БОЛЬШОЙ ЦИРК
На пространстве между Палатином и Авентином находился цирк, в котором проводились состязания на колесницах, обычно запряженных четверками лошадей. Эти скачки восходят еще ко временам Тарквиния Древнего. Позже скачки стали непременным атрибутом Римских игр, проводившихся 4—
Сначала это было временным сооружением, где зрители размещались на деревянных скамьях. Но вскоре, когда протекавшая по долине река была забрана в трубу, были возведены трибуны, сложенные из камня. В 4 в. до н. э. появились так называемые карцеры — стойла, откуда начинали бег лошади. Сначала они были изготовлены из раскрашенного дерева, а позже стали мраморными. Места для зрителей располагались в три яруса, верхний из которых был деревянным.
По центру арена была разделена на две части длинной низкой стеной, которую в течение столетий украшали все новые и новые произведения искусства и памятники. В 10 г. до н. э. сюда был доставлен из Гелиополя обелиск Рамсесу II (в настоящее время находится на пьяцца дель Пополо), а в 4 в. н. э. — обелиск Тутмосу III из Фив (сейчас его можно увидеть на пьяцца ди Сан-Джованни в Латеране). В центре размещались семь шаров, с помощью которых отмечали число пройденных кругов. Агриппа установил для этой цели семь бронзовых дельфинов. Со временем стена покрылась огромным числом памятников, ниш и небольших святилищ. У окончания стены Клавдий поставил островерхие столбы (metae), где колесницы должны были совершать разворот. В середине южного полукруглого участка находились ворота, вместо которых во 2 в. до н. э. поставили Арку Стертина. Позже, в 81 г. н. э., вместо нее появилась другая арка, которой Сенат дал имя императора Тита в честь победы над иудеями.
В настоящее время на месте цирка осталась широкая поляна с четкими очертаниями цирка, остатками закруглений дорожки и карцеров.
|
||
1.
Сестерций, медь Траян Рим, 103—111 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна, в эгиде и в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI, в обрезе: S. C. Описание по Коэну: Большой Цирк; снаружи и спереди, на плане, десять, двенадцать или тринадцать арок (зависит от изображения цирка на разных экземплярах), и справа большая арка, на которой спереди возвышается квадрига; на втором плане, на заднем фасаде и с каждой стороны арка, увенчанная спереди квадригой, и четырехколонный храм, на вершине которого находится статуя; во внутренней части Цирка в середине большой обелиск и с каждой стороны группа из трех объединенных обелисков меньшего размера; слева от большого обелиска виден всадник, а справа маленький барьер, служащий границей для бегунов. (На некоторых экземплярах всадник изображен справа, а барьер слева и кроме того, слева изображена мчащаяся квадрига). Описание по BMCRE: Вид Большого Цирка, изображенного украшенным фронтально колоннадой, с аркой, обозначающей ворота, увенчанной квадригой анфас, справа, и, позади нее, выше, подобная арка, с квадригой, и другая арка, увенчанная квадригой, стоящие друг против друга справа и слева; стороны Цирка не видны, но дальний конец обозначен линией колоннад с четырехколонным храмом, на вершине фронтона которого находится бюст Сола (?) в лучистом венце, около левого конца; в центре внутренней части большой обелиск, и на небольшом расстоянии слева и справа от него три меньших обелиска, стоящих на невысоких колоннах; между обелисками «spina»; сразу же слева от большого обелиска всадник, сразу справа от него небольшие ворота. Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги. | ||
2.
Сестерций, медь Каракалла Рим, 213 г. | ||
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C. Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2). Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 11 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига. Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги. | ||
3.
Сестерций, медь Каракалла Рим, 213 г. | ||
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C. Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2). Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 14 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига. Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги. |