Театр Помпея (Theatrum Pompei) — первый постоянный театр в Риме, который Помпей построил из камня в своё второе консульство и посвятил в этом же году, согласно самой распространённой версии (Asc. Pis. 1; Vell. II. 48; Chron. Pasch. a. u. c. 697 (заложено основание); Chronica Min. ed. Mommsen I. 215; Tac. Ann. XIV. 20; Cass. Dio XXXIX. 38, рассказ которого о том, что деньги предоставил вольноотпущенник Помпея, следует отвергнуть), устроив роскошнейшие игры, травли диких зверей и выставки достопримечательностей (Cic. Pis. 65; Plin. NH. VII. 158; VIII. 20; Plut. Pomp. 52). Кроме обычного названия «театр Помпея» (theatrum Pompei), использовалось также название «Помпеев театр» (theatrum Pompeianum, Plin. NH. XXXIV. 39; XXXVI. 15; RGDA. IV. 9; Suet. Tib. 47; Claud. 21; Tac. Ann. VI. 45; Mart. VI. 9; X. 51. 11; XIV. 29. 1; 166. 1; во множественном числе Flor. II. 13. 8); «мраморный театр» (theatrum marmoreum, Fast. Amit. ad pr. Id. Aug., CIL. I². p. 244); «великий театр» (theatrum magnum, Plin. NH. VII. 158), а иногда просто «театр» (Cic. Att. IV. 1. 6; Hor. Carm. I. 20. 3; Suet. Nero 13; Flor. II. 13. 91; Cass. Dio L. 8. 3), поскольку он был единственным каменным театром в Риме до строительства театра Марцелла и всегда — самым значительным (ср. Tac. Ann. XIII. 54; Plin. NH. XXXIII. 54; Cass. Dio LXII. 8).
План этого здания Помпей заимствовал у театра в Митиленах с.516 (Plut. Pomp. 42), а внутри поставил много великолепных статуй (Plin. NH. VII. 34; о статуях четырнадцати народов, покорённых Помпеем, см.: Plin. NH. XXXVI. 41; Suet. Nero 46; Serv. Aen. VIII. 721; см. PORTICUS AD NATIONES). Чтобы избежать осуждения за строительство постоянного театра, Помпей возвёл храм Венеры Победительницы (VENUS VICTRIX, q. v.) в центре верхней части зрительских рядов, так что они выглядели ступенями, ведущими к храму, и посвятил весь комплекс как храм, а не как театр (Tert. Spect. 10; Gell. X. 1. 7; Plin. NH. VIII. 20). Тертуллиан сообщает, что театр и храм были посвящены одновременно, но Геллий (loc. cit.) утверждает, что когда Помпей собирался посвятить театр, он не знал, написать ли в надписи consul tertium или tertio («консул в третий раз»), и по совету Цицерона (процитированному в письме Тирона) выбрал компромиссный вариант consul tert. Это должно указывать, что театр был посвящён в 52, а не 55 г. (что утверждается также в «Пасхальной хронике», a. u. c. 702; Chron. min. ed. Mommsen, I. 215). Однако дальше Геллий сообщает, что в его дни надпись в театре выглядела иначе, nam cum multis annis postea scaena, quae prociderat, refecta esset, numerus tertii consulatus non uti initio primoribus litteris sed tribus tantum liniolis incisis significatus est[1]. Как бы ни обстояло дело с посвящением, однако надпись, видимо, была помещена на храм или на храм и сцену в 52 г. до н. э. Судя по записям в двух календарях (Fast. Allif., Amit. ad pr. Id. Aug., CIL. I². p. 217, 244, 324; ср. Suet. Claud. 21: cum prius apud superiores aedes supplicasset[2]), там, видимо, находились святилища или алтари трёх других божеств: Чести (Honor), Доблести (Virtus) и Счастья (Felicitas), тоже размещённые в театре, а возможно, было и четвёртое божество (Fast. Allif.: V. …?).
В 32 г. до н. э. Август c большими издержками реставрировал театр (RGDA. IV. 9: sine ulla inscriptione nominis mei[3]; ср., однако, CIL. VI. 9404: in schola sub theatro Aug(usto) Pompeian(o)[4]), и перенёс статую Помпея, под которой был убит Цезарь, из курии Помпея (CURIA POMPEI, q. v.) в сам театр (Suet. Aug. 31: Pompei quoque statuam contra theatri eius regiam (центральная дверь сцены(1)) marmoreo iano superposuit[5])1. В 21 г. н. э. театр сгорел (Hier. a. Abr. 2037), и поскольку никто из доживших до этого времени членов семьи не мог его отремонтировать, это сделал Тиберий (Tac. Ann. III. 72; Vell. II. 130; Sen. Cons. ad Marc. 22. 4), поставивший в здании бронзовую статую Сеяна (Cass. Dio LVII. 21. 3). Тиберий не закончил реставрацию (Suet. Tib. 47; Cal. 21) или, согласно другому свидетельству, не посвятил театр (Tac. Ann. VI. 45). Завершение работ источники приписывают Калигуле (Suet. Cal. 21) или Клавдию (Suet. Claud. 21), а посвящение — последнему (Suet. Claud. 21; Cass. Dio LX. 6. 8), который поместил на сцене надпись с именем Тиберия и построил мраморную арку в его честь (см. ARCUS TIBERII) рядом с театром (Suet. Claud. 11).
с.517 Сообщается, что во время визита в Рим Тиридата, царя Армении, в 66 г. н. э. Нерон приказал позолотить сцену и внешнюю часть театра, а над зрительскими рядами натянуть пурпурные навесы (Plin. NH. XXXIII. 54; Cass. Dio LXII. 6. 1—
Театр стоял на Марсовом поле (Not. Reg. IX), немного северо-восточнее Фламиниева цирка, и изображён на Мраморном плане (frg. 30)(4). Его точное местоположение определяется по руинам фундамента зрительских рядов, построенного в технике сетчатой кладки (opus reticulatum) (в честь одного из этих подвалов названа церковь Санта Мария де Крипта Пинта)(5), фундамента храма Венеры Победительницы, найденного под дворцом Пио, и сцены на площади Сатири (получившей название не от двух сатиров, хранящихся сегодня на Капитолии (Внутренний двор, 5, 23), но от местного названия Сатро(6)). Площадь Гроттапинта до сих пор сохраняет название и форму части театра. Полукруглый фасад той части театра, где располагались зрительские ряды, состоял из трёх аркад, украшенных колоннами: нижняя аркада имела дорический ордер, вторая — ионический, третья — коринфский. Найдены остатки двадцати четырёх арок нижней аркады из пеперино, перед которыми стояли колонны из красного гранита. Диаметр театра составлял 150—
О театре и его руинах см. также:
Huelsen Ch. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. I, H. 3. Berlin, 1906. S. 524—
Gilbert O. Geschichte und Topographie der Stadt Rom in Altertum. Leipzig, 1890. S. 322—
Lanciani R. Storia degli Scavi di Roma. Vol. 2. Roma, 1903. P. 50, 175, 244; Vol. 3. Roma, 1907. P. 123, 124, 234;
Daremberg C. V., Saglio E. Dictionnaire des antiquités grecques et romaines. Vol. 5. Paris, 1912. P. 192—
Cascioli G. I monumenti di Roma e la fabbrica di San Pietro // Dissertazioni dell’ Accademia Pontificia. Ser. 2. Vol. 15. 1921. P. 371;
Rivoira G. T. Roman Architecture / Transl. G. M. N. Rushforth. Oxford, 1925. P. 24;
Cultrera G. Architettura ippodamea // Memorie della Classe di Scienze Morali, Storiche e Philologiche della R. Accademia dei Lincei. Ser. 5. Vol. 17. 1923. P. 505;
Marchetti Longhi G. Theatrum lapideum // Capitolium: rivista bimestrale del Comune di Roma. Vol. 2. 9. 1926—
ПРИМЕЧАНИЯ