С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Юли­ев форум (Fo­rum Iuli­um) — пер­вый из так назы­вае­мых импе­ра­тор­ских фору­мов, стро­и­тель­ство кото­ро­го начал Юлий Цезарь, заду­мав­ший его не как рынок, а как дело­вой центр ино­го рода (App. BC. II. 102). План это­го фору­ма был состав­лен ещё в 54 г. до н. э., ибо в этом году Цице­рон и Оппий зани­ма­лись покуп­кой зем­ли для Цеза­ря у част­ных вла­дель­цев и уже запла­ти­ли за неё 60 млн сестер­ци­ев (Cic. Att. IV. 16. 8). Позд­нее была при­об­ре­те­на допол­ни­тель­ная зем­ля, и в кон­це кон­цов её сто­и­мость, как сооб­ща­ет­ся, соста­ви­ла 100 с.226 мил­ли­о­нов сестер­ци­ев (Plin. NH. XXXVI. 103; Suet. Iul. 26), но эта сум­ма, воз­мож­но, пре­уве­ли­че­на.

Стро­и­тель­ство фору­ма, веро­ят­но, нача­лось в 51 г. до н. э., когда Цезарь нахо­дил­ся в Гал­лии (Suet. loc. cit.). В бит­ве при Фар­са­ле Цезарь дал обет постро­ить храм Вене­ре Пра­ро­ди­тель­ни­це, мифи­че­ской родо­на­чаль­ни­це Юли­ев, и затем воз­вёл его в цен­тре сво­его фору­ма (App. BC. II. 68—69; 102; III. 28; Cass. Dio, XLIII. 22. 2), кото­рый, таким обра­зом, пре­вра­тил­ся в пор­тик, окру­жаю­щий храм, и эту модель вос­про­из­во­ди­ли все после­дую­щие фору­мы. Храм и форум были посвя­ще­ны в послед­ний день вели­ко­го три­ум­фа Цеза­ря, 26 сен­тяб­ря 46 г. до н. э. (Cass. Dio, loc. cit.; Fas­ti frat­rum Ar­va­lium ad VI Kal. Oct., CIL I². P. 215, 219, 240, 322—323, 330; Fas­ti Prae­nes­ti­ni: Pa­ri­be­ni R. No­te­rel­le epig­ra­fiche // BCAR. 1915. An. 43. P. 170, 346), хотя достро­ил форум не Цезарь (ср. Nic. Dam. Vit. Caes. 22; Plin. NH. XXXV. 156), а Окта­виан, после смер­ти дик­та­то­ра (RGDA. IV. 2; Cass. Dio, XLV. 6. 4). На фору­ме Цезарь раз­ре­шил поста­вить свою ста­тую в пан­ци­ре (Plin. NH. XXXIV. 18) и сам посвя­тил ста­тую сво­его коня с «пере­д­ни­ми нога­ми, похо­жи­ми на чело­ве­че­ские» (hu­ma­nis si­mi­les pe­des prio­res: Plin. HN. VIII. 155; Suet. Iul. 61; Stat. Silv. I. 1. 84—85), на кото­ром вос­седал дик­та­тор (Ro­scher W. H. Über die Rei­tersta­tue Iul. Cae­sars auf dem Fo­rum Iuli­um und den «ἵπ­πος βρο­τόπους» einer Mün­ze des Gor­dia­nus Pius von Ni­ka­ia (Bithy­nien) // Be­rich­te über Ver­hand­lun­gen der Kö­nig­lich Säch­si­schen Ge­sell­schaft der Wis­sen­schaf­ten. Phi­lo­lo­gi­sch-His­to­ri­sche Klas­se. Bd. 43. 1891. S. 99—112). Перед хра­мом сто­ял фон­тан, окру­жён­ный ним­фа­ми, кото­рые назы­ва­лись Аппи­а­ды (Ap­pia­des, q. v.). В 283 г. н. э. форум сго­рел и был вос­ста­нов­лен Дио­кле­ти­а­ном (Chron. 148). Офи­ци­аль­но он назы­вал­ся Юли­е­вым фору­мом (RGDA), но в источ­ни­ках регу­ляр­но упо­ми­на­ет­ся как форум Цеза­ря (locc. citt.; Not. Reg. VIII; Plin. NH. XVI. 236; CIL. VI. 10097 (?) = 33960; Pa­ri­be­ni R. Op. cit. P. 170—171; воз­мож­но, Фле­гон назы­ва­ет этот форум «Рим­ской аго­рой» (ἡ Ῥω­μαίων ἀγο­ρά, Mir. 13)).

Храм Вене­ры (aedes: Ливий, Пли­ний, Све­то­ний, Вит­ру­вий; templum: Овидий, Пли­ний, Тацит; νεώς: Аппи­ан, Дион Кас­сий; Ἀφρο­δίσιον: Дион Кас­сий) был пик­но­сти­лем (Vitr. III. 3. 2), постро­ен­ным из цель­но­го мра­мо­ра (Ovid. Ars Amat. I. 81). Ста­туя Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы работы Арке­си­лая, кото­рую Цезарь поста­вил «на фору­ме Цеза­ря» (in fo­ro Cae­sa­ris, Plin. NH. XXXV. 156; ср. Cass. Dio, XLVII. 18. 4), веро­ят­но, нахо­ди­лась в цел­ле хра­ма1. (Дру­гой, сидя­щий, тип Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы см. на моне­те: BMCRR. I. 583. 4277.) Кро­ме того, Цезарь поме­стил в храм две кар­ти­ны Тимо­ма­ха: «Аякс» и «Медея» (Plin. NH. VII. 126; XXXV. 26, 136), позо­ло­чен­ную ста­тую Клео­пат­ры (Cass. Dio, LI. 22. 3; App. BC. II. 102), шесть дак­ти­ло­тек, то есть собра­ний рез­ных дра­го­цен­ных кам­ней (Plin. NH. XXXVII. 11) и пан­цирь, укра­шен­ный бри­тан­ским жем­чу­гом (Plin. NH. IX. 116). Сооб­ща­ет­ся, что позд­нее Август поста­вил в хра­ме ста­тую Боже­ст­вен­но­го Юлия со звездой над голо­вой (Cass. Dio, XLV. 7. 1; XLVII. 18. 4; Plin. NH. II. 93), хотя неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли пред­по­ла­га­ют здесь пута­ни­цу с хра­мом Боже­ст­вен­но­го Юлия на фору­ме (см. Jor­dan H. Der Tem­pel des Di­vus Iuli­us // Her­mes. Bd. 9. 1875. S. 342—343; Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 3. Leip­zig, 1890. S. 226).

Четыр­на­дцать горо­дов Малой Азии, кото­рым Тибе­рий ока­зал помощь после с.227 зем­ле­тря­се­ний в 17 и 23 гг. н. э., воз­двиг­ли рядом с хра­мом Вене­ры колос­саль­ную ста­тую это­го импе­ра­то­ра с пер­со­ни­фи­ка­ци­я­ми горо­дов на базе: рельеф­ная копия этой скульп­тур­ной груп­пы была най­де­на в Путе­о­лах (Tac. Ann. II. 47; IV. 13; Spi­naz­zo­la V. La ba­se fi­gu­ra­ta di Ti­be­rio // At­ti dell’Ac­ca­de­mia di ar­cheo­lo­gia, let­te­re e bel­le ar­ti di Na­po­li. Vol. 22. 1902. P. 119 f.; Gui­da il­lustra­ta del Mu­seo Na­zio­na­le di Na­po­li / A cu­ra di A. Rue­sch. Na­po­li, 1908. P. 22—24; CIL. X. 1624).

После смер­ти Дру­зил­лы в храм Вене­ры была поме­ще­на её ста­туя (Cass. Dio, LIX. 11. 2—3).

Юли­ев форум был пря­мо­уголь­ным, дли­ной око­ло 115 м и шири­ной 30 м, его окру­жа­ли колон­на­да и сте­на. Глав­ная ось фору­ма шла с севе­ро-запа­да на юго-восток и соот­вет­ст­во­ва­ла оси Юли­е­вой курии, при­мы­кав­шей к южно­му углу фору­ма. На этой оси был постро­ен храм Вене­ры, обра­щён­ный к юго-восто­ку. От фору­ма сохра­ни­лась лишь часть окру­жаю­щей сте­ны из пепе­ри­на на юго-запад­ной сто­роне (ули­ца Мар­мо­рел­ле, 29), высотой 12 м и тол­щи­ной 3,7 м, и несколь­ко малень­ких свод­ча­тых ком­нат (ta­ber­nae), откры­ваю­щих­ся в гале­рею фору­ма рядом пепе­ри­но­вых арок со стол­ба­ми из аниен­ско­го туфа и тра­вер­ти­но­вы­ми импо­ста­ми (Frank T. Ro­man Buil­dings of the Re­pub­lic. Ro­me, 1924. P. 46). В ходе рас­ко­пок XVI в. были обна­ру­же­ны остат­ки хра­ма Вене­ры: части фун­да­мен­та из пепе­ри­на и тра­вер­ти­на и фраг­мен­ты колонн и фри­за (ср. Hül­zer Ch. Zur Ar­chi­tek­tur des Cae­sar-Fo­rums // Stre­na Hel­bi­gia­na. Lip­siae, 1900. S. 139—142; Cas­cio­li G. I mo­nu­men­ti di Ro­ma e la fabbri­ca di San Piet­ro // Dis­ser­ta­zio­ni dell’ Ac­ca­de­mia Pon­ti­fi­cia Ro­ma­na in ar­cheo­lo­gia. Ser. 2. T. 15. 1921. P. 366). В то вре­мя Пал­ла­дио (Pal­la­dio A. I quattro lib­ri dell’ ar­chi­tet­tu­ra. Ve­ne­tia, 1570. Vol. 4. Cap. 3. P. 128 f.) и Лаб­ак­ко (La­bac­co A. Lib­ro ap­par­te­nen­te all’ Ar­chi­tet­tu­ra. Ro­ma, 1552. P. 25—28; Ro­ma, 1559. P. 33—36) нари­со­ва­ли план и рекон­струк­цию хра­ма на осно­ва­нии види­мых тогда фраг­мен­тов: они изо­бра­зи­ли стро­е­ние, окру­жён­ное колон­на­ми с четы­рёх сто­рон, с восе­мью колон­на­ми по фаса­ду и с очень узки­ми про­ме­жут­ка­ми меж­ду колон­на­ми. Часть архит­ра­ва до сих пор хра­нит­ся на вил­ле Меди­чи.


(О фору­ме и хра­ме см. так­же:
Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. Abt. 2. Ber­lin, 1885. P. 436—441;
The­de­nat H. Le Fo­rum Ro­main / Ed. 4. Pa­ris, 1908. P. 178—180, 371—372;
Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 3. Leip­zig, 1890. P. 224—227;
Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 302—304;
Lug­li G. La Zo­na Ar­cheo­lo­gi­ca di Ro­ma. Ro­ma, 1925. P. 34—36;
Me­mo­rie del­la Clas­se di Scien­ze Mo­ra­li, Sto­riche e Phi­lo­lo­gi­che del­la R. Ac­ca­de­mia dei Lin­cei. Ser. 5. Vol. 17. 1923. P. 153;
An­der­son W. J., Spiers R. Ph., Ashby T. The Ar­chi­tec­tu­re of An­cient Ro­me. Lon­don, 1927. P. 54.)

См. также:
Юлиев форум (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1См. Wei­ckert C. Ein rö­mi­sches Re­lief aus der Zeit Cä­sars // Festschrift für Paul Arndt zum 60. Ge­burtstag. Mün­chen, 1925. S. 54—61, о том, что этот тип пред­став­лен на релье­фе с Вил­лы Бор­ге­зе (Rei­nach S. Ré­per­toi­re de la sta­tuaire grec­que et ro­mai­ne. T. 3. Pa­ris, 1920. P. 171. 1), кото­рый он дати­ру­ет пери­о­дом до 46 г. до н. э.; и ср. Har­cum C. J. A Sta­tue of the Ty­pe Cal­led the Ve­nus Ge­net­rix in the Royal On­ta­rio Mu­seum // AJA. Vol. 31. 1927. P. 141—152.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Forum Iulium, с. 225—227.
    © 2018 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Театр Бальба • Ростры Августа • Арка Тита • Ростры Августа •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Палатин. Деталь макета Рима.
    Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
    Рим, Музей Римской культуры.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Панорама Римского форума и прилегающих районов.

    Рим, Римский Форум.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Форум Цезаря.

    Рим, Форум Юлия Цезаря.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Форум Цезаря.

    Рим, Форум Юлия Цезаря.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Форум Цезаря.

    Рим, Форум Юлия Цезаря.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Венеры Родоначальницы.
    46 г. до н. э.
    Рим, Форум Юлия Цезаря.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Венеры Родоначальницы.
    46г. до н. э.
    Рим, Форум Юлия Цезаря.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Венеры Родоначальницы.
    46 г. до н. э.
    Рим, Форум Юлия Цезаря.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Венеры Родоначальницы (ордер).
    46 г. до н. э.
    Рим, Форум Юлия Цезаря.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА