С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

БОЛЬШОЙ ЦИРК



На про­стран­стве меж­ду Пала­ти­ном и Авен­ти­ном нахо­дил­ся цирк, в кото­ром про­во­ди­лись состя­за­ния на колес­ни­цах, обыч­но запря­жен­ных чет­вер­ка­ми лоша­дей. Эти скач­ки вос­хо­дят еще ко вре­ме­нам Тарк­ви­ния Древ­не­го. Поз­же скач­ки ста­ли непре­мен­ным атри­бу­том Рим­ских игр, про­во­див­ших­ся 4—18 сен­тяб­ря. Цирк зани­мал огром­ную пло­щадь: 600 м в дли­ну и 100 м в шири­ну; за собы­ти­я­ми мог­ли наблюдать 150000 зри­те­лей, воз­мож­ное чис­ло кото­рых к 4 в. н. э. воз­рос­ло до 380000 чело­век.

Сна­ча­ла это было вре­мен­ным соору­же­ни­ем, где зри­те­ли раз­ме­ща­лись на дере­вян­ных ска­мьях. Но вско­ре, когда про­те­кав­шая по долине река была забра­на в тру­бу, были воз­веде­ны три­бу­ны, сло­жен­ные из кам­ня. В 4 в. до н. э. появи­лись так назы­вае­мые кар­це­ры — стой­ла, откуда начи­на­ли бег лоша­ди. Сна­ча­ла они были изготов­ле­ны из рас­кра­шен­но­го дере­ва, а поз­же ста­ли мра­мор­ны­ми. Места для зри­те­лей рас­по­ла­га­лись в три яру­са, верх­ний из кото­рых был дере­вян­ным.

По цен­тру аре­на была разде­ле­на на две части длин­ной низ­кой сте­ной, кото­рую в тече­ние сто­ле­тий укра­ша­ли все новые и новые про­из­веде­ния искус­ства и памят­ни­ки. В 10 г. до н. э. сюда был достав­лен из Гелио­по­ля обе­лиск Рам­се­су II (в насто­я­щее вре­мя нахо­дит­ся на пьяц­ца дель Попо­ло), а в 4 в. н. э. — обе­лиск Тут­мо­су III из Фив (сей­час его мож­но увидеть на пьяц­ца ди Сан-Джо­ван­ни в Лате­ране). В цен­тре раз­ме­ща­лись семь шаров, с помо­щью кото­рых отме­ча­ли чис­ло прой­ден­ных кру­гов. Агрип­па уста­но­вил для этой цели семь брон­зо­вых дель­фи­нов. Со вре­ме­нем сте­на покры­лась огром­ным чис­лом памят­ни­ков, ниш и неболь­ших свя­ти­лищ. У окон­ча­ния сте­ны Клав­дий поста­вил ост­ро­вер­хие стол­бы (me­tae), где колес­ни­цы долж­ны были совер­шать раз­во­рот. В середине южно­го полу­круг­ло­го участ­ка нахо­ди­лись ворота, вме­сто кото­рых во 2 в. до н. э. поста­ви­ли Арку Стер­ти­на. Поз­же, в 81 г. н. э., вме­сто нее появи­лась дру­гая арка, кото­рой Сенат дал имя импе­ра­то­ра Тита в честь победы над иуде­я­ми.

В насто­я­щее вре­мя на месте цир­ка оста­лась широ­кая поля­на с чет­ки­ми очер­та­ни­я­ми цир­ка, остат­ка­ми закруг­ле­ний дорож­ки и кар­це­ров.

См. также:
Большой цирк (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Большой цирк (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 98.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент фронтальной стенки детского саркофага с изображением скачек на колесницах.
Мрамор.
130—192 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 11.
3. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Circus maximus.
Воспроизведение по проекту Г. Релендера (1845—1892).
Рим.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Большой цирк.

Рим.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Большой цирк.

Рим.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Большой цирк.

Рим.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Большой цирк. Поперечный разрез.

Рим.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Панорама Палатина со стороны Большого цирка.

Рим, Палатин.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением скачек на колесницах.
Мрамор.
Кон. II — нач. III в. н. э.
Фолиньо, Археологическое собрание Палаццо Тринчи.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна, в эгиде и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI, в обрезе: S. C.
Описание по Коэну: Большой Цирк; снаружи и спереди, на плане, десять, двенадцать или тринадцать арок (зависит от изображения цирка на разных экземплярах), и справа большая арка, на которой спереди возвышается квадрига; на втором плане, на заднем фасаде и с каждой стороны арка, увенчанная спереди квадригой, и четырехколонный храм, на вершине которого находится статуя; во внутренней части Цирка в середине большой обелиск и с каждой стороны группа из трех объединенных обелисков меньшего размера; слева от большого обелиска виден всадник, а справа маленький барьер, служащий границей для бегунов. (На некоторых экземплярах всадник изображен справа, а барьер слева и кроме того, слева изображена мчащаяся квадрига).
Описание по BMCRE: Вид Большого Цирка, изображенного украшенным фронтально колоннадой, с аркой, обозначающей ворота, увенчанной квадригой анфас, справа, и, позади нее, выше, подобная арка, с квадригой, и другая арка, увенчанная квадригой, стоящие друг против друга справа и слева; стороны Цирка не видны, но дальний конец обозначен линией колоннад с четырехколонным храмом, на вершине фронтона которого находится бюст Сола (?) в лучистом венце, около левого конца; в центре внутренней части большой обелиск, и на небольшом расстоянии слева и справа от него три меньших обелиска, стоящих на невысоких колоннах; между обелисками «spina»; сразу же слева от большого обелиска всадник, сразу справа от него небольшие ворота.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
2. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 11 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
3. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 14 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА