С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Сеп­ти­зо­ний (Sep­ti­zo­nium) — зда­ние, постро­ен­ное Сеп­ти­ми­ем Севе­ром на краю юго-восточ­но­го угла Пала­тин­ско­го хол­ма (SHA. Sev. 19: ope­ra pub­li­ca prae­ci­pua eius ex­tant Sep­ti­zo­nium et ther­mae Se­ve­ria­nae[1]; 24: cum Sep­ti­zo­nium fa­ce­rit ni­hil aliud co­gi­ta­vit quam ut ex Af­ri­ca ve­nien­ti­bus suum opus oc­cur­re­ret: ni­si ab­sen­te eo per prae­fec­tum ur­bis me­dium si­mu­lac­rum eius es­set lo­ca­tum, adi­tum Pa­la­ti­nis aedi­bus, id est re­gium at­rium, ab ea par­te fa­ce­re vo­luis­se per­hi­be­tur. quod etiam post Ale­xan­der cum vel­let fa­ce­re, ab ha­rus­pi­ci­bus di­ci­tur es­se pro­hi­bi­tus, cum hoc scis­ci­tans non li­tas­set[2]; ср. SHA. Ge­ta 7; Chron. 147; Hie­ron. ad a. Abr. 2216: Se­ve­ro im­pe­ran­te ther­mae Se­ve­ria­nae apud An­tio­chiam et Ro­mam fac­tae et Sep­ti­zo­nium exstruc­tum[3]; Cas­siod.: Sep­ti­zo­dium instruc­tum est[4]; Not. Reg. X: Sep­ti­zo­nium di­vi Se­ve­ri[5]). Над­пись (CIL. VI. 1032, 31229) сооб­ща­ет о посвя­ще­нии в 203 г. н. э.; стро­е­ние несо­мнен­но назва­но у Амми­а­на Мар­цел­ли­на в 355 г. н. э. (XV. 7. 3: cum plebs ex­ci­ta ca­lo­re quo con­sue­vit… ad Sep­tem­zo­dium con­ve­nis­set ce­leb­rum lo­cum ubi ope­ris am­bi­tio­si nym­fae­um Mar­cus con­di­dit im­pe­ra­tor[6]), где упо­ми­на­ние Мар­ка вме­сто Севе­ра объ­яс­ня­ет­ся тем, что в посвя­ти­тель­ной над­пи­си имя Марк назва­но пер­вым. Таким обра­зом, соглас­но «Жиз­не­опи­са­нию», Север заду­мал Сеп­ти­зо­ний как мону­мен­таль­ный фасад в этом углу хол­ма, вид­ный всем, кто при­бли­жал­ся со сто­ро­ны Аппи­е­вой доро­ги, а так­же как вход в импе­ра­тор­скую рези­ден­цию. Послед­ней цели достичь не уда­лось, так как пре­фект горо­да уста­но­вил ста­тую импе­ра­то­ра в цен­траль­ной нише. Амми­ан (loc. cit.) под­ра­зу­ме­ва­ет, что зда­ние пред­став­ля­ло собой ним­фей вну­ши­тель­ных раз­ме­ров и внеш­не­го вида; а с сеп­ти­зо­ни­ем в Лам­бе­зи­се были свя­за­ны «aque­duc­tus et nym­phaei opus»[7] (CIL. VIII. 2657).

с.474 Всю послед­нюю часть пас­са­жа SHA. Sev. 24: ni­si ab­sen­te eo per prae­fec­tum ur­bis me­dium si­mu­lac­rum cius es­set lo­ca­tum, adi­tum Pa­la­ti­nis aedi­bus, id est re­gium at­rium, ab ea par­te fa­ce­re vo­luis­se per­hi­be­tur[8] фон Дома­шев­ский недав­но счёл интер­по­ля­ци­ей, как и пас­саж SHA. Get. 7(1); поэто­му в сво­ей послед­ней рекон­струк­ции (опуб­ли­ко­ван­ной в изда­нии Rushforth G. M. N. Ar­chi­tec­tu­re and Art // The Le­ga­cy of Ro­me / Ed. C. Bai­ley. Ox­ford, 1923. Fig. 35, p. 399) Хюль­зен не вклю­чил ста­тую Севе­ра, кото­рая ранее изо­бра­жа­лась в цен­траль­ной нише. Само суще­ст­во­ва­ние глав­но­го вхо­да на Пала­тин с этой сто­ро­ны в дан­ный пери­од пред­став­ля­ет­ся крайне сомни­тель­ным.

Одна­ко Дом­барт сохра­ня­ет эту ста­тую в сво­ей рестав­ра­ции и скло­нен иден­ти­фи­ци­ро­вать её со вто­рым колос­сом, назван­ным в Not. Brev. Он рас­хо­дит­ся с Хюль­зе­ном в основ­ном в том, что (a) поме­ща­ет колон­ны в нишах бли­же к их зад­ним сте­нам, (b) пред­по­ла­га­ет в нишах полу­ку­по­лы1. Оформ­ле­ние фрон­таль­ной части (укра­шен­ный фасад с тре­мя круп­ны­ми ниша­ми и тре­мя орде­ра­ми колонн) во мно­гом заим­ст­во­ва­но из того посто­ян­но­го оформ­ле­ния сце­ны (scae­nae frons), кото­рое мож­но видеть на зад­них сте­нах сцен в раз­лич­ных про­вин­ци­аль­ных теат­рах рим­ско­го пери­о­да; фасад име­ет ана­ло­ги, наи­бо­лее пора­зи­тель­ные из кото­рых — это ним­феи (пря­мо назван­ные так в над­пи­сях) Миле­та и Сиде. Дей­ст­ви­тель­но, нет сомне­ний в том, что Сеп­ти­зо­ний дей­ст­ви­тель­но был укра­шен фон­та­на­ми; ясно так­же, что во внут­рен­нюю часть, не выпол­няв­шую ника­ких полез­ных функ­ций, изна­чаль­но мож­но было попасть толь­ко по при­став­ной лест­ни­це. О внеш­нем лест­нич­ном про­лё­те в зад­ней части нет ника­ких свиде­тельств. Дом­барт(2) невер­но цити­ру­ет изда­ние De­mon­to­sius L. Gal­lus Ro­mae Hos­pes. Ro­mae, 1585. P. 25.

Назва­ние и его зна­че­ние пред­став­ля­ют очень слож­ную про­бле­му. Фор­ма sep­ti­zo­dium впер­вые встре­ча­ет­ся у псев­до-Доси­фея (око­ло 207 г. н. э.) и в над­пи­си CIL. VIII. (Suppl.) 14372 (око­ло 210 г. н. э.), но, веро­ят­но, её сле­ду­ет счесть непра­виль­ной и отверг­нуть(3). Пред­при­ни­ма­лись без­успеш­ные попыт­ки истол­ко­вать сло­во sep­ti­zo­nium в бук­валь­ном смыс­ле, то есть видеть в нём зда­ние, кото­рое мож­но было по гори­зон­та­ли или вер­ти­ка­ли разде­лить на семь сек­ций или яру­сов. Одна­ко нет сомне­ний, что в этом зда­нии было все­го три эта­жа. Но гипо­те­зу о семи пла­не­тах(4) всё-таки мож­но при­нять, если иметь в виду зна­че­ние слов ζώ­νη[9] и ἑπτά­ζωνος[10] (Дом­барт(5) скло­нен пред­по­ла­гать, что зда­ние дей­ст­ви­тель­но укра­ша­ли эмбле­мы, пред­став­ля­ю­щие семь пла­нет­ных божеств семи дней неде­ли, и под­чёр­ки­ва­ет важ­ность чис­ла семь в свя­зи с вави­лон­ски­ми зик­ку­ра­та­ми).

с.475 Сред­не­ве­ко­вые иска­же­ния назва­ния мно­го­чис­лен­ны: sep­tem viae[11]2, sep­tem so­lia[12] (с разде­ле­ни­ем на mai­us и mi­nus[13], где под­ра­зу­ме­ва­ют­ся восточ­ный и запад­ный кон­цы), а назва­ние scuo­la di Ver­gi­lio[14] обу­слов­ле­но тем, что сред­не­ве­ко­вые учё­ные рас­смат­ри­ва­ли «сеп­то­дий» (sep­to­dium) как три­вий и квад­ри­вий сво­бод­ных наук (tri­vium et quad­ri­vium li­be­ra­lium ar­tium). Цер­ковь Сан­та-Лючия-де-Сеп­тем-солио впер­вые упо­ми­на­ет­ся у Айн­зидельн­ско­го ано­ни­ма (11. 5; 13. 28)(6); а напро­тив, на скло­нах Целия, сто­я­ла дру­гая цер­ковь — Сан-Леоне-де-Сеп­тем-Солис(7). Сред­не­ве­ко­вая исто­рия это­го зда­ния, слу­жив­ше­го кре­по­стью, доволь­но любо­пыт­на(8). К 14 сен­тяб­ря 1588 г. Сеп­ти­зо­ний был окон­ча­тель­но раз­ру­шен(9).

Восточ­ный угол само­го зда­ния сохра­нил­ся до пон­ти­фи­ка­та Сикс­та V, кото­рый при­ка­зал его раз­ру­шить и исполь­зо­вать мате­ри­а­лы для соб­ст­вен­ных постро­ек. Из запи­сей о его раз­ру­ше­нии извест­но, что в Сеп­ти­зо­нии было мно­го колонн и дру­гих эле­мен­тов из ред­ких видов мра­мо­ра, кото­рые, веро­ят­но, про­ис­хо­ди­ли из раз­лич­ных источ­ни­ков. Все колон­ны трёх орде­ров были ком­по­зит­ны­ми. Поэто­му за сведе­ни­я­ми о Сеп­ти­зо­нии при­хо­дит­ся обра­щать­ся к «Пла­ну Горо­да» (For­ma Ur­bis, fr. 34) и мно­го­чис­лен­ным изо­бра­же­ни­ям это­го зда­ния, создан­ным в эпо­ху Воз­рож­де­ния; так что подроб­но­сти вызы­ва­ют мно­го спо­ров, хотя общую фор­му мож­но счи­тать уста­нов­лен­ной (ср. ука­зан­ные выше рестав­ра­ции Дом­бар­та и Хюль­зе­на).

Инте­рес­ное под­твер­жде­ние рекон­струк­ции Хюль­зе­на (кото­ро­му в этом вопро­се сле­ду­ет Дом­барт) в зад­них углах зда­ния (сте­на вме­сто чет­вёр­той колон­ны) даёт кар­ти­на Мак­ри­но д’Аль­ба (дати­ро­ван­ная 1496 г.). См.: Be­richt des Ar­chäo­lo­gi­schen Insti­tuts über die Rech­nungs 1923 und 1924 // Ar­chäo­lo­gi­sche An­zei­ger. 1923—1924. S. 41.


Hül­sen Ch. Das Sep­ti­zo­nium des Se­ve­rus. Ber­lin, 1886;
Hül­sen Ch. Sep­ti­zo­nium // Zeitschrift für Ge­schich­te der Ar­chi­tek­tur. Bd. 5. 1912—1913. S. 1—24;
Lan­cia­ni R. Sto­ria deg­li Sca­vi di Ro­ma. Vol. 2. Ro­ma, 1903. P. 51—54;
Bar­to­li A. Per la con­ser­va­zio­ne di al­cu­ne me­mo­rie me­die­va­li compre­se nel­la “pas­seg­gia­ta ar­cheo­lo­gi­ca” // Ren­di­con­ti del­la Rea­le Ac­ca­de­mia dei Lin­cei. Clas­se di scien­ze mo­ra­li, sto­riche e fi­lo­lo­giche. Ser. 5. Vol. 18. 1909. P. 540—551;
Pe­ter­sen E. Sep­ti­zo­nium // MDAIR. Bd. 15. 1910. S. 56—73;
To­po­gra­phi­cal Stu­dy in Ro­me in 1581; a se­ries of views by Etien­ne Du Pe­rac / Ed. T. Ashby. Lon­don, 1916. P. 110—113;
Dom­bart T. Das pa­la­ti­ni­sche Sep­ti­zo­nium zu Rom. Mün­chen, 1922; Dom­bart T. Sep­ti­zo­nium // RE. Bd. 2 A. 1923. Sp. 1578—1586;
For­ma Ur­bis Ro­mae Re­gio­num XIV / Hsg. H. Jor­dan. Ber­lin, 1874. № 38 (№ 34 не отно­сит­ся к Сеп­ти­зо­нию, см.: Hül­sen Ch. La rappre­sen­ta­zio­ne deg­li edi­fi­zi Pa­la­ti­ni nel­la «For­ma Ur­bis Ro­mae» dei tem­pi Se­ve­ria­ni // Dis­ser­ta­zio­ni dell’ Ac­ca­de­mia Pon­ti­fi­cia. Ser. 2, Vol. 11. 1914. P. 107);
Hül­sen Ch. The Fo­rum and the Pa­la­ti­ne / Transl. H. H. Tan­zer. New York, 1928. P. 75, 76.

См. также:
Септизодий (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Как ука­зы­ва­ют Хюль­зен, если бы над­пись шла вокруг таких ниш, то её зна­чи­тель­ная часть была бы нечи­тае­ма, поэто­му он счи­та­ет их пря­мо­уголь­ны­ми, а по углам раз­ме­ща­ет малень­кие округ­лые ниши.
  • 2То есть ἑπτὰ ὁδοί, что свиде­тель­ст­ву­ет, что в более позд­ние вре­ме­на в Риме была рас­про­стра­не­на фор­ма Sep­to­dium, а не Sep­ti­zo­nium.

  • (1)V. Do­maszew­ski A. Die to­po­gra­phie Roms bei den Scrip­to­res his­to­riae augus­tae // Sit­zungsbe­rich­te der Hei­del­ber­ger Aka­de­mie der Wis­sen­schaf­ten, Phi­lo­sophi­sch-His­to­ri­sche Klas­se. Jahrg. 1916. 7. Abh. S. 5—7; v. Do­maszew­ski A. Die Per­so­nen­na­men bei den Scrip­to­res His­to­riae Augus­tae // // Sit­zungsbe­rich­te der Hei­del­ber­ger Aka­de­mie der Wis­sen­schaf­ten, Phi­lo­sophi­sch-His­to­ri­sche Klas­se. Jahrg. 1918. 13. Abh. S. 48, ср. Se­pulcrum Se­ve­ri.
  • (2)Dom­bart T. Das pa­la­ti­ni­sche Sep­ti­zo­nium zu Rom. Mün­chen, 1922. S. 96.
  • (3)Schü­rer D. E. Die sie­ben­tä­gi­ge Woche im Geb­rau­che der christli­chen Kir­che der ersten Jahrhun­der­te // Zeitschrift für die neu­tes­ta­mentli­che Wis­sen­schaft. Bd. 6. 1905. S. 29 ff., 63 ff.
  • (4)Maass E. Die Ta­ges­göt­ter in Rom und den Pro­vin­zen: aus der Kul­tur des Nie­der­gan­ges der an­ti­ken Welt. Ber­lin, 1902. S. 106—117.
  • (5)Dom­bart T. Sep­ti­zo­nium // RE. Bd. 2 A. 1923. Sp. 1582; ср. Dom­bart T. Der ba­by­lo­ni­sche Turm // JDAI. Bd. 34. 1919. S. 40—64.
  • (6)Hül­sen Ch. Le Chie­se di Ro­ma. Fi­ren­ze, 1927. P. 305.
  • (7)Hül­sen Ch. Op. cit. P. 297—298.
  • (8)Ste­ven­son E. Il Set­ti­zo­nio se­ve­ria­no e la distru­zio­ne dei suoi avan­zi sot­to Sis­to 5 // BCAR. An. 17. 1888. P. 292—298; Bar­to­li A. I do­cu­men­ti per la sto­ria del Set­ti­zo­nio se­ve­ria­no e i di­seg­ni di Mar­ten van Heemskerck // Bol­let­ti­no d’Ar­te. Vol. 3. 1909. P. 253—269; Lan­cia­ni R. Sto­ria deg­li Sca­vi di Ro­ma. Vol. 4. Ro­ma, 1912. P. 137—139.
  • (9)Or­baan J. A. F. La Ro­ma di Sis­to V neg­li Av­vi­si // Ar­chi­vio del­la So­cie­ta Ro­ma­na di Sto­ria Pat­ria. An. 33. 1910. P. 305.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Из обще­ст­вен­ных его соору­же­ний глав­ней­ши­ми явля­ют­ся Сеп­ти­зо­ний и Севе­ро­вы тер­мы (пер. С. П. Кон­дра­тье­ва).
  • [2]Когда он стро­ил Сеп­ти­зо­ний, он думал толь­ко о том, чтобы его соору­же­ние бро­са­лось в гла­за тем, кто при­бы­ва­ет из Афри­ки. Если бы в его отсут­ст­вие пре­фект Рима не поме­стил в середине его изо­бра­же­ние, он, как гово­рят, хотел сде­лать с этой сто­ро­ны вход в зда­ние Пала­тин­ско­го двор­ца, то есть в цар­ский атри­ум. Когда впо­след­ст­вии Алек­сандр поже­лал сде­лать это, то встре­тил сопро­тив­ле­ние со сто­ро­ны гаруспи­ков, так как, вопро­сив об этом, он не полу­чил бла­го­при­ят­но­го отве­та.
  • [3]В прав­ле­ние Севе­ра в Антио­хии и Риме постро­е­ны Севе­ро­вы бани и воз­ведён Сеп­ти­зо­ний.
  • [4]Воз­двиг­нут Сеп­ти­зо­ний.
  • [5]Сеп­ти­зо­ний боже­ст­вен­но­го Севе­ра.
  • [6]Тол­па собра­лась к Сеп­тем­зо­дию, зна­ме­ни­то­му стро­е­нию, где импе­ра­тор Марк (Авре­лий) воз­двиг вели­ко­леп­ный Ним­фей (пер. Ю. А. Кула­ков­ско­го и А. И. Сон­ни).
  • [7]Водо­про­вод и зда­ние ним­фея.
  • [8]Если бы в его отсут­ст­вие пре­фект Рима не поме­стил в середине его изо­бра­же­ние, он, как гово­рят, хотел сде­лать с этой сто­ро­ны вход в зда­ние Пала­тин­ско­го двор­ца, то есть в цар­ский атри­ум.
  • [9]«Пояс» в широ­ком зна­че­нии, в том чис­ле пла­нет­ная сфе­ра.
  • [10]Семи­по­яс­ный.
  • [11]Семь дорог.
  • [12]Семь тро­нов.
  • [13]Боль­шой и малый.
  • [14]Шко­ла Вер­ги­лия.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Septizonium, с. 473—475.
    © 2020 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Августа •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Палатин. Деталь макета Рима.
    Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
    Рим, Музей Римской культуры.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА