Словарь античности

КОЛОННА, опор­ный эле­мент кар­ни­за цилин­дри­че­ской фор­мы, сде­лан­ный из кам­ня, дере­ва или дру­го­го мате­ри­а­ла. Колон­ной мог слу­жить ствол дере­ва (кри­то-микен­ская куль­ту­ра) или сте­бель лото­са, папи­ру­са, паль­мы (Еги­пет). Колон­на может быть частью зда­ния или сто­ять отдель­но. Колон­ны быва­ют моно­лит­ны­ми (храм Апол­ло­на в Корин­фе) либо их соби­ра­ют из несколь­ких частей (бара­ба­нов), постав­лен­ных друг на дру­га, сужаю­щих­ся квер­ху; ствол мог быть глад­ким (храм Афи­ны в Пер­га­ме), укра­шен­ным кан­не­лю­ра­ми (вер­ти­каль­ны­ми желоб­ка­ми) или спи­рале­вид­ны­ми канав­ка­ми, а так­же фри­зооб­раз­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми (Тра­я­на, Мар­ка Авре­лия), орна­мен­том в виде роз. Кро­ме того, колон­ны про­фи­ли­ру­ют шту­ка­тур­кой (храм у мяс­но­го рын­ка в Риме). Ниж­ний бара­бан колон­ны может быть укра­шен фигу­ра­ми (Co­lum­na Cae­la­ta в ста­ром хра­ме Арте­ми­ды в Эфе­се). Фигу­ра, заме­ня­ю­щая колон­ну, назы­ва­ет­ся кари­а­ти­дой. Колон­ны исполь­зо­ва­лись как пьеде­ста­лы для ста­туй (Ника Пэо­ния) и как дорож­ные ука­за­те­ли. Сар­ко­фа­ги, укра­шен­ные деко­ра­тив­ны­ми колон­на­ми, назы­ва­ют колон­ны­ми сар­ко­фа­га­ми.

См. также:
КОЛОННА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • АМФИПРОСТИЛЬ • ДИПТЕР • ИНКРУСТАЦИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцены работы сукновальни, или фуллоники.
Колонна с фресками из Помпей, Сукновальня Луция Верания Гипсея (VI. 8. 20).
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцены работы сукновальни, или фуллоники.
Колонна с фресками из Помпей, Сукновальня Луция Верания Гипсея (VI. 8. 20).
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Рисунок Джузеппе Марсильи (1795 — ок. 1835).
Темпера.
1826 г.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дом Марка Эмилия Скавра на Палатине.
Атрий.
Реконструкция.
Середина I в. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Талия.
Фреска из Стабий, вилла Сан-Марко, помещение 1.
Кастелламмаре-ди-Стабия, Стабианский антикварий.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дом Марка Эмилия Скавра на Палатине.
Атрий.
Реконструкция.
Середина I в. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Септимий Север
Рим, 193—196 гг.
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня).
РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SAECVLARES AVGG. — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии.
В поле слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: MILIARIVM SAECVLVM — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии.
В поле слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Август
Рим, 29 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
5. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
6. Аурей, золото
Гай Вибий Вар
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнаженная Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
7. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: PROVIDENT. AVG. — Провиденция стоит в фас, ноги скрещены, опирается на колонну, держит рог изобилия в левой руке и скипетр — в правой, у ног — глобус.
8. Антониниан, медь
Карин
Тицин, III мастерская, 283—285 гг.
АВЕРС: IMP. CARINVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: FELICIT. PVBLICA — Фелицитас (Счастье) стоит во фронт, голова влево, ноги скрещены, опирается на колонну под левой рукой, в правой руке кадуцей.
В обрезе: TXXI
9. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AEGYPTOS — персонификация Египта полулежит влево, облокотившись на корзину с зерном, на колонне возле ног сидит ибис.
10. Тетрадрахма, серебро
Селевк III Сотер (Керавн)
Антиохия, 226—223 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка III в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Аполлон Дельфийский стоит влево, облокотившись на колонну, в правой руке он держит лук; слева от него — монограмма ΞΥ, справа — изображение перевернутой буквы Ω над Ρ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА