Джонс. Словарь античных римских монет

СЕСТЕРЦИЙ (ses­ter­tius; в англий­ском и фран­цуз­ском язы­ках ино­гда пишет­ся «ses­ter­ce»). Сло­во обра­зо­ва­но от соче­та­ния se­mis, «поло­ви­на» и tres, «три», с окон­ча­ни­ем при­ла­га­тель­но­го, и озна­ча­ет «двой­ной с поло­ви­ной»; в каче­стве назва­ния моне­ты (где под­ра­зу­ме­ва­лось так­же суще­ст­ви­тель­ное num­mus) пер­во­на­чаль­но оно обо­зна­ча­ло моне­ту, экви­ва­лент­ную двум с поло­ви­ной ассам, точ­но так же, как de­na­rius num­mus и qui­na­rius num­mus пер­во­на­чаль­но были моне­та­ми в десять и пять ассов. Сестер­ций как сереб­ря­ная моне­та весом в 1,125 г, или один скру­пул, был учреж­ден око­ло 211 г. до н. э., вме­сте с дена­ри­ем и кви­на­ри­ем. Вре­мя от вре­ме­ни его чека­ни­ли в сереб­ре до 44 г. до н. э., хотя он был куда менее рас­про­стра­нен, чем дена­рий — моне­та, в кото­рой обыч­но выпла­чи­ва­лись круп­ные сум­мы.

Когда око­ло 140 г. до н. э. изме­ни­лось соот­но­ше­ние асса и дена­рия, сестер­ций, конеч­но, тоже полу­чил новую оцен­ку и стал равен четы­рем ассам. При­мер­но тогда же он стал стан­дарт­ной рас­чет­ной еди­ни­цей, хотя, как ука­за­но выше, при боль­шин­стве пла­те­жей на самом деле исполь­зо­вал­ся дена­рий. Поче­му так сло­жи­лось, неиз­вест­но. Хотя сестер­ций и сереб­ря­ная лит­ра Сици­лии и Южной Ита­лии были при­бли­зи­тель­но рав­ны по весу, пред­став­ля­ет­ся, что нет осно­ва­ний счи­тать, буд­то это име­ло какое-то отно­ше­ние к рим­ской денеж­ной систе­ме того вре­ме­ни. Выска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что сереб­ря­ный сестер­ций и пер­во­на­чаль­ный либраль­ный асс были рав­но­цен­ны, но это не так (и, кро­ме того, уже неак­ту­аль­но для дан­но­го пери­о­да). Воз­мож­но, основ­ное жало­ва­нье рим­ско­го сол­да­та в то вре­мя состав­ля­ло сестер­ций в день, но источ­ни­ки про­ти­во­ре­чат друг дру­гу.

При упо­ми­на­ни­ях о тыся­чах сестер­ци­ев в латин­ском язы­ке, как пра­ви­ло, ста­ло употреб­лять­ся мно­же­ст­вен­ное чис­ло сред­не­го лица ses­ter­tia (согла­су­ю­ще­е­ся со сло­вом mi­lia, «тыся­чи», кото­рое с.288 под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, но обыч­но про­пус­ка­ет­ся). В этом слу­чае чаще исполь­зу­ет­ся разде­ли­тель­ная фор­ма чис­ли­тель­но­го, а не обыч­ные коли­че­ст­вен­ные чис­ли­тель­ные. Так, de­cem ses­ter­tii озна­ча­ло десять сестер­ци­ев, но de­na (mi­lia) ses­ter­tia было обыч­ным латин­ским выра­же­ни­ем для деся­ти тысяч сестер­ци­ев. Кро­ме того, сокра­щен­ная фор­ма роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ст­вен­но­го чис­ла ses­ter­tium часто исполь­зо­ва­лась с разде­ли­тель­ным чис­ли­тель­ным cen­te­na mi­lia для обо­зна­че­ния ста тысяч сестер­ци­ев и, подоб­но mi­lia в преды­ду­щем при­ме­ре, cen­te­na mi­lia часто опус­ка­лось; так что сло­во ses­ter­tium с чис­ли­тель­ным наре­чи­ем выра­жа­ло сот­ни тысяч сестер­ци­ев. Так, de­cies ses­ter­tium озна­ча­ло десять раз по сто тысяч сестер­ци­ев, то есть, мил­ли­он.

Циф­ро­вое обо­зна­че­ние сестер­ция пред­став­ля­ло собой две вер­ти­каль­ные чер­ты, обыч­но соеди­нен­ные гори­зон­таль­ной, за кото­ры­ми сле­до­ва­ло S (то есть, семис), все вме­сте — HS. Если над свя­зан­ной с ним циф­рой сто­ит гори­зон­таль­ная чер­та, это ука­зы­ва­ет на тыся­чи, а если такая чер­та сто­ит над зна­ком HS, то сум­ма ука­за­на в сот­нях тысяч. Так, HS XX = 20 сестер­ци­ев, HS XX = 20000 сестер­ци­ев, а HS XX = 2000000 сестер­ци­ев.

Из сереб­ра сестер­ций не чека­нил­ся после 44 г. до н. э. Через несколь­ко лет Марк Анто­ний выпу­стил несколь­ко брон­зо­вых монет этой дено­ми­на­ции, веро­ят­но, пото­му, что сереб­ра ему не хва­та­ло. Затем, в свое вре­мя, Август ее воз­ро­дил, исполь­зуя яркий золо­той сплав, кото­рый мы сего­дня назы­ваем ори­хал­ком. Этот металл был менее цен­ным, чем сереб­ро, так что, конеч­но, моне­ты ста­ли гораздо круп­нее; они были вполне регу­ляр­ны­ми еди­ни­ца­ми монет­ной систе­мы, одна­ко при этом име­ли опре­де­лен­ные свой­ства меда­льо­нов, кото­рые, веро­ят­но, им при­да­ли наме­рен­но. Пер­во­на­чаль­ный цвет дол­жен был сде­лать их очень при­вле­ка­тель­ны­ми. Сохра­нив­ши­е­ся доныне экзем­пля­ры ино­гда сохра­ня­ют остат­ки преж­не­го цве­та, либо он вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся после очист­ки, но кол­лек­ци­о­не­ров не мень­ше раду­ет и хоро­шо пати­ни­ро­ван­ный или силь­но потем­нев­ший сестер­ций. Несмот­ря на круп­ный раз­мер, моне­ты, по наше­му мне­нию, были зна­чи­тель­но пере­оце­не­ны по отно­ше­нию к сереб­ру, поэто­му не исклю­че­но, что с помо­щью ново­го сестер­ция (и свя­зан­но­го с ним дупон­дия, кото­рый чека­нил­ся из того же метал­ла) Август стре­мил­ся сде­лать работу монет­ных дво­ров при­быль­ной.

Сестер­ций про­дол­жа­ли чека­нить до кон­ца III в. н. э., хотя к это­му вре­ме­ни его вес зна­чи­тель­но сни­зил­ся, а метал­лом ста­ла брон­за, а не ори­халк. Тра­ян Деций чека­нил моне­ту, кото­рая была лишь нена­мно­го тяже­лее, чем реду­ци­ро­ван­ный сестер­ций его вре­ме­ни, но с голо­вой в луче­вой короне; долж­но быть, эта моне­та рас­смат­ри­ва­лась как двой­ной сестер­ций (см. Кви­на­рий). После прав­ле­ния Гал­ли­е­на сестер­ций, по-види­мо­му, боль­ше не выпус­ка­ли, если не счи­тать несколь­ко хоро­ших экзем­пля­ров, кото­рые отче­ка­нил в Гал­лии Постум. Еще несколь­ко лет он оста­вал­ся рас­чет­ной еди­ни­цей, а потом его заме­нил дена­рий; если бук­вы CIHS на неко­то­рых лугдун­ских «фол­ли­сах» явля­ют­ся обо­зна­че­ни­ем дено­ми­на­ции и оце­ни­ва­ют моне­ту в сто сестер­ци­ев (то есть, два­дцать пять дена­ри­ев), то сестер­ций как рас­чет­ная еди­ни­ца мог сохра­нять­ся даже до 308/309 гг.

О рим­ской систе­ме дроб­но­го под­сче­та, осно­ван­ной на дена­ри­ях и сестер­ци­ях, см. Волу­зий Меци­ан.

© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 287—288.
© 2012 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Бихаракта • Придворный монетный двор • ДРАХМА • ДАРИК •
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево; в точке опоры бюста небольшой шар.
РЕВЕРС: PORT. AVG. — вид порта Остии с высоты птичьего полета. Вверху — маяк, увенчанный статуей Нептуна со скипетром; внизу — возлежащая влево фигура Тибра, правой рукой держащего корабельный руль, левой — дельфина; слева — пирс в форме полумесяца с портиком различной длины, оканчивающийся фигурой, совершающей жертвоприношение у алтаря и зданием; справа — ряд волнорезов или эллингов в форме полумесяца; в центральной части порта восемь судов.
Вверху, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS PATER — Божественный Август, в лучистом венце, в тоге, сидит влево на кресле, подогнув правое колено, ноги стоят на подставке для ног; в правой руке держит ветвь, в левой, вертикально — длинный скипетр; перед ним — горящий алтарь.
РЕВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII
В центре, большими буквами: S. C.
3. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 128—136 гг.
АВЕРС: SABINA AVGVSTA HADRIANI AVG. P. P. — драпированный бюст Сабины вправо, без косы, волосы уложены кольцами и собраны на макушке над двойной стефаной.
РЕВЕРС: Церера, с покрытой головой, в драпировке, сидит влево на модии, держит два зерновых колоса в правой руке и факел — в левой.
В обрезе: S. C.
4. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим, 71 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. III — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: IVDEA CAPTA — иудейка (как символ захваченной Иудеи), в драпировке, с покрытой головой, сидит вправо на доспехах справа от пальмы, подпирает свою голову в горестной позе левой рукой, облокотившись ей на левое колено; слева от пальмы стоит вправо Веспасиан, с обнаженной головой, в военной одежде, поставив левую ногу на доспехи, держит вертикально копье в правой руке и паразоний вверх — в левой.
В обрезе: S. C.
5. Сестерций, медь
Вителлий
Рим, 69 г.
АВЕРС: A. VITELLIVS GERM. IMP. AVG. P. M. TR. P. — драпированный бюст Вителлия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PAX AVGVSTI — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Сестерций, медь
Гальба
Рим, 68 г.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — драпированный бюст Гальбы, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Виктория, в драпировке, движется влево, держит статую сражающейся Минервы (RIC: Палладий) в правой руке и пальмовую ветвь в левой.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
7. Сестерций, орихалк
Гордиан II Африканский
Рим, 238 г.
АВЕРС: IMP. CAES. M. ANT. GORDIANVS AFR. AVG. — драпированный бюст Гордиана II в лавровом венке и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ROMAE AETERNAE — Рома в шлеме и в драпировке до пят сидит влево на троне, держит Викторию на протянутой правой руке и скипетр, вертикально — в левой; перед троном овальный щит.
В обрезе: S. C.
8. Сестерций, медь
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 4-я мастерская, 246—247 гг.
АВЕРС: MARCIA OTACIL. SEVERA AVG. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA AVGG. — Конкордия (Согласие) сидит на троне влево, держит патеру в правой руке и двойной рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим*, 71 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. III — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма Исиды, изображенного четырехколонным, на подиуме из пяти ступеней; между колонн, при входе во внутреннее святилище находится стоящая фронтально статуя Исиды, держащая патеру; справа и слева от ступеней на невысоких постаментах стоят статуи; наверху полукруглый фронтон с искусным орнаментом сверху; внутри него Исида, скачущая вправо на собаке.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА