АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ (Amphitheatrum Flavium), обычно известный как Колизей1, построен Веспасианом в низине между Велией, Эсквилином и Целием, на месте, где ранее находилось stagnum Неронова domus Aurea (Suet. Vesp. 9; Mart. De spect. 2. 5; Aur. Vict. Caes. 9. 7). Веспасиан довел строительство здания до верха второй аркады внешней стены и второго яруса (maenianum secundum) зрительских мест (см. ниже) и посвятил его перед смертью в 79 г. н. э. (Chronogr. a. 354, p. 146). Тит добавил третий и четвертый этажи2 (ib.) и отметил посвящение расширенного здания в 80 г. великолепными играми, продолжавшимися сто дней (Suet. Tit. 7; Cass. Dio LXVI. 25; Hieron. Chron. 2095; Eutrop. VII. 21; Cohen, Tit. 399, 400). Домициан, как сообщается, завершил строительство ad clipea (Chron. ib.), что означает, вероятно, бронзовые щиты, помещенные прямо под самым верхним карнизом (ср. Cohen, Tit. 399), и дополнения во внутренней части3 (Jordan H. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. 1, H. 3 (Ch. Hulsen). Berlin, 1906. S. 282).
Существуют указания на изменения и дополнения, произведенные Нервой и Траяном (CIL. VI. 32254—
Колизей был поврежден землетрясением при папе Льве IV (в 847 г.). Об этом землетрясении см. ниже, с. 553 (ср. 64, 75, 235, 521). В XI и XII вв. дома и изолированные «крипты» внутри Колизея часто упоминаются в документах из архивов Санта Мария Нова, как будто он уже лежал в руинах (Fedele P. Tabularium S. Mariae Novae ab an. 982 ad an. 1200 // Archivio della Società romana di storia patria. An. 23. 1900. P. 204, 216; An. 25. 1902. P. 195; An. 26. 1903. P. 38, 41, 57, 79). Постепенное разрушение продолжалось до XVIII в., а реставрационные работы с перерывами продолжаются с начала XIX в. (De Angelis G. Relazione dei lavori eseguiti dall’Ufficio nel quadriennio 1899—
Амфитеатр (илл. 1) имеет форму эллипса. Его большая ось, идущая в направлении северо-запад — юго-восток, имеет 188 м в длину, а малая ось — 156 м. Наружная часть построена из крупных блоков травертина — факт, вызвавший изумление Констанция (Amm. Marcell. XVI. 10. 14); а внутри Веспасиан возвел остов из травертиновых блоков там, где требовалось выдержать наибольшее давление; этот остов не поднимался выше второго этажа (илл. 2). Остальные внутренние стены построены из блоков пеперина и бетона, с кирпичной облицовкой или без нее; пеперин применялся в местах большего давления. В нижней части внутренних стен использовался также туф и спероне. Внешняя стена, или фасад, имеет высоту
Аттик над третьей аркадой имеет
Внутри этой внешней стены, на расстоянии
Сама арена имеет форму эллипса, большая ось которого —
От подиума6 зрительские ряды плавно поднимались к самой внутренней из трех стен, описанных выше. Они были разделены на ярусы (maeniana) изогнутыми проходами и низкими стенами (praecinctiones, baltei). Проход между первым и вторым ярусом, который сегодня так бросается в глаза, первоначально был крытым, и зрительские ряды продолжались над ним (ср. рис. 1 и von Gerkan A. Das Obergeschoss des flavischen Amphitheaters // MDAIR. 1925. S. 13, Ill. 1. Первый ярус (maenianum primum) имел около двадцати рядов сидений (gradus), а второй ярус (maenianum secundum), в свою очередь разделенный на верхний и нижний ярусы (maenianum superius и inferius), — около шестнадцати. Эти ярусы подразделялись также на клиновидные секции (cunei) лестницами и проходами из входных коридоров (vomitoria). Сиденья были покрыты мрамором, а если они предназначались определенным сообществам, то на камне были вырезаны их названия. Было найдено одиннадцать таких надписей (CIL. VI. 32098 a-i, l, m); они указывают, что пространство распределялось по мере, а не в зависимости от числа людей (ср. закрепление места за Арвальскими братьями, CIL VI. 2059 = 32363). Каждое отдельное место, однако, могло быть точно обозначено указанием сиденья, секции и номера, как делалось везде.
Позади второго яруса стена поднималась на высоту 5 метров над зрительскими местами; в ней были проделаны двери и окна в задний коридор. На этой стене находилась коринфская колоннада, которая вместе с внешней стеной поддерживала плоскую крышу. Колонны из мрамора с прожилками и гранита датируются периодом Флавиев7. За ними, защищенный крышей, находился верхний деревянный ярус (maenianum summum in ligneis), где стояли деревянные сиденья для женщин. К этим местам спускались сверху по сводчатому коридору, освещенному через окна между пилястрами (с. 8), как предположил Хюльзен (Sitzungen und Ernennungen // MDAIR. BD. 12. 1897. S. 334, 335). На крыше были с.10 стоячие места для беднейших слоев населения (pullati)8. Современная терраса ниже, чем была эта крыша, и находится приблизительно на уровне пола коридора позади деревянных сидений. Два из четырех главных входов, располагавшиеся на северном и южном конце малой оси, предназначались для императорской семьи, и арки здесь были шире и роскошнее украшены, чем остальные. О гипсовых украшениях см. Lanciani R. The Ruins and Excavations of Ancient Rome. London; New York, 1898. P. 381; Weege F. ap. Hofmann Th. Vatikanischer Palast. Zittau, 1911. Sp. 145; Egger H. et al. Codex Escurialensis: ein Skizzenbuch aus der Werkstatt Domenico Ghirlandaios. Wien, 1906. Taf. 43, S. 115—
Пол арены, который, видимо, был деревянным, [фотографию остатков этого пола см.: Lanciani R. The Ruins and Excavations of Ancient Rome. London; New York, 1898. P. 384] покоился на очень высоких подземных основаниях, состоявших из стен, некоторые из которых повторяли изгиб здания, а другие были параллельны большой оси. Они стояли на кирпичном полу и имели высоту от
Утверждение Каталога районов (Reg. III), будто в амфитеатре было
Девять опубликованных фрагментов Мраморного плана (Forma Urbis Romae Regionum XIV / Ed. H. Jordan. Berlin, 1874. P. 55, 69, 113 a—
Об истории Колизея см. Babucke H. Geschichte des с.11 Kolosseums. Königsberg, 1899; Marangoni G. Delle memorie sacre e profane dell’ Anfiteatro Flavio. Roma, 1746; Gori F. Le memorie storiche, i giuochi e gli scavi dell’ Anfiteatro Flavio. Roma, 1874; v. Reumont A. Geschichte der Stadt Rom. 3 Bd. Berlin, 1867—
Краткую историю, иллюстрации и описание см.: Platner E. et al. Beschreibung der Stadt Rom. Bd. 3. Abth. 1. Stuttgart; Tübingen, 1837. S. 319—
О реконструкциях см.: Platner E. et al. Beschreibung der Stadt Rom. Bilderheft 2. Stuttgart, 1837 (Knapp, лучшая); Uggeri A. Giornate pittoriche degli Edifizi di Roma. Vol. 23. 1816; Durm J. Die Baukunst der Römer. Aufl. 2. Stuttgart, 1905. Fig. 475; Sitzungen und Ernennungen// MDAIR. 1897. P. 334 (Huelsen); D’Espouy H. Monuments antiques releves et restaures par architectes pensionnaires de l’Académie de France à Rome. T. 2. Paris, 1910. P. 111—
О надписях, найденных в Колизее, см. CIL VI. 32085—
ПРИМЕЧАНИЯ
|
||
1.
Сестерций, медь Тит Рим, 80—81 гг. | ||
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья. В поле, слева и справа, большими буквами: S. C. РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть снаружи и заднюю часть изнутри; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй — с шестью арками, содержащими фигуры (три центральные соединены между собой и содержат квадриги и обращенные лицом друг к другу фигуры), третий уровень — с семью арками, содержащими фигуры, четвертый — с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет собой верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; справа от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), слева портикообразное строение в два яруса. Без легенды. | ||
2.
Сестерций, медь Тит Рим, 80—81 гг. | ||
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья. В поле, слева и справа, большими буквами: S. C. РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды. | ||
3.
Сестерций, медь Тит Рим, 80—81 гг. | ||
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья. РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре уровня: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее. В поле, слева и справа, большими буквами: S. C. | ||
4.
Медальон, медь Гордиан III Рим, 243 г. | ||
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в эгиде, в лавровом венке, влево; на правой руке он держит Викторию, в левой руке — дубину. РЕВЕРС: MVNIFICENTIA GORDIANI AVG. — бык, борющийся со слоном внутри Колизея, показанного сверху; по сторонам колосс Нерона и фонтан Meta Sudans, и храм Венеры и Ромы, или Ludus Magnus. | ||
5.
Асс, медь Север Александр Рим, 223 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. M. AVR. SEV. ALEXANDER AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в доспехах и в лавровом венке, с эгидой на левом плече, вправо. РЕВЕРС: PONTIF. MAX. TR. P. II COS. P. P. — Колизей, изображенный круглым с фронта; видна его внутренняя часть и задняя стена; внешняя стена имеет четыре яруса: первый с пятью арками, второй и третий — с шестью, содержащими фигуры, четвертый неразборчиво; слева Александр Север, стоящий анфас, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке, алтарь невидим, позади него — солдат с вертикально стоящим копьем в правой руке; над императором обелиск со стоящей фигурой; слева — фонтан Meta Sudans; справа — храм. | ||
6.
Аурей, золото Север Александр Рим, 223 г. | ||
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: P. M. TR. P. II COS. P. P. — вид Колизея (амфитеатра Флавиев); у здания четыре яруса, первые три — аркады, все со статуями, верхний — из сплошной каменной кладки с окнами и подпорками для деревянных мачт, которые держали большой навес, защищавший зрителей от палящего солнца Рима; слева храм со статуей внутри; справа часть колонны и фронтона здания (возможно, храм Юпитера Победителя). | ||
7.
Сестерций, медь Тит Рим, 80—81 гг. | ||
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья. В поле, слева и справа: S. C. РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды. |