Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.24

6. ОСКОПЛЕНИЕ УРАНА






a. После того как Уран низ­верг сво­их вос­став­ших сыно­вей кик­ло­пов в Тар­тар, — мрач­ное про­стран­ство в под­зем­ном мире, нахо­дя­ще­е­ся на таком же рас­сто­я­нии от зем­ли, как зем­ля от неба; если сбро­сить туда мед­ную нако­валь­ню, то она достиг­ла бы его дна за девять дней, — мать-Зем­ля роди­ла ему тита­нов. В отмест­ку за кик­ло­пов мать-Зем­ля убеди­ла тита­нов напасть на сво­его отца. Они послу­ша­лись и, воз­глав­ля­е­мые самым млад­шим из семер­ки — Кро­ном, воору­жен­ным сер­пом из «седо­го желе­за», напа­ли на спя­ще­го Ура­на и без­жа­лост­ный Крон оско­пил его сво­им сер­пом. Схва­тив отре­зан­ные гени­та­лии левой рукой (с кото­рой с тех пор свя­за­ны пло­хие пред­зна­ме­но­ва­ния), он зашвыр­нул их вме­сте с сер­пом в море близ мыса Дре­пан. Одна­ко из капель кро­ви Ура­на, про­лив­ших­ся на мать-Зем­лю, она роди­ла трех эри­ний — Але­кто, Тиси­фо­ну и Меге­ру, мстя­щих отце­убий­цам и клят­во­пре­ступ­ни­кам. Ним­фы Мелии («ясе­не­вые») так­же роди­лись из этой кро­ви.

b. Затем Тита­ны осво­бо­ди­ли из Тар­та­ра кик­ло­пов и вру­чи­ли Кро­ну власть над зем­лей.

Одна­ко, как толь­ко Крон почув­ст­во­вал свое гла­вен­ство, он вновь зато­чил кик­ло­пов в Тар­тар вме­сте со сто­ру­ки­ми и, взяв в жены свою сест­ру Рею, стал пра­вить в Элиде1.

* * *

1. Оскоп­ле­ние Ура­на не нуж­но пони­мать толь­ко мета­фо­ри­че­ски: если сре­ди победи­те­лей были выход­цы из восточ­ной Афри­ки, то даже в наше вре­мя вои­ны пле­ме­ни гал­ла берут с собой в бит­ву кро­хот­ные сер­пы, чтобы оско­пить сво­их вра­гов. Извест­но, что меж­ду рели­ги­оз­ны­ми с.25 обряда­ми восточ­ной Афри­ки и Древ­ней Гре­ции было мно­го обще­го[1].

2. Позд­нее гре­ки ста­ли тол­ко­вать имя Крон как Chro­nos — «отец-вре­мя» с его неумо­ли­мым сер­пом. Одна­ко он изо­бра­жал­ся вме­сте с воро­ной, подоб­но, напри­мер, Апол­ло­ну, Аскле­пию, Сатур­ну и древ­не­му бритт­ско­му богу Бра­ну; поэто­му cro­nos может озна­чать «воро­на», как и латин­ское сло­во cor­nix или гре­че­ское co­ro­ne. Воро­на счи­та­лась вещей пти­цей, в кото­рую все­ля­лась душа царя-жре­ца после его при­не­се­ния в жерт­ву (см. 50. 1).

3. В дан­ном слу­чае три эри­нии, воз­ник­шие из капель кро­ви Ура­на, — это не что иное, как три­а­да жен­ско­го боже­ства, чьи жри­цы во вре­мя при­но­ше­ния в жерт­ву царя (чтобы обес­пе­чить уро­жай­ность полей и садов) носи­ли ужас­ные мас­ки Гор­го­ны, при­зван­ные отпуг­нуть непо­свя­щен­ных. Гени­та­лии царя, похо­же, выбра­сы­ва­лись в море для того, чтобы води­лась рыба. Мсти­тель­ных эри­ний мифо­граф тол­ко­вал как пред­у­преж­де­ние Зев­су не оскоп­лять Кро­на тем же сер­пом. Одна­ко пер­во­на­чаль­но они долж­ны были мстить за обиды, нане­сен­ные мате­рям или тем, кто искал убе­жи­ща у боги­ни оча­га (см. 105. k, 107. d и 113. a), а не отцам.

4. Ясе­не­вые ним­фы — это три эри­нии в их менее отвра­ти­тель­ной ипо­ста­си; при­не­се­ние в жерт­ву царя-жре­ца посвя­ща­лось ясе­ню, кото­рый пер­во­на­чаль­но исполь­зо­вал­ся в цере­мо­ни­ях вызы­ва­ния дождя (см. 57. 1). В Скан­ди­на­вии ясень ста­но­вит­ся дере­вом, исполь­зу­е­мым во всех маги­че­ских риту­а­лах: три нор­ны, или пар­ки, отправ­ля­ют пра­во­судие под ясе­нем, кото­ро­го Один пре­вра­тил в вол­шеб­но­го коня, когда заявил о том, что он буд­то бы явля­ет­ся отцом чело­ве­че­ства. Веро­ят­нее все­го, пер­вы­ми вызы­ва­те­ля­ми дождя в Гре­ции были жен­щи­ны.

5. Нео­ли­ти­че­ские сер­пы из кости с крем­ни­е­вы­ми или обсиди­а­но­вы­ми зуб­ца­ми, веро­ят­но в риту­аль­ных целях, при­ме­ня­лись даже тогда, когда в сель­ском хозяй­стве уже дли­тель­ное вре­мя поль­зо­ва­лись брон­зо­вы­ми и желез­ны­ми сер­па­ми.

6. У хет­тов[2] Кумар­би (Крон) отку­сы­ва­ет гени­та­лии бога неба Ану (Уран), про­гла­ты­ва­ет часть семе­ни, а осталь­ное выпле­вы­ва­ет на гору Кан­зу­ру, где из остав­ше­го­ся семе­ни вырас­та­ет боги­ня. Зача­тый им таким обра­зом бог люб­ви был выре­зан из бока Кумар­би бра­том Ану Эа. Эти два рож­де­ния гре­ки объ­еди­ни­ли в один рас­сказ о том, как Афро­ди­та воз­ник­ла из моря, опло­до­тво­рен­но­го отре­зан­ны­ми гени­та­ли­я­ми Ура­на (см. 10. b). Кумар­би впо­след­ст­вии про­из­во­дит на свет из сво­его бед­ра еще одно­го ребен­ка — таким же спо­со­бом Дио­нис повтор­но рож­да­ет­ся из Зев­са (см. 27. b). Рож­ден­ный из бед­ра сын Кумар­би пра­вит колес­ни­цей бурь, в кото­рую запря­жен бык, и при­хо­дит на помощь Ану. В этом же повест­во­ва­нии «резак, кото­рым в минув­шие вре­ме­на зем­ля была отде­ле­на от неба», ста­но­вит­ся ору­жи­ем, от кото­ро­го поги­ба­ет сын Кумар­би — рож­ден­ный из зем­ли гигант Улли­кум­ми (см. 35. 4).

11 книг по психологии, которые стоит прочитать каждому

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Геси­од. Тео­го­ния 133—187 и 616—626; Апол­ло­дор I. 1. 4—5; Сер­вий. Ком­мен­та­рии к «Эне­иде» Вер­ги­лия V. 801.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.550

  • [1]Обряды всех наро­дов име­ют сход­ные чер­ты, так что вряд ли сто­ит в этом отно­ше­нии отли­чать имен­но Гре­цию и восточ­ную Афри­ку.
  • [2]Хет­ты — народ индо­ев­ро­пей­ско­го про­ис­хож­де­ния, посе­лив­ший­ся в цен­траль­ных обла­стях Малой Азии в кон­це III тыся­че­ле­тия до н. э. и создав­ший там к середине II тыся­че­ле­тия до н. э. цар­ство, являв­ше­е­ся могу­ще­ст­вен­ным сопер­ни­ком Асси­рии и Егип­та в борь­бе за гос­под­ство на Ближ­нем Восто­ке. Хетт­ское цар­ство пало под натис­ком фри­гий­цев, отно­ся­щих­ся к так назы­вае­мым «наро­дам моря». Исто­рия Хетт­ско­го цар­ства срав­ни­тель­но хоро­шо изу­че­на бла­го­да­ря наход­кам мно­го­чис­лен­ных гли­ня­ных таб­ли­чек с кли­но­пи­сью, бле­стя­ще рас­шиф­ро­ван­ных в пер­вые деся­ти­ле­тия наше­го века (осо­бен­но велик вклад чеш­ско­го фило­ло­га Б. Гроз­но­го, 1879—1952).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341658575 1303312492 1303322046 1356780007 1356780008 1356780009