Словарь античности

ГЕНИЙ (лат. Ge­nius), у рим­лян пер­во­на­чаль­но сверхъ­есте­ствен­ное суще­ство, оли­це­тво­ря­ю­щее муж­скую силу, жиз­нен­ную силу, затем спут­ник и дух-покро­ви­тель муж­чин вооб­ще и каж­до­го отдель­но­го муж­чи­ны в част­но­сти (жен­щи­нам покро­ви­тель­ст­во­ва­ла Юно­на), защит­ник семьи, дома, общи­ны, горо­да и государ­ства (Ge­nius po­pu­li Ro­ma­ni). Были рас­про­стра­не­ны клят­вы Гени­ем гла­вы семьи. В куль­те вре­мен Импе­рии боль­шую роль играл Гений импе­ра­то­ра (клят­ва Гени­ем импе­ра­то­ра). Отдель­ные обла­сти име­ли сво­их Гени­ев (Ge­nius lo­ci). День рож­де­ния рим­ля­ни­на счи­тал­ся празд­ни­ком его Гения. Сим­вол Гения — змея. В искус­стве Гений изо­бра­жал­ся в виде юно­ши (ино­гда боро­да­то­го мужа). От латин­ско­го тер­ми­на про­изо­шло совре­мен­ное зна­че­ние сло­ва.

См. также:
ГЕНИЙ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага).
Сардоникс.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Камея Гонзага: Птолемей II Филадельф и Арсиноя II.
Сардоникс в новой серебряной оправе.
Александрия. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. НАДПИСИ. Рим.
Плита с посвящением алтаря за благополучие Августа, поставленного Луцием Лукрецием Зетом.
CIL VI 30975 = ILS 3090.
Мрамор.
1 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Погребальная урна со сценой прощания умершего с родными. Крышка (возможно, от другой урны) с изображением возлежащей мужской фигуры.
Травертин. III—I вв. до н. э.
Сан-Джиминьяно, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет умершего в щите в окружении гениев смерти, Океана, Теллус, Ахилла и Хирона. Рельеф с imago clipeata на саркофаге.
Белый мрамор. 2-я пол. III в.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отправление императора на военную кампанию (profectio). Деталь: Гений Сената. Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме.
Лунский мрамор. 81—96 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Крылатый гений с факелом и вазой.
Фреска из Геркуланума (вилла Папирусов).
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом покойного в руках летящих гениев (фронтальная панель).
Мрамор.
Пиза, Кампосанто.
10. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя II.
Сардоникс.
Александрия. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: GENIO P. R. — Гений римского народа, повернув голову влево, стоит во фронт, в левой руке держит рог изобилия, в правой — патеру, из которой совершает жертвенное возлияние над горящим алтарем.
2. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — голова императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: GENIVS AVG. — Гений стоит влево у алтаря, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой.
3. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Медиоланум, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: GENIVS ILLVR. — Гений стоит влево, держит в левой руке патеру и в правой — воинское знамя.
4. Денарий, серебро
Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?)
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
5. Медальон, медь
Адриан
132—134 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре.
6. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — обнаженная голова Антонина Пия вправо.
РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой.
7. Фоллис, медь
Максимин II Дайя
Лондиний, 306—307 гг.
АВЕРС: MAXIMINVS NOBILISSIMVS CAES. — драпированный бюст Максимина в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: GENIO POPVLI ROMANI — Гений стоит влево, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой.
8. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой.
9. Медальон, медь
Марк Аврелий
168—169 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. XXIII IMP. V COS. III — женская фигура (Фаустина Младшая?) сидит на троне влево, держит скипетр в левой руке и протягивает правую руку к двум гениям, идущим к ней и держащим между собой большой рог изобилия.
10. Денарий, серебро
Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?)
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернувшись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом ROMA; спереди греческая буква Ο с точкой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, греческая буква Ο с точкой.
В обрезе: LENT. MAR. F. (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА