Арка Септимия Севера (Arcus Septimii Severi) — арка, возведённая в 203 г. н. э. в честь Севера и его сыновей Геты и Каракаллы в северо-западном углу форума, перед храмом Согласия. Эти сведения содержатся в посвятительной надписи (CIL. VI. 1033; ср. 31230) на обеих сторонах аттика арки, которая до сих пор стоит на своём месте. Бронзовые буквы этой надписи исчезли, но их матрицы сохранились, и можно видеть, что после убийства Геты его имя было стёсано, а свободное место заполнено дополнительными титулами Севера и Каракаллы. Тройная арка построена из пентелийского мрамора на травертиновом основании, скрытом лестничным пролётом, по которому можно было подняться к арке с форума. Позднее, вероятно, в IV в., уровень земли перед аркой с этой стороны был понижен, лестничный пролёт удлинён, и для этого пришлось срезать верхнюю часть фундамента(1). Тогда же открывшиеся углы фундамента были облицованы мрамором. До Средних веков под аркой никогда не проходила дорога.
Высота арки 23 м, ширина 25 м, глубина 11,85 м; высота центрального арочного прохода 12 м, ширина 7 м; высота боковых арочных проходов 7,8 м, ширина 3 м. Под центральной и боковыми арками находятся сводчатые проходы с кессонными потолками. Но обоих фасадах арки находится по четыре каннелированные колонны с композитными капителями высотой 8,78 м и диаметром 0,9 м у базы. Эти колонны установлены отдельно от арки, на выступающих пьедесталах, а за ними находятся соответствующие пилястры. Арку окружает антаблемент, а над ней имеется очень высокий (5,6 м) аттик с четырьмя помещениями внутри.
Над боковыми арками тянутся узкие полосы рельефов с изображением триумфов Рима над покорёнными народами, а над ними расположено четыре больших рельефа, на которых представлены кампании Севера на Востоке(2). В антревольтах центральной арки представлены крылатые Виктории, в антревольтах боковых арок — речные боги. На замковых камнях центральной арки рельефы изображают Марса Мстителя, на пьедесталах колонн — римских солдат, толкающих перед собой пленников. Монеты Севера (Cohen, Sev. 53, 104) и Каракаллы (ib. Car. 14, 15) свидетельствуют, что на вершине арки находилась колесница, запряжённая шестью или восемью конями, в ней стояли Север с.54 и Виктория, в сопровождении Геты и Каракаллы, а по бокам — четыре всадника; но от этих статуй не осталось никаких следов.
Превосходная сохранность этого памятника отчасти объясняется тем, что в Средние века его южная часть принадлежала к соседней церкви Санти-Серджо-э-Бакко, а северная часть была укреплена(3). Возведение арки разрушило симметрию этого конца форума.
Hülsen Ch. The Roman Forum. P. 84—
Thedenat H. Le Forum Romain / Ed. 4. Paris, 1908. P. 161—
Lanciani R. The Ruins and Excavations of Ancient Rome. London; New York, 1898. P. 284—
Rossini L. Gli archi trionfali onorarii e funebri degli antichi romani sparsi per tutta Italia disegnati. Roma, 1836. Tav. 50—
Il Codice Barberiniano Latino 4424 di Giuliano da Sangallo / Ed. Ch. Hülsen (Codices e Vaticanis selecti, Vol. 9). Leipzig, 1910. P. 31;
D’Espouy H. Fragments de l’architecture antique. Vol. 1. Paris, 1896. P. 96, 97;
Curtis C. D. Roman Monumental Archs // Supplementary Papers of the American School of Classical Studies in Rome. Vol. 2. 1908. P. 69, 70;
de Ruggiero E. Il Foro Romano. Roma, 1913. P. 454—
Viedebannt O. Forum Romanum // RE. Suppl. Bd. 4. 1924. Sp. 497—
ПРИМЕЧАНИЯ