Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.
Сверено с изданием Р. Грейвса 2005 г. (Екатеринбург, У-Фактория).

с.38

14. РОЖДЕНИЕ ГЕРМЕСА, АПОЛЛОНА, АРТЕМИДЫ И ДИОНИСА



a. Люб­ве­обиль­ный Зевс соблаз­нил мно­же­ство нимф, веду­щих свой род от тита­нов и богов, а после сотво­ре­ния чело­ве­ка — и смерт­ных жен­щин. Вне бра­ка от него роди­лось по край­ней мере четы­ре вели­ких олим­пий­ских боже­ства. Преж­де все­го к ним отно­сит­ся Гер­мес, кото­ро­го Зев­су роди­ла Майя, дочь Атлан­та. Про­изо­шло это в пеще­ре на горе Кил­ле­на в Арка­дии. Затем дочь тита­нов Коя и Фебы по име­ни Лето роди­ла ему Апол­ло­на и Арте­ми­ду. При­чем во вре­мя их любов­ной свя­зи Зевс пре­вра­тил­ся в пере­пе­ла, а Лето — в пере­пел­ку; одна­ко рев­ни­вая Гера посла­ла змея Пифо­на, чтобы он пре­сле­до­вал Лето по все­му миру, и заяви­ла, что Лето не смо­жет родить там, где сия­ет солн­це1. Пере­не­сен­ная на кры­льях южно­го вет­ра, Лето ока­за­лась, нако­нец, в Орти­гии, близ Дело­са, где про­из­ве­ла на свет Арте­ми­ду, кото­рая сра­зу же, толь­ко родив­шись, помог­ла мате­ри пере­брать­ся через узкий про­лив, и там, с.39 на Дело­се, меж­ду оли­вой и фини­ко­вой паль­мой, рос­ши­ми на север­ном склоне горы Кинф, после девя­ти дней родо­вых схва­ток Лето про­из­ве­ла на свет Апол­ло­на. Делос, кото­рый до это­го был пла­ваю­щим ост­ро­вом, непо­движ­но закре­пил­ся в море, и никто теперь не имел пра­ва ни родить­ся, ни уме­реть на этом ост­ро­ве: все боль­ные, а так­же бере­мен­ные жен­щи­ны вынуж­де­ны были отправ­лять­ся в Орти­гию2.

b. Когда гово­рят о мате­ри сына Зев­са Дио­ни­са, назы­ва­ют раз­ные име­на. Одни счи­та­ют, что его мате­рью была Демет­ра или Ио3; дру­гие назы­ва­ют Дио­ну, Пер­се­фо­ну, с кото­рой Зевс сово­ку­пил­ся в обли­чье змея, и даже Лето4.



c. Одна­ко основ­ной миф зву­чит сле­дую­щим обра­зом. Зевс, при­няв вид смерт­но­го, имел тай­ную любов­ную связь с Семе­лой («зем­ля»), доче­рью фиван­ско­го царя Кад­ма. Охва­чен­ная рев­но­стью Гера, пре­вра­тив­шись в ста­руш­ку сосед­ку, посо­ве­то­ва­ла Семе­ле, кото­рая уже была на шестом меся­це бере­мен­но­сти, поста­вить сво­е­му таин­ст­вен­но­му воз­люб­лен­но­му усло­вие: пусть он пере­станет обма­ны­вать ее и пред­станет в сво­ем истин­ном обли­чье. Ина­че откуда ей знать, что он не урод? Семе­ла послу­ша­лась это­го сове­та и, когда Зевс отка­зал ей в этой прось­бе, не раз­ре­ши­ла ему боль­ше делить с ней ложе. Тогда в яро­сти он пред­стал перед ней в гро­хо­те гро­ма и свер­ка­нии мол­ний и испе­пе­лил ее. Гер­ме­су, одна­ко, уда­лось спа­сти ее шести­ме­сяч­но­го недо­но­шен­но­го сына. Гер­мес зашил ребен­ка в бед­ро Зев­са, и тот, по исте­че­нии трех меся­цев, в поло­жен­ный срок про­из­вел его на свет. Вот поче­му Дио­ни­са назы­ва­ют «два­жды рож­ден­ный» или «дитя двой­ных две­рей»5.

* * *

1. Любов­ные похож­де­ния Зев­са ука­зы­ва­ют на захват элли­на­ми древ­них свя­ти­лищ боги­ни на горе Кил­ле­на, напри­мер, Гер­мес, сын Зев­са и Майи, пер­во­на­чаль­но был не богом, а тотем­ной силой фал­ли­че­ско­го камен­но­го стол­ба или пира­миды. Такие стол­бы отме­ча­ли центр, вокруг кото­ро­го испол­ня­лись орги­а­сти­че­ские тан­цы в честь боги­ни.

2. Веро­ят­но, одним из ком­по­нен­тов боже­ст­вен­но­сти Апол­ло­на была мышь-про­ри­ца­тель­ни­ца — Апол­лон Смин­фей («Мыши­ный Апол­лон») явля­ет­ся одним из его самых ран­них эпи­те­тов (см. 158. 2), — к кото­рой обра­ща­лись за про­ри­ца­ни­ем в свя­ти­ли­ще Вели­кой боги­ни. Этим, воз­мож­но, объ­яс­ня­ет­ся тот факт, что он родил­ся там, где нико­гда не све­ти­ло солн­це, а имен­но под зем­лей. С мыша­ми свя­зы­ва­ли болез­ни и изле­че­ние от болез­ней, поэто­му элли­ны покло­ня­лись Апол­ло­ну как богу-вра­че­ва­те­лю и про­ри­ца­те­лю, и лишь позд­нее ста­ли гово­рить о том, что он родил­ся под оли­вой и фини­ко­вой паль­мой на север­ном склоне горы. Его назы­ва­ли бра­том-близ­не­цом Арте­ми­ды, боги­ни дето­рож­де­ния, и сде­ла­ли его мате­рью Лето — дочь тита­нов Фебы и Коя. В Егип­те и Пале­стине Лето зна­ли под име­нем Лат — боги­ни пло­до­ро­дия, свя­щен­ны­ми дере­вья­ми кото­рой были фини­ко­вая паль­ма и оли­ва. Вот поче­му в Гре­цию ее пере­нес южный ветер. В Ита­лии она полу­чи­ла имя Лато­на.

3. Арте­ми­да, пер­во­на­чаль­но быв­шая орги­а­сти­че­ской боги­ней, име­ла в каче­стве с.40 свя­щен­ной пти­цы похот­ли­вую пере­пел­ку. Во вре­мя весен­не­го пере­ле­та пере­пе­ли­ные стаи мог­ли выбрать для отды­ха Орти­гию.

У Гоме­ра («Или­а­да» IV. 101) Апол­лон назы­ва­ет­ся Ly­ce­ge­nes, т. е. «ликий­ский», рож­ден­ный в Ликии; эфес­цы похва­ля­лись, что он родил­ся в сосед­ней с Эфе­сом Орти­гии (Тацит. Анна­лы III. 61). Сво­им зем­ля­ком его так­же счи­та­ли жите­ли Теги­ры в Бео­тии и Зосте­ра в Атти­ке (Сте­фан Визан­тий­ский под сло­вом «Теги­ра»).

4. Плу­тарх, назы­вая Дио­ни­са «сыном Лето» («забве­ние») («Застоль­ные вопро­сы» VII. 5, 705 B), име­ет в виду его более позд­нюю ипо­стась — бога вино­град­ной лозы.

5. Рас­сказ о доче­ри Кад­ма Семе­ле, веро­ят­но, свиде­тель­ст­ву­ет о дей­ст­ви­ях бео­тий­ских элли­нов, направ­лен­ных на иско­ре­не­ние тра­ди­ци­он­но­го при­не­се­ния в жерт­ву чле­нов цар­ской семьи: Зевс-Олим­пи­ец ста­но­вит­ся вер­хов­ным богом, берет обре­чен­но­го царя под свою защи­ту и уни­что­жа­ет боги­ню сво­им соб­ст­вен­ным перу­ном. Дио­нис ста­но­вит­ся бес­смерт­ным после того, как его повтор­но про­из­во­дит на свет его бес­смерт­ный отец. Семе­ле в Афи­нах покло­ня­лись во вре­мя празд­ни­ка неисто­вых жен­щин на Лене­ях, когда при­зван­ный сим­во­ли­зи­ро­вать Дио­ни­са годо­ва­лый бычок раз­ре­зал­ся на девять частей и при­но­сил­ся ей в жерт­ву, при­чем один кусок зажа­ри­вал­ся, а осталь­ные поеда­лись участ­ни­ка­ми риту­а­ла в сыром виде.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Геси­од. Тео­го­ния 918; Апол­ло­дор I. 4. 1; Ари­сто­фан. Пти­цы 870; Сер­вий. Ком­мен­та­рий к «Эне­иде» Вер­ги­лия III. 73.
  • 2Гоме­ров­ский гимн к Апол­ло­ну Делос­ско­му 14 и сл. Гигин, Мифы 140; Эли­ан. Пест­рые рас­ска­зы V. 4; Фукидид III. 104; Стра­бон X. 5. 5.
  • 3Дио­дор Сици­лий­ский III. 62 и 74; IV. 4.
  • 4Орфи­че­ский фраг­мент 59; Плу­тарх. Застоль­ные вопро­сы VII, 5. 705 B.
  • 5Апол­ло­дор III. 4. 3; Апол­ло­ний Родос­ский IV. 1133—1138.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341658575 1303242327 1303312492 1356780015 1356780016 1356780017