С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Театр Пом­пея (Theat­rum Pom­pei) — пер­вый посто­ян­ный театр в Риме, кото­рый Пом­пей постро­ил из кам­ня в своё вто­рое кон­суль­ство и посвя­тил в этом же году, соглас­но самой рас­про­стра­нён­ной вер­сии (Asc. Pis. 1; Vell. II. 48; Chron. Pa­sch. a. u. c. 697 (зало­же­но осно­ва­ние); Chro­ni­ca Min. ed. Mom­msen I. 215; Tac. Ann. XIV. 20; Cass. Dio XXXIX. 38, рас­сказ кото­ро­го о том, что день­ги пре­до­ста­вил воль­ноот­пу­щен­ник Пом­пея, сле­ду­ет отверг­нуть), устро­ив рос­кош­ней­шие игры, трав­ли диких зве­рей и выстав­ки досто­при­ме­ча­тель­но­стей (Cic. Pis. 65; Plin. NH. VII. 158; VIII. 20; Plut. Pomp. 52). Кро­ме обыч­но­го назва­ния «театр Пом­пея» (theat­rum Pom­pei), исполь­зо­ва­лось так­же назва­ние «Пом­пе­ев театр» (theat­rum Pom­peia­num, Plin. NH. XXXIV. 39; XXXVI. 15; RGDA. IV. 9; Suet. Tib. 47; Claud. 21; Tac. Ann. VI. 45; Mart. VI. 9; X. 51. 11; XIV. 29. 1; 166. 1; во мно­же­ст­вен­ном чис­ле Flor. II. 13. 8); «мра­мор­ный театр» (theat­rum mar­mo­reum, Fast. Amit. ad pr. Id. Aug., CIL. I². p. 244); «вели­кий театр» (theat­rum mag­num, Plin. NH. VII. 158), а ино­гда про­сто «театр» (Cic. Att. IV. 1. 6; Hor. Carm. I. 20. 3; Suet. Ne­ro 13; Flor. II. 13. 91; Cass. Dio L. 8. 3), посколь­ку он был един­ст­вен­ным камен­ным теат­ром в Риме до стро­и­тель­ства теат­ра Мар­цел­ла и все­гда — самым зна­чи­тель­ным (ср. Tac. Ann. XIII. 54; Plin. NH. XXXIII. 54; Cass. Dio LXII. 8).

План это­го зда­ния Пом­пей заим­ст­во­вал у теат­ра в Мити­ле­нах с.516 (Plut. Pomp. 42), а внут­ри поста­вил мно­го вели­ко­леп­ных ста­туй (Plin. NH. VII. 34; о ста­ту­ях четыр­на­дца­ти наро­дов, поко­рён­ных Пом­пе­ем, см.: Plin. NH. XXXVI. 41; Suet. Ne­ro 46; Serv. Aen. VIII. 721; см. POR­TI­CUS AD NA­TIO­NES). Чтобы избе­жать осуж­де­ния за стро­и­тель­ство посто­ян­но­го теат­ра, Пом­пей воз­вёл храм Вене­ры Победи­тель­ни­цы (VE­NUS VICTRIX, q. v.) в цен­тре верх­ней части зри­тель­ских рядов, так что они выгляде­ли сту­пе­ня­ми, веду­щи­ми к хра­му, и посвя­тил весь ком­плекс как храм, а не как театр (Tert. Spect. 10; Gell. X. 1. 7; Plin. NH. VIII. 20). Тер­тул­ли­ан сооб­ща­ет, что театр и храм были посвя­ще­ны одно­вре­мен­но, но Гел­лий (loc. cit.) утвер­жда­ет, что когда Пом­пей соби­рал­ся посвя­тить театр, он не знал, напи­сать ли в над­пи­си con­sul ter­tium или ter­tio («кон­сул в тре­тий раз»), и по сове­ту Цице­ро­на (про­ци­ти­ро­ван­но­му в пись­ме Тиро­на) выбрал ком­про­мисс­ный вари­ант con­sul tert. Это долж­но ука­зы­вать, что театр был посвя­щён в 52, а не 55 г. (что утвер­жда­ет­ся так­же в «Пас­халь­ной хро­ни­ке», a. u. c. 702; Chron. min. ed. Mom­msen, I. 215). Одна­ко даль­ше Гел­лий сооб­ща­ет, что в его дни над­пись в теат­ре выгляде­ла ина­че, nam cum mul­tis an­nis pos­tea scae­na, quae pro­ci­de­rat, re­fec­ta es­set, nu­me­rus ter­tii con­su­la­tus non uti ini­tio pri­mo­ri­bus lit­te­ris sed tri­bus tan­tum li­nio­lis in­ci­sis sig­ni­fi­ca­tus est[1]. Как бы ни обсто­я­ло дело с посвя­ще­ни­ем, одна­ко над­пись, види­мо, была поме­ще­на на храм или на храм и сце­ну в 52 г. до н. э. Судя по запи­сям в двух кален­да­рях (Fast. Al­lif., Amit. ad pr. Id. Aug., CIL. I². p. 217, 244, 324; ср. Suet. Claud. 21: cum pri­us apud su­pe­rio­res aedes suppli­cas­set[2]), там, види­мо, нахо­ди­лись свя­ти­ли­ща или алта­ри трёх дру­гих божеств: Чести (Ho­nor), Доб­ле­сти (Vir­tus) и Сча­стья (Fe­li­ci­tas), тоже раз­ме­щён­ные в теат­ре, а воз­мож­но, было и чет­вёр­тое боже­ство (Fast. Al­lif.: V. …?).

В 32 г. до н. э. Август c боль­ши­ми издерж­ка­ми реста­ври­ро­вал театр (RGDA. IV. 9: si­ne ul­la inscrip­tio­ne no­mi­nis mei[3]; ср., одна­ко, CIL. VI. 9404: in scho­la sub theat­ro Aug(us­to) Pom­peian(o)[4]), и пере­нёс ста­тую Пом­пея, под кото­рой был убит Цезарь, из курии Пом­пея (CU­RIA POM­PEI, q. v.) в сам театр (Suet. Aug. 31: Pom­pei quo­que sta­tuam contra theat­ri eius re­giam (цен­траль­ная дверь сце­ны(1)) mar­mo­reo iano su­per­po­suit[5])1. В 21 г. н. э. театр сго­рел (Hier. a. Abr. 2037), и посколь­ку никто из дожив­ших до это­го вре­ме­ни чле­нов семьи не мог его отре­мон­ти­ро­вать, это сде­лал Тибе­рий (Tac. Ann. III. 72; Vell. II. 130; Sen. Con­s. ad Marc. 22. 4), поста­вив­ший в зда­нии брон­зо­вую ста­тую Сея­на (Cass. Dio LVII. 21. 3). Тибе­рий не закон­чил рестав­ра­цию (Suet. Tib. 47; Cal. 21) или, соглас­но дру­го­му свиде­тель­ству, не посвя­тил театр (Tac. Ann. VI. 45). Завер­ше­ние работ источ­ни­ки при­пи­сы­ва­ют Кали­гу­ле (Suet. Cal. 21) или Клав­дию (Suet. Claud. 21), а посвя­ще­ние — послед­не­му (Suet. Claud. 21; Cass. Dio LX. 6. 8), кото­рый поме­стил на сцене над­пись с име­нем Тибе­рия и постро­ил мра­мор­ную арку в его честь (см. AR­CUS TI­BE­RII) рядом с теат­ром (Suet. Claud. 11).

с.517 Сооб­ща­ет­ся, что во вре­мя визи­та в Рим Тирида­та, царя Арме­нии, в 66 г. н. э. Нерон при­ка­зал позо­ло­тить сце­ну и внеш­нюю часть теат­ра, а над зри­тель­ски­ми ряда­ми натя­нуть пур­пур­ные наве­сы (Plin. NH. XXXIII. 54; Cass. Dio LXII. 6. 1—2). В 80 г. сце­на сго­ре­ла (Cass. Dio LXVI. 24. 2), но, види­мо, была отре­мон­ти­ро­ва­на очень быст­ро. При Севе­ре, веро­ят­но, была выпол­не­на какая-то рестав­ра­ция, посколь­ку сохра­ни­лось две над­пи­си Квин­та Аци­лия Фус­ка, про­ку­ра­то­ра работ в Пом­пе­е­вом теат­ре (pro­cu­ra­tor ope­ris theat­ri Pom­peia­ni) в 209—211 гг. (PIR. I. 6. 47; CIL. VIII. 1439; XIV. 154; ср. CIL. VI. 1031)(2). Театр сно­ва сго­рел в 247 г. (Hier. a. Abr. 2263), а так­же, веро­ят­но, при Карине (Hist. Aug. Car. 19), ибо его вос­ста­но­ви­ли Дио­кле­ти­ан и Мак­си­ми­ан (Chron. 148). Засвиде­тель­ст­во­ва­ны так­же рестав­ра­ции при Арка­дии и Гоно­рии (CIL. VI. 1191, ср. 1193)(3), и, нако­нец, при Сим­ма­хе по при­ка­зу Тео­до­ри­ха меж­ду 507 и 511 гг. (Cas­siod. Var. IV. 51; ср. Sym. Rel. 8. 3). Бла­го­да­ря этим рестав­ра­ци­ям театр, веро­ят­но ста­но­вил­ся всё вели­ко­леп­нее, и Дион Кас­сий (XXXIX. 38) и Амми­ан Мар­цел­лин (XVI. 10. 14: in­ter de­co­ra ur­bis) упо­ми­на­ют его в чис­ле досто­при­ме­ча­тель­ных памят­ни­ков горо­да. К юго-восточ­ной сто­роне сце­ны непо­сред­ст­вен­но при­мы­кал пор­тик Пом­пея (POR­TI­CUS POM­PEII, q. v.), где зри­те­ли укры­ва­лись в слу­чае дождя. Про­чие упо­ми­на­ния о теат­ре в антич­ной лите­ра­ту­ре не содер­жат допол­ни­тель­ных сведе­ний (Tac. Ann. XIII. 54; Mart. VI. 9; X. 51. 11; XIV. 29. 1, 166; App. BC. II. 115; V. 15; Fest. 178; Plin. NH. XXXVII. 19).

Театр сто­ял на Мар­со­вом поле (Not. Reg. IX), немно­го севе­ро-восточ­нее Фла­ми­ни­е­ва цир­ка, и изо­бра­жён на Мра­мор­ном плане (frg. 30)(4). Его точ­ное место­по­ло­же­ние опре­де­ля­ет­ся по руи­нам фун­да­мен­та зри­тель­ских рядов, постро­ен­но­го в тех­ни­ке сет­ча­той клад­ки (opus re­ti­cu­la­tum) (в честь одно­го из этих под­ва­лов назва­на цер­ковь Сан­та Мария де Крип­та Пин­та)(5), фун­да­мен­та хра­ма Вене­ры Победи­тель­ни­цы, най­ден­но­го под двор­цом Пио, и сце­ны на пло­ща­ди Сати­ри (полу­чив­шей назва­ние не от двух сати­ров, хра­ня­щих­ся сего­дня на Капи­то­лии (Внут­рен­ний двор, 5, 23), но от мест­но­го назва­ния Сат­ро(6)). Пло­щадь Грот­та­пин­та до сих пор сохра­ня­ет назва­ние и фор­му части теат­ра. Полу­круг­лый фасад той части теат­ра, где рас­по­ла­га­лись зри­тель­ские ряды, состо­ял из трёх аркад, укра­шен­ных колон­на­ми: ниж­няя арка­да име­ла дори­че­ский ордер, вто­рая — иони­че­ский, третья — коринф­ский. Най­де­ны остат­ки два­дца­ти четы­рёх арок ниж­ней арка­ды из пепе­ри­но, перед кото­ры­ми сто­я­ли колон­ны из крас­но­го гра­ни­та. Диа­метр теат­ра состав­лял 150—160 м(7), а дли­на сце­ны — око­ло 95 м. Соглас­но Пли­нию (NH. XXXVI. 115), театр вме­щал 40 тыс. чело­век, но это свиде­тель­ство, как и дру­гие утвер­жде­ния антич­ных авто­ров о коли­че­стве зри­тель­ских мест, вызы­ва­ет сомне­ния, и соглас­но наи­бо­лее тща­тель­ной оцен­ке это чис­ло необ­хо­ди­мо сни­зить до 10 тыс.(8).

О теат­ре и его руи­нах см. так­же:

Huel­sen Ch. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I, H. 3. Ber­lin, 1906. S. 524—530;

Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Leip­zig, 1890. S. 322—327;

Lan­cia­ni R. Sto­ria deg­li Sca­vi di Ro­ma. Vol. 2. Ro­ma, 1903. P. 50, 175, 244; Vol. 3. Ro­ma, 1907. P. 123, 124, 234;

Da­rem­berg C. V., Sag­lio E. Dic­tion­nai­re des an­ti­qui­tés grec­ques et ro­mai­nes. Vol. 5. Pa­ris, 1912. P. 192—194;

Cas­cio­li G. I mo­nu­men­ti di Ro­ma e la fabbri­ca di San Piet­ro // Dis­ser­ta­zio­ni dell’ Ac­ca­de­mia Pon­ti­fi­cia. Ser. 2. Vol. 15. 1921. P. 371;

Ri­voi­ra G. T. Ro­man Ar­chi­tec­tu­re / Transl. G. M. N. Rushforth. Ox­ford, 1925. P. 24;

Cultre­ra G. Ar­chi­tet­tu­ra ip­po­da­mea // Me­mo­rie del­la Clas­se di Scien­ze Mo­ra­li, Sto­riche e Phi­lo­lo­gi­che del­la R. Ac­ca­de­mia dei Lin­cei. Ser. 5. Vol. 17. 1923. P. 505;

Mar­chet­ti Longhi G. Theat­rum la­pi­deum // Ca­pi­to­lium: ri­vis­ta bi­mestra­le del Co­mu­ne di Ro­ma. Vol. 2. 9. 1926—1927. P. 531—544).

См. также:
Театр Помпея (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ср. так­же CIL. VI. 32323. 157 (прото­ко­лы Веко­вых игр Авгу­ста).
  • (1)For­ma Ur­bis Ro­mae Re­gio­num XIV / Ed. H. Jor­dan. Ber­lin, 1874. P. 23.
  • (2)Fio­rel­li G. // NSA. 1880. P. 471;
  • (3)Huel­sen Ch. Mis­cel­la­nea epi­gra­phi­ca: XXIV. Iscri­zio­ne re­la­ti­ve al teat­ro di Pom­peo // MDAIR. Bd. 14. 1899. P. 251—259.
  • (4)For­ma… P. 22—23.
  • (5)Huel­sen Ch. Le Chie­se di Ro­ma. Fi­ren­ze, 1927. P. 328.
  • (6)Huel­sen Ch. Le Chie­se… P. 204—205.
  • (7)Lan­cia­ni R. For­ma Ur­bis Ro­mae. Mi­la­no, 1893—1901. P. 23.
  • (8)Huel­sen Ch. Il pos­to deg­li Ar­va­li nel Co­los­seo e la ca­pa­ci­tà dei teat­ri di Ro­ma an­ti­ca // BCAR. An. 22. 1894. P. 321.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Ведь когда мно­го лет спу­стя чини­ли обру­шив­шу­ю­ся сце­ну, то номер третье­го кон­суль­ства обо­зна­чи­ли не так, как сна­ча­ла, пер­вы­ми бук­ва­ми, но про­сто тре­мя выре­зан­ны­ми чер­точ­ка­ми (пер. А.П. Бех­тер).
  • [2]При­чем пред­ва­ри­тель­но совер­шил молеб­ст­вие в хра­ме, рас­по­ло­жен­ном над теат­ром (пер. Д.П. Кон­ча­лов­ско­го).
  • [3]Не оста­вив ни одной над­пи­си с моим име­нем (пер. А.Л. Смыш­ля­е­ва).
  • [4]В шко­ле под Авгу­сто­вым Пом­пе­е­вым теат­ром.
  • [5]Так­же ста­тую Пом­пея он поста­вил на мра­мор­ной арке про­тив регии его теат­ра.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Theatrum Pompei, с. 515—517.
    © 2022 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Театр Бальба • Ростры Августа • Арка Тита • Ростры Августа •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Раскопки на Ларго Торре Арджентина, Рим.

    Рим, Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra).
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Статуя Пана, «Сатир Валле».
    Мрамор. С эллинистического оригинала.
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Внутренний двор.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Статуя Пана, «Сатир Валле».
    Мрамор. С эллинистического оригинала.
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Внутренний двор.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА