КОЛО́ННА
Columna, στήλη или στῦλος, также κίων, столб, колонна. Первоначально столбы служили только для удобства, как подпора крыши; сначала они состояли, вероятно, из древесных стволов или неотесанных каменных глыб и только мало-помалу приняли более изящную форму. Они употреблялись в каждом доме и храме, т. к. портик составлял существенную часть здания, и отсюда вообще во всех строениях, а также на могилах и при других памятниках (ср. Domus, Templum, Sepulcrum).
Капитель и архитрав с Парфенона. 1) дорийский стиль. 2) ионийский стиль. С храма Ерехфея. 2) ионийский стиль. Часть анфемия ионийской колонны. Боковой вид ионийской капители. С портика в Афинах. 3) коринфский стиль. Римская колонна. |
В Греции различались три ордена колонн: дорийский, ионийский и коринфский.
Дорийский и ионийский появились почти одновременно, и дорийским впоследствии назывался более древний архитектурный стиль (процветавший сначала, по-видимому, в государствах недорийских, как напр., в Афинах), вероятно, лишь потому, что он отличался от того стиля, который, по свидетельству Павсания, с 33 ол. стал употребляться в малоазиатской Ионии. Оба эти стиля, как доказал это
Ионийский стиль отличается от дорийского не столько построением, сколько орнаментами. Между тем как дорийский стиль, поражая совершенством красоты своих пропорций, производит, сверх того, и впечатление простоты, силы и твердо основанного величия, — ионийский более привлекает взоры стройной легкостью и нежной прелестью своих форм. Ионийские колонны сравнительно выше (в 8½—
У коринфской колонны база и стержень такие же, как у ионийской; зато ἀνθέμιον охватывает всю капитель, он имеет вид цветочной чашечки (κάλαθος), состоящей из 2 рядов листьев аканфа (по 8 листьев в каждом), перемешанных с другими украшениями; из них вырастают 4 кверху завернутых наподобие завитков стебля (καυλοί) с меньшими листьями. На этом покоится небольшой расширяющийся кверху абак, а затем ионийский архитрав. Эта коринфская капитель изобретена, по свидетельству Витрувия (4, 1, 9), ок. 415 г. до Р. Х. архитектором и скульптором Каллимахом афинским, который славился своей тонкостью и своим изяществом в деталях; она была, кажется, впервые применена при постройке храма Алейской Афины в Тегее в 395 г. до Р. Х.; там именно между дорийской и ионийской колоннадами находился еще третий ряд колонн коринфских.
Греческие колонны имеют, в сущности, настоящее значение и применение в архитектуре единственно как подпора крыши. Они смягчают, главным образом, своей капителью, переход вертикальной, устремляющейся вверх и подпирающей линии в продольную горизонтальную, которая величаво лежит на всем здании греческого храма, имея господствующее значение. Со всех сторон они обнаруживают полнейшую соразмерность пропорций. Спокойное величие и всеустрояющее могущество богов, которые сами живут в храме, скрываясь в таинственном мраке от всего мирского, пластически выражено в этой форме, чуждой всего фантастического, зато пленяющей простой, но внушительной красотой.
Но мало-помалу колонны стали особым украшением всякого рода великолепных зданий, преимущественно портиков (στοά) и базилик. Такое же значение имели и полуколонны, и кариатиды (представляющие, напр. в Ерехфее, высеченных из мрамора девиц с корзинами на головах, см. рис. к сл. Κανηφόροι). Впоследствии воздвигались часто и отдельные колонны, иногда значительных размеров, в виде памятников в честь знаменитых мужей.
Римляне не изобрели никакого нового стиля и пользовались при постройках по большей части коринфским стилем. Так называемая римская, или сложная (composita) колонна — не что иное, как разукрашенное видоизменение коринфской; капитель ее составлена из капителей коринфской и ионийской колонн вместе. Тосканская, или етрусская колонна с простой базой и такой же капителью отличалась более толстым, сравнительно с высотой, стержнем; поддерживая не каменный, а деревянный архитрав, допускала гораздо большие промежутки; вообще же она отличалась простотой и силой, вследствие чего и называлась также rustica.
Из отдельных колонн в Риме в особенности известны нам следующие: a) колонна Антонина, воздвигнутая сенатом, из гранита; найдена в 1704 г.; b) колонна Марка Аврелия, из белого мрамора, поправленная папой Сикстом V и посвященная Апостолу Павлу; c) колонна Траяна, красивейшая из всех и стоящая до сих пор на своем месте, состоит из 34 кусков белого мрамора, вышиной с постаментом (στυλοβάτης) в 117 футов, внутри пустая и снабженная витой лестницей в 184 ступени. Снаружи украшающие ее рельефы представляют 2500 человеческих фигур из дакского похода; d) колонна Цезаря с надписью «Parenti patriae» на форуме, вышиной в 20 футов из нумидийского мрамора; после смерти Цезаря она была разрушена Долабеллой; e) Columna Maenia, массивная колонна, поддерживавшая балкон перед домом ее строителя Мения, где судили рабов, воров и должников, вследствие чего такого рода преступники назывались columnarii; f) rostrata, с известными носами кораблей Дуилия; g) bellica, перед храмом Беллоны у Карментальских ворот, где консул обыкновенно произносил объявление войны враждебным народам. Отдельные колонны (columnae или pilae) стояли в Риме также перед помещавшимися в портиках книжными лавками (tabernae) с вывешенным списком вновь появившихся сочинений. Hor. Sat. 1, 4, 71.
Также и горы или скалы, особенно выдающиеся мысы назывались в переносном смысле столбами, напр., мыс Calpe и гора Abyla, образующие нынешний Гибралтарский пролив, назывались Геркулесовыми столбами, а крайняя юго-западная оконечность Италии — columna Rhegia.
|
||
1.
Сестерций, медь Септимий Север Рим, 193—196 гг. | ||
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня). РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой. В поле, слева и справа: S. C. | ||
2.
Сестерций, медь Филипп I Араб Рим, 248 г. | ||
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: SAECVLARES AVGG. — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии. В поле слева и справа: S. C. | ||
3.
Сестерций, медь Филипп I Араб Рим, 248 г. | ||
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: MILIARIVM SAECVLVM — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии. В поле слева и справа: S. C. | ||
4.
Денарий, серебро Август Рим, 29 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой. В поле, слева и справа: IMP. CAESAR. | ||
5.
Аурей, золото Веспасиан Рим, 73 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке. | ||
6.
Аурей, золото Гай Вибий Вар Рим, 42 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек. РЕВЕРС: Полуобнаженная Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек. | ||
7.
Антониниан, посеребренная медь Клавдий II Готский Рим, 268—270 гг. | ||
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: PROVIDENT. AVG. — Провиденция стоит в фас, ноги скрещены, опирается на колонну, держит рог изобилия в левой руке и скипетр — в правой, у ног — глобус. | ||
8.
Антониниан, медь Карин Тицин, III мастерская, 283—285 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CARINVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: FELICIT. PVBLICA — Фелицитас (Счастье) стоит во фронт, голова влево, ноги скрещены, опирается на колонну под левой рукой, в правой руке кадуцей. В обрезе: TXXI | ||
9.
Сестерций, медь Адриан Рим, 134—138 гг. | ||
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: AEGYPTOS — персонификация Египта полулежит влево, облокотившись на корзину с зерном, на колонне возле ног сидит ибис. | ||
10.
Тетрадрахма, серебро Селевк III Сотер (Керавн) Антиохия, 226—223 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Селевка III в диадеме вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Аполлон Дельфийский стоит влево, облокотившись на колонну, в правой руке он держит лук; слева от него — монограмма ΞΥ, справа — изображение перевернутой буквы Ω над Ρ. |