Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

Юли­ев форум (Fo­rum Iuli­um) (часто назы­вав­ший­ся фору­мом Цеза­ря, Fo­rum Cae­sa­ris) (рис. 36) — пер­вый из несколь­ких импе­ра­тор­ских фору­мов, заду­ман­ный ещё в 54 г. до н. э., когда Цезарь пору­чил Оппию и Цице­ро­ну при­об­ре­сти необ­хо­ди­мую для стро­и­тель­ства с.166 зем­лю (Cic. Att. IV. 16. 8). Она была очень доро­гой, так как её при­хо­ди­лось поку­пать у част­ных вла­дель­цев в зоне ожив­лён­ной ком­мер­ции. В кон­це кон­цов сто­и­мость одной толь­ко зем­ли соста­ви­ла, как сооб­ща­ет­ся, огром­ную сум­му — сто мил­ли­о­нов сестер­ци­ев (Plin. HN. XXXVI. 103; Suet. Iul. 26. 2). Цезарь стре­мил­ся рас­ши­рить Рим­ский форум до Атрия Сво­бо­ды (At­rium Li­ber­ta­tis, q. v.), постро­ив допол­ни­тель­ную пло­щад­ку для веде­ния государ­ст­вен­ных дел, преж­де все­го для дея­тель­но­сти рим­ско­го сена­та (App. BC. II. 102; An­der­son, J. C. The His­to­ri­cal To­po­gra­phy of the Im­pe­rial Fo­ra. Brus­sels, 1984. P. 39—63).


Рис. 36. Форум Авгу­ста и Юли­ев форум. План-рекон­струк­ция.

Форум был спро­ек­ти­ро­ван по сути как храм на пло­ща­ди, окру­жён­ной колон­на­да­ми, и явил­ся наслед­ни­ком таких элли­ни­сти­че­ских ком­плек­сов, как храм Арте­ми­ды Лев­коф­ри­е­ны в Маг­не­зии на Меандре, но храм был постав­лен в даль­нем кон­це пло­ща­ди и под­нят на высо­кий поди­ум, а глав­ный вход на форум, воз­мож­но, рас­по­ла­гал­ся не на его оси. Цезарь посвя­тил форум и храм Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы в послед­ний день сво­его три­ум­фа, 26 сен­тяб­ря 46 г. до н. э. (Cass. Dio XLIII. 22. 2; ILS. 514), хотя форум ещё не был закон­чен, и достра­и­вать его при­шлось позд­нее Окта­виа­ну (RGDA. 20; Cass. Dio XLV. 6. 4). Стро­и­тель­ство Юли­е­вой курии (q. v.), состав­ляв­шей важ­ную часть пла­на, веро­ят­но, даже не нача­лось, так как Август (RGDA. 19) пол­но­стью при­пи­сы­ва­ет её соору­же­ние себе.

Доми­ци­ан пере­стро­ил храм, а Тра­ян зано­во посвя­тил его 12 мая 113 г. н. э. (ILS. 457). Веро­ят­но, Тра­ян при­стро­ил к нему бази­ли­ку Арген­та­ри­ев, кото­рая, ско­рее все­го, свя­зы­ва­ла Юли­ев форум с фору­мом Тра­я­на, но его работы в хра­ме Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы, веро­ят­но были незна­чи­тель­ны — лишь послед­ние штри­хи к пере­строй­ке Доми­ци­а­на. Повтор­ное посвя­ще­ние хра­ма откла­ды­ва­лось так дол­го, веро­ят­но, из-за изме­не­ний в плане фору­ма Тра­я­на. Доми­ци­ан, види­мо, пере­стра­и­вал храм в рам­ках архи­тек­тур­но­го пла­на, пред­ше­ст­во­вав­ше­го фору­му Тра­я­на и вклю­чав­ше­го, быть может, нечто вро­де бази­ли­ки Арген­та­ри­ев, но не смог его осу­ще­ст­вить (Aur. Vict. Caes. 13. 5). Выска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что эти работы ста­ли след­ст­ви­ем пожа­ра при Тите, уни­что­жив­ше­го Капи­то­лий, но для него нет осно­ва­ний. В 283 г. н. э. форум сго­рел и был вос­ста­нов­лен Дио­кле­ти­а­ном (Chron. 148). Гра­нит­ные колон­ны боко­вых колон­над, уста­нов­лен­ные на отдель­ных плин­ту­сах, неоди­на­ко­вы и, види­мо, отно­сят­ся к ещё более позд­ней рестав­ра­ции.

Форум рас­по­ла­га­ет­ся вдоль осно­ва­ния севе­ро-восточ­но­го скло­на Капи­то­лий­ско­го хол­ма, запол­няя про­стран­ство меж­ду спус­ком Арген­та­ри­ев и фору­ма­ми Авгу­ста и Тра­я­на, кото­рое ранее зани­ма­ли окрест­но­сти Мяс­но­го рын­ка Рима (Ma­cel­lum). На Юли­ев форум мож­но было прой­ти с Рим­ско­го фору­ма вдоль боко­вых стен Юли­е­вой курии, выхо­див­шей фаса­дом на Свя­щен­ную доро­гу. Суще­ст­во­вал так­же вход с Арги­ле­та через колон­на­ду, кото­рая про­дол­жа­ла боко­вые колон­на­ды под пря­мым углом к ним и име­ла укра­шен­ный колон­на­ми фасад, добав­лен­ный Авгу­стом, где меж­ду каж­ды­ми дву­мя колон­на­ми была допол­ни­тель­но постав­ле­на ещё одна, чтобы отго­ро­дить форум от ули­цы. Пло­щадь перед хра­мом была про­пор­цио­наль­но длин­ной и узкой, так что её дли­на более чем вдвое пре­вы­ша­ла шири­ну, с глу­бо­кой двой­ной колон­на­дой вдоль каж­дой сто­ро­ны и попе­рёк пере­д­не­го кон­ца и с хра­мом в даль­нем кон­це. При­шлось срыть осно­ва­ние Капи­то­лий­ско­го хол­ма, чтобы рас­чи­стить терри­то­рию, и меж­ду колон­на­дой и спус­ком Арген­та­ри­ев был устро­ен ряд кон­тор (ta­ber­nae), как очень глу­бо­ких, так и совсем неглу­бо­ких. Они име­ли оди­на­ко­вые, почти квад­рат­ные две­ри, соот­вет­ст­во­вав­шие интер­ва­лам меж­ду колон­на­ми, и (пер­во­на­чаль­но) плос­кие потол­ки и несколь­ко эта­жей, но в кон­це кон­цов на пер­вом эта­же в них были соору­же­ны тяжё­лые цилин­дри­че­ские сво­ды, что поз­во­ли­ло рас­ши­рить верх­ний этаж, куда мож­но было вой­ти со спус­ка Арген­та­ри­ев. Место двух кон­тор заня­ли широ­кие лест­ни­цы, веду­щие вниз со спус­ка. Эти кон­то­ры слу­жи­ли архи­ва­ми и каби­не­та­ми сенат­ских комис­сий; одна из них ста­ла Сек­ре­та­ри­ем сена­та (Sec­re­ta­rium Se­na­tus, q. v.). На пло­ща­ди перед хра­мом сто­ял Конь Цеза­ря (Equ­us Cae­sa­ris, q. v.) — изо­бра­же­ние люби­мо­го коня Цеза­ря, пере­д­ние ноги кото­ро­го похо­ди­ли на чело­ве­че­ские (Plin. HN. VIII. 155; Suet. Iul. 61); позд­нее его, воз­мож­но, заме­ни­ли кон­ной ста­ту­ей, при­пи­сы­вав­шей­ся Лисип­пу (Stat. Silv. I. 1. 84—85).

Храм Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы сто­ял в даль­нем кон­це фору­ма, и его осно­ва­ние пер­во­на­чаль­но было частич­но встро­е­но в склон хол­ма. Цезарь дал обет постро­ить храм Вене­ре Победи­тель­ни­це нака­нуне бит­вы при Фар­са­ле (App. BC. II. 68), но вме­сто это­го решил воз­ве­сти храм Вене­ре Пра­ро­ди­тель­ни­це, родо­на­чаль­ни­це Юли­ев. Храм сто­ял на очень высо­ком поди­у­ме, куда под­ни­ма­лись по двум узким боко­вым лест­ни­цам вдоль про­на­оса, веду­щим на чуть более низ­кую плат­фор­му перед колон­на­ми фаса­да, на кото­рой сто­ял алтарь и кото­рая мог­ла исполь­зо­вать­ся как рост­ры. Во вре­ме­на Адри­а­на, а воз­мож­но и ранее, перед хра­мом нахо­ди­лось три бас­сей­на с фон­та­на­ми, рас­по­ло­жен­ных по кра­ям фаса­да и на глав­ной оси, а меж­ду ними шла низ­кая сте­на, пред­на­зна­чен­ная, веро­ят­но, для ста­туй. Напро­тив неё была обна­ру­же­на база ста­туи Саби­ны. Храм был вось­ми­ко­лон­ным пик­но­сти­лем с необы­чай­но узки­ми интер­ва­ла­ми меж­ду колон­на­ми, состав­ляв­ши­ми все­го пол­то­ра их диа­мет­ра (Vit­ruv. III. 3. 2), перип­те­ри­че­ским без колон­на­ды на зад­ней сто­роне (si­ne pos­ti­co): колон­на­ды шли вдоль боко­вых стен к закры­тым кры­льям (alae), но цел­ла зна­чи­тель­но выда­ва­лась за зад­нюю сте­ну этих кры­льев. Храм был постро­ен из мра­мо­ра (Ovid. Ars Amat. I. 81), цел­ла пред­став­ля­ла собой неф с полу­круг­лой апсидой в кон­це, вдоль кото­ро­го шли колон­на­ды из жёл­то­го мра­мо­ра на общем плин­ту­се. Веро­ят­но, пото­лок был свод­ча­тым. Архи­тек­тур­ные укра­ше­ния инте­рье­ра вклю­ча­ли инте­рес­ный фриз с эрота­ми, с.167 заня­ты­ми раз­но­об­раз­ны­ми дела­ми. Куль­то­вую ста­тую изва­ял Арке­си­лай спе­ци­аль­но для это­го хра­ма (Plin. HN. XXXV. 156).

Сам Цезарь посвя­тил в этот храм мно­го про­из­веде­ний искус­ства, в том чис­ле кар­ти­ны Тимо­ма­ха «Аякс» и «Медея» (Plin. HN. VII. 126, XXXV. 26 и 136), золотую ста­тую Клео­пат­ры (Cass. Dio LI. 22. 3; App. BC. II. 102), шесть собра­ний рез­ных дра­го­цен­ных кам­ней (dac­ty­liothe­cae, Plin. HN. XXXVII. 11), и пан­цирь, изготов­лен­ный из бри­тан­ско­го жем­чу­га (Plin. HN. IX. 116). Где-то на фору­ме Цезарь так­же поз­во­лил посвя­тить соб­ст­вен­ную ста­тую в пан­ци­ре (Plin. HN. XXXIV. 18). Брон­зо­вая ста­туя Боже­ст­вен­но­го Юлия со звездой надо лбом, кото­рую, по сло­вам Дио­на Кас­сия (XLV. 7. 1), Август поста­вил в хра­ме Вене­ры, на самом деле мог­ла нахо­дить­ся в хра­ме Боже­ст­вен­но­го Юлия (ср. Plin. HN. II. 93—94). Позд­нее, в 30 г. н. э., четыр­на­дцать горо­дов Азии, кото­рым Тибе­рий помог лик­види­ро­вать послед­ст­вия зем­ле­тря­се­ний в 17, 23 и 29 гг. н. э., воз­двиг­ли воз­ле хра­ма колос­саль­ную ста­тую Тибе­рия (Tac. Ann. II. 47; IV. 13; Phle­gon. De arab. 18; CIL. X. 1624 = ILS. 156).

Бази­ли­ка Арген­та­ри­ев иден­ти­фи­ци­ро­ва­на как тако­вая на осно­ва­нии её при­сут­ст­вия в ката­ло­гах рай­о­нов в соста­ве VIII рай­о­на и бли­зо­сти к спус­ку Арген­та­ри­ев. Это ско­рее пор­тик, чем бази­ли­ка, но она име­ет неко­то­рые осо­бен­но­сти, харак­тер­ные для бази­ли­ки. Для её соору­же­ния склон Капи­то­лий­ско­го хол­ма был срыт ещё боль­ше, и рас­чи­щен широ­кий про­ход вокруг хра­ма. Затем в про­дол­же­ние юго-запад­ной колон­на­ды фору­ма, но на девять сту­пе­ней выше, огром­ные стол­бы из гор­ба­тых тра­вер­ти­но­вых и пепе­ри­но­вых бло­ков с русти­ка­ми во внеш­нем ряду и стол­бы, обли­цо­ван­ные кир­пи­чом, во внут­рен­нем ряду нес­ли на себе систе­му бетон­ных сво­дов и высту­паю­щих бал­ко­нов. Они шли спер­ва вдоль сте­ны хра­ма Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы, а затем — вдоль кри­вой юго-запад­но­го полу­кру­га фору­ма Тра­я­на. Неяс­но, как окан­чи­ва­лось это зда­ние. Назна­че­ние несколь­ких поме­ще­ний (ta­ber­nae), откры­вав­ших­ся поза­ди него, неиз­вест­но.

Исполь­зо­ва­ние габий­ско­го кам­ня в соче­та­нии с тра­вер­ти­ном в точ­ках высо­кой нагруз­ки на фаса­дах поме­ще­ний, рас­по­ло­жен­ных на ниж­ней пло­ща­ди, свиде­тель­ст­ву­ет о том, что они вхо­ди­ли в состав ком­плек­са Цеза­ря и после­дую­щие изме­не­ния не повли­я­ли на ори­ен­та­цию фору­ма. Диа­го­наль­ная сте­на, обли­цо­ван­ная сет­ча­той клад­кой и вре­заю­ща­я­ся в севе­ро-запад­ный угол поди­у­ма хра­ма, счи­та­ет­ся фраг­мен­том пер­во­на­чаль­ной зад­ней сте­ны это­го поди­у­ма. Сохра­нив­ши­е­ся фраг­мен­ты над­зем­ной части хра­ма выглядят уди­ви­тель­но гар­мо­нич­ны­ми по сти­лю и явно дати­ру­ют­ся прав­ле­ни­ем Доми­ци­а­на: при­сут­ст­ву­ют даже харак­тер­ные коль­ца меж­ду зуб­ца­ми. Бази­ли­ка Арген­та­ри­ев постро­е­на при Тра­яне, а гра­нит­ная колон­на­да отно­сит­ся к Позд­ней антич­но­сти, IV или V в. н. э.

Часть фору­ма, в том чис­ле весь храм Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы и око­ло поло­ви­ны юго-запад­ной колон­на­ды вме­сте с частью бази­ли­ки Арген­та­ри­ев, была рас­ко­па­на в 1930—1933 гг. под руко­вод­ст­вом Корра­до Рич­чи.


Lug­li G. Ro­ma an­ti­ca: Il centro mo­nu­men­ta­le. Ro­ma, 1946. P. 245—258;
Hastrup T. Fo­rum Iuli­um as a ma­ni­fes­ta­tion of power // ARID. Vol. 2. 1962. P. 45—61;
Lam­bog­lia N. Uno sca­vo di­dat­ti­co diet­ro la “Cu­ria Se­na­tus” e la to­pog­ra­fia del Fo­ro di Ce­sa­re // RPAA. Vol. 37. 1964—1965. P. 105—126;
Fio­ra­ni G. Prob­le­mi ar­chi­tet­to­ni­ci del Fo­ro di Ce­sa­re // Qua­der­ni dell’Is­ti­tu­to di To­pog­ra­fia An­ti­ca del­la Uni­ver­si­tà di Ro­ma Vol. 5. 1968. P. 91—103;
Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me / 2nd ed. Lon­don, 1968. Vol. 1. P. 424—432;
Lam­bog­lia N. Pri­me conclu­sio­ni sug­li sca­vi nel Fo­ro di Ce­sa­re diet­ro al­la Cu­ria (1960—70) // Cua­der­nos de tra­bajos de la Es­cue­la Es­pañola de his­to­ria y ar­queo­lo­gia en Ro­ma. Vol. 14. 1980. P. 123—134;
An­der­son J. C. The His­to­ri­cal To­po­gra­phy of the Im­pe­rial Fo­ra. Brus­sels, 1984. P. 39—63;
Ul­rich R. B. The Ap­pia­des Foun­tain of the Fo­rum Iuli­um // MDAIR. Bd. 93. 1986. P. 405—423;
Mor­sel­li C., Tor­to­ri­ci E. Cu­ria, Fo­rum Iuli­um, Fo­rum Tran­si­to­rium. Ro­ma, 1989. Особ. p. 1—263.

См. также:
Юлиев форум (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 165—167.
© 2018 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Театр Бальба • Ростры Августа • Арка Тита • Ростры Августа •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Панорама Римского форума и прилегающих районов.

Рим, Римский Форум.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Форум Цезаря.

Рим, Форум Юлия Цезаря.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Форум Цезаря.

Рим, Форум Юлия Цезаря.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Форум Цезаря.

Рим, Форум Юлия Цезаря.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры Родоначальницы.
46 г. до н. э.
Рим, Форум Юлия Цезаря.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры Родоначальницы.
46г. до н. э.
Рим, Форум Юлия Цезаря.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры Родоначальницы.
46 г. до н. э.
Рим, Форум Юлия Цезаря.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры Родоначальницы (ордер).
46 г. до н. э.
Рим, Форум Юлия Цезаря.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА