БОЛЬШОЙ ЦИРК (Circus Maximus) — самый большой и самый древний из римских театров, предназначенных для игр, основанный, согласно легенде, Ромулом в Мурциевой долине (Vallis Murcia, долина между Палатином и Авентином) одновременно с учреждением конских скачек в день Консуалий. Консуалии проводились в честь Конса (см. Алтарь Конса), который считался римским эквивалентом Посейдона Гиппия. Именно на этом празднике были похищены сабинянки (Varr. LL. VI. 20; Plut. Rom. 14). Через необычайно прямую долину протекал ручей, который, видимо, уже в глубокой древности был введён в берега и перекрыт мостами. Несколько храмов и святилищ (см., напр., Храм Солнца и Луны; Храм Матери богов; Храм Ювенты), оказавшихся на территории цирка, первоначально могли быть победными памятниками, которые установили победители в состязаниях. Этот театр предназначался для всех цирковых игр (ludi circenses) и прежде всего для Римских игр (Ludi Romani), проводившихся в сентябре. Сообщается, что Тарквиний Древний дал отдельным сенаторам и всадникам право соорудить ступенчатые деревянные платформы (fori), чтобы смотреть с них игры (Liv. I. 35. 8; Dion. Hal. III. 68. 1). Позднее Тарквиний Гордый построил новые платформы, принудив к этим работам плебс (Liv. I. 56. 2; Dion. Hal. IV. 44. 1). Первые стартовые ворота (carceres) были сооружены в 329 г. до н. э. (Liv. VIII. 20. 1) — очевидно, из дерева, так как они были ярко расписаны (Enn. ap. Cic. Div. I. 108). Спи́на, видимо, первоначально была просто ручьём, превращённым в канал; статуи на колоннах, которые упоминаются в источниках (Liv. XL. 2. 2), и статуя Полленции (Liv. XXXIX. 7. 8), вероятно, стояли вдоль берега канала, как и Стертиниева арка (см. ст.). Позднее спи́на приобрела форму эврипа, в некоторых местах перекрытого мостами, с островами, на которых стояло множество разнообразных павильонов и святилищ (aediculae), а также статуй; видимо, ручей никогда не был полностью убран под землю.
с.85 В 174 г. до н. э. цензоры Квинт Фульвий Флакк и Авл Постумий Альбин капитально отремонтировали весь комплекс (Liv. XLI. 27. 6). Они перестроили стартовые загородки (carceres) и установили наборы из семи больших деревянных яиц (ova), движение которых, как считается, демонстрировало зрителям количество пройденных кругов. Такое устройство стало постоянным (Varr. RR. I. 2. 11; Cassiod. Var. III. 51). В 55 г. до н. э. на играх в честь посвящения храма Венеры Победительницы, построенного Помпеем, слоны, выведенные на арену цирка для битвы, вырвались за железное заграждение, защищавшее зрителей (Plin. HN. VIII. 20—
Плиний сообщает (Plin. HN. XXXVI. 102), что Цезарь расширил цирк до того размера, который он имел в его время, — три с половиной стадия (621 м) в длину и четыре плетра (118 м) в ширину — и окружил его, за исключением места старта, каналом (euripus) шириной 2,97 м и глубиной 2,97 м, а также обустроил места для 150 тыс. зрителей. После пожара в 31 г. до н. э. (Cass. Dio L. 10. 3) Август построил пульвинар в Большом цирке (Pulvinar ad Circum Maximum, RGDA. 19; ср. Cassiod. Var. III. 51) — ложу на палатинской стороне, примерно на середине длины, где на тронах помещались регалии и символы (exuvia) богов: их приносили туда в процессии перед началом игр (Festus 500 L). Кроме того, Август установил на спи́не, вероятно на оси храма Солнца и Луны, обелиск Рамсеса II, привезённый из Гелиополя (Plin. HN. XXXVI. 71; Amm. Marc. XVII. 4. 12), который сегодня находится на Пьяцца дель Пополо (см. Обелиск Августа в Большом цирке).
Дионисий Галикарнасский описывает цирк, каким он был в 7 г. до н. э. (III. 68). Зрительские места располагались в три яруса: нижний был каменным, остальные деревянные. Двенадцать загородок имели сводчатые потолки и закрывались двойными воротами, которые можно было открыть все одновременно. Между каждыми двумя загородками стояла герма. Вдоль внешнего периметра здания проходила одноэтажная аркада, где размещались лавки с жилыми помещениями над ними и входы, через которые можно было попасть к зрительским местам, пройдя по коридорам и лестницам: они, как и в Колизее, чередовались, но система была не такой запутанной, так что войти и выйти было очень легко. Лавки образовывали большой базар; Тацит (Ann. XV. 38) пишет, что именно среди легковоспламеняющихся товаров в этих лавках так сильно разгорелся пожар при Нероне. Сообщается, что это место привлекало подозрительных субъектов: содержателей харчевен (Cic. Mil. 65), астрологов и предсказателей судьбы (Cic. Div. I. 132; Iuven. VI. 588; Hor. Sat. I. 6. 113—
Август смотрел на игры из домов своих друзей и вольноотпущенников (на окружающих холмах?), а иногда из пульвинара (Suet. Aug. 45. 1), но зрители в пульвинаре находились на обозрении толпы, что было неприятно (Suet. Claud. 4. 3). Сообщается, что Август предоставил места сенаторам и всадникам, но, очевидно, они не располагались в определённом порядке (Cass. Dio LV. 22. 4); Клавдий отвёл особые места сенаторам (Suet. Claud. 21. 3; Cass. Dio LX. 7. 3—
В ноябре 36 г. н. э. сгорела часть цирка, примыкавшая к Авентину (Tac. Ann. VI. 45; Cass. Dio LVIII. 26. 5; Paribeni R. Frammento di annali trovato a Ostia // BCAR. Vol. 44. 1916. P. 211—
Наши сведения о цирке восходят не только к упоминаниям о нём в литературных источниках, но и к многочисленным его изображениям в искусстве, на нескольких фрагментах Мраморного плана (Carettoni G., Colini
Внешняя сторона цирка имела три этажа с арками и пилястры на нижнем ярусе, наподобие Колизея и театра Марцелла; входы и лестницы тоже были устроены подобным образом. Зрительские ряды делились на три зоны, которые, вероятно, соответствовали трём этажам и разделялись кольцевыми проходами (baltei). Только нижняя зона была каменной. Пульвинар, видимо, представлял собой красивое здание на палатинской стороне, но о его архитектурной форме совершенно ничего не известно (ср. Mingazzini P. Il “Pulvinar ad Circum Maximum” // BCAR. Vol. 72. 1946—
До II в. н. э. спи́на в середине арены не была оформлена как эврип; потом её подняли над уровнем арены, её бассейн облицевали мрамором, а через равные промежутки перекинули мосты. Возле мостов стояли скульптуры животных и атлетов, а на мозаике с Пьяцца Армерина изображена Виктория на колонне. В эврипе имелись острова, на которых стояли двухэтажные павильоны (syzygia), где размещались яйца и дельфины на обоих концах спины, а ближе к юго-восточному концу — обелиск Августа, статуя Великой Матери на льве, вставшем на задние лапы, пальма, разросшаяся в III в. до огромных размеров и загадочное кубическое здание, похожее на алтарь с дверью в одной стене — возможно, святилище Марса, так как в этом святилище было выделено место для курульного кресла, чтобы диктатор Марк Валерий Максим и его потомки всегда могли смотреть оттуда игры. У обоих концов спи́ны, но отдельно от неё, стояли высокие полукруглые базы с метами (metae), которые представляли собой три вытянутых конуса с закруглёнными концами, украшенных лентами. На базах мет, по крайней мере, со стороны загородок, видимо, находились крупные рельефы.
Источники указывают разную вместимость цирка, и, вероятно, в эпоху Империи она менялась так же значительно, как и в эпоху с.87 Республики. Согласно Дионисию Галикарнасскому (III. 68), в 7 г. до н. э. цирк вмещал 150 тыс. человек; Плиний (HN. XXXVI. 102) называет 250 тыс. человек, а «Нотиция» в IV в. сообщает о 385 тыс. loca — вероятно, общая длина зрительских рядов в футах, что даёт место для примерно 250 тыс. зрителей. Все эти цифры оспаривались исследователями. В цирке чаще всего проводились гонки на квадригах — колесницах, запряжённых четвернёй, но и другие состязания тоже были популярны, и в эпоху Республики цирковые игры (ludi circenses) включали различные сражения и звериные травли. Позднее подобные представления были, вероятно, навсегда перенесены в амфитеатр Статилия Тавра и Колизей, где можно было устроить необычные и неожиданные эффекты. Наиболее важными играми, проводившимися в Большом цирке, были Римские игры 4—
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. London, 1968. Vol. 1. P. 236—
Ciancio Rossetto P. Circo Massimo // Roma: archeologia nel centro. Vol. 1. L’area archeologica centrale / Ed.
Humphrey J. H. Roman Circuses: Arenas for Chariot Racing. London, 1986. P. 56—
|
||
1.
Сестерций, медь Траян Рим, 103—111 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна, в эгиде и в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI, в обрезе: S. C. Описание по Коэну: Большой Цирк; снаружи и спереди, на плане, десять, двенадцать или тринадцать арок (зависит от изображения цирка на разных экземплярах), и справа большая арка, на которой спереди возвышается квадрига; на втором плане, на заднем фасаде и с каждой стороны арка, увенчанная спереди квадригой, и четырехколонный храм, на вершине которого находится статуя; во внутренней части Цирка в середине большой обелиск и с каждой стороны группа из трех объединенных обелисков меньшего размера; слева от большого обелиска виден всадник, а справа маленький барьер, служащий границей для бегунов. (На некоторых экземплярах всадник изображен справа, а барьер слева и кроме того, слева изображена мчащаяся квадрига). Описание по BMCRE: Вид Большого Цирка, изображенного украшенным фронтально колоннадой, с аркой, обозначающей ворота, увенчанной квадригой анфас, справа, и, позади нее, выше, подобная арка, с квадригой, и другая арка, увенчанная квадригой, стоящие друг против друга справа и слева; стороны Цирка не видны, но дальний конец обозначен линией колоннад с четырехколонным храмом, на вершине фронтона которого находится бюст Сола (?) в лучистом венце, около левого конца; в центре внутренней части большой обелиск, и на небольшом расстоянии слева и справа от него три меньших обелиска, стоящих на невысоких колоннах; между обелисками «spina»; сразу же слева от большого обелиска всадник, сразу справа от него небольшие ворота. Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги. | ||
2.
Сестерций, медь Каракалла Рим, 213 г. | ||
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C. Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2). Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 11 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига. Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги. | ||
3.
Сестерций, медь Каракалла Рим, 213 г. | ||
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C. Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2). Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 14 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига. Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги. |