­нен­ным. Име­на раз­лич­ных вла­дель­цев были выре­за­ны на полу поди­у­ма, на самих сиде­ньям и над кар­ни­зом, и мно­гие из этих над­пи­сей сохра­ни­лись (CIL. VI. 32099—32248; Lan­cia­ni R. Iscri­zio­ni dell’An­fi­teat­ro Fla­vio // BCAR. Bd. 8. 1880. P. 211—282). Когда место пере­хо­ди­ло от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му, преж­нее имя сти­ра­лось и заме­ня­лось на новое. Впе­ре­ди поди­ум был защи­щен брон­зо­вой балю­ст­ра­дой.

От поди­у­ма6 зри­тель­ские ряды плав­но под­ни­ма­лись к самой внут­рен­ней из трех стен, опи­сан­ных выше. Они были разде­ле­ны на яру­сы (mae­nia­na) изо­гну­ты­ми про­хо­да­ми и низ­ки­ми сте­на­ми (prae­cinctio­nes, bal­tei). Про­ход меж­ду пер­вым и вто­рым яру­сом, кото­рый сего­дня так бро­са­ет­ся в гла­за, пер­во­на­чаль­но был кры­тым, и зри­тель­ские ряды про­дол­жа­лись над ним (ср. рис. 1 и von Ger­kan A. Das Ober­ge­schoss des fla­vi­schen Am­phi­thea­ters // MDAIR. 1925. S. 13, Ill. 1. Пер­вый ярус (mae­nia­num pri­mum) имел око­ло два­дца­ти рядов сиде­ний (gra­dus), а вто­рой ярус (mae­nia­num se­cun­dum), в свою оче­редь разде­лен­ный на верх­ний и ниж­ний яру­сы (mae­nia­num su­pe­rius и in­fe­rius), — око­ло шест­на­дца­ти. Эти яру­сы под­разде­ля­лись так­же на кли­но­вид­ные сек­ции (cu­nei) лест­ни­ца­ми и про­хо­да­ми из вход­ных коридо­ров (vo­mi­to­ria). Сиде­нья были покры­ты мра­мо­ром, а если они пред­на­зна­ча­лись опре­де­лен­ным сооб­ще­ствам, то на камне были выре­за­ны их назва­ния. Было най­де­но один­на­дцать таких над­пи­сей (CIL. VI. 32098 a-i, l, m); они ука­зы­ва­ют, что про­стран­ство рас­пре­де­ля­лось по мере, а не в зави­си­мо­сти от чис­ла людей (ср. закреп­ле­ние места за Арваль­ски­ми бра­тья­ми, CIL VI. 2059 = 32363). Каж­дое отдель­ное место, одна­ко, мог­ло быть точ­но обо­зна­че­но ука­за­ни­ем сиде­нья, сек­ции и номе­ра, как дела­лось везде.

Поза­ди вто­ро­го яру­са сте­на под­ни­ма­лась на высоту 5 мет­ров над зри­тель­ски­ми места­ми; в ней были про­де­ла­ны две­ри и окна в зад­ний коридор. На этой стене нахо­ди­лась коринф­ская колон­на­да, кото­рая вме­сте с внеш­ней сте­ной под­дер­жи­ва­ла плос­кую кры­шу. Колон­ны из мра­мо­ра с про­жил­ка­ми и гра­ни­та дати­ру­ют­ся пери­о­дом Фла­ви­ев7. За ними, защи­щен­ный кры­шей, нахо­дил­ся верх­ний дере­вян­ный ярус (mae­nia­num sum­mum in lig­neis), где сто­я­ли дере­вян­ные сиде­нья для жен­щин. К этим местам спус­ка­лись свер­ху по свод­ча­то­му коридо­ру, осве­щен­но­му через окна меж­ду пиляст­ра­ми (с. 8), как пред­по­ло­жил Хюль­зен (Sit­zun­gen und Er­nen­nun­gen // MDAIR. BD. 12. 1897. S. 334, 335). На кры­ше были с.10 сто­я­чие места для бед­ней­ших сло­ев насе­ле­ния (pul­la­ti)8. Совре­мен­ная терра­са ниже, чем была эта кры­ша, и нахо­дит­ся при­бли­зи­тель­но на уровне пола коридо­ра поза­ди дере­вян­ных сиде­ний. Два из четы­рех глав­ных вхо­дов, рас­по­ла­гав­ши­е­ся на север­ном и южном кон­це малой оси, пред­на­зна­ча­лись для импе­ра­тор­ской семьи, и арки здесь были шире и рос­кош­нее укра­ше­ны, чем осталь­ные. О гип­со­вых укра­ше­ни­ях см. Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 381; Wee­ge F. ap. Hof­mann Th. Va­ti­ka­ni­scher Pa­last. Zit­tau, 1911. Sp. 145; Eg­ger H. et al. Co­dex Es­cu­ria­len­sis: ein Skiz­zen­buch aus der Werkstatt Do­me­ni­co Ghir­lan­daios. Wien, 1906. Taf. 43, S. 115—116; Eg­ger H. et al. Die Rö­mi­schen Skiz­zen­bü­cher von Mar­ten van Heemskerck. B., 1913—1916. Bd. 2. S. 47, 58; Eg­ger H. Zum nördli­chen Haup­tein­gan­ge des Co­los­seums // Wie­ner Stu­dien. 1902. Bd. 24.1. S. 437—440; Bd. 24.2 (Fes­theft für E. Bor­mann). S. 205; Le­mon­nier H. Les des­sins ori­gi­naux de Des­go­detz pour «Les édi­fi­ces an­ti­ques de Ro­me» (1676—1677) // Re­vue Ar­chéo­lo­gi­que. T. 6. 1917. P. 228; Wadsworth E. L. Stuc­co Re­liefs of the First and Se­cond Cen­tu­ries Still Ex­tant in Ro­me // MAAR. Vol. 4. 1924. P. 41—43); Huel­sen Ch. Un­be­kannte Rö­mi­sche Zeich­nun­gen von Mar­ten van Heemskerck // Me­de­de­lin­gen Ne­der­lands His­to­ri­sch Insti­tuut te Rom. Bd. 7. 1927. P. 84—88. Север­ный вход, види­мо, был соеди­нен с Эскви­ли­ном пор­ти­ком. Широ­кий про­ход вел пря­мо от это­го вхо­да к импе­ра­тор­ской ложе (pul­vi­nar, ср. Suet. Ne­ro 12) на поди­у­ме. Соот­вет­ст­ву­ю­щая ложа на про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны поди­у­ма, веро­ят­но, была заре­зер­ви­ро­ва­на для пре­фек­та горо­да. Вхо­ды на кон­цах боль­шой оси вели пря­мо на аре­ну.

Пол аре­ны, кото­рый, види­мо, был дере­вян­ным, [фото­гра­фию остат­ков это­го пола см.: Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 384] поко­ил­ся на очень высо­ких под­зем­ных осно­ва­ни­ях, состо­яв­ших из стен, неко­то­рые из кото­рых повто­ря­ли изгиб зда­ния, а дру­гие были парал­лель­ны боль­шой оси. Они сто­я­ли на кир­пич­ном полу и име­ли высоту от 5,50 до 6,08 м. В эти соору­же­ния мож­но было попасть через под­зем­ные про­хо­ды вдоль линий боль­шой и малой оси. Еще один такой про­ход, напо­ми­наю­щий крип­то­пор­тик, начи­на­ет­ся с при­под­ня­то­го осно­ва­ния, чуть высту­паю­ще­го за линию поди­у­ма, немно­го к восто­ку от парад­но­го вхо­да с южной сто­ро­ны, и ведет к построй­кам Клав­дия на Целии; обыч­но его при­пи­сы­ва­ют Ком­мо­ду9. В осно­ва­ни­ях име­ют­ся остат­ки камер для диких зве­рей, лиф­тов и раз­лич­ных меха­ни­че­ских при­спо­соб­ле­ний; был обес­пе­чен сток воды, кото­рая столь обиль­но течет в эту впа­ди­ну; она была выведе­на в кана­ли­за­цию, соеди­нен­ную с той, что про­хо­дит под ули­цей Сан Гре­го­рио (Nar­duc­ci P. Sul­la fog­na­tu­ra del­la cit­tà di Ro­ma. Ro­ma, 1889. P. 65—70, pl. 14; см. илл. 5). Обыч­но счи­та­ет­ся, что ниж­ние мач­ты наве­сов (ve­la­ria) были закреп­ле­ны в высту­паю­щих кон­со­лях меж­ду каме­ра­ми для зве­рей, вокруг внеш­не­го края аре­ны.Камен­ная клад­ка осно­ва­ний дати­ру­ет­ся пери­о­дом с I в. до кон­ца V в.

Утвер­жде­ние Ката­ло­га рай­о­нов (Reg. III), буд­то в амфи­те­ат­ре было 87000 мест (lo­ca), не может отно­сить­ся к людям, но лишь к футам (pe­des), и даже в этом слу­чае оно, види­мо, невер­но, ибо общая вме­сти­мость не мог­ла пре­вос­хо­дить соро­ка пяти тысяч (Hül­sen Chr. Il pos­to deg­li Ar­va­li nel Co­los­seo e la ca­pa­ci­tà dei teat­ri di Ro­ma an­ti­ca // BCAR. Vol. 22. 1894. P. 312—324), плюс сто­я­чие места на кры­ше для еще пяти тысяч.

Девять опуб­ли­ко­ван­ных фраг­мен­тов Мра­мор­но­го пла­на (For­ma Ur­bis Ro­mae Re­gio­num XIV / Ed. H. Jor­dan. Ber­lin, 1874. P. 55, 69, 113 a—g) пред­став­ля­ют части амфи­те­ат­ра; име­ет­ся еще несколь­ко фраг­мен­тов малой важ­но­сти и неяс­но­го поло­же­ния (Jor­dan H. To­po­gra­phie… Bd. 1, H. 3 (Ch. Hul­sen). S. 294—296).

Об исто­рии Коли­зея см. Ba­bu­cke H. Ge­schich­te des с.11 Ko­los­seums. Kö­nigs­berg, 1899; Ma­ran­go­ni G. Del­le me­mo­rie sac­re e pro­fa­ne dell’ An­fi­teat­ro Fla­vio. Ro­ma, 1746; Go­ri F. Le me­mo­rie sto­riche, i giuo­chi e gli sca­vi dell’ An­fi­teat­ro Fla­vio. Ro­ma, 1874; v. Reu­mont A. Ge­schich­te der Stadt Rom. 3 Bd. Ber­lin, 1867—1870, Pass.; Gre­go­ro­vius F. Ge­schich­te der Stadt Rom im Mit­te­lal­ter. 8 Bd. Stuttgart, 1859—1872. Pass.; Ce­ra­so­li F. Nuo­vi Do­cu­men­ti sul­le vi­cen­de del Co­los­seo dal Se­co­lo XIII al XVIII // BCAR. An. 30. 1902. P. 300—315; Lan­cia­ni R. Seg­ni di ter­re­mo­ti neg­li edi­fi­zi di Ro­ma an­ti­ca // BCAR. An. 45. 1917. P. 13—17; Cas­cio­li G. I mo­nu­men­ti di Ro­ma e la fabbri­ca di San Piet­ro // Dis­ser­ta­zio­ni dell’ Ac­ca­de­mia Pon­ti­fi­cia. Ser. 2. Vol. 15. 1921. P. 368; Co­lag­ros­si P. An­fi­teat­ro Fla­vio nei suoi ven­ti se­co­li di sto­ria. Fi­ren­ze, 1913; Lec­lercq H. Am­phi­théat­re // Dic­tion­nai­re d’Ar­chéo­lo­gie Chré­tien­ne et de Li­tur­gie. Bd. 1. Pt. 2. Pa­ris, 1907. Col. 1648—1682.

Крат­кую исто­рию, иллю­ст­ра­ции и опи­са­ние см.: Plat­ner E. et al. Be­schrei­bung der Stadt Rom. Bd. 3. Abth. 1. Stuttgart; Tü­bin­gen, 1837. S. 319—336; Ca­ni­na L. Gli edi­fi­zi di Ro­ma An­ti­ca. Vol. 4. Ro­ma, 1851. P. 164—177; Re­ber F. Die Rui­nen Roms. Leip­zig, 1863. S. 407—421; Tay­lor G.L., Cre­sy E. The Ar­chi­tec­tu­ral An­ti­qui­ties of Ro­me. Lon­don, 1874. P. 114—129; Dre­ger M. Das fla­vi­sche Am­phi­thea­ter in sei­ner ersten Ges­talt. Wien, 1896. S. 40—60; Gua­det F. Étu­de sur la con­struc­tion et la dis­po­si­tion du Co­li­sée. Pa­ris, 1878; Pe­ter­sen E. Vom al­ten Rom. Aufl. 2. Leip­zig, 1900. S. 60 ff.; Durm J. Die Bau­kunst der Rö­mer. Aufl. 2. Stuttgart, 1905. S. 668—689; Gall R. Fla­vium am­phi­theat­rum // RE. Bd. 6. 1909. Sp. 2516—2525; Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1, H. 3 (Ch. Hul­sen). Ber­lin, 1906. S. 282—298. Ср. Me­mo­rie del­la Clas­se di Scien­ze Mo­ra­li, Sto­riche e Phi­lo­lo­gi­che del­la R. Ac­ca­de­mia dei Lin­cei. Ser. 5. Vol. 17. 1923. P. 519, 520; An­der­son W.J., Spiers R. Ph., Ashby T. The Ar­chi­tec­tu­re of An­cient Ro­me. Lon­don, 1927. P.92—96.

О рекон­струк­ци­ях см.: Plat­ner E. et al. Be­schrei­bung der Stadt Rom. Bil­der­heft 2. Stuttgart, 1837 (Knapp, луч­шая); Ug­ge­ri A. Gior­na­te pit­to­riche deg­li Edi­fi­zi di Ro­ma. Vol. 23. 1816; Durm J. Die Bau­kunst der Rö­mer. Aufl. 2. Stuttgart, 1905. Fig. 475; Sit­zun­gen und Er­nen­nun­gen// MDAIR. 1897. P. 334 (Huel­sen); D’Es­pouy H. Mo­nu­ments an­ti­ques re­le­ves et res­tau­res par ar­chi­tec­tes pen­sion­nai­res de l’Aca­dé­mie de Fran­ce à Ro­me. T. 2. Pa­ris, 1910. P. 111—119; D’Es­pouy H. Frag­ments d’ar­chi­tec­tu­re du Moyen Age et de la Re­nais­san­ce d’ap­rès les re­le­vés et res­tau­ra­tions des an­ciens pen­sion­nai­res de l’Aca­dé­mie de Fran­ce à Ro­me. T. 2. Pa­ris, 1905. P. 92—94; Coz­zo G. La con­stru­zio­ne dell’An­fi­teat­ro Fla­vio // Ar­chi­tet­tu­ra ed Ar­ti De­co­ra­ti­ve. An. 2. 1922. P. 273—291; Ri­voi­ra G. T. The Ro­man Ar­chi­tec­tu­re / Transl. G.M. N. Rushforth. Ox­ford, 1925. P. 114—119; Lug­li G. La Zo­na Ar­cheo­lo­gi­ca di Ro­ma. Ro­ma, 1925. P. 119—128.

О над­пи­сях, най­ден­ных в Коли­зее, см. CIL VI. 32085—32263; ; Lan­cia­ni R. Iscri­zio­ni dell’An­fi­teat­ro Fla­vio // BCAR. Bd. 8. 1880. P. 211—282, sch. XXI—XXIII. Собра­ние над­пи­сей, кото­рое, как ука­за­но в CIL, гото­вит­ся Спи­нац­цо­лой, еще не изда­но.

См. также:
АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ (КОЛИЗЕЙ) (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
КОЛИЗЕЙ (Словарь античности)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1О назва­нии см. Co­los­sus Ne­ro­nis: оно было пере­не­се­но на амфи­те­атр толь­ко после 1000 г. н. э. (Huel­sen Ch. Le Chie­se di Ro­ma. Fi­ren­ze, 1927. P. 265, 380, 394, 426; Huel­sen Ch. The Fo­rum and the Pa­la­ti­ne / Transl. H. H. Tan­zer. New York, 1928. P. 52; Huel­sen Ch. No­te di to­pog­ra­fia ro­ma­na an­ti­ca e me­die­va­le // BCAR. An. 54. 1926. P. 53—64).
  • 2Употреб­ле­но сло­во «gra­dus», ука­зы­ваю­щее на внут­рен­нюю часть; Хюль­зен пола­га­ет, что Вес­па­си­ан мог завер­шить зна­чи­тель­ную часть коринф­ско­го орде­ра сна­ру­жи.
  • 3Лео­польд (Leo­pold H.M.R. De twee tijdper­ken in den bouw van het Co­los­seum // Me­de­de­lin­gen Ne­der­lands His­to­ri­sch Insti­tuut te Rom. D. 4. 1924. Bl. 39—76) пола­га­ет, что работа Вес­па­си­а­на дошла даже до верх­ней части коринф­ской арка­ды. Фон Гер­кан раз­вил эту идею, доба­вив ряд деталь­ных наблюде­ний. (См. von Ger­kan A. Das Ober­ge­schoss des fla­vi­schen Am­phi­thea­ters // MDAIR. Bd. 40. 1925. S. 11—50.) Но рельеф Гате­ри­ев, на кото­ром изо­бра­же­на арка Тита (см с. 45, прим. 2), веро­ят­но, не может исполь­зо­вать­ся как свиде­тель­ство о состо­я­нии амфи­те­ат­ра в кон­це прав­ле­ния Вес­па­си­а­на. Как ука­зал Хюль­зен, Тит при­шел к вла­сти в июне 79 г, тогда как над­пись арваль­ских бра­тьев о рас­пре­де­ле­нии мест отно­сит­ся к июню или июлю 80 г.; и это­го доста­точ­но, чтобы при­пи­сать ему завер­ше­ние третье­го и чет­вер­то­го эта­жа на уже уста­нов­лен­ных уров­нях, не пред­по­ла­гая, что он так­же внес фун­да­мен­таль­ные изме­не­ния в уже постро­ен­ное Вес­па­си­а­ном.
  • 4Пред­став­ля­ет­ся более веро­ят­ным, что барьер был кон­цен­три­че­ским, ибо на пиляст­рах самого́ зда­ния нет соот­вет­ст­ву­ю­щих при­спо­соб­ле­ний для под­дер­жа­ния дру­гих кон­цов пере­кла­дин. По-види­мо­му, их под­дер­жи­ва­ли желез­ные коль­ца, укреп­лен­ные в отвер­сти­ях ципп (von Ger­kan A. Op. cit. S. 12—13).
  • 5Ср. Sit­zun­gen und Er­nen­nun­gen // MDAIR. BD. 12. 1897. S. 334 (Ch. Huel­sen); von Ger­kan A. Op. cit. S. 30—33. В сохра­нив­ших­ся про­стран­ствах меж­ду пиляст­ра­ми были уста­нов­ле­ны брон­зо­вые щиты (cli­pea) (Co­lag­ros­si P. An­fi­teat­ro Fla­vio nei suoi ven­ti se­co­li di sto­ria. Fi­ren­ze, 1913. P. 45—47, 257—264).
  • 6Сле­ду­ет доба­вить, что сте­на с ниша­ми нахо­дит­ся с внеш­ней сто­ро­ны свод­ча­то­го про­хо­да, под­дер­жи­вав­ше­го поди­ум.
  • 7Учи­ты­вая позд­ней­шую рекон­струк­цию внеш­ней сте­ны, это не обя­за­тель­но отно­сит­ся к колон­на­де в ее окон­ча­тель­ной фор­ме.
  • 8Соглас­но рекон­струк­ци­ям Тэй­ло­ра и Кре­си (рис. 1) и Кани­ны, кото­рые при­ня­ты фон Гер­ка­ном (von Ger­kan A. Op. cit. S. 18), навер­ху суще­ст­во­вал кры­тый пор­тик, кры­ша кото­ро­го дости­га­ла вер­ши­ны внеш­ней сте­ны. Таким обра­зом, сни­ма­ют­ся оба воз­ра­же­ния Дур­ма про­тив рекон­струк­ции Хюль­зе­на (рис. 2) (Durm J. Op. cit. S. 669 ff.) — что зри­те­ли на кры­ше не были защи­ще­ны от пого­ды и не мог­ли ниче­го видеть.


    Рис. 1. Рекон­струк­ция Тэй­ло­ра и Кре­си.

    Рис. 2. Рекон­струк­ция про­фес­со­ра Хюль­зе­на.
    Пре­до­став­ле­но Немец­ким архео­ло­ги­че­ским инсти­ту­том.
  • 9Лульи при­пи­сы­ва­ет это Доми­ци­а­ну (MAAR. cit.).

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Amphitheatrum Flavium, с. 6—11. Серым цве­том выде­ле­ны допол­не­ния к ста­тье со с. 601.
    © 2009 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Амфитеатр Флавиев (Колизей). Вид сверху.

    Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Амфитеатр Флавиев (Колизей). Ночной вид.

    Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Палатин. Деталь макета Рима.
    Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
    Рим, Музей Римской культуры.
    4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Римский форум в IV веке.
    Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
    Акварель (до 1906 г.).
    Рим, Римский Форум.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Амфитеатр Флавиев (Колизей).

    Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    Вид со стороны храма Венеры и Ромы.
    Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    Внутренняя часть Колизея перед раскопками в 1885 г.
    Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    Внутренняя часть Колизея после раскопок.
    Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    Джованни Антонио Каналетто (1697—1768).
    Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    «Струящийся столб» — остатки фонтана перед Колизеем, уничтоженного в 1930-х гг.
    Фотография Дж. Паркера.
    Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Сестерций, медь
    Тит
    Рим, 80—81 гг.
    АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
    В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
    РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть снаружи и заднюю часть изнутри; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй — с шестью арками, содержащими фигуры (три центральные соединены между собой и содержат квадриги и обращенные лицом друг к другу фигуры), третий уровень — с семью арками, содержащими фигуры, четвертый — с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет собой верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; справа от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), слева портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
    2. Сестерций, медь
    Тит
    Рим, 80—81 гг.
    АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
    В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
    РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
    3. Сестерций, медь
    Тит
    Рим, 80—81 гг.
    АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
    РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре уровня: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее.
    В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
    4. Медальон, медь
    Гордиан III
    Рим, 243 г.
    АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в эгиде, в лавровом венке, влево; на правой руке он держит Викторию, в левой руке — дубину.
    РЕВЕРС: MVNIFICENTIA GORDIANI AVG. — бык, борющийся со слоном внутри Колизея, показанного сверху; по сторонам колосс Нерона и фонтан Meta Sudans, и храм Венеры и Ромы, или Ludus Magnus.
    5. Асс, медь
    Север Александр
    Рим, 223 г.
    АВЕРС: IMP. CAES. M. AVR. SEV. ALEXANDER AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в доспехах и в лавровом венке, с эгидой на левом плече, вправо.
    РЕВЕРС: PONTIF. MAX. TR. P. II COS. P. P. — Колизей, изображенный круглым с фронта; видна его внутренняя часть и задняя стена; внешняя стена имеет четыре яруса: первый с пятью арками, второй и третий — с шестью, содержащими фигуры, четвертый неразборчиво; слева Александр Север, стоящий анфас, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке, алтарь невидим, позади него — солдат с вертикально стоящим копьем в правой руке; над императором обелиск со стоящей фигурой; слева — фонтан Meta Sudans; справа — храм.
    6. Аурей, золото
    Север Александр
    Рим, 223 г.
    АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: P. M. TR. P. II COS. P. P. — вид Колизея (амфитеатра Флавиев); у здания четыре яруса, первые три — аркады, все со статуями, верхний — из сплошной каменной кладки с окнами и подпорками для деревянных мачт, которые держали большой навес, защищавший зрителей от палящего солнца Рима; слева храм со статуей внутри; справа часть колонны и фронтона здания (возможно, храм Юпитера Победителя).
    7. Сестерций, медь
    Тит
    Рим, 80—81 гг.
    АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
    В поле, слева и справа: S. C.
    РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА