Словарь античности

ГЕНИЙ (лат. Ge­nius), у рим­лян пер­во­на­чаль­но сверхъ­есте­ствен­ное суще­ство, оли­це­тво­ря­ю­щее муж­скую силу, жиз­нен­ную силу, затем спут­ник и дух-покро­ви­тель муж­чин вооб­ще и каж­до­го отдель­но­го муж­чи­ны в част­но­сти (жен­щи­нам покро­ви­тель­ст­во­ва­ла Юно­на), защит­ник семьи, дома, общи­ны, горо­да и государ­ства (Ge­nius po­pu­li Ro­ma­ni). Были рас­про­стра­не­ны клят­вы Гени­ем гла­вы семьи. В куль­те вре­мен Импе­рии боль­шую роль играл Гений импе­ра­то­ра (клят­ва Гени­ем импе­ра­то­ра). Отдель­ные обла­сти име­ли сво­их Гени­ев (Ge­nius lo­ci). День рож­де­ния рим­ля­ни­на счи­тал­ся празд­ни­ком его Гения. Сим­вол Гения — змея. В искус­стве Гений изо­бра­жал­ся в виде юно­ши (ино­гда боро­да­то­го мужа). От латин­ско­го тер­ми­на про­изо­шло совре­мен­ное зна­че­ние сло­ва.

См. также:
ГЕНИЙ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крышка саркофага Пея (Публия Элия?) Мирона и его семьи.
Мрамор.
III в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Северный портик, 27.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя II.
Сардоникс.
Александрия. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Гений места (genius loci) и лары.
Фреска в ларарии дома Веттиев в Помпеях.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. v).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Виктории с трофеями.
Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
Мрамор.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Возвращение Веспасиана и юного Домициана в Рим после победы в гражданской войне 69 г. Рельеф B из палаццо Канчеллерия в Риме.
Гипсовый слепок. Оригинал — лунский мрамор, 81—96 гг. н. э.
Рим, Палаццо делла Канчеллерия.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отъезд императора из Рима (profectio).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Рельефная стела из Болоньи.
Камень.
IV в. до н. э.
Болонья, Городской археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки.
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки (деталь).
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: GENIO P. R. — Гений римского народа, повернув голову влево, стоит во фронт, в левой руке держит рог изобилия, в правой — патеру, из которой совершает жертвенное возлияние над горящим алтарем.
2. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — голова императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: GENIVS AVG. — Гений стоит влево у алтаря, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой.
3. Денарий, серебро
Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?)
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
4. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Медиоланум, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: GENIVS ILLVR. — Гений стоит влево, держит в левой руке патеру и в правой — воинское знамя.
5. Медальон, медь
Адриан
132—134 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре.
6. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — обнаженная голова Антонина Пия вправо.
РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой.
7. Фоллис, медь
Максимин II Дайя
Лондиний, 306—307 гг.
АВЕРС: MAXIMINVS NOBILISSIMVS CAES. — драпированный бюст Максимина в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: GENIO POPVLI ROMANI — Гений стоит влево, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой.
8. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой.
9. Денарий, серебро
Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?)
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернувшись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом ROMA; спереди греческая буква Ο с точкой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, греческая буква Ο с точкой.
В обрезе: LENT. MAR. F. (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
10. Медальон, медь
Марк Аврелий
168—169 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. XXIII IMP. V COS. III — женская фигура (Фаустина Младшая?) сидит на троне влево, держит скипетр в левой руке и протягивает правую руку к двум гениям, идущим к ней и держащим между собой большой рог изобилия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА