Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДЕЛЬФИ́Н

Del­phi­nus, δελ­φίν, δελ­φίς,

1) некруп­ный род китов, сим­вол моря и мор­ских богов, вме­сте с тем пред­ста­ви­тель море­пла­ва­ния и мор­ской тор­гов­ли древ­них. Быст­ро­та живот­но­го, его охота про­во­жать кораб­ли, к кото­рым его при­ма­ни­ва­ла игра кора­бель­щи­ков на флей­те, прыж­ки его на поверх­но­сти моря при при­бли­же­нии бури, как бы пре­до­сте­ре­гаю­щие моря­ков о пред­сто­я­щей опас­но­сти, — все это слу­жи­ло пред­ме­том и пово­дом к поэ­ти­че­ским о нем пред­став­ле­ни­ям; он пере­шел в миф: Мели­керт, с кото­рым Ино бро­си­лась в вол­ны, выно­сит­ся дель­фи­ном в Коринф. Подо­бен тому и рас­сказ об Ари­оне (см. Arion), обет­ный дар кото­ро­го пока­зы­вал­ся в Тена­ре уже во вре­ме­на Геро­до­та (1, 23). Это было, веро­ят­но, изо­бра­же­ние Посей­до­на;

2) см. Si­de­ra;

3) воен­ный сна­ряд на кораб­лях, имев­ший вид дель­фи­на, из свин­ца и желе­за, кото­рый посред­ст­вом бло­ков поды­мал­ся по реям и с боль­шой силой кидал­ся на непри­я­тель­ские кораб­ли с целью про­из­ве­сти в них про­бо­и­ну. Thuc. 7, 41. Arist. Equ. 762. См. так­же Spi­na.

Раз­но­го рода рос­кош­ная утварь, похо­див­шая на изо­бра­же­ние дель­фи­на, так­же назы­ва­лась этим име­нем.

См. также:
ДЕЛЬФИН (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 380.
См. по теме: ЭФИППИЙ • БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ЭПАРИТЫ, ЕПАРИТЫ • КУЛЬКИТА, ТЮФЯК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Центральная композиция гробницы Львиц в Тарквинии.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Львиц.
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Похищение Европы. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Посейдон.
Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Роспись гробницы Львиц в Тарквинии.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Львиц.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гелиос и Селена на колесницах.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афродита Сиракузская (Афродита Ландолина).
Белый мрамор греческих островов.
Римская копия II в. н. э. родосско-малоазийского образца II в. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
9. КЕРАМИКА. Греция.
Афродита на лебеде.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Глина. Ок. 350 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. МОЗАИКА. Рим.
Корабли в порту.
Часть A напольной мозаики большого триклиния палаццо Диоталлеви.
Середина II в. н. э.
Римини, Городской музей им. Луиджи Тонини.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево; в точке опоры бюста небольшой шар.
РЕВЕРС: PORT. AVG. — вид порта Остии с высоты птичьего полета. Вверху — маяк, увенчанный статуей Нептуна со скипетром; внизу — возлежащая влево фигура Тибра, правой рукой держащего корабельный руль, левой — дельфина; слева — пирс в форме полумесяца с портиком различной длины, оканчивающийся фигурой, совершающей жертвоприношение у алтаря и зданием; справа — ряд волнорезов или эллингов в форме полумесяца; в центральной части порта восемь судов.
Вверху, слева и справа: S. C.
2. Тетрадрахма, серебро
Гиерон I
Сиракузы, 475—470 гг. до н.э.
АВЕРС: Колесничий медленно едет на квадриге вправо, держит кентр в правой руке, поводья в обеих руках; вверху вправо летит Ника, увенчивает коней венком, который держит двумя руками.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΟΝ — обращенная вправо голова Аретусы с жемчужной тенией, украшенная ожерельем и серьгой с одной подвеской; вокруг нее по кругу четыре дельфина.
3. Аурей, золото
Адриан
Рим, 119—122 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — голова Адриана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. III — обнаженный Нептун, с плащом, спадающим на спину с левого плеча, стоит вправо, поставив левую ногу на корабельный нос, держа в левой руке дельфина и в правой — трезубец, направленный вертикально вверх.
4. Декадрахма, серебро
Дионисий Старший
Сиракузы, 405—390 гг. до н.э.
АВЕРС: Квадрига со скачущими влево галопом конями; колесничий в длинном хитоне, наклонившись вперед, со стрекалом и поводьями, увенчиваемый летящей Никой в двойном хитоне.
В обрезе: слева щит, справа шлем с гребнем, в середине панцирь между поножами.
В самом низу надпись: ΑΘΛΑ.
РЕВЕРС: Голова Аретусы, обращенная влево, с венком из стеблей тростника, с серьгой с тремя подвесками, ожерельем с бусами, вьющимися локонами; вокруг головы четыре дельфина.
Над головой надпись ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ.
Под нижним дельфином слабые следы подписи художника: ΕΥΑΙΝΕ.
5. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — бюст императора в лучистом венце влево.
РЕВЕРС: NEPTVN AVG. — Нептун стоит влево, держит в левой руке трезубец и в правой руке дельфина.
6. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — бюст императора в лучистом венце влево.
РЕВЕРС: NEPTVN. AVG. — Нептун стоит влево, в левой руке — трезубец, в правой — дельфин.
7. Сестерций, медь
Нерон
Рим, 64 г.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTI (вверху) PORT. OST. (внизу) — огражденный стенами порт Остии, наверху статуя Нептуна, внизу лежит Тибр, держит корабельный руль и дельфина, в поле семь судов.
Вверху, справа и слева от AVGVSTI: S. C.
8. Сестерций, медь
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево; в точке опоры бюста небольшой шар.
РЕВЕРС: PORT. AVG. — вид порта Остии с высоты птичьего полета. Вверху — маяк, увенчанный статуей Нептуна со скипетром; внизу — возлежащая влево фигура Тибра, правой рукой держащего корабельный руль, левой — дельфина; слева — пирс в форме полумесяца с портиком различной длины, оканчивающийся фигурой, совершающей жертвоприношение у алтаря и зданием; справа — ряд волнорезов или эллингов в форме полумесяца; в центральной части порта восемь судов.
Вверху, слева и справа: S. C.
9. Сестерций, медь
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с земным шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: PORTV. AVG. — вверху — маяк, увенчанный статуей Нептуна со скипетром; внизу — возлежащая влево фигура Тибра с корабельным рулем и дельфином; слева — полумесяцем изображен пирс с портиком; справа — полумесяцем изображена линия волнорезов. В центре — восемь кораблей: четыре слева, один в центре и три справа.
Вверху, слева и справа: S. C.
10. Денарий, серебро
Вителлий
Рим, 69 г.
АВЕРС: A. VITELLIVS GERM. IMP. AVG. TR. P. — голова Вителлия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: XV. VIR. SACR. FAC. — треножник-лебес в центре, сверху — дельфин, внизу — ворон вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА