Септизодий (Septizodium, рис. 63) — здание, построенное Септимием Севером и посвящённое в 203 г. н. э. (CIL. VI. 1032 = 31229; Chron. 147; Hieron. a. Abr. 2216), которое находилось в юго-восточном углу Палатина, выходившем на Капенские ворота и въезд в Рим по Аппиевой дороге. Видимо, оно было задумано просто как великолепный фасад и стало чуть ли не единственным монументальным сооружением Септимия в Риме (SHA. Sept. Sev. 19. 5, 24. 3—
Юго-западный конец Септизодия частично представлен на фрагменте Мраморного плана (Carettoni G., Colini A. M., Cozza L., Gatti G. La planta marmorea di Roma antica (Forma Urbis Romae). Roma, 1960. Pl. 17; Rodriguez Almeida E. Forma urbis marmorea: Aggiornamento generale. 1980. Roma, 1981. Pl. 5): две округлые ниши бок о бок, перед ними ряд колонн, которую прерывает база статуи в центре внутренней ниши; затем ряд колонн окружает выступающую стену, подобную анте, с юго-западного края. За этим фасадом не изображено никакого здания, и если Септизодий соответствовал идентифицирующей его надписи, то мы видим менее трети целого. Имелось по меньшей мере семь ниш такого размера. На лучших рисунках эпохи Возрождения, изображающих руины в противоположном конце здания, мы видим антообразный выступ, с трёх сторон окружённый колоннами, и маленький отрезок прямой стены, которая, вероятно, вот-вот должна прерваться полукруглой нишей, симметрично устройству противоположного конца. Простой ряд полукруглых ниш очень нехарактерен для римской архитектуры, и можно предположить, что пары полукруглых ниш по краям обрамляли одинарные прямоугольные ниши, а в центре располагалась большая полукруглая ниша. Реконструкция Т. Домбарта (Dombart T. Das palatinische Septizonium zu Rom. Mainz, 1922) не соответствует ни свидетельствам, ни эстетике такого рода архитектуры.
Более правильная форма названия — Септизодий, с намёком на семь планетных божеств. Видимо, именно такая форма содержалась в подписи на Мраморном плане и встречается в надписи, сделанной почти в то же время (CIL. VIII. 14372 = ILS. 5076). Видимо, для оказания почестей этим божествам каким-то образом использовалось семь секций. К XVI в. от Септизодия осталось трёхэтажное здание; высота этажей постепенно снижалась, как это бывает в сценических фасадах, и все они имели коринфские колонны, причём на первом этаже некоторые, но не все колонны были каннелированы; возможно, каннелированные колонны перемежались с неканнелированными на всех трёх этажах. Они поддерживали богато украшенный антаблемент: фриз нижнего этажа содержал большую надпись в одну строку во всю ширину фасада, фриз второго этажа был очень выпуклым, а сверху имел зубцы, на третьем этаже над обычным фризом располагался второй, более глубокий. Видимо, на всех трёх этажах имелись роскошные кессоны, но на верхние этажи можно было попасть только по приставным лестницам, и за этим фасадом нет никаких признаков каких-либо зданий.
История Септизодия в Средние века была долгой и яркой. Его название превратилось в Septodia, Septem Viae и Septem Solia. Его переименовали в «Школу Вергилия», считая, что Септодия — это ссылка на тривий и квадривий свободных наук. Известно, что в его честь были названы две церкви: Санта-Лючия-де-Септем-Солиис (Hülsen C. Le chiese di Roma nel medio evo. Firenze, 1927. Repr. Hildesheim; New York, 1975. P. 305) и Сан-Леоне-де-Септем-Солиис (Ibid. P. 297—
Восточная часть Септизодия была разрушена в 1588—
Рис. 63. Палатинский холм. Генеральный план известных древних остатков. |