Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

Сеп­ти­зо­дий (Sep­ti­zo­dium, рис. 63) — зда­ние, постро­ен­ное Сеп­ти­ми­ем Севе­ром и посвя­щён­ное в 203 г. н. э. (CIL. VI. 1032 = 31229; Chron. 147; Hie­ron. a. Abr. 2216), кото­рое нахо­ди­лось в юго-восточ­ном углу Пала­ти­на, выхо­див­шем на Капен­ские ворота и въезд в Рим по Аппи­е­вой доро­ге. Види­мо, оно было заду­ма­но про­сто как вели­ко­леп­ный фасад и ста­ло чуть ли не един­ст­вен­ным мону­мен­таль­ным соору­же­ни­ем Сеп­ти­мия в Риме (SHA. Sept. Sev. 19. 5, 24. 3—4, Ge­ta 7. 2). Сооб­ща­ет­ся, что Сеп­ти­мий соби­рал­ся устро­ить вели­ко­леп­ный вход на Пала­тин и исполь­зо­вать Сеп­ти­зо­дий как фасад, а зда­ние поза­ди него — как импе­ра­тор­ский зал при­ё­мов (re­gium at­rium), но в его отсут­ст­вие пре­фект горо­да поме­шал завер­ше­нию пер­во­на­чаль­но­го про­ек­та. Это явная фаб­ри­ка­ция, пред­на­зна­чен­ная, чтобы объ­яс­нить таин­ст­вен­ное пред­на­зна­че­ние это­го зда­ния. На самом деле, судя по сохра­нив­шим­ся пла­нам и рисун­кам, это был не более и не менее чем сце­ни­че­ский фасад (scae­nae frons), слу­жив­ший рамой для ста­туй — веро­ят­но, порт­ре­тов импе­ра­тор­ской семьи. Ника­ких сле­дов воды не сохра­ни­лось и, хотя архи­тек­ту­ры ним­фе­ев и сце­ни­че­ских фаса­дов все­гда были тес­но свя­за­ны и пере­се­ка­лись друг с дру­гом, пред­став­ля­ет­ся мало­ве­ро­ят­ным, чтобы когда-либо пред­по­ла­га­лось про­во­дить в Сеп­ти­зо­дий воду. Ско­рее сле­ду­ет счи­тать его само­цен­ным соору­же­ни­ем. Оформ­ле­ние его ста­ту­я­ми так нико­гда и не было завер­ше­но, либо его пери­о­ди­че­ски меня­ли, уби­рая ста­туи и остав­ляя неза­пол­нен­ные про­бле­мы, одна­ко фигу­ра Севе­ра три­ум­фаль­но гос­под­ст­во­ва­ла. Сеп­ти­зо­дий сохра­нил­ся и упо­ми­на­ет­ся в ката­ло­гах рай­о­нов VI в. н. э. в X рай­оне, а в XVI в. его руи­ны ещё изо­бра­жа­ли худож­ни­ки эпо­хи Воз­рож­де­ния.

Юго-запад­ный конец Сеп­ти­зо­дия частич­но пред­став­лен на фраг­мен­те Мра­мор­но­го пла­на (Ca­ret­to­ni G., Co­li­ni A. M., Coz­za L., Gat­ti G. La plan­ta mar­mo­rea di Ro­ma an­ti­ca (For­ma Ur­bis Ro­mae). Ro­ma, 1960. Pl. 17; Rod­ri­guez Al­mei­da E. For­ma ur­bis mar­mo­rea: Ag­gior­na­men­to ge­ne­ra­le. 1980. Ro­ma, 1981. Pl. 5): две округ­лые ниши бок о бок, перед ними ряд колонн, кото­рую пре­ры­ва­ет база ста­туи в цен­тре внут­рен­ней ниши; затем ряд колонн окру­жа­ет высту­паю­щую сте­ну, подоб­ную анте, с юго-запад­но­го края. За этим фаса­дом не изо­бра­же­но ника­ко­го зда­ния, и если Сеп­ти­зо­дий соот­вет­ст­во­вал иден­ти­фи­ци­ру­ю­щей его над­пи­си, то мы видим менее тре­ти цело­го. Име­лось по мень­шей мере семь ниш тако­го раз­ме­ра. На луч­ших рисун­ках эпо­хи Воз­рож­де­ния, изо­бра­жаю­щих руи­ны в про­ти­во­по­лож­ном кон­це зда­ния, мы видим анто­об­раз­ный выступ, с трёх сто­рон окру­жён­ный колон­на­ми, и малень­кий отре­зок пря­мой сте­ны, кото­рая, веро­ят­но, вот-вот долж­на пре­рвать­ся полу­круг­лой нишей, сим­мет­рич­но устрой­ству про­ти­во­по­лож­но­го кон­ца. Про­стой ряд полу­круг­лых ниш очень неха­рак­те­рен для рим­ской архи­тек­ту­ры, и мож­но пред­по­ло­жить, что пары полу­круг­лых ниш по кра­ям обрам­ля­ли оди­нар­ные пря­мо­уголь­ные ниши, а в цен­тре рас­по­ла­га­лась боль­шая полу­круг­лая ниша. Рекон­струк­ция Т. Дом­бар­та (Dom­bart T. Das pa­la­ti­ni­sche Sep­ti­zo­nium zu Rom. Mainz, 1922) не соот­вет­ст­ву­ет ни свиде­тель­ствам, ни эсте­ти­ке тако­го рода архи­тек­ту­ры.

Более пра­виль­ная фор­ма назва­ния — Сеп­ти­зо­дий, с намё­ком на семь пла­нет­ных божеств. Види­мо, имен­но такая фор­ма содер­жа­лась в под­пи­си на Мра­мор­ном плане и встре­ча­ет­ся в над­пи­си, сде­лан­ной почти в то же вре­мя (CIL. VIII. 14372 = ILS. 5076). Види­мо, для ока­за­ния поче­стей этим боже­ствам каким-то обра­зом исполь­зо­ва­лось семь сек­ций. К XVI в. от Сеп­ти­зо­дия оста­лось трёх­этаж­ное зда­ние; высота эта­жей посте­пен­но сни­жа­лась, как это быва­ет в сце­ни­че­ских фаса­дах, и все они име­ли коринф­ские колон­ны, при­чём на пер­вом эта­же неко­то­рые, но не все колон­ны были кан­не­ли­ро­ва­ны; воз­мож­но, кан­не­ли­ро­ван­ные колон­ны пере­ме­жа­лись с некан­не­ли­ро­ван­ны­ми на всех трёх эта­жах. Они под­дер­жи­ва­ли бога­то укра­шен­ный антаб­ле­мент: фриз ниж­не­го эта­жа содер­жал боль­шую над­пись в одну стро­ку во всю шири­ну фаса­да, фриз вто­ро­го эта­жа был очень выпук­лым, а свер­ху имел зуб­цы, на третьем эта­же над обыч­ным фри­зом рас­по­ла­гал­ся вто­рой, более глу­бо­кий. Види­мо, на всех трёх эта­жах име­лись рос­кош­ные кес­со­ны, но на верх­ние эта­жи мож­но было попасть толь­ко по при­став­ным лест­ни­цам, и за этим фаса­дом нет ника­ких при­зна­ков каких-либо зда­ний.

Исто­рия Сеп­ти­зо­дия в Сред­ние века была дол­гой и яркой. Его назва­ние пре­вра­ти­лось в Sep­to­dia, Sep­tem Viae и Sep­tem So­lia. Его пере­име­но­ва­ли в «Шко­лу Вер­ги­лия», счи­тая, что Сеп­то­дия — это ссыл­ка на три­вий и квад­ри­вий сво­бод­ных наук. Извест­но, что в его честь были назва­ны две церк­ви: Сан­та-Лючия-де-Сеп­тем-Соли­ис (Hül­sen C. Le chie­se di Ro­ma nel me­dio evo. Fi­ren­ze, 1927. Repr. Hil­des­heim; New York, 1975. P. 305) и Сан-Леоне-де-Сеп­тем-Соли­ис (Ibid. P. 297—298). Кро­ме того, Фран­джи­па­ни пре­вра­ти­ли Сеп­ти­зо­дий в кре­пость.

Восточ­ная часть Сеп­ти­зо­дия была раз­ру­ше­на в 1588—1589 гг. по при­ка­зу папы Сикс­та V. В запи­сях о его сно­се упо­ми­на­ет­ся, что он был постро­ен из раз­ных видов доро­го­го цвет­но­го мра­мо­ра (Lan­cia­ni R. Sto­ria deg­li sca­vi di Ro­ma e no­ti­zie in­tor­no le col­le­zio­ni ro­ma­ne di an­ti­chi­tà. Vol. 2. Ro­ma, 1903. P. 51—54).


Hül­sen C. Das Sep­ti­zo­nium des Se­ve­rus. Ber­lin, 1886;
Ste­ven­son E. Il Set­ti­zo­nio se­ve­ria­no e la distru­zio­ne dei suoi avan­zi sot­to Sis­to 5 // BCAR. An. 17. 1888. P. 269—298;
Bar­to­li A. I do­cu­men­ti per la sto­ria del Set­ti­zo­nio se­ve­ria­no e i di­seg­ni di Mar­ten van Heemskerck // Bol­let­ti­no d’Ar­te. Vol. 3. 1909. P. 253—269;
Lug­li G. Ro­ma an­ti­ca: II centro mo­nu­men­ta­le. Ro­me 1946. P. 519—521;
Spa­no G. L’Ar­co Trion­fa­le di P. Cor­ne­lio Sci­pio­ne Af­ri­ca­no // Me­mo­rie dé­lia Ac­ca­de­mia Na­tio­na­le dei Lin­cei, Clas­se di scien­ze mo­ra­li, sto­riche e fi­lo­lo­giche. Ser. 8. Vol. 31950—1951. P. 178—199;
Pi­card G. C. Le Sep­ti­zo­nium de Cin­ca­ri et le prob­lè­me des sep­ti­zo­nia // Mo­nu­ments Piot. T. 52. 2. 1962. P. 77—93;
Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. Lon­don, 1968. Vol. 2. P. 302—305;
Chi­ni P., Man­cio­li D. Re­gio­ne 10. Il Set­ti­zo­dio // BCAR. An. 91. 2. 1986. P. 241—262; An. 92. 1987—1988. P. 346—353.

Рис. 63. Пала­тин­ский холм. Гене­раль­ный план извест­ных древ­них остат­ков.

См. также:
Септизоний (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. P. 350.
© 2020 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Августа •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА