БОЛЬШОЙ ЦИРК (Circus Maximus) — первый и самый большой цирк в Риме, который постепенно строился в долине Мурции (Vallis Murcia, q. v.), между Палатинским и Авентинским холмами. Эта долина изумительно хорошо подходила для таких целей, так как её длина составляла 600 м, а ширина — 150 м. Здесь проводились первые игры, упомянутые в источниках (Ovid. Ars Amat. I. 103—
Вероятно, следующей после загородок постоянной часть цирка стала спи́на (см. ниже), и именно на ней стояли те статуи, о которых имеются упоминания: статуя Полленции (Liv. XXXIX. 7. 8 (189 г. до н. э.): malus in circo instabilis in signum Pollentiae procidit atque id deiecit[3]), и другие (Liv. XL. 2. 1: signa alia in circo maximo cum columnis quibus superstabant evertit[4]). Возможно также, что арка Стертиния (см. Fornix Stertinii) с позолоченными статуями, воздвигнутая в 196 г. до н. э. (Liv. XXXIII. 27. 4), стояла на линии спи́ны, но храм Ювенты (Iuventas, q. v.), построенный в 191 г. до н. э. (Liv. XXXVI. 36. 5), находился сбоку. Существование постоянной спи́ны предполагает, что ручей, протекавший через цирк, был убран под землю. Этот ручей тёк из долины между Целием и Эсквилином, через (болотистую?) низину, которую Нерон позднее превратил в пруд (stagnum) Золотого дома (domus Aurea), а затем пересекал долину между Целием и Палатином. Ручей превратили в клоаку и вывели в Тибр, примерно на 100 м ниже Большой клоаки, где его устье до сих пор видно (Lanciani R. Forma Urbis Romae. Milano, 1893—
В 174 г. до н. э. цензоры Квинт Фульвий Флакк и Авл Постумий Альбин с.115 вели в цирке крупные работы, но из-за фрагментарного состояния текста Ливия (XLI. 27. 6) не удаётся выяснить никаких подробностей, за исключением того, что они реставрировали загородки и установили ova — наборы из семи больших деревянных яиц, с помощью которых отсчитывались круги в забеге для удобства зрителей; это приспособление осталось здесь навсегда (Varr. RR. I. 2. 11; Cassiod. Var. III. 51. 10). В 55 г. до н. э. по случаю посвящения храма Венеры Победительницы Помпей устроил в цирке сражение двадцати слонов и они сломали железное ограждение, с помощью которого он пытался защитить зрителей (Plin. NH. VIII. 20, 21). Более надёжную защиту обеспечил ров (euripus), сооружённый Цезарем в 46 г. до н. э. между ареной и зрительскими местами (Plin. loc. cit.; Suet. Caes. 39: circensibus spatio circi ab utraque parte producto et in gyrum euripo addito… venationes editae… quingenis peditibus elephantis vicenis tricenis equitibus hinc et inde commissis. nam quo laxius dimicaretur, sublatae metae inque earum locum bina castra exadversum constituta erant[5]). Этот пассаж, видимо, означает, что Цезарь удлинил цирк и временно удалил меты, но не даёт оснований для вывода (Jordan H. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. I, Tl. 3 (Ch. Hülsen). Berlin, 1906. P. 123), что ранее в цирке не существовало постоянной части спи́ны. В 33 г. до н. э. Агриппа поместил на спи́не семь дельфинов, вероятно, бронзовых, которые вместе с яйцами служили для отсчёта кругов в забеге (Cass. Dio XLIX. 43. 2).
Невозможно сказать, насколько обширным и постоянным сооружением стал цирк к эпохе Августа. В 31 г. до н. э. значительная его часть была разрушена пожаром (Cass. Dio L. 10. 3). Сам Август сообщает только о строительстве или реконструкции своего рода ложи на палатинской стороне цирка, откуда императорская семья могла смотреть игры (pulvinar ad circum maximum; Mon. Anc. IV. 4), но Кассиодор приписывает ему гораздо более обширные работы (Var. III. 51. 4: mundi dominus ad potentiam suam opus extollens mirandam etiam Romanis fabricam in vallem Murciam tetendit Augustus[6]). Плиний, с другой стороны, очень чётко называет существующий цирк работой диктатора Цезаря (NH. XXXVI. 102: nec ut circum maximum a Caesare dictatore exstructum longitudine stadiorum trium latitudine unius sed cum aedificiis iugerum quaternum ad sedem CCL inter magna opera dicamus[7]). Во всяком случае, определённые сведения об этом сооружении (построил ли его Цезарь или Август) начинаются с правления Августа, и последующие перестройки, вероятно, не оказали существенного воздействия на его общий план. Август не только соорудил пульвинар, но и установил на спи́не обелиск из Гелиополя (Plin. NH. XXXVI. 71; Ammian. XVII. 4. 12), который сегодня стоит на пьяцца дель Пополо (см. Obeliscus Augusti).
Согласно описанию Дионисия Галикарнасского (III. 68), составленному в 7 г. до н. э., цирк был одним из прекраснейших памятников Рима, длиной три с половиной стадия (621 м) и шириной четыре плетра (118 м), арена которого, за исключением загородок, была окружена каналом (euripus) шириной десять футов (3 м) и глубиной десять футов (3 м). Зрительские ряды делились на три секции: с.116 нижний этаж был построен из камня, два верхних — из дерева. Короткая сторона, расположенная напротив загородок, имела форму полумесяца, и общая вместимость цирка составляла 150 тыс. человек. Carceres, или загородки для колесниц, не имели крыши, выходы из них преграждал канат, который затем снимался одновременно перед всеми загородками. Снаружи здания находилась одноэтажная аркада, где размещались лавки (ἐργαστήρια), а над ними οἰκήσεις, возможно, что-то вроде арок (Mau A. Sul significato della parola pergula nell’architettura antica // MDAI(R). Bd. 2. 1887. S. 220). Через эту колоннаду можно было войти в нижние секции зрительских рядов и на ступени, ведущие к верхним секциям, причём лестницы для спуска и для подъёма чередовались друг с другом.
Помещения внешней аркады, упомянутые Дионисием, занимали в основном тёмные личности: содержатели харчевен (Cic. pro Mil. 65), астрологи (Cic. de div. I. 132; Iuv. 6. 588; Hor. Sat. I. 6. 113—
В 36 г. н. э. сгорела часть цирка на стороне Авентина (Tac. Ann. VI. 45; Cass. Dio LVIII. 26. 5). Во фрагментарной хронике из Остии она названа «часть цирка между Мстителями» (pars circi inter ultores, Paribeni R. Frammento di annali trovato a Ostia // BCAR. 1916. P. 211—
Клавдий построил мраморные загородки вместо прежних туфовых и позолоченные поворотные столбы, вероятно, бронзовые, вместо прежних деревянных мет (Suet. Claud. 21). Нерон засыпал канал, чтобы освободить место для дополнительных мест для всадников (Plin. NH. VIII. 21) и защитил зрителей от диких зверей непрерывным круглым деревянным брусом, покрытым слоновой костью: он вращался и не давал зверям опоры (Calp. Ecl. 7. 49—
В 64 г. н. э. великий пожар при Нероне начался в лавках (tabernae) на Палатинской стороне цирка (Tac. Ann. XV. 38) и, видимо, разрушил по меньшей мере значительную часть этой стороны. Вероятно, в этом пожаре, как и в других, сгорела только верхняя деревянная надстройка. Нерон, очевидно, отстроил цирк, ибо он использовался в 68 г. н. э., когда император вернулся из Греции и прошёл через цирк в триумфальной процессии (Suet. Nero 25; Cass. Dio LXII. 20. 4, 21. 1). В правление Веспасиана Плиний (NH. XXXVI. 102) сообщает, что цирк имеет три стадия в длину, один — в ширину, занимает четыре югера земли и вмещает 250 тыс. человек. Он называет цирк, Эмилиеву базилику и храм Мира тремя самыми прекрасными зданиями на земле. Однако текст пассажа испорчен, и цифры вызывают сомнение (см. ниже). В правление Домициана обе длинные стороны снова были повреждены огнём (Suet. Dom. 5: naumachia e cuius postea lapide maximus circus deustis utrisque lateribus extructus est[15]), но неясно, насколько сильно. Реставрацию осуществил Траян, использовав камни из навмахии Домициана; он существенно повысил вместимость цирка, увеличив длину зрительских мест (cavea) на два стадия (Pausan. V. 12. 6; Cass. Dio LXVIII. 7. 2). Пассаж из «Панегирика» Плиния (51), видимо, предполагает, что Траян разобрал своего рода частную ложу (cubiculum) из которой Домициан смотрел на игры, оставаясь невидимым для народа; сам же Траян сидел на открытом месте, на глазах у зрителей. Вероятно, расширена была Палатинская сторона цирка, где пристройка длиной два стадия могла быть возведена на северной стороне улицы, проходившей вдоль северной части цирка, и соединена с остальными зрительскими местами (cavea) посредством арок. Совершенно неясно, относится ли следующее утверждение Плиния — populo cui locorum quinque milia adiecisti[16] — к этим дополнительным местам (ср. похожее утверждение в CIL VI. 955; Mommsen T. Römisches Staatsrecht. Bd. 3. Leipzig, 1887. S. 446). Именно при Траяне цирк, видимо, достиг наибольшего размера и великолепия.
В правление Антонина Пия произошло обрушение цирка (ruina circi, Hist. Aug. Pius 9), несомненно, эта же катастрофа упоминается в Chron. 146: circensibus Apollinaribus partectorum columna ruit et oppressit homines MCXII[17]. Неизвестно, что такое partecta[18], но сообщается, что такой же инцидент произошёл в правление Диоклетиана (ib. 148: partectorum podius ruit et oppressit homines XIII[19]). Сообщается, что Каракалла расширил «двери цирка» (ianua circi, ib. 147), — вероятно, некоторые арки нижней аркады. Константин великолепно реставрировал цирк (Aur. Vict. Caes. 40. 27: a quo etiam post circus maximus excultus mirifice[20]; Nazar. Paneg. 35: circo ipso maximo sublimis porticus et rutilantes auro columnae tantum inusitati ornatus с.118 dedere[21]) и решил поставить туда обелиск из Гелиополя, хотя выполнил это решение Констанций в 357 г. (Amm. Marc. XVII. 4. 12—
Дополнительные сведения о цирке дают фрагменты Мраморного плана (38—
Длина арены составляла 568 м, а ширина возрастала от 75 м возле загородок до 84 м в начале спи́ны и 87 м в её восточном конце. Длина спи́ны составляла 344 м, а общая длина цирка — 600 м. Ширина самих зрительских рядов (cavea) составляла 27 м, но она была существенно увеличена за счёт пристроек, возведённых над улицами с северной и южной стороны. Таким образом, максимальная величина на палатинской стороне составляла около 80 м, а максимальная ширина цирка — около 200 м (Bigot P. Circus Maximus… P. 229—
Внешняя часть цирка состояла из трёх этажей с арками и пилястрами, подобно Колизею, но вся была облицована мрамором. Зрительские ряды разделялись на три полосы, или зоны, разграниченные коридорами. Верхняя и, возможно, средняя зоны были деревянными. Устройство входов и лестниц тоже, вероятно, напоминало Колизей. В западном конце находились загородки для колесниц (carceres; Varr. LL. V. 153), расположенные вдоль изогнутой линии, чтобы каждую загородку отделяло одинаковое с.119 расстояние от линии старта («белая линия», alba linea, Cassiod. Var. III. 5. 7), прочерченной через арену и обозначавшей старт и финиш. Двенадцать загородок (ib. 4) закрывались барьерами в виде брусьев: они лежали на маленьких гермах (hermulae), которые одновременно падали в момент старта. Вероятно, именно поэтому данный конец здания назывался Двенадцать ворот (Duodecim portae, Obseq. 70; Not. Reg. XI). Над серединой загородок располагалась ложа магистрата, руководившего играми, откуда он платком (mappa) подавал сигнал к старту (Cassiod. Var. loc. cit.; Suet. Nero 22). По обеим сторонам от загородок находились башни и зубчатые стены, напоминающие укреплённый город — эта часть цирка иногда называлась крепостью (oppidum, Varr. cit.; Fest. 184). Восточный конец цирка был изогнутым и в его центре имелись ворота, через которые обычно входила процессия в начале игр. В 81 г. н. э. эти ворота были заменены тройной аркой, которую сенат воздвиг в честь Тита и взятия им Иерусалима (CIL VI. 944). Она изображена на Мраморном плане (fr. 38). Арену окружал подиум, то есть приподнятая платформа. На ней стояли кресла высших должностных лиц, и отсюда начинался подъём зрительских мест. На спи́не находились два обелиска, яйца и дельфины (см. выше), а с каждого конца — поворотные столбы, три конуса из позолоченной бронзы (Cassiod. Var. III. 51. 7). В восточном конце спи́ны находился алтарь Конса (q. v.); на рельефах, по-видимому, изображены и другие святилища. Тертуллиан (de spect. 8) приводит перечень различных божеств, культ которых отправлялся в цирке: Кастор и Поллукс, Сол, Великая Мать, Нептун, Венера Мурция (qq. v.) и некоторые второстепенные боги. Их святилища находились либо на спи́не, либо среди зрительских мест (Jordan H. Op. cit. S. 140 (Ch. Hülsen)).
Вопрос о вместимости цирка вызывает большие споры. Сомнению подвергались и утверждение Дионисия Галикарнасского (III. 68), что при Августе здание вмещало 150 тыс. зрителей, и утверждение Плиния Старшего (XXXVI. 102), что в его время оно вмещало 250 тыс. человек; а свидетельство «Нотиции» о том, что в IV в. в цирке было 385 тыс. «мест» (loca), было истолковано в том смысле, что это общая длина зрительских рядов в футах, что соответствует вместимости примерно в 200 тыс. зрителей. Это представляется правдоподобным, однако нет сомнений в том, что вместимость здания сильно увеличилась со времён Августа, поэтому цифра, указанная Дионисием, должна быть слишком велика. Оценки финальной вместимости цирка разнятся от максимума в 385 тыс. человек до минимума в 140 тыс., но никакого согласия достигнуто не было (Hülsen Ch. Il posto degli Arvali nel Colosseo e la capacità dei teatri di Roma antica // BCAR. Vol. 22. 1894. P. 321—
В эпоху Республики в цирке проводились не только скачки, но и гладиаторские бои и звериные травли; но после строительства амфитеатра Статилия Тавра и особенно после сооружения Колизея эти последние зрелища были в основном (хотя и не полностью) перенесены из цирка туда. Последние известные нам игры состоялись при Тотиле в 550 г. н. э. (Procop. b. Goth. III. 37), и в этом же веке началось разрушение цирка. Форма цирка была вполне узнаваема ещё в XVI в. (Topographical Study in Rome in 1581; a series of views by Etienne Du Perac / Ed. by T. Ashby for the Roxburghe Club. London, 1916. P. 107—
ПРИМЕЧАНИЯ
Смотрят все, полные жадного взора, на перегородки, Как из ворот разноцветных появятся вдруг колесницы. (Перевод В. И. Модестова) |
Не нависали тогда покрывала над мраморным склоном, А на подмостки внизу рыжий не брызгал шафран. (Перевод М. Л. Гаспарова) |
|
||
1.
Сестерций, медь Траян Рим, 103—111 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна, в эгиде и в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI, в обрезе: S. C. Описание по Коэну: Большой Цирк; снаружи и спереди, на плане, десять, двенадцать или тринадцать арок (зависит от изображения цирка на разных экземплярах), и справа большая арка, на которой спереди возвышается квадрига; на втором плане, на заднем фасаде и с каждой стороны арка, увенчанная спереди квадригой, и четырехколонный храм, на вершине которого находится статуя; во внутренней части Цирка в середине большой обелиск и с каждой стороны группа из трех объединенных обелисков меньшего размера; слева от большого обелиска виден всадник, а справа маленький барьер, служащий границей для бегунов. (На некоторых экземплярах всадник изображен справа, а барьер слева и кроме того, слева изображена мчащаяся квадрига). Описание по BMCRE: Вид Большого Цирка, изображенного украшенным фронтально колоннадой, с аркой, обозначающей ворота, увенчанной квадригой анфас, справа, и, позади нее, выше, подобная арка, с квадригой, и другая арка, увенчанная квадригой, стоящие друг против друга справа и слева; стороны Цирка не видны, но дальний конец обозначен линией колоннад с четырехколонным храмом, на вершине фронтона которого находится бюст Сола (?) в лучистом венце, около левого конца; в центре внутренней части большой обелиск, и на небольшом расстоянии слева и справа от него три меньших обелиска, стоящих на невысоких колоннах; между обелисками «spina»; сразу же слева от большого обелиска всадник, сразу справа от него небольшие ворота. Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги. | ||
2.
Сестерций, медь Каракалла Рим, 213 г. | ||
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C. Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2). Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 11 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига. Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги. | ||
3.
Сестерций, медь Каракалла Рим, 213 г. | ||
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C. Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2). Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 14 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига. Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги. |