Цезарь и монархия
Перевод с англ. О. В. Любимовой.
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную.
с.46 Победы при Фарсале, Тапсе и Мунде принесли Цезарю неоспоримое превосходство, и в начале 44 г. римские умы должен был занимать вопрос о том, как Цезарь намеревается упрочить своё положение и сделать его постоянным. После его убийства в мартовские иды у современников сохранилось мало указаний на то, какое политическое решение Цезарь разработал, а для будущих историков, описывающих этот период, осталась интригующая проблема: определить политические намерения Цезаря на основании тех свидетельств, которые относятся к последним месяцам жизни Цезаря. Изначальная сложность этой проблемы состоит в том, чтобы освободиться от упрощений и даже искажений, с которыми последующая политическая мысль излагает решающие события последних месяцев жизни Цезаря; ибо в большей части западной цивилизации, особенно в её англоязычной составляющей, распространённое представление о Цезаре-тиране и заговорщиках-демократах почти неискоренимо благодаря драме Шекспира «Юлий Цезарь».
Можно было подумать, что полномочия, сконцентрированные в руках у Цезаря к началу 44 г., уже обеспечивали ему верховную и бессрочную власть. Когда при Мунде были сокрушены последние надежды на успешное сопротивление, последовала не слишком достойная суета по предоставлению Цезарю почестей — почестей, предлагавшихся и поддерживавшихся не только теми сенаторами, которые ранее были сторонниками Цезаря, но и теми, которые ранее были его противниками. Он уже был диктатором в четвёртый раз, и теперь, в конце 45 г., ему было предоставлено консульство на 10 лет1. Где-то в начале 44 г. ему была предоставлена пожизненная диктатура. 26 января фасты ещё называют его dict. IIII, и монета, выпущенная в самом начале года монетарием Меттием, даёт ему этот же титул DICT QVART (илл. III, 1); но, согласно Цицерону2, к 18 февраля, ко дню Луперкалий, Цезарь имел титул Dictator Perpetuus. Кроме того, praefectura morum, позволяющая контролировать доступ в сенат, ранее предоставленная ему в 46 г. на три года, теперь была дарована ему на постоянной основе3. Прочие полномочия, которые, как сообщается, были ему предоставлены, включали следующее: его декреты стали обязательными для исполнения, а вступающие в должность магистраты должны были принести клятву не нарушать его декреты4. Однако эта концентрация власти в руках Цезаря в очень большой степени представляла собой спонтанные мероприятия, и с.47 можно было ожидать, что Цезарь попытается найти некую более постоянную основу для этого нового состояния политической власти. Вооружённый этими чрезвычайными полномочиями, Цезарь мог бы твёрдо удерживать своё единовластие в течение жизни, но, надо полагать, он в достаточной мере обладал государственным мышлением, чтобы стремиться к сохранению вновь установленного положения вещей и после своей смерти.
Поэтому неудивительно, что когда анализ политической ситуации в начале 44 г. доходит до этого момента, то историки всех веков предполагают, что Цезарь принял решение в пользу монархии; ибо как в античном мире, так и в современном, до сравнительно недавнего времени, единственным видом непрерывной власти была царская власть. Многие считали, да и продолжают считать, что конечной целью Цезаря была монархия, а в контексте I в. до н. э. монархия, которую он мог бы себе представить, должна была быть монархией великих эллинистических империй5.
Действительно, многое в событиях последнего года жизни Цезаря можно интерпретировать как указания на то, что Цезарь решил основать монархию, чтобы сделать свою автократию постоянной. Неотъемлемой частью эллинистической монархии было представление о монархе не как о простом смертном, а как о божественном создании. Наиболее прямое утверждение о прижизненном обожествлении Цезаря принадлежит Диону Кассию, который описывает его перед смертью как Юпитера Юлия, фламином культа которого является Антоний6. Дион Кассий сообщает также, что статуя Цезаря, установленная в храме Квирина, имела надпись Θεῷ ἀνικήτῳ[1], а другая его статуя была установлена рядом с древними царями Рима7. Одно из утверждений Диона Кассия — о том, что решено было построить храм Цезаря и его Милосердия, — подтверждается Аппианом8 и точным свидетельством монетного типа (илл. III, 9).
Однако следует иметь в виду, что в случае Цезаря, так же, как и в случае некоторых последующих императоров, античные авторы или их источники являются, в лучшем случае, свидетелями противной стороны и что сообщение Диона Кассия о культе Юпитера Юлия не подтверждается более никакими источниками. Быстрота, с которой Октавиан учредил культ Божественного Юлия, делает вполне возможным, что статуи или посвящения, предполагающие прижизненное обожествление Цезаря, на самом деле были возведены или написаны вскоре после убийства. Что касается храма Милосердия Цезаря, относительно которого ещё с.48 можно исследовать реальные свидетельства в форме монет, то представляется вероятным, что эти монеты были выпущены сразу после смерти Цезаря.
Поскольку в статье очень часто приводятся ссылки на эти монетные выпуски первых нескольких месяцев 44 г., то ниже кратко описаны последовательные выпуски вместе с их хронологией9.
A. Монетный двор Рима | ||||
С 1 января | ||||
Меттий | Бука | |||
Аверс: | CAES DICT QUART | Аверс: | Голова Венеры вправо | |
Реверс: | Юнона в биге (илл. III, 1) | Реверс: | Сон Суллы (илл. III, 2) | |
Примерно с 15 февраля | ||||
Макр | Бука | |||
Аверс: CAESAR DICT PERPETVO | ||||
Реверс: | Венера, скипетр и щит (илл. III, 3) | Реверс: | 1. Венера, скипетр 2. Сидящая Венера 3. Кадуцей и фасции, перекрещенные по диагонали (илл. III, 4) |
|
Дата неизвестна | ||||
Макр | Маридиан | |||
Аверс: CAESAR DICT [IN] PERPETVO | ||||
Реверс: | Венера, скипетр и щит (илл. III, 5) | Реверс: | Венера, щит на земном шаре (илл. III, 6) | |
Дата неизвестна | ||||
Макр | Маридиан | |||
Аверс: CAESAR PARENS PATRIAE | ||||
Реверс: | Наездник, перескакивающий с одной лошади на другую | Реверс: | Надпись в форме креста (илл. III, 7) | |
После 15 марта | ||||
Макр | ||||
Аверс: | Голова Антония под покрывалом (илл. III, 8) | |||
Реверс: | Наездник, перескакивающий с одной лошади на другую | |||
Аверс: | Храм Милосердия (илл. III, 9) | |||
Реверс: | Наездник, перескакивающий с одной лошади на другую | |||
с.49 B. Монетный двор в лагере | ||||
С 1 января | ||||
Меттий | ||||
Аверс: | CAESAR IMP[ER] (илл. III, 10) | |||
Реверс: | Венера, скипетр на земном шаре | |||
Примерно после 15 февраля | ||||
Макр | Бука | |||
Аверс: | CAESAR IMP | Аверс: | CAESAR IMP PM | |
Реверс: | Венера, скипетр (илл. III, 11) | Реверс: | Венера, скипетр (илл. III, 12) |
Это чеканка первой коллегии кваттуорвиров, которые в этом году заменили тресвиров по чеканке монеты. Монетарии — Марк Меттий, Луций Эмилий Бука, Публий Сепуллий Макр и Гай Коссуций Маридиан; и их объединение в одной коллегии подтверждается портретом Цезаря, который всегда либо в лавровом венке, либо под покрывалом. Что касается монетного двора в Риме, то варианты титулатуры и портретов Цезаря, а также траурный портрет Антония, который должен быть выпущен после смерти Цезаря, позволяют установить последовательность выпусков и продемонстрировать, что коллегия функционировала попарно. На монетном дворе в лагере существовала параллельная, но менее длительная система (илл. III, 10—
Чеканка начинается 1 января, так как в это время регулярные магистратуры были ежегодными11. Меттия определили как одного из первой пары монетариев благодаря титулу DICT QVART (илл. III, 1), аналогичному dict. IIII в фастах за 26 января. Профессор Альфёльди опубликовал уникальную монету из этой серии, где, как он утверждает, позади головы на аверсе изображена диадема, которую Антоний предложил Цезарю на Луперкалиях. Однако имеется всего один экземпляр этой монеты, а «диадема» на самом деле — всего лишь литуус (который обычно и изображён в этом месте), испорченный трещиной штемпеля12. К Меттию присоединяется первый выпуск Буки, помещаемый сюда, поскольку параллельное расположение не оставляет для него иного места (илл. III, 2). Вторая пара монетариев, Макр и Бука вторично, начали чеканить монеты, по крайней мере, к 15 февраля, когда, согласно свидетельству Цицерона, титул Цезаря был dictator perpetuus (илл. III, 3 и 4). Между этой датой и смертью Цезаря имеются ещё две точки перехода, хоть и недатированные: первая — это замена Буки Маридианом, а венка триумфатора на голове Цезаря — покрывалом верховного понтифика (илл. III, 5 и 6); вторая — это изменение титула Цезаря на Parens Patriae (илл. III, 7). После с.50 смерти Цезаря чеканка Маридиана прекращается, но реверс последнего из выпусков Макра с наездником, перепрыгивающим на другую лошадь, продолжал чеканиться, соединённый теперь с портретом Антония вместо Цезаря. Этот выпуск явно состоялся после смерти Цезаря, ибо Антоний изображён на нем как фламин, но с бородой, обозначающей траур (илл. III, 8).
В это же время или, возможно, позднее, были выпущены монеты, на реверсе которых снова был изображён наездник Макра, а на аверсе — храм с посвящением CLEMENTIAE CAESARIS (илл. III, 9). Даже если это не посмертный выпуск, из надписи ясно, что храм должен был быть посвящён именно Милосердию, а не Цезарю, хотя его статую, видимо, тоже должны были поместить туда.
Упоминаются и другие примеры мероприятий, имеющих признаки обожествления: например, статую Цезаря должны были пронести вместе со статуей Виктории на играх в честь победы при Мунде. Хотя эта статуя могла всего лишь изображать Цезаря, тогда ещё отсутствующего, эта практика распространилась на другие игры13.
В общем и целом, существует мало серьёзных свидетельств прижизненного обожествления Цезаря и его идентификации с этой специфической стороной эллинистической монархии. Именование в его честь месяца в реформированном календаре, празднование его дня рождения и вознесение молебствий за его долгую жизнь не более сделали его божественным, чем такие же или аналогичные церемонии в честь других великих людей. Подобные вещи, вероятно, являются не более, чем признаками восхищения, даже низкопоклонства, вызванного постоянными успехами Цезаря. Во всяком случае, это свидетельство того, как его воспринимали современники, не столь важно, как действия самого Цезаря.
Наиболее характерной регалией эллинистических монархов была диадема. Она с величайшим постоянством встречается на портретах эллинистических царей на их монетах — посредством которых, главным образом, римское общество и могло познакомиться с этими царями и их регалиями. Весь вопрос о Цезаре и диадеме чрезвычайно запутан. Высказывалось мнение, что портрет Цезаря на монете изображён в диадеме, однако сравнение с несомненной диадемой, которую носит, например, Персей, царь Македонии (илл. III, 13), показывает, что чем бы ни был здесь увенчан Цезарь, — это не диадема. Не вызывает сомнений, что на празднике Луперкалий Антоний предложил Цезарю именно диадему. Плутарх, Аппиан и Дион Кассий употребляют термин διαδῆμα14, и можно было бы сказать, что эти греческие авторы использовали слово διαδῆμα в широком смысле, так как это был головной убор, который у них естественным образом ассоциировался с эллинистическими царями; с.51 однако Цицерон тоже употребляет это конкретное слово15. Необычность «короны», предложенной Антонием, была сохранена в пьесе Шекспира, ибо, описывая её, он говорит: «даже не венец, собственно говоря, а скорее головная повязка»[2]. Из разноречивых рассказов прямо следует, что Цезарь сделал не что иное, как «трижды отверг» диадему, символ эллинистической царской власти.
Весь эпизод с диадемой весьма загадочен. Было бы слишком наивно полагать, будто Цезарь, подготовившийся к принятию царской власти в ходе публичной церемонии, в последний момент мог быть остановлен угрожающей реакцией «демократичного» римского народа. Современный исследователь этого вопроса16 высказал предположение, что вся эта сцена была спланирована Антонием без ведома Цезаря, чтобы повредить делу Цезаря. Он предполагает, что мотивами такого поведения Антония были недавнее охлаждение Цезаря к Антонию, продвижение Долабеллы за счёт Антония или даже замысел, в духе Макиавелли, устранить Цезаря, чтобы освободить дорогу для собственного честолюбия. Однако незадолго до этого имели место инциденты, когда толпа провозгласила Цезаря царём, и его статуя была коронована17, так что более простое объяснение сцены с диадемой состоит в том, что она была спланирована Цезарем и Антонием, чтобы раз и навсегда покончить со всеми слухами о предполагаемом принятии Цезарем царской власти.
После этого царская власть вызывала обсуждения ещё дважды: во-первых, в результате изучения сивиллиных книг появилось «священное» предостережение о том, что в планируемой парфянской войне парфян сможет победить только царь; во-вторых, в мартовские иды сенат будто бы должен был рассмотреть предложение о предоставлении Цезарю царского титула во всём римском мире за исключением Италии. Эти сообщения, хоть и упомянутые различными авторами18, остаются безосновательными, и все мы в последние годы видели, как быстро низкопоклонство перед умершим диктатором может перейти в его поношение.
Недавно была предпринята попытка доказать, что царская власть, к которой стремился Цезарь, была не эллинистической, но древней римской19. Цезарь как триумфатор получил право носить венок и пурпурное одеяние и восседать на позолоченном кресле — сначала в праздничные дни, затем без всяких ограничений. Считается, что эти регалии происходят от регалий древних этрусских царей Рима, и в исследованиях всячески обыгрывается изображение этого венка на портретных монетах с.52 Цезаря. Оно чрезвычайно характерно: это не простая лента диадемы c ниспадающими на шею концами, которую носят эллинистические монархи (илл. III, 13) и, как показывает более тщательное рассмотрение, не лавровый венок, который носят императоры (Август, илл. III, 14). На основании параллельных рядов листьев и их правильной формы был сделан вывод, что венок Цезаря представлял собой искусственную металлическую конструкцию, тесно прилегающую к голове и не требующую лент, чтобы держаться; и действительно, существуют этрусские золотые венцы такого типа. Однако остаётся неясным, действительно ли древние регалии римских царей включали золотой венец. При описании облачения Цезаря по случаю Луперкалий большинство источников не упоминает почти ничего, кроме пурпурного одеяния20. Цицерон говорит, что он был coronatus21; и только у Диона Кассия облачение Цезаря прямо описано как царское, и здесь это прилагательное относится к одежде, а «корона» упомянута отдельно22. Если бы этот венец имел какое-то особое значение, связанное с царской властью, его, несомненно, поставили бы в упрёк Цезарю в тех поношениях, которые последовали за его смертью. Мнение, что эти инсигнии были почётными, а не конституционными, и указывали на Цезаря как на триумфатора, а не как на царя, так и не было убедительно опровергнуто.
Вполне здравым является аргумент, что Цезарь не жаждал постоянно (как до сих пор многие полагают) диадемы и титула rex; ибо, обладая реальной властью, зачем он стал бы стремиться к её внешнему выражению, которое могло вызвать политическую враждебность? Менее обосновано мнение, что использование древних регалий являлось притязанием на царскую власть, ибо если бы используемые Цезарем инсигнии воспринимались как царские, то разве древняя царская власть вызывала бы меньше возражений, чем та, что ассоциировалась с диадемой и титулом rex, от которых он ныне отказался? И действительно, представляется, что по мнению современников головным убором древних царей была диадема, ибо на ассах, отчеканенных при Августе, голова Нумы изображена в диадеме (илл. III, 15).
Тот факт, что голова Цезаря появилась на этой серии монет при его жизни, также приводился как доказательство намерения Цезаря стать царём. На монетах эллинистических монархов аверс был почти исключительно отведён для портрета царя, тогда как на римских монетах на аверсе по-прежнему изображали головы богов или древних героев. Однако портрет Суллы появился на монетах спустя недолгое время после его смерти, а портрет Помпея — через несколько лет после его смерти; таким образом, появление головы Цезаря, хоть и было новшеством, но логически продолжало этот процесс, и хоть и являлось признаком с.53 его необычайно преобладающего положения, не обязательно идентифицировало его как царя.
Было справедливо сказано, что Цезаря убили не за то, кем он мог стать, но за то, кем он был. То, что Цезарь был автократом, не вызывает сомнений. Именно это его господство и перспектива его неограниченной продолжительности вызвали враждебность оптиматов. Они ясно предвидели, что в условиях такого самовластия потеряют возможность обладать финансовой прибылью и политической властью. Именно по этим причинам Цезарь должен был умереть. В обвинении, что Цезарь стремился к монархии, может быть крупица правды, но по большей части оно возникло из морального и политического обоснования уже совершённого деяния.
В марте 44 г. Цезарь готовился уехать из Рима на войну с Парфией. Он знал, что в армии будет в безопасности и, вероятно, надеялся, что во время его отсутствия в Риме по крайней мере некоторые политические затруднения разрешатся сами собой. Видимо, истина заключается в том, что к моменту смерти Цезарь не разработал никакого рецепта для обеспечения в будущем политической стабильности римского государства. Потребовалось ещё одно поколение гражданской войны, чтобы уничтожить сенатскую оппозицию и создать условия, которые сделали возможным компромиссное решение, разработанное Августом.
ПРИМЕЧАНИЯ