ГЕ́НИЙ (genius, от gens, «род», gigno, «рождать», «производить»), в римской мифологии первоначально божество — прародитель рода (Nonn. Marc. c. 172), затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Считалось, что каждый мужчина имеет своего гения. Особенно почитался гений главы фамилии: в день его рождения гению приносились дары. Рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи гению господ и патронов по формуле: «Гению нашего Гая», «Гению нашего Марка» и пр. Клятва гением господина считалась самой священной для раба. Постепенно гений, рассматривавшийся как персонификация внутренних свойств, стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два гения — добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшимся с другими богами. В таком качестве гений соответствует греческому демону (напр., у Апулея в сочинении «О боге Сократа») и занимает значительное место в позднейшей демонологии. Считалось, что гения имели не только люди, но и города, отдельные местности [согласно Сервию (Serv. Verg. Aen. V 85), не было места без гения], корпорации, воинские части и т. д. Посвятительные надписи таким гениям многочисленны по всей империи. Предполагалось, что гении появляются в виде змей, но изображались они в виде юношей с рогом изобилия, чашей и пр. В эпоху империи особое значение приобрёл культ гения Рима и императора. Последний был введён Августом, присоединившим свой гений к компитальным ларам, культ которых был наиболее распространённым. Клятва гением императора считалась самой священной и нарушение её приравнивалось к оскорблению величества. Гению Рима был посвящён на Капитолии щит с надписью «или мужу, или женщине», поскольку имя и пол гения — хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги (Serv. Verg. Aen. II 351).
|
||
1.
Аурей, золото Адриан Рим, 134—138 гг. | ||
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо. РЕВЕРС: GENIO P. R. — Гений римского народа, повернув голову влево, стоит во фронт, в левой руке держит рог изобилия, в правой — патеру, из которой совершает жертвенное возлияние над горящим алтарем. | ||
2.
Антониниан, медь Клавдий II Готский Рим, 268—270 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — голова императора в лучистом венце вправо. РЕВЕРС: GENIVS AVG. — Гений стоит влево у алтаря, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой. | ||
3.
Денарий, серебро Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?) Рим, 100 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек. РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I. В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius). Кайма из лаврового венка. | ||
4.
Антониниан, посеребренная медь Аврелиан Медиоланум, 270—275 гг. | ||
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: GENIVS ILLVR. — Гений стоит влево, держит в левой руке патеру и в правой — воинское знамя. | ||
5.
Медальон, медь Адриан 132—134 гг. | ||
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре. | ||
6.
Денарий, серебро Антонин Пий Рим, 140—144 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — обнаженная голова Антонина Пия вправо. РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой. | ||
7.
Фоллис, медь Максимин II Дайя Лондиний, 306—307 гг. | ||
АВЕРС: MAXIMINVS NOBILISSIMVS CAES. — драпированный бюст Максимина в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: GENIO POPVLI ROMANI — Гений стоит влево, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой. | ||
8.
Денарий, серебро Антонин Пий Рим, 140—144 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой. | ||
9.
Денарий, серебро Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?) Рим, 100 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернувшись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом ROMA; спереди греческая буква Ο с точкой. Кайма из точек. РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, греческая буква Ο с точкой. В обрезе: LENT. MAR. F. (Lentulus Marcelli filius). Кайма из лаврового венка. | ||
10.
Медальон, медь Марк Аврелий 168—169 гг. | ||
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: TR. P. XXIII IMP. V COS. III — женская фигура (Фаустина Младшая?) сидит на троне влево, держит скипетр в левой руке и протягивает правую руку к двум гениям, идущим к ней и держащим между собой большой рог изобилия. |