С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Арка Сеп­ти­мия Севе­ра (Ar­cus Sep­ti­mii Se­ve­ri) — арка, воз­ведён­ная в 203 г. н. э. в честь Севе­ра и его сыно­вей Геты и Кара­кал­лы в севе­ро-запад­ном углу фору­ма, перед хра­мом Согла­сия. Эти сведе­ния содер­жат­ся в посвя­ти­тель­ной над­пи­си (CIL. VI. 1033; ср. 31230) на обе­их сто­ро­нах атти­ка арки, кото­рая до сих пор сто­ит на сво­ём месте. Брон­зо­вые бук­вы этой над­пи­си исчез­ли, но их мат­ри­цы сохра­ни­лись, и мож­но видеть, что после убий­ства Геты его имя было стё­са­но, а сво­бод­ное место запол­не­но допол­ни­тель­ны­ми титу­ла­ми Севе­ра и Кара­кал­лы. Трой­ная арка постро­е­на из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра на тра­вер­ти­но­вом осно­ва­нии, скры­том лест­нич­ным про­лё­том, по кото­ро­му мож­но было под­нять­ся к арке с фору­ма. Позд­нее, веро­ят­но, в IV в., уро­вень зем­ли перед аркой с этой сто­ро­ны был пони­жен, лест­нич­ный про­лёт удли­нён, и для это­го при­шлось сре­зать верх­нюю часть фун­да­мен­та(1). Тогда же открыв­ши­е­ся углы фун­да­мен­та были обли­цо­ва­ны мра­мо­ром. До Сред­них веков под аркой нико­гда не про­хо­ди­ла доро­га.

Высота арки 23 м, шири­на 25 м, глу­би­на 11,85 м; высота цен­траль­но­го ароч­но­го про­хо­да 12 м, шири­на 7 м; высота боко­вых ароч­ных про­хо­дов 7,8 м, шири­на 3 м. Под цен­траль­ной и боко­вы­ми арка­ми нахо­дят­ся свод­ча­тые про­хо­ды с кес­сон­ны­ми потол­ка­ми. Но обо­их фаса­дах арки нахо­дит­ся по четы­ре кан­не­ли­ро­ван­ные колон­ны с ком­по­зит­ны­ми капи­те­ля­ми высотой 8,78 м и диа­мет­ром 0,9 м у базы. Эти колон­ны уста­нов­ле­ны отдель­но от арки, на высту­паю­щих пьеде­ста­лах, а за ними нахо­дят­ся соот­вет­ст­ву­ю­щие пиляст­ры. Арку окру­жа­ет антаб­ле­мент, а над ней име­ет­ся очень высо­кий (5,6 м) аттик с четырь­мя поме­ще­ни­я­ми внут­ри.

Над боко­вы­ми арка­ми тянут­ся узкие поло­сы релье­фов с изо­бра­же­ни­ем три­ум­фов Рима над поко­рён­ны­ми наро­да­ми, а над ними рас­по­ло­же­но четы­ре боль­ших релье­фа, на кото­рых пред­став­ле­ны кам­па­нии Севе­ра на Восто­ке(2). В антре­воль­тах цен­траль­ной арки пред­став­ле­ны кры­ла­тые Вик­то­рии, в антре­воль­тах боко­вых арок — реч­ные боги. На зам­ко­вых кам­нях цен­траль­ной арки релье­фы изо­бра­жа­ют Мар­са Мсти­те­ля, на пьеде­ста­лах колонн — рим­ских сол­дат, тол­каю­щих перед собой плен­ни­ков. Моне­ты Севе­ра (Co­hen, Sev. 53, 104) и Кара­кал­лы (ib. Car. 14, 15) свиде­тель­ст­ву­ют, что на вер­шине арки нахо­ди­лась колес­ни­ца, запря­жён­ная шестью или восе­мью коня­ми, в ней сто­я­ли Север с.54 и Вик­то­рия, в сопро­вож­де­нии Геты и Кара­кал­лы, а по бокам — четы­ре всад­ни­ка; но от этих ста­туй не оста­лось ника­ких сле­дов.

Пре­вос­ход­ная сохран­ность это­го памят­ни­ка отча­сти объ­яс­ня­ет­ся тем, что в Сред­ние века его южная часть при­над­ле­жа­ла к сосед­ней церк­ви Сан­ти-Сер­джо-э-Бак­ко, а север­ная часть была укреп­ле­на(3). Воз­веде­ние арки раз­ру­ши­ло сим­мет­рию это­го кон­ца фору­ма.


Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum. P. 84—90;
The­de­nat H. Le Fo­rum Ro­main / Ed. 4. Pa­ris, 1908. P. 161—162, 234—238;
Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 284—286;
Ros­si­ni L. Gli ar­chi trion­fa­li ono­ra­rii e fu­neb­ri deg­li an­ti­chi ro­ma­ni spar­si per tut­ta Ita­lia di­seg­na­ti. Ro­ma, 1836. Tav. 50—57;
Il Co­di­ce Bar­be­ri­nia­no La­ti­no 4424 di Giu­lia­no da San­gal­lo / Ed. Ch. Hül­sen (Co­di­ces e Va­ti­ca­nis se­lec­ti, Vol. 9). Leip­zig, 1910. P. 31;
D’Es­pouy H. Frag­ments de l’ar­chi­tec­tu­re an­ti­que. Vol. 1. Pa­ris, 1896. P. 96, 97;
Cur­tis C. D. Ro­man Mo­nu­men­tal Archs // Supple­men­ta­ry Pa­pers of the Ame­ri­can School of Clas­si­cal Stu­dies in Ro­me. Vol. 2. 1908. P. 69, 70;
de Rug­gie­ro E. Il Fo­ro Ro­ma­no. Ro­ma, 1913. P. 454—462;
Vie­de­bannt O. Fo­rum Ro­ma­num // RE. Suppl. Bd. 4. 1924. Sp. 497—499.

См. также:
Арка Септимия Севера (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Арка Септимия Севера (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • (1)Ashby T. Ex­ca­va­tions in Ro­me // CR. 1899. Vol. 13. 4. P. 233; Hül­sen Ch. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom: Neue Rei­he I: Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num 1898—1902 // MDAIR. 1902. Bd. 17. S. 21—22.
  • (2)Rei­nach S. Ré­per­toi­re de re­liefs grecs et ro­mains. T. 1. Les en­sembles. Pa­ris, 1909. P. 258—270; Strong E. Ro­man Sculptu­re from Augus­tus to Con­stan­ti­ne. Lon­don, 1907. P. 297, n. 300; Strong E. Scul­tu­ra Ro­ma­na da Augus­to a Cos­tan­ti­no. Fi­ren­ze, 1924—1926. P. 303—305.
  • (3)Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum / Transl. J. B. Car­ter. Ed. 2. Ro­me, 1909. P. 86.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Arcus Septimii Severi, с. 43—44.
    © 2021 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Августа •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Римский Форум. Реконструкция XIX в.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
    Художник Бекетти. 1893 г.
    2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Римский форум в IV веке.
    Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
    Акварель (до 1906 г.).
    Рим, Римский Форум.
    3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
    Художник Констан Муайо. 1866 г.
    Тушь, акварель.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Т. н. Могила Ромула (Lapis Niger, Черный камень).
    I в. до н. э. (?).
    Рим, Римский Форум.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера, вид с Капитолия.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Вид Коровьего Поля.
    Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    (арка Септимия Севера, храм Кастора и Поллукса, колонна Фоки, базилика Юлия, дом Тиберия).
    Рим, Римский Форум.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    (Колонна Фоки, базилика Юлия, Новые ростры, пьедестал колонны в честь 10-летия тетрархии, храм Сатурна, арка Септимия Севера.)
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА