Мифы народов мира

ГЕ́НИЙ (ge­nius, от gens, «род», gig­no, «рож­дать», «про­из­во­дить»), в рим­ской мифо­ло­гии пер­во­на­чаль­но боже­ство — пра­ро­ди­тель рода (Nonn. Marc. c. 172), затем бог муж­ской силы, оли­це­тво­ре­ние внут­рен­них сил и спо­соб­но­стей муж­чи­ны. Счи­та­лось, что каж­дый муж­чи­на име­ет сво­его гения. Осо­бен­но почи­тал­ся гений гла­вы фами­лии: в день его рож­де­ния гению при­но­си­лись дары. Рабы, отпу­щен­ни­ки, зави­си­мые люди посвя­ща­ли над­пи­си гению гос­под и патро­нов по фор­му­ле: «Гению наше­го Гая», «Гению наше­го Мар­ка» и пр. Клят­ва гени­ем гос­по­ди­на счи­та­лась самой свя­щен­ной для раба. Посте­пен­но гений, рас­смат­ри­вав­ший­ся как пер­со­ни­фи­ка­ция внут­рен­них свойств, стал само­сто­я­тель­ным боже­ст­вом, рож­дав­шим­ся вме­сте с чело­ве­ком (ино­гда пред­по­ла­га­лось два гения — доб­рый и злой), руко­во­див­шим его дей­ст­ви­я­ми, а после смер­ти чело­ве­ка бро­див­шим близ зем­ли или соеди­няв­шим­ся с дру­ги­ми бога­ми. В таком каче­стве гений соот­вет­ст­ву­ет гре­че­ско­му демо­ну (напр., у Апу­лея в сочи­не­нии «О боге Сокра­та») и зани­ма­ет зна­чи­тель­ное место в позд­ней­шей демо­но­ло­гии. Счи­та­лось, что гения име­ли не толь­ко люди, но и горо­да, отдель­ные мест­но­сти [соглас­но Сер­вию (Serv. Verg. Aen. V 85), не было места без гения], кор­по­ра­ции, воин­ские части и т. д. Посвя­ти­тель­ные над­пи­си таким гени­ям мно­го­чис­лен­ны по всей импе­рии. Пред­по­ла­га­лось, что гении появ­ля­ют­ся в виде змей, но изо­бра­жа­лись они в виде юно­шей с рогом изоби­лия, чашей и пр. В эпо­ху импе­рии осо­бое зна­че­ние при­об­рёл культ гения Рима и импе­ра­то­ра. Послед­ний был введён Авгу­стом, при­со­еди­нив­шим свой гений к ком­пи­таль­ным ларам, культ кото­рых был наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным. Клят­ва гени­ем импе­ра­то­ра счи­та­лась самой свя­щен­ной и нару­ше­ние её при­рав­ни­ва­лось к оскорб­ле­нию вели­че­ства. Гению Рима был посвя­щён на Капи­то­лии щит с над­пи­сью «или мужу, или жен­щине», посколь­ку имя и пол гения — хра­ни­те­ля Рима скры­ва­лись, чтобы его не пере­ма­ни­ли вра­ги (Serv. Verg. Aen. II 351).

Е. М. Шта­ер­ман

См. также:
ГЕНИЙ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 272.
См. по теме: ЭГЕСТИС • ДУЕЛЛОНА • DIESPITER • ДИСКОРДИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Саркофаг из Кьюзи.
Глина. Нач. IV в. до н. э.
Париж, Лувр.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя II.
Сардоникс.
Александрия. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Лары и гений (тогатус).
Бронза.
Помпеи, Антиквариум.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отправление императора на военную кампанию (profectio). Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме.
Гипсовый слепок. Оригинал: лунский мрамор, 81—96 гг. н. э.
Рим, Палаццо делла Канчеллерия.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос, известный как «Саркофаг братьев» или «Сенаторский саркофаг».
Каррарский мрамор. 240—260 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Крылатый гений с факелом и вазой.
Фреска из Геркуланума (вилла Папирусов).
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с о сценой мифа о похищении Прозерпины (фронтальная панель).
Мрамор.
200—220 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
8. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага).
Сардоникс.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ГЛИПТИКА. Египет.
Камея Гонзага: Птолемей II Филадельф и Арсиноя II.
Сардоникс в новой серебряной оправе.
Александрия. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» («Большая камея Франции»).
Сардоникс. 37 г.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: GENIO P. R. — Гений римского народа, повернув голову влево, стоит во фронт, в левой руке держит рог изобилия, в правой — патеру, из которой совершает жертвенное возлияние над горящим алтарем.
2. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — голова императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: GENIVS AVG. — Гений стоит влево у алтаря, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой.
3. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Медиоланум, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: GENIVS ILLVR. — Гений стоит влево, держит в левой руке патеру и в правой — воинское знамя.
4. Денарий, серебро
Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?)
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
5. Медальон, медь
Адриан
132—134 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре.
6. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — обнаженная голова Антонина Пия вправо.
РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой.
7. Фоллис, медь
Максимин II Дайя
Лондиний, 306—307 гг.
АВЕРС: MAXIMINVS NOBILISSIMVS CAES. — драпированный бюст Максимина в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: GENIO POPVLI ROMANI — Гений стоит влево, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой.
8. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой.
9. Медальон, медь
Марк Аврелий
168—169 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. XXIII IMP. V COS. III — женская фигура (Фаустина Младшая?) сидит на троне влево, держит скипетр в левой руке и протягивает правую руку к двум гениям, идущим к ней и держащим между собой большой рог изобилия.
10. Денарий, серебро
Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?)
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернувшись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом ROMA; спереди греческая буква Ο с точкой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, греческая буква Ο с точкой.
В обрезе: LENT. MAR. F. (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА