Септизоний (Septizonium) — здание, построенное Септимием Севером на краю юго-восточного угла Палатинского холма (SHA. Sev. 19: opera publica praecipua eius extant Septizonium et thermae Severianae[1]; 24: cum Septizonium facerit nihil aliud cogitavit quam ut ex Africa venientibus suum opus occurreret: nisi absente eo per praefectum urbis medium simulacrum eius esset locatum, aditum Palatinis aedibus, id est regium atrium, ab ea parte facere voluisse perhibetur. quod etiam post Alexander cum vellet facere, ab haruspicibus dicitur esse prohibitus, cum hoc sciscitans non litasset[2]; ср. SHA. Geta 7; Chron. 147; Hieron. ad a. Abr. 2216: Severo imperante thermae Severianae apud Antiochiam et Romam factae et Septizonium exstructum[3]; Cassiod.: Septizodium instructum est[4]; Not. Reg. X: Septizonium divi Severi[5]). Надпись (CIL. VI. 1032, 31229) сообщает о посвящении в 203 г. н. э.; строение несомненно названо у Аммиана Марцеллина в 355 г. н. э. (XV. 7. 3: cum plebs excita calore quo consuevit… ad Septemzodium convenisset celebrum locum ubi operis ambitiosi nymfaeum Marcus condidit imperator[6]), где упоминание Марка вместо Севера объясняется тем, что в посвятительной надписи имя Марк названо первым. Таким образом, согласно «Жизнеописанию», Север задумал Септизоний как монументальный фасад в этом углу холма, видный всем, кто приближался со стороны Аппиевой дороги, а также как вход в императорскую резиденцию. Последней цели достичь не удалось, так как префект города установил статую императора в центральной нише. Аммиан (loc. cit.) подразумевает, что здание представляло собой нимфей внушительных размеров и внешнего вида; а с септизонием в Ламбезисе были связаны «aqueductus et nymphaei opus»[7] (CIL. VIII. 2657).
с.474 Всю последнюю часть пассажа SHA. Sev. 24: nisi absente eo per praefectum urbis medium simulacrum cius esset locatum, aditum Palatinis aedibus, id est regium atrium, ab ea parte facere voluisse perhibetur[8] фон Домашевский недавно счёл интерполяцией, как и пассаж SHA. Get. 7(1); поэтому в своей последней реконструкции (опубликованной в издании Rushforth G. M. N. Architecture and Art // The Legacy of Rome / Ed. C. Bailey. Oxford, 1923. Fig. 35, p. 399) Хюльзен не включил статую Севера, которая ранее изображалась в центральной нише. Само существование главного входа на Палатин с этой стороны в данный период представляется крайне сомнительным.
Однако Домбарт сохраняет эту статую в своей реставрации и склонен идентифицировать её со вторым колоссом, названным в Not. Brev. Он расходится с Хюльзеном в основном в том, что (a) помещает колонны в нишах ближе к их задним стенам, (b) предполагает в нишах полукуполы1. Оформление фронтальной части (украшенный фасад с тремя крупными нишами и тремя ордерами колонн) во многом заимствовано из того постоянного оформления сцены (scaenae frons), которое можно видеть на задних стенах сцен в различных провинциальных театрах римского периода; фасад имеет аналоги, наиболее поразительные из которых — это нимфеи (прямо названные так в надписях) Милета и Сиде. Действительно, нет сомнений в том, что Септизоний действительно был украшен фонтанами; ясно также, что во внутреннюю часть, не выполнявшую никаких полезных функций, изначально можно было попасть только по приставной лестнице. О внешнем лестничном пролёте в задней части нет никаких свидетельств. Домбарт(2) неверно цитирует издание Demontosius L. Gallus Romae Hospes. Romae, 1585. P. 25.
Название и его значение представляют очень сложную проблему. Форма septizodium впервые встречается у псевдо-Досифея (около 207 г. н. э.) и в надписи CIL. VIII. (Suppl.) 14372 (около 210 г. н. э.), но, вероятно, её следует счесть неправильной и отвергнуть(3). Предпринимались безуспешные попытки истолковать слово septizonium в буквальном смысле, то есть видеть в нём здание, которое можно было по горизонтали или вертикали разделить на семь секций или ярусов. Однако нет сомнений, что в этом здании было всего три этажа. Но гипотезу о семи планетах(4) всё-таки можно принять, если иметь в виду значение слов ζώνη[9] и ἑπτάζωνος[10] (Домбарт(5) склонен предполагать, что здание действительно украшали эмблемы, представляющие семь планетных божеств семи дней недели, и подчёркивает важность числа семь в связи с вавилонскими зиккуратами).
с.475 Средневековые искажения названия многочисленны: septem viae[11]2, septem solia[12] (с разделением на maius и minus[13], где подразумеваются восточный и западный концы), а название scuola di Vergilio[14] обусловлено тем, что средневековые учёные рассматривали «септодий» (septodium) как тривий и квадривий свободных наук (trivium et quadrivium liberalium artium). Церковь Санта-Лючия-де-Септем-солио впервые упоминается у Айнзидельнского анонима (11. 5; 13. 28)(6); а напротив, на склонах Целия, стояла другая церковь — Сан-Леоне-де-Септем-Солис(7). Средневековая история этого здания, служившего крепостью, довольно любопытна(8). К 14 сентября 1588 г. Септизоний был окончательно разрушен(9).
Восточный угол самого здания сохранился до понтификата Сикста V, который приказал его разрушить и использовать материалы для собственных построек. Из записей о его разрушении известно, что в Септизонии было много колонн и других элементов из редких видов мрамора, которые, вероятно, происходили из различных источников. Все колонны трёх ордеров были композитными. Поэтому за сведениями о Септизонии приходится обращаться к «Плану Города» (Forma Urbis, fr. 34) и многочисленным изображениям этого здания, созданным в эпоху Возрождения; так что подробности вызывают много споров, хотя общую форму можно считать установленной (ср. указанные выше реставрации Домбарта и Хюльзена).
Интересное подтверждение реконструкции Хюльзена (которому в этом вопросе следует Домбарт) в задних углах здания (стена вместо четвёртой колонны) даёт картина Макрино д’Альба (датированная 1496 г.). См.: Bericht des Archäologischen Instituts über die Rechnungs 1923 und 1924 // Archäologische Anzeiger. 1923—
ПРИМЕЧАНИЯ