Мифы народов мира

ИО́ (Ἰώ), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь аргос­ско­го царя Ина­ха. Воз­люб­лен­ная Зев­са. Опа­са­ясь гне­ва рев­ни­вой Геры, Зевс пре­вра­тил Ио в бело­снеж­ную тёл­ку, но Гера потре­бо­ва­ла её себе в дар и при­ста­ви­ла к ней стра­жем Аргоса, уби­то­го по воле Зев­са Гер­ме­сом. После это­го Ио, мучи­мая ово­дом, наслан­ным Герой, стран­ст­во­ва­ла по Гре­ции, Азии, Егип­ту, где при­ня­ла свой преж­ний вид и роди­ла от Зев­са сына Эпа­фа — родо­на­чаль­ни­ка геро­ев (Данай, Еги­пет, Даная, Алк­ме­на, Пер­сей, Амфи­т­ри­он, Геракл и др.). Соглас­но Апол­ло­до­ру (II 1, 3), почи­та­лась в Егип­те под име­нем Иси­ды. Во вре­мя сво­их стран­ст­вий Ио встре­ти­ла при­ко­ван­но­го к кав­каз­ским ска­лам Про­ме­тея, пред­рек­ше­го вели­кую будущ­ность потом­кам Ио и Зев­са (Ae­schyl. Prom. 589—876).

А. А. Тахо-Годи

Миф об Ио нашёл отра­же­ние в про­из­веде­ни­ях гре­че­ской вазо­пи­си (где Ио чаще все­го пред­ста­ёт в обли­ке коро­вы). Евро­пей­ское изо­бра­зи­тель­ное искус­ство обра­ща­ет­ся к мифу в 15 в., вна­ча­ле в иллю­ст­ра­ци­ях к Овидию, затем в живо­пи­си: сюже­ты «Юпи­тер и Ио» (Корреджо, Джу­лио Рома­но, Я. Йор­данс, Ф. Буше и др.), «Юпи­тер, Юно­на и Ио» (Д. Тенирс Стар­ший, Рем­брандт и др.), «Юно­на пере­да­ёт Ио Аргу­су» (Йор­данс, Рем­брандт и др.), «Ио и Аргус» (П. П. Рубенс и др.).

См. также:
ИО (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 547—548.
См. по теме: ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭРЕВТАЛИОН • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭРИГОНА, ЕРИГОНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Корова.
Сардоникс.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ГЛИПТИКА.
Ио, Аргус и Гермес (?).
Сардоникс. I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ио, Арг и Гермес.
Фреска IV стиля.
60—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ио в Канопе.
Фреска из Помпей (Дом герцога Омальского, VI. 9. 1).
Третий стиль. Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Арг сторожит Ио.
Фреска IV стиля на западной стене Мацеллума.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Мацеллум (VII, 9, 7—8).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ио и Арг.
Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI. 9. 2).
Четвертый стиль. 62—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА