Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

БОЛЬШОЙ ЦИРК (Cir­cus Ma­xi­mus) — самый боль­шой и самый древ­ний из рим­ских теат­ров, пред­на­зна­чен­ных для игр, осно­ван­ный, соглас­но леген­де, Рому­лом в Мур­ци­е­вой долине (Val­lis Mur­cia, доли­на меж­ду Пала­ти­ном и Авен­ти­ном) одно­вре­мен­но с учреж­де­ни­ем кон­ских ска­чек в день Кон­су­а­лий. Кон­су­а­лии про­во­ди­лись в честь Кон­са (см. Алтарь Кон­са), кото­рый счи­тал­ся рим­ским экви­ва­лен­том Посей­до­на Гип­пия. Имен­но на этом празд­ни­ке были похи­ще­ны саби­нян­ки (Varr. LL. VI. 20; Plut. Rom. 14). Через необы­чай­но пря­мую доли­ну про­те­кал ручей, кото­рый, види­мо, уже в глу­бо­кой древ­но­сти был введён в бере­га и пере­крыт моста­ми. Несколь­ко хра­мов и свя­ти­лищ (см., напр., Храм Солн­ца и Луны; Храм Мате­ри богов; Храм Ювен­ты), ока­зав­ших­ся на терри­то­рии цир­ка, пер­во­на­чаль­но мог­ли быть побед­ны­ми памят­ни­ка­ми, кото­рые уста­но­ви­ли победи­те­ли в состя­за­ни­ях. Этот театр пред­на­зна­чал­ся для всех цир­ко­вых игр (lu­di cir­cen­ses) и преж­де все­го для Рим­ских игр (Lu­di Ro­ma­ni), про­во­див­ших­ся в сен­тяб­ре. Сооб­ща­ет­ся, что Тарк­ви­ний Древ­ний дал отдель­ным сена­то­рам и всад­ни­кам пра­во соорудить сту­пен­ча­тые дере­вян­ные плат­фор­мы (fo­ri), чтобы смот­реть с них игры (Liv. I. 35. 8; Dion. Hal. III. 68. 1). Позд­нее Тарк­ви­ний Гор­дый постро­ил новые плат­фор­мы, при­нудив к этим работам плебс (Liv. I. 56. 2; Dion. Hal. IV. 44. 1). Пер­вые стар­то­вые ворота (car­ce­res) были соору­же­ны в 329 г. до н. э. (Liv. VIII. 20. 1) — оче­вид­но, из дере­ва, так как они были ярко рас­пи­са­ны (Enn. ap. Cic. Div. I. 108). Спи́на, види­мо, пер­во­на­чаль­но была про­сто ручьём, пре­вра­щён­ным в канал; ста­туи на колон­нах, кото­рые упо­ми­на­ют­ся в источ­ни­ках (Liv. XL. 2. 2), и ста­туя Пол­лен­ции (Liv. XXXIX. 7. 8), веро­ят­но, сто­я­ли вдоль бере­га кана­ла, как и Стер­ти­ни­е­ва арка (см. ст.). Позд­нее спи́на при­об­ре­ла фор­му эври­па, в неко­то­рых местах пере­кры­то­го моста­ми, с ост­ро­ва­ми, на кото­рых сто­я­ло мно­же­ство раз­но­об­раз­ных пави­льо­нов и свя­ти­лищ (aedi­cu­lae), а так­же ста­туй; види­мо, ручей нико­гда не был пол­но­стью убран под зем­лю.

с.85 В 174 г. до н. э. цен­зо­ры Квинт Фуль­вий Флакк и Авл Посту­мий Аль­бин капи­таль­но отре­мон­ти­ро­ва­ли весь ком­плекс (Liv. XLI. 27. 6). Они пере­стро­и­ли стар­то­вые заго­род­ки (car­ce­res) и уста­но­ви­ли набо­ры из семи боль­ших дере­вян­ных яиц (ova), дви­же­ние кото­рых, как счи­та­ет­ся, демон­стри­ро­ва­ло зри­те­лям коли­че­ство прой­ден­ных кру­гов. Такое устрой­ство ста­ло посто­ян­ным (Varr. RR. I. 2. 11; Cas­siod. Var. III. 51). В 55 г. до н. э. на играх в честь посвя­ще­ния хра­ма Вене­ры Победи­тель­ни­цы, постро­ен­но­го Пом­пе­ем, сло­ны, выведен­ные на аре­ну цир­ка для бит­вы, вырва­лись за желез­ное заграж­де­ние, защи­щав­шее зри­те­лей (Plin. HN. VIII. 20—21), а в 46 г. до н. э. это заграж­де­ние было заме­не­но вто­рым кана­лом (euri­pus, Plin. HN. VIII. 20—21; Suet. Iul. 39), кото­рый позд­нее засы­пал Нерон. В 33 г. до н. э. Агрип­па при­ба­вил к яйцам (ova) семь дель­фи­нов (Cass. Dio XLIX. 43. 2).

Пли­ний сооб­ща­ет (Plin. HN. XXXVI. 102), что Цезарь рас­ши­рил цирк до того раз­ме­ра, кото­рый он имел в его вре­мя, — три с поло­ви­ной ста­дия (621 м) в дли­ну и четы­ре пле­тра (118 м) в шири­ну — и окру­жил его, за исклю­че­ни­ем места стар­та, кана­лом (euri­pus) шири­ной 2,97 м и глу­би­ной 2,97 м, а так­же обу­стро­ил места для 150 тыс. зри­те­лей. После пожа­ра в 31 г. до н. э. (Cass. Dio L. 10. 3) Август постро­ил пуль­ви­нар в Боль­шом цир­ке (Pul­vi­nar ad Cir­cum Ma­xi­mum, RGDA. 19; ср. Cas­siod. Var. III. 51) — ложу на пала­тин­ской сто­роне, при­мер­но на середине дли­ны, где на тро­нах поме­ща­лись рега­лии и сим­во­лы (exu­via) богов: их при­но­си­ли туда в про­цес­сии перед нача­лом игр (Fes­tus 500 L). Кро­ме того, Август уста­но­вил на спи́не, веро­ят­но на оси хра­ма Солн­ца и Луны, обе­лиск Рам­се­са II, при­ве­зён­ный из Гелио­по­ля (Plin. HN. XXXVI. 71; Amm. Marc. XVII. 4. 12), кото­рый сего­дня нахо­дит­ся на Пьяц­ца дель Попо­ло (см. Обе­лиск Авгу­ста в Боль­шом цир­ке).

Дио­ни­сий Гали­кар­насский опи­сы­ва­ет цирк, каким он был в 7 г. до н. э. (III. 68). Зри­тель­ские места рас­по­ла­га­лись в три яру­са: ниж­ний был камен­ным, осталь­ные дере­вян­ные. Две­на­дцать заго­ро­док име­ли свод­ча­тые потол­ки и закры­ва­лись двой­ны­ми ворота­ми, кото­рые мож­но было открыть все одно­вре­мен­но. Меж­ду каж­ды­ми дву­мя заго­род­ка­ми сто­я­ла гер­ма. Вдоль внеш­не­го пери­мет­ра зда­ния про­хо­ди­ла одно­этаж­ная арка­да, где раз­ме­ща­лись лав­ки с жилы­ми поме­ще­ни­я­ми над ними и вхо­ды, через кото­рые мож­но было попасть к зри­тель­ским местам, прой­дя по коридо­рам и лест­ни­цам: они, как и в Коли­зее, чере­до­ва­лись, но систе­ма была не такой запу­тан­ной, так что вой­ти и вый­ти было очень лег­ко. Лав­ки обра­зо­вы­ва­ли боль­шой базар; Тацит (Ann. XV. 38) пишет, что имен­но сре­ди лег­ко­вос­пла­ме­ня­ю­щих­ся това­ров в этих лав­ках так силь­но раз­го­рел­ся пожар при Нероне. Сооб­ща­ет­ся, что это место при­вле­ка­ло подо­зри­тель­ных субъ­ек­тов: содер­жа­те­лей хар­че­вен (Cic. Mil. 65), аст­ро­ло­гов и пред­ска­за­те­лей судь­бы (Cic. Div. I. 132; Iuven. VI. 588; Hor. Sat. I. 6. 113—114) и про­сти­ту­ток (Iuven. III. 65; Priap. 17; Anth. Lat. I. 190; SHA. He­lio­gab. 26, ср. 32; Cyp­rian. De Spect. 5); но здесь нахо­дил­ся так­же над­гроб­ный камень тор­гов­ца фрук­та­ми (CIL. VI. 9822 = ILS. 7496).

Август смот­рел на игры из домов сво­их дру­зей и воль­ноот­пу­щен­ни­ков (на окру­жаю­щих хол­мах?), а ино­гда из пуль­ви­на­ра (Suet. Aug. 45. 1), но зри­те­ли в пуль­ви­на­ре нахо­ди­лись на обо­зре­нии тол­пы, что было непри­ят­но (Suet. Claud. 4. 3). Сооб­ща­ет­ся, что Август пре­до­ста­вил места сена­то­рам и всад­ни­кам, но, оче­вид­но, они не рас­по­ла­га­лись в опре­де­лён­ном поряд­ке (Cass. Dio LV. 22. 4); Клав­дий отвёл осо­бые места сена­то­рам (Suet. Claud. 21. 3; Cass. Dio LX. 7. 3—4), а Нерон — всад­ни­кам, при­чём для того, чтобы осво­бо­дить необ­хо­ди­мое про­стран­ство, ему при­шлось засы­пать один конец эври­па (Plin. HN. VIII. 21; Suet. Ner. 11. 1; Tac. Ann. XV. 32).

В нояб­ре 36 г. н. э. сго­ре­ла часть цир­ка, при­мы­кав­шая к Авен­ти­ну (Tac. Ann. VI. 45; Cass. Dio LVIII. 26. 5; Pa­ri­be­ni R. Fram­men­to di an­na­li tro­va­to a Os­tia // BCAR. Vol. 44. 1916. P. 211—212), но, види­мо, её сра­зу же вос­ста­но­ви­ли, так как Кали­гу­ла устро­ил цир­ко­вые игры (lu­di cir­cen­ses), про­сла­вив­ши­е­ся сво­и­ми нов­ше­ства­ми: он добав­лял в песок свин­цо­вый сурик и зелё­ный пиг­мент (Suet. Cal. 18. 3) или кусоч­ки слюды (Plin. HN. XXXVI. 162). Клав­дий постро­ил заго­род­ки из мра­мо­ра и позо­ло­чен­но­го метал­ла (Suet. Claud. 21. 3). В какой-то момент дель­фи­ны Агрип­пы были снаб­же­ны тру­ба­ми и пре­вра­ще­ны в фон­тан, изли­вав­ший­ся в эврип (Tert. De Spect. 8; ср. моза­и­ки с изо­бра­же­ни­ем цир­ко­вых игр из Бар­се­ло­ны и Лио­на: Humphrey J. H. Ro­man Cir­cu­ses: Are­nas for Cha­riot Ra­cing. Lon­don, 1986. Figs. 36, 119), и после это­го они уже не мог­ли слу­жить для отсчё­та кру­гов. Вели­кий пожар при Нероне раз­го­рел­ся в цир­ке, в его севе­ро-восточ­ном кон­це, в лав­ках на пала­тин­ской сто­роне, и, разду­вае­мый вет­ром, пожрал эту часть цир­ка (Tac. Ann. XV. 38). Веро­ят­но, цирк был прак­ти­че­ски уни­что­жен (см. Алта­ри Неро­но­ва пожа­ра), но вско­ре его вос­ста­но­ви­ли, так как в 68 г. Нерон исполь­зо­вал его для орга­ни­за­ции сво­его воз­вра­ще­ния из Гре­ции (Suet. Ner. 25. 2; Cass. Dio Epit. 62 (63). 20. 4; 21. 1). В прав­ле­ние Доми­ци­а­на он сно­ва сго­рел и был вос­ста­нов­лен Тра­я­ном, кото­рый исполь­зо­вал для это­го камень из нав­ма­хии Доми­ци­а­на (Suet. Dom. 5). Тогда же Тра­ян уве­ли­чил дли­ну зри­тель­ских мест — веро­ят­но, на пала­тин­ской сто­роне — на два ста­дия, над­стро­ив их над ули­цей, про­хо­див­шей поза­ди цир­ка, и под­няв ряды зри­тель­ских мест вверх по скло­ну Пала­ти­на, где обна­ру­же­ны соот­вет­ст­ву­ю­щие фун­да­мен­ты. При Тра­яне цирк, види­мо, достиг наи­боль­ше­го вели­ко­ле­пия. При Анто­нине Пии про­изо­шла ката­стро­фа — обру­ши­лась часть цир­ка и погиб­ло мно­го людей (SHA. Ant. Pius 9; ср. Chron. 146), и при Дио­кле­ти­ане сно­ва про­изо­шло обру­ше­ние (Chron. 148). Кара­кал­ла, как сооб­ща­ет­ся, рас­ши­рил ianuae cir­ci (Chron. 147) — веро­ят­но, цен­траль­ный про­ход в середине заго­ро­док, но воз­мож­но, и весь с.86 этот конец. Кон­стан­тин вели­ко­леп­но реста­ври­ро­вал цирк (Aur. Vict. Caes. 40. 27) и пред­ло­жил при­вез­ти из Гелио­по­ля вели­кий обе­лиск Тут­мо­са III, чтобы укра­сить спи́ну. Этот замы­сел осу­ще­ст­вил Кон­стан­ций в 357 г. н. э. (Amm. Marc. XVII. 4. 12—16; см. Обе­лиск Кон­стан­ти­на). Цирк часто упо­ми­на­ет­ся в лите­ра­ту­ре IV и V вв., но эти свиде­тель­ства не добав­ля­ют ниче­го суще­ст­вен­но­го к нашим сведе­ни­ям. Послед­нее упо­ми­на­ние содер­жит­ся у Кас­си­о­до­ра, и ссыл­ка на него уже при­во­ди­лась (Var. III. 51); там подроб­но опи­сы­ва­ет­ся цирк, и сооб­ща­ет­ся, что на спи́не нахо­ди­лись релье­фы с изо­бра­же­ни­ем рим­ских пол­ко­вод­цев, шест­ву­ю­щих по телам побеж­дён­ных в три­ум­фаль­ной про­цес­сии.

Наши сведе­ния о цир­ке вос­хо­дят не толь­ко к упо­ми­на­ни­ям о нём в лите­ра­тур­ных источ­ни­ках, но и к мно­го­чис­лен­ным его изо­бра­же­ни­ям в искус­стве, на несколь­ких фраг­мен­тах Мра­мор­но­го пла­на (Ca­ret­to­ni G., Co­li­ni A. M., Coz­za L., Gat­ti G. La plan­ta mar­mo­rea di Ro­ma an­ti­ca (For­ma Ur­bis Ro­mae). Ro­ma, 1960. Tav. 17; Rod­ri­guez Al­mei­da, E. For­ma ur­bis mar­mo­rea: Ag­gior­na­men­to ge­ne­ra­le 1980. Ro­ma, 1981. Tav. 5, 14) и осо­бен­но на несколь­ких моза­и­ках, релье­фах и сар­ко­фа­гах, а так­же на моне­тах, про­слав­ля­ю­щих усо­вер­шен­ст­во­ва­ния и рестав­ра­ции. Ката­лог этих изо­бра­же­ний см.: En­cic­lo­pe­dia dell’ ar­te an­ti­ca, clas­si­ca e orien­ta­le / Eds. R. Bian­chi Ban­di­nel­li, G. Pug­lie­se Ca­ra­tel­li. Vol. 2. Ro­ma, 1959. P. 647—655. В ходе совре­мен­ных рас­ко­пок, преж­де все­го архео­ло­ги­че­ских работ 1936 г., обна­ру­же­ны толь­ко неин­фор­ма­тив­ные остат­ки фун­да­мен­тов зри­тель­ских мест в закруг­лён­ном кон­це (sphen­do­ne). Они бетон­ные, неко­то­рые части обли­цо­ва­ны кир­пи­ча­ми, а неко­то­рые не име­ют обли­цов­ки (ср. Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. Lon­don, 1968. Vol. 1. P. 236—240). Архео­ло­ги обна­ру­жи­ли так­же мощё­ную ули­цу, иду­щую вдоль цир­ка: она поз­во­ля­ет точ­но уста­но­вить его место­по­ло­же­ние, ори­ен­та­цию и раз­ме­ры в его финаль­ной фор­ме. Дли­на цир­ка состав­ля­ла 600 м, шири­на — 150 м; дли­на аре­ны — 550 м, шири­на — 80 м. Сред­няя шири­на зри­тель­ских мест состав­ля­ла 35 м, но её суще­ст­вен­но уве­ли­чи­ли при­строй­ки, воз­ведён­ные над ули­ца­ми и на скло­нах Пала­ти­на; на этих участ­ках шири­на зри­тель­ских мест оце­ни­ва­ет­ся в 80 м.

Внеш­няя сто­ро­на цир­ка име­ла три эта­жа с арка­ми и пиляст­ры на ниж­нем яру­се, напо­до­бие Коли­зея и теат­ра Мар­цел­ла; вхо­ды и лест­ни­цы тоже были устро­е­ны подоб­ным обра­зом. Зри­тель­ские ряды дели­лись на три зоны, кото­рые, веро­ят­но, соот­вет­ст­во­ва­ли трём эта­жам и разде­ля­лись коль­це­вы­ми про­хо­да­ми (bal­tei). Толь­ко ниж­няя зона была камен­ной. Пуль­ви­нар, види­мо, пред­став­лял собой кра­си­вое зда­ние на пала­тин­ской сто­роне, но о его архи­тек­тур­ной фор­ме совер­шен­но ниче­го не извест­но (ср. Min­gaz­zi­ni P. Il “Pul­vi­nar ad Cir­cum Ma­xi­mum” // BCAR. Vol. 72. 1946—1948. P. 27—32). Оно, види­мо, было доста­точ­но впе­чат­ля­ю­щим, чтобы заслу­жить осо­бое упо­ми­на­ние в «Дея­ни­ях Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста». В севе­ро-запад­ном кон­це две­на­дцать заго­ро­док рас­по­ла­га­лись по дуге, изо­гну­той так, чтобы все участ­ни­ки гон­ки пре­одоле­ва­ли оди­на­ко­вое рас­сто­я­ние от стар­то­вых ворот до белой линии (li­nea al­ba), отме­чав­шей нача­ло пер­во­го заезда (Cas­siod. Var. III. 51. 7). С каж­дой сто­ро­ны мону­мен­таль­но­го вхо­да с Бычье­го фору­ма нахо­ди­лось по шесть заго­ро­док. Сами ворота, види­мо, пред­став­ля­ли собой решёт­ку с орна­мен­том, а над ними нахо­ди­лась ложа, укра­шен­ная ста­ту­я­ми атле­тов, откуда пред­седа­тель­ст­ву­ю­щий маги­ст­рат и его окру­же­ние смот­ре­ли на игры. По обе­им сто­ро­нам от заго­ро­док сто­я­ли зуб­ча­тые баш­ни, и этот конец цир­ка про­зва­ли «кре­по­стью» (op­pi­dum: Varr. LL. V. 153; Fest. 201 L). Юго-запад­ная сто­ро­на цир­ка име­ла слег­ка непра­виль­ную фор­му, и пря­мо перед белой лини­ей, в кон­це спи­ны, имел­ся изгиб, обес­пе­чи­ваю­щий рав­ные стар­то­вые пози­ции. Это было обыч­ной осо­бен­но­стью цир­ков. Даль­ше по этой сто­роне, воз­ле нача­ла закруг­ле­ния (sphen­do­ne) зри­тель­ские ряды пре­ры­ва­лись и сто­ял храм Солн­ца и Луны (см. Храм Солн­ца и Луны); веро­ят­но, он не выда­вал­ся впе­рёд, на аре­ну, но его ниж­няя сту­пень­ка была выров­не­на по краю аре­ны. В дру­гих местах сре­ди зри­тель­ских рядов тоже мог­ли сто­ять свя­ти­ли­ща — они вклю­ча­лись в состав цир­ка по мере его рас­ши­ре­ния с тече­ни­ем вре­ме­ни. Округ­лая часть цир­ка (sphen­do­ne) изо­бра­же­на на моза­и­ке с Пьяц­ца Арме­ри­на как наи­луч­шая пози­ция для зри­те­лей, заня­тая бога­то оде­той ком­па­ни­ей, в том чис­ле жен­щи­на­ми и детьми. В цен­тре этой сто­ро­ны нахо­ди­лась арка, через кото­рую, веро­ят­но, про­хо­ди­ли три­ум­фаль­ные про­цес­сии на пути к фору­му. В 80—81 г. она была пере­стро­е­на по реше­нию сена­та и ста­ла трёх­про­лёт­ной три­ум­фаль­ной аркой в честь заво­е­ва­ния Пале­сти­ны Вес­па­си­а­ном и Титом (CIL. VI. 944 = ILS. 264). Она изо­бра­же­на на Мра­мор­ном плане, а её остат­ки были обна­ру­же­ны в 1934 и 1982 гг. (Cian­cio Ros­set­to P., Bran­diz­zi Vi­tuc­ci P. // Ro­ma. Cir­co Mas­si­mo // BCAR. Vol. 91. 2. 1986. P. 544; Bran­diz­zi Vir­ruc­ci P. L’ar­co di Ti­to al Cir­co Mas­si­mo // Qua­der­ni del Centro di Stu­dio per l’Ar­cheo­lo­gia Et­rus­co-ita­li­ca. Vol. 9. 1990. P. 68—71).

До II в. н. э. спи́на в середине аре­ны не была оформ­ле­на как эврип; потом её под­ня­ли над уров­нем аре­ны, её бас­сейн обли­це­ва­ли мра­мо­ром, а через рав­ные про­ме­жут­ки пере­ки­ну­ли мосты. Воз­ле мостов сто­я­ли скульп­ту­ры живот­ных и атле­тов, а на моза­и­ке с Пьяц­ца Арме­ри­на изо­бра­же­на Вик­то­рия на колонне. В эври­пе име­лись ост­ро­ва, на кото­рых сто­я­ли двух­этаж­ные пави­льо­ны (sy­zy­gia), где раз­ме­ща­лись яйца и дель­фи­ны на обо­их кон­цах спи­ны, а бли­же к юго-восточ­но­му кон­цу — обе­лиск Авгу­ста, ста­туя Вели­кой Мате­ри на льве, встав­шем на зад­ние лапы, паль­ма, раз­рос­ша­я­ся в III в. до огром­ных раз­ме­ров и зага­доч­ное куби­че­ское зда­ние, похо­жее на алтарь с две­рью в одной стене — воз­мож­но, свя­ти­ли­ще Мар­са, так как в этом свя­ти­ли­ще было выде­ле­но место для куруль­но­го крес­ла, чтобы дик­та­тор Марк Вале­рий Мак­сим и его потом­ки все­гда мог­ли смот­реть оттуда игры. У обо­их кон­цов спи́ны, но отдель­но от неё, сто­я­ли высо­кие полу­круг­лые базы с мета­ми (me­tae), кото­рые пред­став­ля­ли собой три вытя­ну­тых кону­са с закруг­лён­ны­ми кон­ца­ми, укра­шен­ных лен­та­ми. На базах мет, по край­ней мере, со сто­ро­ны заго­ро­док, види­мо, нахо­ди­лись круп­ные релье­фы.

Источ­ни­ки ука­зы­ва­ют раз­ную вме­сти­мость цир­ка, и, веро­ят­но, в эпо­ху Импе­рии она меня­лась так же зна­чи­тель­но, как и в эпо­ху с.87 Рес­пуб­ли­ки. Соглас­но Дио­ни­сию Гали­кар­насско­му (III. 68), в 7 г. до н. э. цирк вме­щал 150 тыс. чело­век; Пли­ний (HN. XXXVI. 102) назы­ва­ет 250 тыс. чело­век, а «Ноти­ция» в IV в. сооб­ща­ет о 385 тыс. lo­ca — веро­ят­но, общая дли­на зри­тель­ских рядов в футах, что даёт место для при­мер­но 250 тыс. зри­те­лей. Все эти циф­ры оспа­ри­ва­лись иссле­до­ва­те­ля­ми. В цир­ке чаще все­го про­во­ди­лись гон­ки на квад­ри­гах — колес­ни­цах, запря­жён­ных чет­вер­нёй, но и дру­гие состя­за­ния тоже были попу­ляр­ны, и в эпо­ху Рес­пуб­ли­ки цир­ко­вые игры (lu­di cir­cen­ses) вклю­ча­ли раз­лич­ные сра­же­ния и зве­ри­ные трав­ли. Позд­нее подоб­ные пред­став­ле­ния были, веро­ят­но, навсе­гда пере­не­се­ны в амфи­те­атр Ста­ти­лия Тав­ра и Коли­зей, где мож­но было устро­ить необыч­ные и неожи­дан­ные эффек­ты. Наи­бо­лее важ­ны­ми игра­ми, про­во­див­ши­ми­ся в Боль­шом цир­ке, были Рим­ские игры 4—19 сен­тяб­ря и Пле­бей­ские игры 4—17 (Fast. Maff.) или 12—16 (Fi­lo­ca­lus) нояб­ря, но, веро­ят­но, все круп­ные игры, устра­и­вав­ши­е­ся, напри­мер, в честь победы или посвя­ще­ния зда­ний, вклю­ча­ли хотя бы день или два цир­ко­вых игр.


Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. Lon­don, 1968. Vol. 1. P. 236—240;
Cian­cio Ros­set­to P. Cir­co Mas­si­mo // Ro­ma: ar­cheo­lo­gia nel centro. Vol. 1. L’area ar­cheo­lo­gi­ca centra­le / Ed. A. M. Biet­ti Ses­tie­ri. Ro­ma, 1985. P. 213—223;
Humphrey J. H. Ro­man Cir­cu­ses: Are­nas for Cha­riot Ra­cing. Lon­don, 1986. P. 56—294.

См. также:
БОЛЬШОЙ ЦИРК (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Большой цирк (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 84—87.
© 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент фронтальной стенки детского саркофага с изображением скачек на колесницах.
Мрамор.
130—192 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 11.
3. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Circus maximus.
Воспроизведение по проекту Г. Релендера (1845—1892).
Рим.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Большой цирк.

Рим.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Большой цирк.

Рим.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Большой цирк.

Рим.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Большой цирк. Поперечный разрез.

Рим.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Панорама Палатина со стороны Большого цирка.

Рим, Палатин.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением скачек на колесницах.
Мрамор.
Кон. II — нач. III в. н. э.
Фолиньо, Археологическое собрание Палаццо Тринчи.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна, в эгиде и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI, в обрезе: S. C.
Описание по Коэну: Большой Цирк; снаружи и спереди, на плане, десять, двенадцать или тринадцать арок (зависит от изображения цирка на разных экземплярах), и справа большая арка, на которой спереди возвышается квадрига; на втором плане, на заднем фасаде и с каждой стороны арка, увенчанная спереди квадригой, и четырехколонный храм, на вершине которого находится статуя; во внутренней части Цирка в середине большой обелиск и с каждой стороны группа из трех объединенных обелисков меньшего размера; слева от большого обелиска виден всадник, а справа маленький барьер, служащий границей для бегунов. (На некоторых экземплярах всадник изображен справа, а барьер слева и кроме того, слева изображена мчащаяся квадрига).
Описание по BMCRE: Вид Большого Цирка, изображенного украшенным фронтально колоннадой, с аркой, обозначающей ворота, увенчанной квадригой анфас, справа, и, позади нее, выше, подобная арка, с квадригой, и другая арка, увенчанная квадригой, стоящие друг против друга справа и слева; стороны Цирка не видны, но дальний конец обозначен линией колоннад с четырехколонным храмом, на вершине фронтона которого находится бюст Сола (?) в лучистом венце, около левого конца; в центре внутренней части большой обелиск, и на небольшом расстоянии слева и справа от него три меньших обелиска, стоящих на невысоких колоннах; между обелисками «spina»; сразу же слева от большого обелиска всадник, сразу справа от него небольшие ворота.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
2. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 11 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
3. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 14 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА