Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellshaft, 1969.
Перевод с немецкого О. В. Любимовой под редакцией Е. Валльрабенштайн.
IV. Борьба за разоблачение «тирана» с помощью диадемы и царского титула.
Сегодня друг другу противостоят две диаметрально противоположные точки зрения. Согласно одному мнению, Цезарь не желал ни диадемы, ни, соответственно, титула rex и, таким образом, вполне серьёзно отверг их186; другие же утверждают, с.40 что Цезарь ничего так не желал, как диадемы и царского титула187, чтобы оформить своё положение соответствующими внешними знаками и тем самым возвысить его до формальной монархии. Однако ни то, ни другое ему не досталось вследствие народного недовольства, несмотря на несколько предпринятых попыток.
Эта проблема связана с тремя эпизодами. Источники всем известны, поэтому достаточно сделать очень краткий набросок188.
Когда диктатор верхом въезжал в город, возвращаясь с Латинских празднеств 26 января 44 г. до н. э., несколько человек из чрезмерно восторженной толпы провозгласили его царём (rex). Цезарь сразу ответил игрой слов: «Моё имя не Рекс, а Цезарь». Плебейские трибуны Эпидий и Цезетий приказали схватить кричавших и предать суду. В тот же самый день, возможно, ещё раньше, неизвестные украсили статую Цезаря лавровым венком, обвитым диадемой. Те же самые трибуны приказали убрать диадему. Цезарь лишил обоих должности.
Сегодня интерпретаторы этого эпизода высказывают две в корне различных точки зрения:
1) | Цезарь предпринял меры против плебейских трибунов с досады, что они помешали страстному стремлению Цезаря стать царём и по внешним признакам тоже. |
2) | Цезарю не понравились увенчанные диадемой статуи и крики rex, или он не хотел привлекать к ним внимание Однако вмешательство трибунов превратило возгласы восторженного народа и слишком ревностных сторонников в важное политическое событие, и создалось впечатление, будто из-за того, что Цезарь недостаточно ясно и решительно отклонил их, трибуны вынуждены были вмешаться, чтобы защитить республиканскую свободу. |
Второе событие произошло в Луперкалии 44 г. до н. э. Марк Антоний предложил Цезарю диадему. Народ не слишком аплодировал. При бурном одобрении масс Цезарь отверг царскую регалию и приказал отнести её в храм Юпитера и сделать в фастах запись о том, что он её отклонил.
Две противоположные современные интерпретации таковы:
Третьим событием является слух о том, что Луций Аврелий Котта объявит в сенате 15 марта 44 г., что согласно пророчеству лишь царь сможет победить парфян, поэтому нужно присудить Цезарю царский титул и диадему. В некоторых источниках якобы запланированное предложение выглядит иначе: Цезарь должен был зваться царём и носить диадему в провинциях, однако в Риме и Италии довольствоваться титулами диктатор и император.
Противоположные мнения гласят:
1) | Это предложение было составлено с ведома и согласно желанию Цезаря, чтобы после неудачи предыдущих попыток начать заново, с более убедительными религиозными обоснованиями. Чтобы преодолеть прежнее резкое сопротивление, Цезарь разработал компромисс и исключил Рим и Италию, что позволяло надеяться на более лёгкое согласие. Предполагают, что сенат был действительно готов к этому решению. |
2) | Это предложение — результат чрезмерного рвения сторонников Цезаря; оно не было им одобрено. Диктатор явно должен был понимать, что это мероприятие сделает его непопулярным. Но сакральная святость пророчеств сивиллы связывала диктатору руки; он должен был избежать неблагоприятной реакции армии и народа189 и нашёл выход в том, чтоб согласиться на требование сивиллиных пророчеств в провинциях, но для Рима и Италии хотел отказаться. |
Таким образом, существуют в корне различные интерпретации одного и того же материала источников, и обе представлены выдающимися исследователями. Ничто не может лучше проиллюстрировать, сколь неясны мотивы, стоявшие за изложенными фактами. Тем не менее, обе стороны склонны использовать конечный вывод, который требуется доказать, как уже доказанную предпосылку для объяснения отдельных событий. Чтобы показать, каковы здесь возможности интерпретации, можно процитировать двух выдающихся защитников противоположных точек зрения. Т. Райс Холмс не верит в стремление Цезаря к диадеме и царскому титулу: «Did Caesar covet the title which he disclaimed. Since the question does not admit of a certain answer, it will be doubtless be disputed so long Roman history continues to be studied»[1]190. М. Гельцер, другой весьма основательный знаток и исследователь Цезаря, которому кажется бесспорным, «что Цезарь желал именно царской власти и отказался только потому, что отсутствовали ожидавшиеся народные выступления в поддержку этого», рассудительно поясняет: «Тем не менее, эта точка зрения основана на интерпретации событий, которая не может быть строго доказана. Ибо, не считая с.42 собственных свидетельств Цезаря, у нас есть только сообщения современников и более поздних авторов, дружественно или враждебно настроенных, которые в высказываниях, выходящих за пределы фактов, и сами вынуждены полагаться на интерпретации»191. Было бы самонадеянно желать большей ясности в вопросе о диадеме, имея всестороннее исследование Гельцера, охватывающее всю жизнь Цезаря, если бы золотой венок Цезаря на монетах не предоставил свидетельство, до сих пор абсолютно не замеченное. Поэтому в любом случае следует попытаться включить нумизматическое свидетельство о золотом венке Цезаря, неоспоримое, в отличие от многих других источников, в историческое суждение о Цезаре.
Правильное разграничение и определение того, что сообщают источники о невысказанных мотивах и фоне наблюдаемых событий, затрудняется неудачным выбором слов. «Царская власть» тесно связывается с «диадемой», так что высказывание «некто стремился к царской власти» кажется идентичным высказыванию «стремился к диадеме». Однако эти высказывания соответствуют друг другу лишь постольку, поскольку «диадема» является метафорой для «царской власти», точно так же, как, не задумываясь, пишут о том, что Цезарь стремился к «короне», не имея в виду реальную корону, существующую только со времён средневековья. Необходимо чётко разделить «диадему» как метафору монархии и «диадему» как реальный предмет. Позиция Цезаря, которая видна в источниках, даёт основания подчеркнуть, что «Цезарь стремился к монархии», но не даёт оснований продолжить (говоря не метафорически): «поэтому Цезарь желал получить диадему и титул rex как внешние формы».
Конечно, для современников Цезаря в Риме титул rex и диадема были связаны с монархией, точнее, для большинства человек был монархом, только если носил на голове диадему и его можно было называть rex. Однако следует рассмотреть, не стремился ли Цезарь именно из-за этого сочетания уклониться от диадемы с титулом rex, не отказываясь от монархии. Недавние примеры свидетельствуют, что массы не признают тоталитарных властителей таковыми, если те умело избегают подозрительных титулов и символов, которые в общепринятом мнении характеризуют деспота и диктатора. Массы — это не только самые необразованные люди — всё равно слепы или, по крайней мере, не интересуются истинной сущностью форм государственного правления, они судят только по материальным воздействиям на них самих; подавление оппозиционного меньшинства их мало беспокоит; не слишком задумываясь о конституционном положении, они больше верят символам и лозунгам, чем содержанию, которое сложнее понять. Гитлер никогда не смог бы и не захотел бы назваться диктатором, так как это слово в его тогдашнем значении заклеймило бы его как деспота; ему пришлось искусно перечеканить титул автократического лидера государства в титул «фюрера», который ещё находился вне подозрения. Гитлер определённо был диктатором, но не назывался диктатором и не требовал титула «диктатор», чтобы окончательно оформить свою диктатуру. Чтобы сегодня правильно понять сравнение с Цезарем, нужно иметь в виду, что в тогдашнем Риме слова с.43 «диктатор» и «диктатура» не имели такого пренебрежительного звучания и такого содержания, как эти же понятия в наши дни. Автор, утверждающий, что «первый монарх Рима начал правление как император и диктатор, но из-за чрезмерной непопулярности титула “диктатор”, которым злоупотребил Сулла, стремился к царскому титулу по великому образцу Ромула, древнего римского идеала»192, неверно понимает отношение к этому титулу. Разве Цезарь стал бы диктатором и возвысился бы потом до dictator perpetuo[2], если бы считал, что титул rex вызовет меньшее отторжение и ненависть? Сулла добровольно сложил с себя диктатуру и тем самым надолго продемонстрировал разницу между диктатурой и монархией. Не его диктатура, а диктатура Цезаря, став пожизненной, вышла за рамки республики и создала прецедент, навсегда заклеймивший диктатора как пожизненного самодержца, и титул диктатора стал нетерпимым, так что после мартовских ид его торжественно упразднили. Отсюда, в конечном счёте, мы и унаследовали пренебрежительное звучание и нереспубликанское содержание этого понятия. При жизни Цезаря аналогом нашего «диктатора» был rex. Только государственного деятеля с этим титулом обычные, не слишком вдумчивые люди опознавали как монарха, точнее, как regem, которого по традиции следовало ненавидеть. Тот факт, что Цезарь на деле был царём и без царского титула и связанной с ним диадемы, не вызывает сомнений и не составлял секрета для знающих людей. Цицерон очень хорошо это знал: ecce tibi, qui rex populi Romani dominusque omnium gentium esse concupierit, idque perfecerit[3]193. Столь же хорошо Цицерон знал и то, что Цезарь мог быть rex, не называясь rex. Терминологическая дилемма между rex как общим наименованием единовластного правителя и rex как особым титулом монарха в Риме ощутима в de div. 2, 54, 110. Оракул сивиллы якобы повелел: quem re vera regem habebamus appellandum quoque esse regem[4]. Аппиан выражает это не менее четко: «Он показал себя царём, хоть и не принял титула»194. Дион Кассий тоже указывает, что необходимо различать общее понятие и особый титул, когда саркастически замечает по поводу отмены диктаторского титула после смерти Цезаря: «как будто опасность состояла в имени»195. Единовластие Августа столкнулось с той же самой проблемой наименования. Для него клеймом был бы не только традиционно непригодный rex, но и безупречный до Цезаря dictator. Чтобы замаскировать монархию, снова понадобился новый ярлык. Non regno tamen neque dictatura, sed principis nomine constitutam rem publicam[5]196. От монархии не отказались, но было создано regnum sine regio nomine[6], которое неопытный в политике человек мог по-прежнему считать республикой. С тем, что Август хотел быть монархом, не называясь rex, охотно соглашаются, у Цезаря же стремление к такому решению с.44 исключается. Цезарь определённо был более автократичен, чем Август. Однако это раскрывается в формальных различиях, тогда как правление в целом точно так же было монархическим. Это были различия в работе той же самой в сущности системы. Не следует думать, выражаясь словами Диона Кассия, что всё зависело от «имени», что монархию создали бы царский титул и диадема. Все мероприятия и почести Цезаря, которые доказывают бесспорно монархическое положение дел, столь же необоснованно рассматривать как свидетельство стремления к диадеме и царскому титулу, как и в случае Августа. И напротив, на основании отказа от диадемы и царского титула не следует делать вывод об отказе от монархии197. Цезарь несомненно был монархическим правителем Рима и желал им быть. Нужно лишь установить, было ли ему отказано в титуле rex и ленте диадемы вопреки его горячему стремлению к окончательному оформлению своего положения, или же правильная оценка фактов побудила его сознательно отказаться от диадемы и царского титула.
В пользу последнего решения говорят важные обстоятельства. Диадема была также символом эллинистических монархов, тех призрачных восточных фигур, которые лежали у ног римских полководцев и выпрашивали свои троны в городе на Тибре198. Стать царём, коронованным диадемой, и оказаться в одном ряду с этими марионетками мало подходит Цезарю; это неподходящая форма для монарха всемирной Римской империи. Форму правления огромной империи, ставшую по необходимости монархической, нельзя было скопировать у рухнувших эллинистических монархий и уж тем более — путём простого принятия их царских регалий. Слишком уж отличались происхождение и компоненты Римской империи от истоков и составных частей эллинистических империй. Вопрос о титуле и символе римской монархии следовало решать только в Риме. Здесь нужно было учесть два фактора: аристократию, которой в монархическом государстве предстояло потерять своё господствующее положение, и толпу, политическое участие которой уже давно снизилось до незначительного минимума, массу, которая осуществляла свои права формально, руководствуясь не собственными соображениями и ясным стремлением к общему благу, а искусной и соблазнительной пропагандой властителей и партий. На политическое восприятие масс мало влияло, управляет ли теперь государством один человек или замкнутое меньшинство аристократов. Они продавали свои голоса только за ощутимые выгоды и обещания199. Однако можно предположить, что в подсознании народа республиканское или, выражаясь точнее, псевдореспубликанское чувство было настолько сильно, что не смирилось бы с с.45 единоличным правителем, который носит титул rex и диадему; или лучше сказать наоборот, что народ можно было мобилизовать против монархии, которая стала необходима и даже уже была установлена, только с помощью лозунгов «диадема» и «rex», так как эти символы клеймили монархию как тиранию. Существование и функционирование монархии не зависело от ὀνομάτων[7], но массовая политическая пропаганда против монархии, пожалуй, зависела. Только при наличии четких ярлыков «rex» и «диадема» человек с улицы счёл бы, что установлено regnum, против которого можно призвать традиционную ненависть римского народа. Без этих эффектных вывесок самые обоснованные утверждения о том, что в реальности монархия практически установлена, были практически бесполезны из-за общеизвестной слепоты масс к истинному содержанию и их зависимости от лозунгов, находящихся на слуху; и прежде всего, ничего не удалось бы без царского титула и диадемы, превращавших монархию, которую в теории одобрял даже Цицерон, в дурную тиранию, носителя которой следует устранить. Если бы в таких обстоятельствах Цезарь принял диадему и царский титул, то он подтвердил бы наиболее громкие обвинения оппозиции, и со стороны Цезаря это было бы явным политическим безумием. Кроме того, противная партия, несомненно, знала притягательность этих лозунгов и понимала, что надо не просвещать массы путём конституционного обсуждения сложившегося положения, которое де-факто было монархией, а заклеймить диктатора как тирана с помощью нескольких легко понятных утверждений. Едва ли кто-то станет доказывать, что царский титул и диадема не считались символами ненавистного regis. И исследователи, отстаивающие стремление Цезаря к царскому титулу и диадеме, должны с этим согласиться; они сами признают, что в Луперкалии народ был не согласен и что сенатская оппозиция особенно противилась диадеме и царскому титулу. Логическим выводом из этого будет правильное мнение, что трезвый политик на месте Цезаря не мог принять диадему и царский титул. Это неизбежно признают оба противоположных лагеря современных исследователей; здесь достигнуто важное согласие. Был ли Цезарь слеп и, не обращая внимания на всеобщее сопротивление, снова и снова пытался получить диадему и царский титул, или сохранял ясную голову и, при всей смелости предприятия, не забывал о расчётах и фактах?
Если в исследовании диадема и царский титул считаются конечной целью устремлений Цезаря, то его поведение всегда воспринимается как нечто непонятное. В доказательство можно привести несколько примеров:
Друман200 пишет: «…тем не менее, он снова обратился к народу и со смелостью и отчаянием игрока, который ставит на кон последнее… это была неоформленная мысль, лишь наполовину действие…»
Фон Месс201 полагает: в монархии «чувство унижения ранило римлянина ещё сильнее, чем предубеждение против абсолютного правления… это имя имело горький привкус, характерный для малого государства, и не подходило для господствующего над всем миром римского империализма». Эти верные наблюдения полностью совпадают с нашим мнением, и, так как фон Месс видит в диадеме и царском титуле единственные средства легализации монархии, с.46 неизбежно двигаются дальше: «Так начинается таинственная, но чрезвычайно серьёзная игра, которую ни древность, ни современность не желали понять — полускрытая, полуявная борьба за царскую корону».
Корнеман: «Всё, к чему он стремился, было римским, за исключением царской власти, которую, по непонятным причинам, ему необходимо было учредить с тем же упорством, как и прежние его цели, невзирая на отвращение римлян». «И тут, ввиду того, что этот титул (rex), как известно, был объявлен вне закона, он впервые в жизни не осмелился сразу принять решительные меры»202.
Альфёльди: «Сенаторы не желали дать ему лишь ненавистное имя царя, к которому, однако, Цезарь стремился с непонятной настойчивостью»203.
Не все, кто верит в настойчивое стремление Цезаря к царскому титулу и диадеме, честно признаются в том, что это стремление им непонятно. Но среди сложных рассуждений, предназначенных для того, чтобы объяснить неясное и продемонстрировать его необходимость, почти всегда обнаруживается непонимание, косвенно выраженное и часто умело завуалированное. Не в последнюю очередь оправдание ищут в том, что Цезарь якобы пресытился жизнью и им овладело что-то вроде самоубийственного настроения, которое побудило его пренебречь опасностью204. Однако тем самым ещё раз признают, что здравый политик в нормальном душевном состоянии не мог действовать подобным образом.
Плутарх рассказывает, что накануне убийства Цезарь обедал у Лепида. «Речь зашла о том, какой род смерти самый лучший. Цезарь раньше всех вскричал: “Неожиданный!”»205 Аппиан рассказывает об этом же эпизоде. Тема разговора звучит так: «Какая смерть для человека всего лучше?» «Каждый говорил разное, и только Цезарь сказал, что лучшая смерть — неожиданная»206. Цезарь никоим образом не говорит о смерти, которую человек сам на себя навлекает, но уж если человеческая судьба повелевает ему умереть, то лучше всего — совершенно неожиданной, быстрой смертью. Попробуйте сами для опыта завести подобный разговор со своими близкими друзьями. Определённо, кто-нибудь из них предпочтёт внезапную, неожиданную смерть старческому увяданию207 и мучительным болезням. Выясните тогда у него, собирается ли этот человек вскоре погубить себя, причём не собственной рукой, а создав ситуацию, которая побудит других убить его. Когда Цезарь, собиравшийся на парфянскую войну, составивший громадные планы, для которых едва хватило бы всей жизни при условии самой напряжённой деятельности, говорил в философской беседе о желании быстрой смерти, — он определённо не имел в виду, что форсирует стремление к диадеме и царскому титулу и снова и снова пытается их добиться, пока не явятся долгожданные убийцы. Вполне понятно, что после убийства близкие друзья с.47 могли предполагать208, что Цезарь страдал чем-то вроде пресыщения жизнью. Однако эти люди — на что следует обратить внимание современным интерпретаторам — пытались таким образом объяснить не настойчивое стремление к диадеме и царскому титулу, а пренебрежение дурными знамениями и роспуск личной охраны. Средний человек в античности считал невнимание к дурным знамениям чем-то столь непостижимым, что так вести себя мог бы лишь уставший от жизни человек. Конечно, рационалист Цезарь был понятен не каждому — особенно ввиду последствий. Роспуск личной охраны тем более не обязательно объяснять пресыщенностью жизнью. Наоборот, это хорошо обоснованное и просчитанное мероприятие пропаганды Цезаря, которое скорее должно было защитить его жизнь, которую телохранители всё равно не смогли бы спасти, чем освободить дорогу убийцам. Со времён древних греческих тираний личная охрана, особенно из неграждан, была неизбежной характеристикой тирана. Отказавшись от этой неудобной охраны, Цезарь, возможно, желал продемонстрировать общественности, что он не является тираном, которого нужно устранить. Таким образом, выясняется, что пресыщение жизнью, которое якобы испытывал Цезарь, плохо зафиксировано в источниках. Оно не может объяснить настойчивое стремление к царскому титулу и диадеме.
Другие интерпретации тоже не делают понятнее предполагаемое стремление Цезаря к царскому титулу и ленте диадемы. Друман пишет: «Царская регалия на голове Цезаря, как его собственный дар, уничтожила бы картину ужасной царской власти, словно молния с ясного неба»209. Даже Фогт несколько смягчённо выразил эту мысль: «Царские регалии, прежде всего головная повязка эллинистических властителей и царский титул, должны были возвысить единовластие над всяческими сомнениями и, появившись открыто, защитить от подозрений и измены»210. Если всё дело было только в том, чтобы с помощью царского титула и диадемы достичь большей безопасности, почему Цезарь постоянно предпринимал новые попытки и снова отступал, когда согласие казалось недостаточно полным?
Все эти попытки объяснить неразумное в предполагаемом стремлении Цезаря к диадеме и царскому титулу, в конечном счёте лишь беспощадно обнаруживают, насколько непонятно это мнимое стремление Цезаря. Вероятно, резче всего это отражается в формулировках Друмана. Сначала, полагает он, Цезарь хотел переиграть сенат, от которого не мог ожидать добровольного согласия, с помощью народного одобрения в Луперкалии. Когда это не удалось, Цезарь, вооружённый пророчествами сивиллы, обратился к сенату, чтобы вместе с ним переиграть упрямый народ, словно недоброжелательное отношение масс не должно было сделать сенат ещё более несгибаемым. Цезарь действительно должен был быть совершенно слепым к римским реалиям или безумным игроком, если желал получил диадему в Луперкалии, и, потерпев неудачу, затем добивался её от сената. Это уже нельзя назвать смелым предприятием. Стремление к с.48 монархическому единовластию само по себе не было неразумно. Для этого была подготовлена почва. Опасность оставалась всегда, и для Августа тоже, который, точно так же, как и Цезарь, мог пасть жертвой заговора. Стремление к запретным символам, не влиявшим на реальный факт монархического единовластия, было бессмысленным и безумным. И если, как некоторые полагают, Цезарь здесь действовал таким образом, то это совершенно не похоже на смелого, но рассудительного политика-реалиста прежних лет211. Как уже говорилось, противоположные теории относительно стремления Цезаря к диадеме и царскому титулу расходятся в вопросе о том, действительно ли в последние месяцы жизни Цезарь ослеп и вёл себя безрассудно, или нет. Предположим, что Цезарь желал получить царский титул и диадему. Разве при этом он производит впечатление человека, который совершенно не осознаёт действительность и отчаянно жаждет немедленно добиться этих знаков? Напротив, даже тем, кто считает, что он горячо жаждал диадемы и царского титула, бросается в глаза, что Цезарь принялся за дело необычайно медленно и осторожно. Он испытывает настроение народа окольными путями, прислушивается к оттенкам одобрения. Очевидно, он очень ясно видит опасности. Это — не ослеплённый и не уставший от жизни человек. Но если в отдельных ситуациях Цезарь ведёт себя взвешенно и осторожно, то разве может всё предприятие в целом объясняться как результат полного ослепления и самоубийственного безрассудства? Мы полагаем, что Цезарь был крайне отважен. Стремясь к монархии, он зашёл так далеко, как только возможно было зайти в Риме, вплоть до той тонкой грани, где можно было либо встать, либо упасть. Эта тонкая грань была фактической монархией. Безрассудно было бы ещё и навесить на себя те вещи, которые призывали каждого римлянина убить тирана. И без того Цезарь был в достаточной опасности и пал, хоть и отказался от этих предосудительных знаков. Крайняя отвага тоже зависит от шансов на успех; границами ей служат достойная цель и реальная возможность: победить или пасть с равной вероятностью. Часто это расчёт на то, что противнику недостанет мужества, чтобы пойти до конца, но и это тоже — расчёт. Безрассудный человек лишён воли и способности к расчёту, но если он случайно находит правильное решение, то вполне может считаться отважным. Крайняя отвага идёт по лезвию бритвы. Тончайшую грань не всегда удаётся точно рассчитать, и тогда отвага может выглядеть безрассудством. Если человек постоянно ходит по тонкой грани ради маловажных целей, то отвага становится безрассудством. Не следует путать отвагу, которая предполагает личную свободу выбора, с храбростью, которая может быть обусловлена неизбежной необходимостью, приказаниями или принципами чести в тех случаях, когда шансы на успех или неудачу и гибель больше не играют роли. Смелые поступки, на которые не считает себя способным кабинетный летописец, можно назвать безрассудными не более, чем водевиль — серьёзным. Цезарь осмелился вступить на нейтральную полосу крайней отваги совсем не так, как Август; высокая цель оправдывала ставку. Ничто из того, что известно нам о личности и поступках Цезаря, с.49 не даёт оснований считать, что в его характер вписывается настойчивое и бессмысленное стремление к диадеме, повторяющиеся попытки и трусливое отступление; тут пришлось бы предположить странную перемену в характере Цезаря. Однако в доказательство этой перемены можно привести лишь то самое стремление к запретным и не имеющим практического смысла диадеме и царскому титулу, которое, со своей стороны, может сделать правдоподобным лишь перелом в развитии характера. Это стремление — лишь допустимое объяснение изложенных событий. Если другое, не менее допустимое объяснение обойдётся без полного переворота в личности диктатора, то, согласно действующим правилам исторического суждения, ему следует отдать предпочтение.
Единственная возможность отстоять стремление Цезаря к диадеме и царскому титулу, не навлекая на него упрёк в слепом безрассудстве, — это доказать, что лишь это имя и этот знак могли окончательно установить и узаконить монархию в Риме. Тогда обстоятельства поставили бы Цезаря перед выбором: либо отказаться от высокой цели установления монархии, либо решиться на принятие опасной диадемы и царского титула. Такова суть оценки, которую Эд. Мейер даёт стремлению Цезаря к роковым атрибутам, во фразе: «На самом деле, именно в условиях монархии титул неотъемлем от существа власти, так как он завершает переходный этап и окончательно оформляет новое государственное устройство»212. По сути это верно, но не в том случае, когда речь идёт о титуле rex и Риме213. Это несколько разные вещи: когда человек стремится узаконить себя как полноправного владельца узурпированного трона путём принятия законного титула — и когда необходимо заново основать монархию в римской республике, где титул rex традиционно обозначает тиранического, ненавистного монарха. Филипп II получил титул βασιλεὺς (τῶν Μακεδόνων)[8] только вместо законного обладателя, своего подопечного Аминты. Александр Великий должен был и мог называть себя βασιλεύς213a, чтобы и в титулатуре предстать в качестве законного обладателя трона великих персидских царей. Пипину Короткому титул rex, конечно, был необходим для легитимизации, чтобы окончательно и несомненно поставить уже давно по-царски правящий дом на место Меровингов. Пипин принял признанный титул, который до тех пор носила законная династия изгнанных Меровингов. Не иначе обстоит дело и в тех случаях, когда средневековый германский правитель нуждается в царском или императорском титуле и «правильных» регалиях и получает их, чтобы засвидетельствовать своё положение как верховного властелина. Наполеону нужен был титул empereur, чтобы выступать в совершенно монархической Европе в качестве законного и равноправного главы государства с.50 и одновременно как легитимизирующий противовес старой династии, наделённой королевским титулом, осиротевший трон которой он недавно получил. Во всех этих случаях речь идёт о титуле и регалиях, которые тогдашнее общественное мнение считало признанными атрибутами, подтверждающими законность монарха. Однако в Риме Цезарь столкнулся с совершенно иным положением дел. Здесь не требовалось взойти на опустевший трон или вытеснить другого правителя и затем узаконить узурпацию традиционной титулатурой и регалиями полноправного обладателя трона. Не было речи и о том, что эти знаки, подобно царскому титулу диадохов или, до некоторой степени, титулу empereur Наполеона, должны подтвердить равноправие Цезаря в семье правящих монархов. После многих веков республики монархия в Риме стала полным новшеством. Задумавшись о титуле, монархический властитель оказывался перед фактом, что титул rex и диадема изжили себя в общественном мнении безнадежно и окончательно.
Узаконить монархию как таковую в республике невозможно. Бывает лишь преобразование республики в монархию, когда прежние обладатели государственной власти добровольно отказываются от своего положения, упраздняют республику и избирают для страны монархическую форму правления. Когда Цезаря провозгласили пожизненным диктатором, то тем самым отказались от государственно-правовой возможности изменить установленную монархическую форму правления до тех пор, пока Цезарь жив. Лишь после его смерти стало бы возможно новое решение. Единственным шансом для республики была смерть Цезаря, в чём состояло существенное отличие от раннего принципата, когда, хотя бы теоретически, считалось что государство может превратиться обратно в республику. Таким образом, с государственно-правовой точки зрения монархия Цезаря уже была узаконена214. И не следует полагать, что её узаконили бы только диадема и царский титул в Риме. Это было бы почти детское отношение к делу: в сказке дети признают «настоящим» королём только того, у кого на голове корона, — и такой человек, конечно, может называться только «королём» и никак иначе. Признаем, что большинство среднестатистических римлян относились к делу как дети и без этих общепринятых атрибутов монархии могли воображать, что у них всё ещё республика, хотя уже одобрили монархическую форму правления решениями сената и народного собрания. Такая детская слепота народа давала Цезарю шанс добиться монархии без насильственного переворота. Так зачем стал бы Цезарь содействовать прозрению масс, которые видели лишь символы и слышали лишь слова, не понимая сути, зачем он стал бы надевать диадему и называться rex, вместо того, чтобы использовать маскировку?215
с.51 В конце концов с этим соглашается — незаметно для себя самого — Эд. Мейер, когда то же самое предложение, где говорится, что в Риме времён Цезаря титул rex был неотъемлемой принадлежностью монархической власти, он продолжает словами: «Главным мотивом для присуждения царских почестей, конечно, всегда были безнадёжные, но очень настойчивые попытки узаконить узурпацию и обосновать её в соответствии с законом»216. Попробуем применить это утверждение к Пипину Короткому. Для этого франка принятие королевского титула было необходимым средством легитимации — но как раз не безнадёжным, так как королевский титул, который использовали Меровинги, был признанным именованием законного монарха. В Риме же подобная попытка была безнадёжна, так как титул rex означал ненавистного тирана, которого должен убить всякий добрый гражданин.
Чтобы проиллюстрировать состояние источников, далее несколькими штрихами будет очерчено то, что само по себе хорошо известно: контрпропаганда с помощью царского титула и диадемы — это не плод изощрённого и ненадёжного толкования; она ясно и однозначно засвидетельствована. Дион Кассий сообщает, что враги Цезаря, «чтобы вызвать ненависть к нему даже у его лучших друзей», клеветали на него и «наконец дали ему имя rex и между собой никогда не называли его иначе. Когда он всё же отверг это имя и запретил называть его так… они однажды тайно привязали диадему к его статуе на ораторском возвышении»217. Когда в другом месте Дион Кассий утверждает, что Цезарь «отказался от этого титула (rex), но на самом деле принял бы его с радостью»218, хорошо видно, что излагаются лишь подозрения противников, так как несколькими строками ниже Дион Кассий ещё раз повторяет это утверждение: «Подозревали, что всё это (сцена на Луперкалиях) было подстроено заранее и Цезарь стремился к этому титулу (rex), но хотел, чтобы его вынудили принять его»219. Формулировка «подозревали» означает не что иное, как «противники утверждали». У Светония оппозиционная пропаганда, связанная с титулом rex и диадемой, не менее заметна: «…Но с этих пор он уже не мог развеять дурные слухи, будто он стремится к царскому титулу, хотя отверг имя rex при приветствии и отказался от диадемы на Луперкалиях»220. Также и Аппиан категорически называет с.52 клеветой утверждения о его стремлении к царской власти221. Это же говорит и Николай Дамасский222, что никого не удивит223. Особого внимания заслуживает то, что речь идёт не об обвинении в установлении монархии, а о подозрении в стремлении к титулу rex224. Таким образом, из античных свидетельств, а именно, от авторов, которых нельзя считать особыми друзьями Цезаря, ясно то, что ранее мы уже показали, исходя из общего отношения к титулу rex и диадеме в Риме: пропагандистская война против Цезаря не столько вела споры о нереспубликанской, монархической форме правления, сколько вынуждена была прибегать к лозунгам, обличающим дурную монархию. Напротив, Цезарь начинает пропаганду, которая затем ведётся на протяжении всего принципата и изображает монарха добрым и необходимым благодаря его clementiae[9], его providentiae[10], его качествам спасителя и подателя помощи224a. К подтверждённой источниками агитации оппозиции, которая стремилась наделить Цезаря атрибутами дурного монарха, следует прибавить многочисленные свидетельства о том, что Цезарь энергично и категорично отклонял диадему и царский титул, и становится ясно, что утверждение большинства современных исследователей о том, что Цезарь с нетерпением ждал диадемы и царского титула и охотно принял бы их, если бы только народ проявил больше воодушевления, — это по сути голос оппозиционной пропаганды, которая снова и снова должна была повторять это каждый раз, как Цезарь отклонял знаки, так как именно это было их самым сильным оружием.
Теперь остаётся выяснить, в какой мере в явно ложных обвинениях по поводу диадемы и царского титула, как реальных вещей, содержалось по сути зерно истины. Подозрение истолкованное метафорически, как стремление к монархии вообще, было не только обосновано, но и доказано. Однако обосновано ли специально распространённое в Риме обвинение, что Цезарь — именно дурной тиранический монарх, это другой вопрос. Цезарь отклонил зловещие символы, принимая во внимание главным образом пропагандистскую кампанию; следует ещё раз рассмотреть в какой мере это было проявлением подлинной moderatio[11]225.
Вкратце рассмотрим три решающих эпизода, связанных с диадемой и царским титулом, чтобы выяснить, можно ли без труда и противоречий согласовать их с новым взглядом на вещи.
с.53 У Николая Дамасского226 диктатор упрекает плебейских трибунов в том, что они сами поместили диадему на статую, чтобы за счёт Цезаря предстать защитниками республиканской свободы и перед всеми бросить на Цезаря подозрение в стремлении к диадеме. Очень похожее мнение высказано у Веллея226a и Ливия, per. 116: Epidio Marullo et Caesetio Flava tr. pl. invidiam ei tamquam regnum adfectanti (concitantibus) potestas abrogata est[12]. У Диона Кассия227 главная причина наказания — не арест слишком ретивых крикунов. В связи с вызовом этих людей в суд говорится: «Цезарь больше не сдерживал гнев и был рассержен, словно трибуны нападали на него самого. Но сначала он не причинил им никакого вреда. Только потом, когда они издали эдикт о том, что больше не обладают полной свободой слова в интересах общего блага, Цезарь действительно воспринял это близко к сердцу». Именно это стало главной причиной наказания трибунов. Несомненно, все античные авторы228, а не только Николай Дамасский, подозреваемый в ярой партийной приверженности Цезарю, считают, что Цезарь должен был чувствовать, что трибуны своими действиями создают впечатление, будто он стремится к диадеме и царскому титулу. Ни один источник не сомневается в том, что Цезарь немедленно отверг возглас rex. В том числе и Светоний, который единственный допускает две возможных оценки отношения диктатора: dolens seu parum prospere motam regni mentionem, sive, ut ferebat, ereptam sibi gloriam recusandi, tribunos graviter increpatos potestate privavit[13]229 В любом случае, первое из двух объяснений должно было прозвучать; так утверждали наказанные трибуны. У Светония это только одна из двух равновероятных возможностей. Кстати, этот отрывок Светония не свидетельствует о том, что Цезарь сам организовал или одобрил возгласы rex или украшение статуи диадемой. Он был возмущён по меньшей мере тем, что разговор о regno зашёл в неудачное время и в неподходящей форме. Использовав этот эпизод в своей пропаганде, трибуны лишь подтвердили его правоту.
Далее следует рассмотреть знаменитые Луперкалии. Э. Холь, внимательно разобравший подробности предложения диадемы, резюмирует вывод своего исследования так: «Цезарь действительно отверг корону, которую предложил ему Антоний, и это твердо установлено. Однако я (Холь) разделяю мнение столь выдающихся и в то же время столь различных исследователей, как Эд. Мейер, Э. Паи и Ж. Каркопино, о том, что он принял бы корону, если бы реакция народа оказалась бы более восторженной»230. Иное мнение и аргументацию Моммзена и Эдкока Холь не упоминает. Вместо этого он резко критикует Каркопино с.54 за доверие к Николаю Дамасскому и его описанию этих событий. Он приходит к совершенно верному выводу о том, что самую надежную основу для реконструкции дают прежде всего указания Цицерона: «Согласно ему, Антоний, недостойный консул, присвоивший себе народный мандат, несёт полную и исключительную ответственность за постановку маскарада, который Цицерон клеймит как meditatum et cogitatum scelus[14]231. Таким образом, сам Холь уже оказывается в опасной близости от позиции Моммзена: «Эти сцены могли быть вызваны непрошеным рвением страстных приверженцев»232. Чтобы смягчить своё примечательное признание того, что Цезарь не был непосредственным автором и соучастником событий, Холь, естественно, стремится к тому, чтобы обосновать опосредованное участие диктатора, доказав принципиальное одобрение Цезаря. В поисках такой возможности он пытается объявить неисторической сцену, которую один из его главных единомышленников, Эд. Мейер, считает исторической233, сцену, описанную у Плутарха, Anton. 12, где Цезарь, сойдя с трибуны, предлагает народу обнажённую шею, то есть, жизнь, в том случае, если когда-либо примет ненавистный символ царской власти. Холь считает, что если бы эта сцена соответствовала действительности, то такой драматический отказ лишил бы оснований все последующие попытки. Поэтому, признав реальность этого эпизода, Холь оказался бы в ещё более опасной близости от диаметрально противоположного толкования поведения Цезаря. Поскольку такой поворот для него неприемлем, он пишет: «Тот, кто в Риме принимает запретную корону, лишается жизни. В этом отношении такая резкая реакция на предложение диадемы соответствует римскому восприятию. Однако характерна ли она для Цезаря и, особенно, согласуется ли с тем отношением, которое продемонстрировал Цезарь в этот памятный день? Не переигрывает ли Цезарь в этой сцене так, что его поведение плохо сочетается со всем остальным? Соответствует ли подобное возбуждение той изящной дипломатии, с которой Цезарь сумел выпутаться из неловкого положения, посвятив зловещую диадему единственному римскому царю, Юпитеру Капитолийскому?»234 Далее Холь пишет, что «патетическое и дипломатическое, религиозно-политическое решение конфликта, собственно, исключают друг друга»235. Но почему бы Цезарю не закончить патетическую сцену, в которой коленопреклоненный и обнажённый глава луперков предложил ему диадему, таким же мгновенным патетическим жестом, если всё происходившее на сцене представляло собой большой спектакль, предназначенный для взоров празднично настроенной толпы, в которой далеко стоящие не слышали слов, а понимали происходившее из жестов. И не скрывается ли в торжественном посвящении диадемы в храм Юпитера достаточно высокого пафоса спектакля, рассчитанного на взоры толпы, который, правда, лишь слегка проглядывает в сухих словах фаст C. Caesari dictatori perpetuo M. Antonium consulem populi iussu regnum detulisse: Caesarem uti noluisse[15], но в выражении «дипломатическое, религиозно-политическое решение» полностью исчезло всё то живое, что, несомненно, эффектно окружало этот поступок. Южанин Цезарь с.55, живший в перегруженную риторикой эпоху, вероятно, знал о необходимости и эффективности патетических жестов и, несомненно, использовал их не только в тех сценах, когда выхватывал щит или военный значок, чтобы остановить бегущую армию. И даже если «эмоциональное» решение Плутарха — это «вторичный продукт», как это меняет факт однозначного отказа? Даже если исключить Плутарха и ограничиться «дипломатическим религиозно-политическим решением», это не доказывает, что предложение диадемы было подготовлено с ведома и согласия диктатора, произошло в соответствии с планом и лишь отсутствие ожидаемого согласия вынудило Цезаря отказаться. Неужели только подставленная грудь является резкой реакцией, исключающей все будущие попытки? А отказ, вырезанный в публичном месте, — не является? Холь считает вполне естественным, что Август в ответ на предложение диктатуры разорвал на себе одежду и подставил обнаженную грудь в знак того, что «отказывается от жизни, если примет её»236. У Цезаря, напротив, тот же самый жест, по его мнению, невозможен. И почему? Холь пишет: «В то же время именно этот поступок показывает, как непреодолима пропасть, отделявшая принцепса Августа от диктатора Цезаря, стремившегося к короне. Невозможно представить, вслед за Плутархом, Anton. 12, чтобы Цезарь совершил жест, заклеймивший принятие короны как преступление, караемое смертью». В этих предложениях, как и в иных замечаниях статьи, ясно обнаруживается, что для Холя стремление Цезаря к диадеме было установлено ещё до начала исследования и для него всё сводится лишь к тому, чтобы в этом контексте объяснить факты, изложенные в источниках. Можно лишь заметить, что не этот драматический жест заклеймил принятие диадемы как преступление, караемое смертью; так было ещё со времён изгнания царей. Далее Холь стремится подчеркнуть недостоверность Николая Дамасского237. Остроумный анализ приводит к тому, что этот автор единственный вводит на роль помощников в предложении диадемы очевидных противников Цезаря — Лициния, в звании народного трибуна, и убийц Цезаря Каску и Кассия. Эта деталь может быть неисторическим украшением, однако, ввиду указанной контрпропаганды, она всё же должна содержать верное ядро: оппозиция желала навязать Цезарю диадему.
В рассказе о сцене на Луперкалиях ничто не противоречит сделанному ранее выводу о том, что Цезарь, хоть и в царском облачении, всё же не мог стремиться к диадеме и царскому титулу, если обладал хоть каплей разума, и отклонил их не только из-за недостаточно выраженного согласия. Остаётся вопрос, была ли сцена между Антонием и Цезарем подготовлена, чтобы на глазах у всех эффектно продемонстрировать, что Цезарь не желает быть тираническим rege, чтобы выбить почву из-под ног у оппозиции с её постоянными подозрениями насчёт диадемы, или Марк Антоний предпринял этот шаг без ведома Цезаря, вследствие чрезмерного рвения. В дополнение к этим интерпретациям, которые уже рассмотрел Моммзен238, необходимо всерьёз обдумать третью возможность: не подстроил ли Марк Антоний эту сцену самостоятельно или, как говорит Николай Дамасский, с.56 не поддержал ли он сцену, начатую оппозиционерами, чтобы повредить Цезарю. Как известно, с лета 47 г. до н. э. Цезарь относился к Антонию крайне холодно. Согласно достоверным сообщениям, Марк Антоний был посвящён в планы заговорщиков, но не предупредил Цезаря. 1 января 44 г. Цезарь назначил Долабеллу своим заместителем на время запланированного парфянского похода. Марк Антоний противодействовал ему, используя власть авгура, и собирался ещё раз заявить протест на заседании в мартовские иды239. Между этими событиями произошли Луперкалии. Таким образом, нельзя полностью исключить, что, предлагая диадему, Антоний играл двойственную роль240. Цезарь не потребовал с Марка Антония отчёта за это, что, естественно, ему повредило, но вполне вписывалось в политику clementiae Цезаря по отношению к опасным противникам; и сенатская партия получила бессовестного полководца241. Это — осторожная гипотеза о возможной роли Антония, принятие которой или отклонение никак не влияет на предложенное здесь принципиальное решение вопроса о диадеме Цезаря.
Наконец, несколько замечаний о пророчествах сивиллы. Источники единогласно свидетельствуют242, что роковой конец приблизило не стремление самого Цезаря к царскому титулу и диадеме, а слух243, в любом случае распространённый другими слух, что предложение будет внесено. У Плутарха244 Децим Брут, один из главных заговорщиков, убеждает колеблющегося диктатора прийти в сенат, рассказав ему, что сенаторы готовы даровать ему царский титул в провинциях. Можно задаться вопросом, почему именно это сообщение должно было заставить Цезаря пренебречь неблагоприятными знамениями. Если бы Цезарь предоставил сенаторам решить этот деликатный вопрос в своё отсутствие, это было бы вполне прилично и имело бы прецеденты245. Если сообщение Децима Брута привело Цезаря на заседание — то он не должен был ничего знать о подобном плане, по крайней мере, именно для этого заседания. Вряд ли можно предположить, что диктатор тогда отправился, охваченный радостью, чтобы не упустить неповторимый случай сделаться царём; скорее — потому что промедление было опасно. Однако, отправляясь в сенат, Цезарь мог руководствоваться необходимостью предотвратить крайне вредное постановление. с.57 У Плутарха Децим Брут говорит: «если же кто-нибудь объявит уже собравшимся сенаторам, чтобы они разошлись и собрались снова… — что станут тогда говорить недоброжелатели Цезаря? И если после этого кто-либо из друзей Цезаря станет утверждать, что такое положение вещей — не рабство, не тиранния, кто пожелает прислушаться к их словам?»[16] Полагаю, именно эти слова и привели Цезаря на заседание. Определённо, общественное мнение плохо восприняло бы и роспуск уже собравшегося сената; но если бы Цезарь пришёл и стал rege, то есть, по римским меркам, тираном, — разве это не лило бы ещё сильнее воду на мельницу завистников, упрекавших его в стремлении к тирании? Согласно Аппиану, Цезарь решительно возражал против подобного предложения246. Кроме того, использование пророчеств или их истолкования как предлога для предложения царского титула в тогдашней ситуации крайне невероятно. Даже если считать, что в Луперкалии Цезарь всерьёз предпринял попытку, то она явно потерпела неудачу у народа. Если даже народ был непокорен, то ещё меньше можно было ожидать покорности от сената. Накануне отъезда далеко на Восток было, возможно, самое неподходящее время для такого предложения247: даже в случае осуществления оно дало бы оставшейся оппозиции материал для агитации, которую отсутствующий Цезарь не мог бы парировать. На фоне rex = tyrannus для Цезаря стали бы гораздо опаснее такие личности, как Антоний; на то, что Марк Антоний не пренебрёг бы подобными приёмами, указывает, как представляется, упразднение диктатуры после смерти Цезаря. Если Цезарь желал использовать диадему и царский титул только на Востоке, то ему не нужно было беспокоить сенат. Восточные народы на месте и в любое время предоставили бы ему регалии своих правителей, и только там эти регалии имели бы смысл. И совершенно напрасно гений Цезаря затруднял бы себя поиском компромиссного решения с разными титулами и символами в Италии и провинциях248. Пример тоже можно было найти в литературе об Александре, который использовал в Македонии местные знаки власти, а в покорённой Персидской империи — регалии великих царей. Характерно, что об исключении Италии сообщают только Плутарх и Аппиан — именно те два автора, которые много раз сопоставляли Цезаря и Александра249. Во всяком случае, предложение так и не было внесено. Поэтому невозможно установить, стал бы Луций Котта вообще вносить его или нет. Если ответить на этот вопрос утвердительно, — всё же неясно, хотел ли Котта таким образом исполнить желание Цезаря или, в духе оппозиции, очернить Цезаря с помощью царского титула? Котта, кажется, был одним из сенаторов, готовых к компромиссу250. с.58 С другой стороны, он был близким сторонником и другом Цицерона, не только в 63 г. до н. э., когда он, при противодействии Цезаря, предложил провести supplicationem[17] в честь оратора251 или когда добивался возвращения изгнанного Цицерона252; но и через полгода после убийства Цезаря Цицерон в письме Кассию причисляет его к самым выдающимся сторонникам республиканской свободы253. Возможно, Котта составил своё предложение в духе оппозиционной агитации, а возможно, его имя без его участия связали со слухом, распространявшимся противниками Цезаря, чтобы сделать его достовернее254, упомянув о квиндецемвирах, привычно готовых предоставить Цезарю почести. Это никогда не удастся точно установить. Достаточно того, что якобы запланированное предложение Котты не следует отождествлять с сокровенными желаниями Цезаря. Кроме того, использование пророчеств сивиллы как средства сенатской политической пропаганды и агитации имеет известную параллель в дискуссии о вмешательстве в египетские дела в 56 г. до н. э. Помпей желал получить чрезвычайное командование. Сенатская партия выдвинула пророчество сивиллы cum multitudine eum (Птолемея) reduci periculosum rei publicae videri[18]255. «Множество» было истолковано как армия, поэтому стала возможна дипломатическая миссия Лентула, которую отстаивал Цицерон256.
Три эпизода, когда Цезарю предлагалась диадема257, при нынешнем состоянии источников, не дают оснований считать, что эллинистический символ власти был целью горячих устремлений диктатора. Эти сообщения ни в чём не противоречат нашей интерпретации, согласно которой стремление к диадеме диктатору приписали противники, чтобы повредить ему. Но всё же нечто остается непрояснённым и склоняет наиболее выдающихся историков к противоположной точке зрения об отношении Цезаря к диадеме и царскому титулу. В следующей главе будет предпринята попытка прояснить и устранить то, что осталось.
ПРИМЕЧАНИЯ