Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

АРКА СЕПТИМИЯ СЕВЕРА


Меж­ду Рост­ра­ми и Кури­ей нахо­дит­ся вели­че­ст­вен­ная арка Сеп­ти­мия Севе­ра. Эта трех­про­лет­ная кон­струк­ция име­ет высоту 20,88 м, шири­ну 23,77 м и глу­би­ну 11,20 м. Дата соору­же­ния — 203 г. — запе­чат­ле­на на арке. На два боко­вых фор­ник­са вели неболь­шие лест­ни­цы, а под цен­траль­ной аркой на более высо­ком уровне, чем тепе­ре­ш­няя, кото­рая отно­сит­ся к эпо­хе Авгу­ста, про­хо­ди­ла не сохра­нив­ша­я­ся до наших дней доро­га.

На двух сто­ро­нах атти­ка (внут­ри кото­ро­го нахо­дят­ся четы­ре поме­ще­ния) рас­по­ло­же­на гран­ди­оз­ная над­пись в честь Сеп­ти­мия Севе­ра и Кара­кал­лы (1): «Импе­ра­то­ру Цеза­рю Луцию Сеп­ти­мию Севе­ру, сыну Мар­ка, Пию, Пер­ти­на­к­су, Авгу­сту, Oтцу оте­че­ства, Пар­фян­ско­му, Ара­вий­ско­му и Адиа­бен­ско­му Пар­фян­ско­му, Вели­ко­му Пон­ти­фи­ку, один­на­дцать раз став­ше­му народ­ным три­бу­ном, про­воз­гла­шен­но­му в один­на­дца­тый раз Импе­ра­то­ром, три­жды кон­су­лу, про­кон­су­лу и Импе­ра­то­ру Цеза­рю Мар­ку Авре­лию Анто­ни­ну, сыну Луция, Авгу­сту, Пию, Фелик­су, шесть раз став­ше­му народ­ным три­бу­ном, кон­су­лу, про­кон­су­лу, Oтцу оте­че­ства, наи­луч­шим и наи­мо­гу­ще­ст­вен­ным вла­сти­те­лям за спа­се­ние государ­ства и рас­ши­ре­ние вла­де­ния рим­ско­го наро­да, и за их выдаю­щи­е­ся заслу­ги на родине и вне ее — сенат и рим­ский народ».

На чет­вер­той строч­ке вид­ны следы исправ­ле­ний: неко­то­рые отвер­стия, пред­на­зна­чен­ные для креп­ле­ния брон­зо­вых букв, не соот­вет­ст­ву­ют суще­ст­ву­ю­щей над­пи­си. Сло­ва OP­TI­MIS FOR­TIS­SI­MIS­QUE PRIN­CI­PI­BUS заме­ни­ли сло­ва P. Sep­ti­mio Ge­tae nob. Cae­sa­ri, кото­рые посвя­ща­лись вто­ро­му сыну Сеп­ти­мия Севе­ра — Гете, уби­то­му бра­том после смер­ти отца, и чье имя впо­след­стии было стер­то со всех пуб­лич­ных соору­же­ний.

Арка, осно­ва кото­рой выпол­не­на из кир­пи­ча и тра­вер­ти­на, пол­но­стью отде­ла­на мра­мо­ром.

Глав­ны­ми эле­мен­та­ми соору­же­ния явля­ют­ся четы­ре колон­ны, рас­по­ло­жен­ные на фаса­де и опи­раю­щи­е­ся на высо­кие осно­ва­ния. Бога­тые деко­ра­тив­ные эле­мен­ты изо­бра­жа­ют: две фигу­ры Мар­са в клю­че ценраль­ной арки (3); Вик­то­рии с тро­фе­я­ми, у ног кото­рых изо­бра­же­ны оли­це­тво­ре­ния вре­мен года, над архи­воль­том той же арки (2); четы­ре боже­ства, два муж­ских и два жен­ских, в клю­чах боко­вых фор­ник­сов (5: мож­но узнать толь­ко фигу­ру Гер­ку­ле­са); реч­ные боже­ства над архи­воль­та­ми этих арок (4), над кото­ры­ми рас­по­ло­жен неболь­шой фриз, изо­бра­жаю­щий три­умф импе­ра­то­ров (6). На трех види­мых сто­ро­нах осно­ва­ний колонн изо­бра­же­ны рим­ские сол­да­ты с пар­фян­ски­ми плен­ни­ка­ми (7). Но самые глав­ные и вели­ко­леп­ные деко­ра­ции рас­по­ло­же­ны на четы­рех боль­ших пане­лях (3,92 × 4,72 м), кото­рые нахо­дят­ся над дву­мя боко­вы­ми фор­ник­са­ми (8). На этих пане­лях пред­став­ле­ны самые зна­чи­тель­ные собы­тия двух пар­фян­ских кам­па­ний. Нача­ло ото­б­ра­же­но на левой пане­ли (со сто­ро­ны Фору­ма), и исто­рия похо­дов иллю­ст­ри­ро­ва­на по направ­ле­нию сле­ва напра­во вокруг всей арки. После­до­ва­тель­ность релье­фов чита­ет­ся сни­зу вверх.

Левая панель со сто­ро­ны Фору­ма.

Пра­вая панель со сто­ро­ны Фору­ма.

Левая панель со сто­ро­ны Капи­то­лия.

Пра­вая панель со сто­ро­ны Капи­то­лия.

I. (Очень пло­хо сохра­нив­ши­е­ся) Три поло­сы одна над дру­гой:
A) рим­ские вой­ска покида­ют лагерь (Кар­ры или Зевг­ма);
B) бит­ва;
C) сле­ва — обра­ще­ние Сеп­ти­мия Севе­ра к вой­ску; спра­ва — осво­бож­де­ние горо­да Ниси­бис, оса­жден­но­го пар­фя­на­ми.

II. Три поло­сы одна над дру­гой:
A) рим­ские вой­ска ата­ку­ют и поко­ря­ют с помо­щью воен­ных машин город Эдес­са;
B) спра­ва — заво­е­ва­ние Осро­е­ны и под­чи­не­ние коро­ля Абга­ра Сеп­ти­мию Севе­ру; сле­ва — обра­ще­ние Сеп­ти­мия Севе­ра к вой­ску;
C) спра­ва — воен­ный совет импе­ра­то­ра в укреп­лен­ном воен­ном лаге­ре; сле­ва — импе­ра­тор руко­во­дит про­дол­же­ни­ем воен­ной кам­па­нии.

III. Две поло­сы одна над дру­гой:
A) ата­ка горо­да Селев­кии на Тиг­ре и бег­ство пар­фян;
B) сда­ча Селев­кии и под­чи­не­ние пар­фян импе­ра­то­ру.

IV. Две поло­сы одна над дру­гой:
A) ата­ка с помо­щью воен­ных машин и сда­ча горо­да Кте­си­фон;
B) тор­же­ст­вен­ная речь импе­ра­то­ра перед Кте­си­фо­ном.

Стиль этих релье­фов очень похож на стиль колон­ны Авре­лия и дру­гих деко­ра­тив­ных колонн. Но изо­бра­же­ния сцен на несколь­ких уров­нях не явля­ет­ся толь­ко деко­ра­тив­ной харак­те­ри­сти­кой колонн: это типич­ная деко­ра­ция, кото­рая исполь­зо­ва­лась со вто­рой поло­ви­ны пери­о­да рес­пуб­ли­ки для всех три­ум­фаль­ных изо­бра­же­ний, пред­на­зна­чен­ных про­слав­лять подви­ги победо­нос­ных пол­ко­вод­цев. Извест­но так­же, что Сеп­ти­мий Север отправ­лял с восточ­ных терри­то­рий пред­ме­ты живо­пи­си и искус­ства, кото­рые мог­ли слу­жить при­ме­ра­ми для ароч­ных скульп­тур.

На самом вер­ху арки нахо­ди­лась брон­зо­вая квад­ри­га с импе­ра­то­ра­ми, что дока­зы­ва­ет изо­бра­же­ние на моне­те, дати­ро­ван­ной 204 г.

См. также:
Арка Септимия Севера (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Арка Септимия Севера (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 2004 — Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 78—79.
© 2005 — Пере­вод с итал. Алек­сан­дры Данилев­ской.
См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Августа •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Т. н. Могила Ромула (Lapis Niger, Черный камень).
I в. до н. э. (?).
Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид с Капитолия.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
(арка Септимия Севера, храм Кастора и Поллукса, колонна Фоки, базилика Юлия, дом Тиберия).
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
(Колонна Фоки, базилика Юлия, Новые ростры, пьедестал колонны в честь 10-летия тетрархии, храм Сатурна, арка Септимия Севера.)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА