Между Рострами и Курией находится величественная арка Септимия Севера. Эта трехпролетная конструкция имеет высоту 20,88 м, ширину 23,77 м и глубину 11,20 м. Дата сооружения — 203 г. — запечатлена на арке. На два боковых форникса вели небольшие лестницы, а под центральной аркой на более высоком уровне, чем теперешняя, которая относится к эпохе Августа, проходила не сохранившаяся до наших дней дорога.
На двух сторонах аттика (внутри которого находятся четыре помещения) расположена грандиозная надпись в честь Септимия Севера и Каракаллы (1): «Императору Цезарю Луцию Септимию Северу, сыну Марка, Пию, Пертинаксу, Августу, Oтцу отечества, Парфянскому, Аравийскому и Адиабенскому Парфянскому, Великому Понтифику, одиннадцать раз ставшему народным трибуном, провозглашенному в одиннадцатый раз Императором, трижды консулу, проконсулу и Императору Цезарю Марку Аврелию Антонину, сыну Луция, Августу, Пию, Феликсу, шесть раз ставшему народным трибуном, консулу, проконсулу, Oтцу отечества, наилучшим и наимогущественным властителям за спасение государства и расширение владения римского народа, и за их выдающиеся заслуги на родине и вне ее — сенат и римский народ».
На четвертой строчке видны следы исправлений: некоторые отверстия, предназначенные для крепления бронзовых букв, не соответствуют существующей надписи. Слова OPTIMIS FORTISSIMISQUE PRINCIPIBUS заменили слова P. Septimio Getae nob. Caesari, которые посвящались второму сыну Септимия Севера — Гете, убитому братом после смерти отца, и чье имя впоследстии было стерто со всех публичных сооружений.
Арка, основа которой выполнена из кирпича и травертина, полностью отделана мрамором.
Главными элементами сооружения являются четыре колонны, расположенные на фасаде и опирающиеся на высокие основания. Богатые декоративные элементы изображают: две фигуры Марса в ключе ценральной арки (3); Виктории с трофеями, у ног которых изображены олицетворения времен года, над архивольтом той же арки (2); четыре божества, два мужских и два женских, в ключах боковых форниксов (5: можно узнать только фигуру Геркулеса); речные божества над архивольтами этих арок (4), над которыми расположен небольшой фриз, изображающий триумф императоров (6). На трех видимых сторонах оснований колонн изображены римские солдаты с парфянскими пленниками (7). Но самые главные и великолепные декорации расположены на четырех больших панелях
Левая панель со стороны Форума. |
Правая панель со стороны Форума. |
Левая панель со стороны Капитолия. |
Правая панель со стороны Капитолия. |
I. (Очень плохо сохранившиеся) Три полосы одна над другой:
A) римские войска покидают лагерь (Карры или Зевгма);
B) битва;
C) слева — обращение Септимия Севера к войску; справа — освобождение города Нисибис, осажденного парфянами.
II. Три полосы одна над другой:
A) римские войска атакуют и покоряют с помощью военных машин город Эдесса;
B) справа — завоевание Осроены и подчинение короля Абгара Септимию Северу; слева — обращение Септимия Севера к войску;
C) справа — военный совет императора в укрепленном военном лагере; слева — император руководит продолжением военной кампании.
III. Две полосы одна над другой:
A) атака города Селевкии на Тигре и бегство парфян;
B) сдача Селевкии и подчинение парфян императору.
IV. Две полосы одна над другой:
A) атака с помощью военных машин и сдача города Ктесифон;
B) торжественная речь императора перед Ктесифоном.
Стиль этих рельефов очень похож на стиль колонны Аврелия и других декоративных колонн. Но изображения сцен на нескольких уровнях не является только декоративной характеристикой колонн: это типичная декорация, которая использовалась со второй половины периода республики для всех триумфальных изображений, предназначенных прославлять подвиги победоносных полководцев. Известно также, что Септимий Север отправлял с восточных территорий предметы живописи и искусства, которые могли служить примерами для арочных скульптур.
На самом верху арки находилась бронзовая квадрига с императорами, что доказывает изображение на монете, датированной 204 г.