Мифы народов мира

ДИОМЕ́Д (Διομή­δης), в гре­че­ской мифо­ло­гии:

1) царь Фра­кии, сын Аре­са, кор­мив­ший сво­их коней мясом захва­чен­ных чуже­зем­цев. Геракл одо­лел Дио­меда и бро­сил его на съе­де­ние коням-людо­едам, кото­рых потом при­вёл к царю Эври­сфею;

2) сын это­лий­ско­го царя Тидея и доче­ри Адрас­та Деи­пи­лы. Вме­сте с Адрас­том при­ни­ма­ет уча­стие в похо­де и разо­ре­нии Фив (Apol­lod. III 7, 2). Как один из жени­хов Еле­ны Дио­мед сра­жа­ет­ся впо­след­ст­вии под Тро­ей, воз­глав­ляя опол­че­ние на 80 кораб­лях. В доспе­хах, оза­рён­ных сия­ю­щим пла­ме­нем, он уби­ва­ет мно­же­ство тро­ян­цев и напа­да­ет на Энея, кото­ро­го спа­са­ет от гибе­ли Афро­ди­та. Тогда Дио­мед обру­ши­ва­ет­ся на боги­ню, ранит её и застав­ля­ет оста­вить поле боя. Поль­зу­ясь покро­ви­тель­ст­вом Афи­ны, Дио­мед выхо­дит в бой про­тив само­го бога Аре­са и тяже­ло его ранит (подви­гам Дио­меда отво­дит­ся почти вся V кни­га «Или­а­ды»). Вме­сте с Одис­се­ем Дио­мед отправ­ля­ет­ся на раз­вед­ку во вра­же­ский лагерь; по доро­ге они уби­ва­ют тро­ян­ско­го раз­вед­чи­ка Доло­на, а затем напа­да­ют на при­шед­ше­го на помощь тро­ян­цам фра­кий­ско­го царя Реса, уби­ва­ют его и мно­гих вои­нов его сви­ты и уво­дят с собой зна­ме­ни­тых коней Реса (Hom. Il. X 203—514). Дио­мед участ­ву­ет в погре­баль­ных играх в честь Патрок­ла; вме­сте с Одис­се­ем про­ни­ка­ет в оса­ждён­ную Трою и похи­ща­ет там ста­тую Афи­ны (Пал­ла­дий), обла­да­ние кото­рой пред­ве­ща­ет победу над тро­ян­ца­ми. С Одис­се­ем Дио­мед отправ­ля­ет­ся так­же на ост­ров Лем­нос за Фил­ок­те­том. Дио­мед дол­го слы­вёт (вме­сте с Несто­ром) одним из немно­гих ахей­ских геро­ев, бла­го­по­луч­но вер­нув­ших­ся домой из-под Трои (Apol­lod. epit. V 8; 13); позд­ние источ­ни­ки вво­дят вер­сию об измене жены Дио­меда Эги­а­лы, вслед­ст­вие чего Дио­мед вынуж­ден бежать из Аргоса и окон­чить свою жизнь в Ита­лии.

Хотя тра­ди­ция назы­ва­ет Дио­меда сыном Тидея — царя Это­лии, в «Илиа­де» он воз­глав­ля­ет опол­че­ние из Аргоса, Тирин­фа, Эпидав­ра и дру­гих горо­дов юго-восточ­ной Арго­лиды (II 559—568); по чис­лу кораб­лей вой­ско Дио­меда усту­па­ет лишь пол­кам Ага­мем­но­на и Несто­ра. В этом отра­жа­ет­ся вос­по­ми­на­ние не толь­ко о былом могу­ще­стве Аргоса, но и о зна­че­нии само­го Дио­меда как древ­ней­ше­го воен­но­го боже­ства арги­вян. Щит Дио­меда с куль­то­вым изо­бра­же­ни­ем Афи­ны нахо­дил­ся в её хра­ме в Арго­се. Дио­меду при­пи­сы­ва­лось осно­ва­ние хра­ма Афи­ны «Ост­ро­глядя­щей» (Paus. II 24, 2), нахо­див­шу­ю­ся здесь ста­тую Афи­ны отож­дествля­ли с похи­щен­ным ахей­ца­ми в Трое Пал­ла­ди­ем. Дио­мед счи­тал­ся осно­ва­те­лем хра­мов Афи­ны в горо­де Мето­на (Мес­се­ния) и горо­де Пра­сии (Атти­ка); в Сала­мине (Кипр) он почи­тал­ся вме­сте с Афи­ной. Эта древ­ней­шая связь Дио­меда с Афи­ной отра­зи­лась в мифах о посто­ян­ной помо­щи Афи­ны герою [в «Илиа­де»; в вари­ан­те мифа (Pind. Nem. X 7) Афи­на сде­ла­ла Дио­меда богом; по дру­гой вер­сии, Дио­мед был пере­не­сён вме­сте с Ахил­лом на ост­ро­ва бла­жен­ных]. Под­твер­жде­ни­ем «боже­ст­вен­но­го» про­ис­хож­де­ния Дио­меда явля­ет­ся то, что это един­ст­вен­ный герой «Или­а­ды», осме­ли­ваю­щий­ся всту­пать в сра­же­ния с бога­ми-олим­пий­ца­ми. Культ Дио­меда был зане­сён ахей­ски­ми коло­ни­ста­ми в Ита­лию (отсюда позд­няя вер­сия о его ски­та­ни­ях и смер­ти в Ита­лии).

В «Илиа­де» обра­ща­ет на себя вни­ма­ние явный парал­ле­лизм в опи­са­нии подви­гов Дио­меда и Ахил­ла (оба напа­да­ют на Гек­то­ра и на Энея, кото­ро­го от них спа­са­ют боги) и чув­ство сопер­ни­че­ства, испы­ты­вае­мое Дио­медом к Ахил­лу. Одна­ко труд­но ска­зать, вос­хо­дит ли этот парал­ле­лизм к древ­ней­шим сло­ям эпи­че­ско­го ска­за­ния или явля­ет­ся худо­же­ст­вен­ным при­ё­мом авто­ра «Или­а­ды».

В. Н. Ярхо

См. также:
ДИОМЕД (Словарь античности)
ДИОМЕД (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 379—380.
См. по теме: ДОР • ЭЙДОТЕЯ, ЭЙДОФЕЯ • ЭЛИЦИЙ • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл одерживает победу над царем Диомедом (деталь рельефа «Подвиги Геракла» на фронтальной панели саркофага).
Мрамор. II—III в в. н. э.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ахилл на Скиросе.
62—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Диомед с Палладием.
Двухслойный оникс. Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф «Подвиги Геракла» (фронтальная панель саркофага).
Мрамор. II—III вв. н. э.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс укушенного змеей Филоктета?
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала работы Пифагора (?).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс атлета (т. н. «торс Валентини»).
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. бронзового греческого образца середины V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс атлета (т. н. «торс Валентини»).
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. бронзового греческого образца середины V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА