Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КАЛЬПУ́РНИИ

Cal­pur­nii, пле­бей­ский род, рас­па­дав­ший­ся на несколь­ко фами­лий:

1) Cal­pur­nius Flam­ma, воен­ный три­бун в вой­ске Ати­лия Кала­ти­на, сво­им самоот­вер­же­ни­ем спас рим­ское вой­ско от поги­бе­ли. Ca­to у Gell. 3, 7;

2) C. Cal­pur­nius Pi­so сра­жал­ся в бит­ве при Кан­нах, попал­ся в плен и был послан Ган­ни­ба­лом в Рим для раз­ме­на плен­ных. Liv. 22, 61. Впо­след­ст­вии он отправ­лял мно­го долж­но­стей;

3) C. Cal­pur­nius Pi­so в 185 г. в зва­нии про­пре­то­ра победил кельт­ибе­ров и лузи­тан­цев при р. Ta­gus (ныне Таго). Liv. 39, 42. Умер в 180 г.;

4) L. Cal­pur­nius Pi­so Fru­gi, в 149 г. народ­ный три­бун, полу­чил это про­зви­ще за свою чест­ность. Он пер­вый пред­ло­жил закон de pe­cu­niis re­pe­tun­dis. Cic. off. 2, 21. Brut. 27. В зва­нии кон­су­ла он усми­рил воз­му­тив­ших­ся сици­лий­ских рабов. Он был про­тив­ни­ком К. Грак­ха; писал лето­пи­си, кото­ры­ми мно­го­крат­но поль­зо­ва­лись Ливий и дру­гие исто­ри­ки. Cic. Verr. 4, 49. Ср. Pe­ter, hist. ro­man. re­li­quiae, I, стр. 118 слл.;

5) сын его, L. Pi­so Fru­gi сра­жал­ся под началь­ст­вом сво­его отца в Сици­лии и умер в про­вин­ции Испа­нии, кото­рой он управ­лял. App. Hisp. 99. Val. Max. 4, 3, 11;

6) L. Cal­pur­nius Bes­tia, про­тив­ник Грак­ха, был народ­ным три­бу­ном в 121 г. (Cic. Brut. 25); в зва­нии кон­су­ла в 111 г. вел вой­ну с Югур­той сна­ча­ла энер­гич­но, но потом был под­куп­лен и заклю­чил с ним невы­год­ный мир. Sall. Jug. 29. Flor. 3, 1. Eutr. 4, 26. Во вре­мя марс­ской вой­ны он, как кажет­ся, в уго­ду жела­ни­ям союз­ни­ков, в 90 г., доб­ро­воль­но оста­вил Рим, когда три­бун Варий пред­ло­жил под­верг­нуть допро­су всех тех, кото­рые пода­ли повод к этой войне. Flor. 3, 1. App. b. c. 1, 37;

7) L. Cal­pur­nius Bes­tia, без­нрав­ст­вен­ный чело­век, при­вер­же­нец Кати­ли­ны, впо­след­ст­вии был защи­ща­ем Цице­ро­ном про­тив обви­не­ния в про­ис­ках. Cic. Coel. 11;

8) Cn. Cal­pur­nius Pi­so, при­вер­же­нец Кати­ли­ны, впо­след­ст­вии был про­тив­ни­ком Пом­пея, потом кве­сто­ром в Испа­нии, где он был убит испан­ца­ми, кото­рые нена­виде­ли его за его жесто­кость. Sall. Cat. 18;

9) Cn. Cal­pur­nius Pi­so слу­жил под началь­ст­вом Пом­пея в вой­ну про­тив мор­ских раз­бой­ни­ков, потом про­тив Иеру­са­ли­ма в 67 г. до Р. Х. Веро­ят­но, его усы­но­вил некто Pu­pius, отче­го он назы­вал­ся потом Pu­pius Pi­so. В 62 г. он слу­жил у Пом­пея в вой­ну с Мит­ри­да­том и в сле­дую­щем году был кон­су­лом. Cic. ad Att. 1, 13;

10) Cn. Cal­pur­nius Pi­so Fru­gi, внук Л. Кал­пур­ния Писо­на (см. 4) и сын Л. Писо­на (см. 5) Cic. Verr. 4, 25. Муж вели­кой чест­но­сти и пото­му про­тив­ник Верре­са, вме­сте с кото­рым он был пре­то­ром. Жена­тый на доче­ри Цице­ро­на Тул­лии, он пре­иму­ще­ст­вен­но хло­потал о вызо­ве его из ссыл­ки, но умер, не дождав­шись его воз­вра­ще­ния. Cic. Sest. 31;

11) L. Cal­pur­nius Pi­so Cae­so­nius в свое вре­мя поль­зо­вал­ся весь­ма боль­шим вли­я­ни­ем, чему спо­соб­ст­во­вал блеск его знат­но­го рода, но не был сво­бо­ден от коры­сто­лю­бия. Дочь его Cal­pur­nia была женой Цеза­ря, из ува­же­ния к кото­ро­му он в 58 г. был сде­лан кон­су­лом. Про­тив­ник его Цице­рон про­из­нес суро­вый при­го­вор над ним и его управ­ле­ни­ем Македо­ни­ей. Cic. Pis. 36. Val. Max. 8, 1. 6. В меж­до­усоб­ную вой­ну меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем он дер­жал себя вда­ли от всех пар­тий. Caes. b. c. 1, 3. После умерщ­вле­ния сво­его зятя он сме­ло высту­пил про­тив наси­лий Анто­ния, одна­ко в позд­ней­шие годы при­над­ле­жал к его пар­тии. Cic. ad fam. 14, 14. Dio Cass. 40, 63;

12) M. Cal­pur­nius Bi­bu­lus, см. Bi­bu­lus;

13) Cn. Cal­pur­nius Pi­so, сын Кн. Пизо­на, слу­жив­ше­го под началь­ст­вом Пом­пея, был про­тив­ни­ком Пом­пея, в меж­до­усоб­ную вой­ну сра­жал­ся под началь­ст­вом Бру­та и Кас­сия и несмот­ря на свой несо­мнен­но рес­пуб­ли­кан­ский образ мыс­лей, в 23 г. был избран Авгу­стом в кон­су­лы. Vell. Pat. 2, 89. Caes. b. Afr. 18. Val. Max. 6, 2, 4;

14) сын его Cn. Cal­pur­nius Pi­so с боль­шой жесто­ко­стью управ­лял Испа­ни­ей и в 17 г. до Р. Х., когда Гер­ма­ник был послан на Восток, Пизон, питав­ший к нему непри­яз­нен­ные чув­ства, был сде­лан намест­ни­ком Сирии, чтобы, как все тогда дума­ли, иметь наблюде­ние над Гер­ма­ни­ком. Когда Гер­ма­ник в Антио­хии забо­лел и умер, на Пизо­на пало подо­зре­ние в отрав­ле­нии его. Tac. ann. 2, 43. 74. 3, 12. Vell. Pat. 2, 129. Suet. Tib. 15. Гром­ко выска­зав­ше­е­ся неудо­воль­ст­вие наро­да вынуди­ло Тибе­рия отдать Пизо­на под суд, при­чем, быть может, не без содей­ст­вия импе­ра­то­ра, он был най­ден в соб­ст­вен­ном доме мерт­вым. Tac. ann. 3, 15. Suet. Cal. 2. Dio Cass. 55, 1. Он не скры­вал сво­его упрям­ства и кич­ли­вой гор­до­сти сво­им родом даже перед Тибе­ри­ем;

15) C. Cal­pur­nius Pi­so, муж бла­го­род­но­го харак­те­ра, кото­ро­му общее мне­ние его совре­мен­ни­ков пред­на­зна­ча­ло импе­ра­тор­ский пре­стол. Он руко­во­дил направ­лен­ным про­тив жиз­ни Неро­на заго­во­ром, в кото­ром при­ни­ма­ли уча­стие бла­го­род­ней­шие мужи, и когда заго­вор был открыт, он умер насиль­ст­вен­ной смер­тью в 65 г. от Р. Х. Отли­ча­ясь щед­ро­стью и мяг­ким харак­те­ром, он был любим так­же как хоро­ший адво­кат. Tac. ann. 15, 59. Его про­слав­лял какой-то неиз­вест­ный нам по име­ни моло­дой поэт вре­мен Клав­дия в одном дошед­шем до нас эпи­че­ском сти­хотво­ре­нии, отли­чаю­щем­ся изя­ще­ст­вом и строй­но­стью сти­ха (car­men ad Pi­so­nem; наи­луч­шим обра­зом оно изда­но Вебе­ром, Mar­burg, 1853 г.);

16) C. Cal­pur­nius Pi­so Li­ci­nia­nus был усы­нов­лен Галь­бой и назна­чен его пре­ем­ни­ком; но вско­ре затем, по нау­ще­нию Ото­на, был убит пре­то­ри­ан­ца­ми. Несмот­ря на свою моло­дость, он успел обна­ру­жить ред­кую серь­ез­ность, твер­дость и чистоту нра­вов. Tac. hist. 1, 14 сл. Dio Cass. 63, 22 сл. Plut. Galb. 23 сл.;

17) T. Cal­pur­nius Si­cu­lus. С этим име­нем появи­лось 11 эклог, в кото­рых замет­но под­ра­жа­ние Фео­кри­ту и Буко­ли­кам Вер­ги­лия. Из мно­го­чис­лен­ных ука­за­ний и мет­ри­че­ской фор­мы вид­но, что пер­вые семь эклог напи­са­ны были в нача­ле цар­ст­во­ва­ния Неро­на, тогда как четы­ре послед­ние состав­ля­ют про­из­веде­ния Неме­зи­а­на, сле­до­ва­тель­но, появи­лись в 3 в. от Р. Х. По содер­жа­нию и по фор­ме они дале­ко усту­па­ют в досто­ин­стве пер­вым семи экло­гам. Все эти про­из­веде­ния непра­виль­но соеди­ни­ли в одно целое и при­пи­са­ли Кал­пур­нию, кото­ро­го, таким обра­зом, отнес­ли к 3 в. Ср. Haupt, de car­mi­ni­bus bu­co­li­cis Cal­pur­nii et Ne­me­sia­ni (1854 г.), изд. Glae­ser (1842 г.).

См. также:
КАЛЬПУРНИИ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 239—240.
См. по теме: ДЕМОХАР • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Л. Кальпурния Пизона Фруги Лициниана и Верании Гемины.
CIL VI 31723.
97—100 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Луция Кальпурния Пизона Понтифика.
Бронза. Конец I в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Луция Кальпурния Пизона Понтифика.
Бронза. Конец I в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Кальпурнии Лепиды.
CIL VI 14235.
Середина II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Луция Кальпурния Пизона Понтифика.
Бронза. Конец I в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Луция Кальпурния Пизона Понтифика.
Бронза. Конец I в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римлянин.
Мрамор. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римлянин.
Мрамор. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римлянин.
Мрамор. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римлянин.
Мрамор. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дупондий**, медь
Гней Кальпурний Пизон Фруги
Неопределенный монетный двор, 43—31 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Януса в лавровом венке; вверху — обозначение стоимости: I (RRC, RPC: II)***.
РЕВЕРС: Две галеры бок о бок, плывущие вправо, с высоко поднятыми носами и aplustria (верхними частями кормы); внизу CN. PISO FRVGI; вверху ROMA.
2. Дупондий, медь
Август
Рим, 15 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS TRIBVNIC. POTEST. (Caesar Augustus tribunicia potestate) — обнаженная голова Августа вправо. Кайма в виде линии.
РЕВЕРС: CN. PISO CN. F. III VIR A. A. A. F. F. (Cnaeus Piso Cnaei filius, triumvir aere, argento, auro, flando, feriundo) — голова Нумы Помпилия, с длинной бородой, в диадеме, вправо. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА