Мифы народов мира

ГЕ́НИЙ (ge­nius, от gens, «род», gig­no, «рож­дать», «про­из­во­дить»), в рим­ской мифо­ло­гии пер­во­на­чаль­но боже­ство — пра­ро­ди­тель рода (Nonn. Marc. c. 172), затем бог муж­ской силы, оли­це­тво­ре­ние внут­рен­них сил и спо­соб­но­стей муж­чи­ны. Счи­та­лось, что каж­дый муж­чи­на име­ет сво­его гения. Осо­бен­но почи­тал­ся гений гла­вы фами­лии: в день его рож­де­ния гению при­но­си­лись дары. Рабы, отпу­щен­ни­ки, зави­си­мые люди посвя­ща­ли над­пи­си гению гос­под и патро­нов по фор­му­ле: «Гению наше­го Гая», «Гению наше­го Мар­ка» и пр. Клят­ва гени­ем гос­по­ди­на счи­та­лась самой свя­щен­ной для раба. Посте­пен­но гений, рас­смат­ри­вав­ший­ся как пер­со­ни­фи­ка­ция внут­рен­них свойств, стал само­сто­я­тель­ным боже­ст­вом, рож­дав­шим­ся вме­сте с чело­ве­ком (ино­гда пред­по­ла­га­лось два гения — доб­рый и злой), руко­во­див­шим его дей­ст­ви­я­ми, а после смер­ти чело­ве­ка бро­див­шим близ зем­ли или соеди­няв­шим­ся с дру­ги­ми бога­ми. В таком каче­стве гений соот­вет­ст­ву­ет гре­че­ско­му демо­ну (напр., у Апу­лея в сочи­не­нии «О боге Сокра­та») и зани­ма­ет зна­чи­тель­ное место в позд­ней­шей демо­но­ло­гии. Счи­та­лось, что гения име­ли не толь­ко люди, но и горо­да, отдель­ные мест­но­сти [соглас­но Сер­вию (Serv. Verg. Aen. V 85), не было места без гения], кор­по­ра­ции, воин­ские части и т. д. Посвя­ти­тель­ные над­пи­си таким гени­ям мно­го­чис­лен­ны по всей импе­рии. Пред­по­ла­га­лось, что гении появ­ля­ют­ся в виде змей, но изо­бра­жа­лись они в виде юно­шей с рогом изоби­лия, чашей и пр. В эпо­ху импе­рии осо­бое зна­че­ние при­об­рёл культ гения Рима и импе­ра­то­ра. Послед­ний был введён Авгу­стом, при­со­еди­нив­шим свой гений к ком­пи­таль­ным ларам, культ кото­рых был наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным. Клят­ва гени­ем импе­ра­то­ра счи­та­лась самой свя­щен­ной и нару­ше­ние её при­рав­ни­ва­лось к оскорб­ле­нию вели­че­ства. Гению Рима был посвя­щён на Капи­то­лии щит с над­пи­сью «или мужу, или жен­щине», посколь­ку имя и пол гения — хра­ни­те­ля Рима скры­ва­лись, чтобы его не пере­ма­ни­ли вра­ги (Serv. Verg. Aen. II 351).

Е. М. Шта­ер­ман

См. также:
ГЕНИЙ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 272.
См. по теме: ЭГЕСТИС • ДУЕЛЛОНА • DIESPITER • ДИСКОРДИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»).
Пятислойный сардоникс. Ок. 23 г. н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»). Верхний регистр.
Пятислойный сардоникс.
Ок. 23 г. н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Рельефная стела из Болоньи.
Камень.
IV в. до н. э.
Болонья, Городской археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет умершего в щите в окружении гениев смерти, Океана, Теллус, Ахилла и Хирона. Рельеф с imago clipeata на саркофаге.
Белый мрамор. 2-я пол. III в.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображениями Геракла и Харона.
Мрамор.
III в. н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображениями Геракла и Харона.
Мрамор.
III в. н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с портовой сценой.
Греческий мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с центральными воротами, орнаментом стригилато и фигурами покойных по краям.
Мрамор.
210—220 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с надгробной надписью в руках крылатых Викторий (фронтальная панель).
Мрамор.
Пиза, Кампосанто.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гений смерти.
Мрамор. Римская копия греческого оригинала.
Вена, Музей истории искусств.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: GENIO P. R. — Гений римского народа, повернув голову влево, стоит во фронт, в левой руке держит рог изобилия, в правой — патеру, из которой совершает жертвенное возлияние над горящим алтарем.
2. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — голова императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: GENIVS AVG. — Гений стоит влево у алтаря, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой.
3. Денарий, серебро
Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?)
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
4. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Медиоланум, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: GENIVS ILLVR. — Гений стоит влево, держит в левой руке патеру и в правой — воинское знамя.
5. Медальон, медь
Адриан
132—134 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре.
6. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — обнаженная голова Антонина Пия вправо.
РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой.
7. Фоллис, медь
Максимин II Дайя
Лондиний, 306—307 гг.
АВЕРС: MAXIMINVS NOBILISSIMVS CAES. — драпированный бюст Максимина в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: GENIO POPVLI ROMANI — Гений стоит влево, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой.
8. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой.
9. Денарий, серебро
Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?)
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернувшись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом ROMA; спереди греческая буква Ο с точкой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, греческая буква Ο с точкой.
В обрезе: LENT. MAR. F. (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
10. Медальон, медь
Марк Аврелий
168—169 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. XXIII IMP. V COS. III — женская фигура (Фаустина Младшая?) сидит на троне влево, держит скипетр в левой руке и протягивает правую руку к двум гениям, идущим к ней и держащим между собой большой рог изобилия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА