Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellshaft, 1969.
Перевод с немецкого О. В. Любимовой под редакцией Е. Валльрабенштайн.
Дополнение к переизданию.
с.99 Исходно дело обстоит так, что античные литературные источники содержат противоречивые сведения о том, стремился ли Цезарь к диадеме и царскому титулу как к символам своего положения в государстве. Поэтому противоположны и современные суждения. Когда при таком положении дел одна сторона указывает: «необходимо учитывать, что последующая историография, вероятно, постаралась очистить Цезаря от обвинения в тирании» (Volkmann 306), а вторая сторона отвечает: точно так же необходимо учитывать, что и некоторые авторы, вероятно, постарались обвинить Цезаря в тирании, — такой разговор, в сущности, ни к чему не ведёт. В нашем случае дело скорее сводится к тому, чтобы установить: не даёт ли золотой венок Цезаря, — который в римских условиях несомненно символизировал господство, — объективное и свободное от партийных пристрастий литературных источников свидетельство в пользу одной из двух противоположных интерпретаций. Действительно, в той мере, в какой в статье дается историческая оценка Цезаря, её стержнем служит альтернатива: «диадема или золотой царский венок».
Можно считать совершенно несомненным, что Цезарь на монетах увенчан искусственным, вероятно, золотым венком этрусской формы, и до сих пор это не оспаривалось. Однако происхождение этого венка от древнеримского царского одеяния подвергалось сомнению. Карсон (I, 184; II, 52) считает, что нет никаких свидетельств о том, что золотой венок входил в облачение древних римских царей. Однако имеются вполне чёткие сообщения (процитированные в статье в прим. 172 и 173) Дионисия Галикарнасского, 3, 61, 1; 3, 62, 1—
Все эти усилия критиков перепечатанной здесь работы направлены на то, чтобы опровергнуть интерпретацию венка Цезаря как царского и объяснить его просто как триумфальный венок. При этом, не говоря уже о несостоятельности их возражений, проблема в целом очерчена недостаточно четко. Я могу здесь согласиться лишь с тем, что венок Цезаря совпадает как с древним царским венком, так и с золотым триумфальным венком, которые в целом идентичны. Но даже если бы известен был только золотой венок триумфальной процессии, всё же решающий факт остается в силе: вопреки республиканским ограничениям, Цезарь извлёк этот золотой венок из процессии, — в которой его, между прочим, не надевали на голову, — стал носить его на всех праздниках (именно как древние цари) и тем самым превратил в регалию нереспубликанского характера.
Фелбер (274—
Монетная хронология на нынешнем этапе исследований тоже не может доказать — да ещё и в противоположность вышеописанным литературным источникам — что Цезарь уже за долгое время до Луперкалий появлялся на публике в золотом венке.
Но Карсон (II, 48) и Крэй (30, приложение) относят первые монеты с портретом Цезаря к 1 января 44 г., за шесть недель до Луперкалий (ср. противоположное мнение A. Alföldi, Centennial Publication of American Numismatic Society, 1958, 27—
Таким образом, на основании как литературной традиции, так и современных результатов нумизматических исследований можно сделать вывод лишь о том, что золотой венок как головное украшение был предоставлен диктатору Цезарю совсем незадолго до Луперкалий и что впервые он надел его на публике 15 февраля 44 г. Этому не противоречит и утверждение Цицерона: at etiam adscribi iussit in fastis ad Lupercalia C. Caesari dictatori perpetuo M. Antonium consulem populi iussu regnum detulisse[12]. В худшем случае придётся признать, что Цезарь вступил в должность пожизненного диктатора, предоставленную ему ещё ранее, только на празднике Луперкалий, что, однако, не следует неизбежно из отрывка Цицерона (ср. Alföldi 15 сл.) Вполне естественно предположить, что самые первые портретные денарии, на которых ещё стоит легенда dict. quart., были отчеканены за несколько дней до Луперкалий; возможно, на празднике предполагалось с.102 впервые раздать народу эти монеты, на которых впервые появился портрет диктатора, украшенного новым золотым венком.
Но если даже все было иначе, и Цезарь появился на публике в золотом венке ещё за 2—
Фолькман (305), конечно, объявляет, что альтернатива «диадема или золотой царский венок» вообще сомнительна, так как «в глазах Антония одна почесть не исключала другой». Даже если бы можно было считать доказанным, что Антоний действительно хотел, чтобы Цезарь снова отказался от золотого венка и носил на голове диадему или оба этих знака одновременно, то это ещё не доказывало бы, что и Цезарь придерживался того же мнения. О настроении народа у нас даже есть надёжные сведения. Золотой венок их не возмутил, но диадема оттолкнула. Вопросу Фолькмана (306): «В конце концов, кто может знать, обменял ли бы Цезарь золотой венок на диадему, если бы толпа была согласна?» можно противопоставить мое утверждение (73): «Если бы диадема и царский титул годились в качестве символов умеренной монархии, которой желал и достиг Цезарь, то он бы к ним стремился и хотел бы их получить». Но дело обстояло совершенно иначе. Уже десятки лет популярных лидеров успешно уничтожали с помощью обвинения в стремлении к диадеме и царскому титулу. Против Тиберия Гракха был выдвинут пропагандистский лозунг, будто некий пергамец передал ему диадему. Когда Тиберий Гракх поднёс руку к голове, Назика истолковал этот жест как требование диадемы и начал атаку (Plut., Tib. Gr. 19). В 100 г. до н. э. Сатурнина обвиняли в том, что он позволяет приверженцам приветствовать себя титулом rex. Цезарь должен был знать об этих давно испытанных и опасных пропагандистских приёмах, к которым обращается и Саллюстий, Jugurtha 31, 8. Если Фолькман объявляет (307) «малоправдоподобным», «что Цезарь не сумел всерьёз воспрепятствовать пропаганде, которая объявляла его тираном», то я могу лишь подтвердить, что подобной пропаганде, видимо, вообще трудно было воспрепятствовать и что Цезарь явно не сумел ей воспрепятствовать: под лозунгом «Цезарь — тиран», удалось составить заговор, и Цезарь пал его жертвой.
Наконец, имеется естественная возможность избавиться от альтернативы «диадема или царский венок» и необходимости ответа на неё, если заявить, что «не может быть никакой уверенности относительно последних планов Цезаря» (Schmitthenner 691). Такое признание вполне достойно уважения, но тогда надо было проявить последовательность и не отдавать решающего преимущества определённой интерпретации как якобы лучше доказанной. Впрочем, в нашем случае речь идёт не о расплывчатой и обширной совокупности «последних планов», а о вопросе, был ли Цезарь монархом и желал ли быть им. На него отвечаю положительно и я, и сторонники противоположного мнения о Цезаре. Однако, с.103 по моему мнению, именно потому, что Цезарь желал оставаться монархом, он как раз не стремился к диадеме и царскому титулу, бесполезным для реального могущества и лишь опасным символам, и искал для этого иные решения — то есть, вместо диадемы избрал золотой венок.
Для обсуждаемой здесь проблемы мало полезна опубликованная в 1966 г. работа Добеша. Добеш (90 сл.) считает, что слово rex означало только царя, а в случае Цезаря — самодержца, но не дурного самодержца. Поскольку титул dictator perpetuo тоже обозначал самодержца, оба титула были в равной мере ненавистны, поэтому «Цезарю было практически бесполезно избегать царского титула». Однако Цезарь принял бы царский титул, так как он стремился к абсолютной монархии. Ещё прежде, чем поставить вопрос о диадеме и царском титуле, Добеш утверждает, что стремление Цезаря к абсолютной (эллинистической) монархии вполне доказано, потому что Цезаря при жизни почитали как бога. Действительно, по сравнению с этим диадема и царский титул были относительно безобидными вещами. Однако прижизненный культ Цезаря ещё требуется по-настоящему доказать, а не представлять его как предпосылку, которая, якобы, однозначно засвидетельствована античной традицией (ср. об этом H. Gesche, Die Vergottung Caesars, 1968).
A. Alföldi, Studien über Caesars Monarchie, 1953, (K. Hum. Vet. i. Lund Ârsber. 1952—
R.
G. Dobesch, Caesars Apotheose zu Lebzeiten und sein Ringen um den Königstitel (1966).
V. Ehrenberg, Caesar’s Final Aims, Harvard Studies in Classical Philology 68, 1964, 149—
D. Felber, Caesars Streben nach der Königswürde, in: F. Altheim, Untersuchungen zur römischen Geschichte, Band I, 1961, 209—
M. Gelzer, Caesar, der Politiker und Staatsmann, 6., bearb. und erweiterte Auflage, 1960.
W. Schmitthenner, Das Attentat auf Caesar am 15. März 44 v. Chr., Geschichte in Wissenschaft und Unterricht, 1962, 685—
H. Volkmann, Caesars letzte Pläne im Spiegel der Münzen, Gymnasium 64, 1957, 299—
ПРИМЕЧАНИЯ