ТЕАТР ПОМПЕЯ (Theatrum Pompeii, рис. 82): первый каменный театр в Риме, построенный Помпеем и, согласно с.384 наиболее распространённой версии, посвящённый в 55 г. до н. э., в год его второго консульства (Ascon. in Cic. Pis. 1 [Stangl 11]; Tac. Ann. XIV. 20; Cass. Dio XXXIX. 38. 1—
Считалось, что проект здания скопировали с театра в Митиленах, но расширили и сделали более великолепным (Plut. Pomp. 42. 4). Поскольку театр в Митиленах в соответствии с обычаем был построен на склоне холма и не мог иметь такой сцены, какая подразумевается в описании театра Скавра у Плиния (см. Theatrum Scauri), это, вероятно, ошибка. Либо проект Помпея не удалось адаптировать к географическим условиям Рима, либо архитектор убедил его предпочесть совершенно новый проект. В итоге театр прославился украшавшими его статуями, в числе которых были изображения исторических диковин, таких как женщина из Тралл, родившая тридцать детей (Plin. HN. VII. 34). Группа из четырнадцати статуй работы Копония изображала четырнадцать народов, покорённых Помпеем; они были установлены «вокруг Помпеева театра» (circa Pompeium) — вероятно, не венчали зрительские ряды, а стояли у столбов внешней аркады (Plin. HN. XXXVI. 41; Suet. Nero 46. 1). Над зрительскими рядами находилось несколько (четыре или, скорее, пять) храмов или святилищ; главный храм, расположенный, видимо, на основной оси, был посвящён Венере Победительнице, а остальные — Чести, Доблести, Счастью и Виктории (?) (Fast. Amit., Allif., 13 августа; Degrassi A. Op. cit. P. 93—
В 32 г. до н. э. Август с большими издержками восстановил здание, но не добавил к нему своего имени (RGDA. 20), а статую Помпея вынес из курии Помпея (q. v.), где у её подножия был убит Цезарь, и marmoreo iano superposuit[1] напротив регии театра (Suet. Aug. 31. 5). Видимо, это означает, что статуя теперь стояла на мраморной арке на главной оси комплекса. Поскольку арка в самом театре, даже небольшая, загораживала бы обзор зрителям, что было бы недопустимо, её можно считать аркой, изображённой на Мраморном плане в портике Помпея за главным входом (porta regia) сцены и на одной оси с ним. В 21 г. н. э. театр сгорел (Hieron. a. Abr. 2037), и Тиберий взялся за его реставрацию (Vell. Pat. II. 130. 1; Tac. Ann. III. 72). Сенат тогда решил установить в театре бронзовую статую Сеяна (Sen. Marc. 224; Cass. Dio LVII. 21. 3). Тиберий не завершил реставрацию (Suet. Tib. 47); её закончил Калигула (Suet. Calig. 21), а Клавдий посвятил здание (Suet. Claud. 21. 1; Cass. Dio LX. 6. 8). На сцене Клавдий написал своё имя и имя Тиберия, а также восстановил имя Помпея (Cass. Dio LX. 6. 8). Кроме того, Клавдий достроил рядом с театром мраморную арку в честь Тиберия: сенат постановил её возвести, но она стояла недостроенной. Это похоже на с.385 контрмеру против статуи Сеяна, но о местонахождении этой арки нет указаний; ясно лишь, что она не была частью самого театра. Возможно, это арка, изображённая в портике Помпея с противоположной стороны от арки за главным входом (porta regia) сцены.
В 66 г. н. э., когда Тиридат, царь Армении, нанёс государственный визит в Рим, Нерон приказал позолотить весь интерьер театра и натянуть над ним пурпурные навесы (Plin. HN. XXXIII. 54; Cass. Dio LXII. 6. 1—
Театр находился на Марсовом поле, так что в каталогах районов он фигурирует в IX районе, и на момент строительства стоял почти обособленно; с востока к нему примыкал портик Помпея, служивший укрытием от дождя для зрителей и популярным местом прогулок в остальное время и упиравшийся торцом в Священную площадь (Area Sacra) на Ларго Арджентина (q. v.), но остальные три стороны театра были свободны. Он присутствует на фрагментах Мраморного плана (Carettoni G., Colini A. M., Cozza L., Gatti G. La planta marmorea di Roma antica (Forma Urbis Romae). Roma, 1960. Tav. 32; Rodriguez Almeida E. Forma urbis marmorea: Aggiornamento generale 1980. Roma, 1981. Tav. 28, 32), где очень подробно изображена планировка, особенно сцены, а аэрофотосъёмка показывает, что здания в районе, ограниченном улицами Гротта Пинта, Джуббонари, площадями Кампо де Фьори, Бишоне, Парадизо и улицей и площадью де Кьявари, в значительной мере построены на фундаменте из руин театра и повторяют его очертания. В подвалах зданий этого района прекрасно сохранилось множество сводчатых оснований: бетонные стены толщиной около 1,5 м облицованы квазисетчатой кладкой, замковыми камнями служат маленькие блоки, а базами — крупные блоки туфа и пеперино, а своды сегментированы и построены из необлицованного бетона. Наружная часть была оформлена как аркада из сорока четырёх пепериновых арок. В ходе одной из реставраций перед ними, видимо, были поставлены колонны из красного гранита. Как были устроены входы и выходы, не вполне понятно, но, видимо, использовалась система наружных и внутренних кольцевых подземных коридоров, такая же, как в театре Марцелла. Диаметр зрительских рядов оценивается в 150—
Lugli, G. I monumenti antichi di Roma e suburbio. Vol. 3, A traverso le regioni. Roma, 1938. P. 70—
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. 2d ed. London, 1968. Vol. 2. P. 423—
Coarelli F. Il complesso pompeiano del Campo Marzio e la sua decorazione scultorea // RPAA. Vol. 44. 1971—
Capoferro Cencetti A. M. Variazioni nel tempo dell’identità funzionale di un monumento: il teatro di Pompeo // Rivista di archeologia. Vol. 3. 1979. P. 72—
Richardson L. A Note on the Architecture of the Theatrum Pompei in Rome // AJA. Vol. 91. 1. 1987. P. 123—
Sauron G. Le complexe pompéien du Champ de Mars: nouveauté urbanistique à finalité idéologique // L’Urbs, espace urbain et histoire (1er siècle av. ]. C. — llle siècle ap. J. C. Rome; Paris, 1987. P. 457—
Рис. 82. Театр Помпея и портик Помпея. Изображение на Мраморном плане. |