Е. Л. Смирнова

Финансовая политика Веспасиана и Тита

«Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира». Вып. 8. Санкт-Петербург, 2009. С. 297—312.

с.297 Вос­ста­нов­ле­ние пошат­нув­шей­ся за вре­мя граж­дан­ских войн 68—69 гг. финан­со­вой систе­мы государ­ства было одной из самых важ­ных и слож­ных задач импе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на. И имен­но его финан­со­вая поли­ти­ка вызва­ла у совре­мен­ни­ков наи­бо­лее нега­тив­ную реак­цию: под­чер­ки­вая мно­же­ство поло­жи­тель­ных качеств импе­ра­то­ра, тра­ди­ция еди­но­душ­но упре­ка­ет его в чрез­мер­ной ску­по­сти и среб­ро­лю­бии (Tac. Hist., II, 84, 95; Dial., 13; Suet. Vesp., 16, 1; Jos. BJ, VII, 11, 2).

О пла­чев­ном состо­я­нии финан­сов в нача­ле прав­ле­ния Вес­па­си­а­на мож­но судить на осно­ва­нии сведе­ний Таци­та и Све­то­ния. Тацит пишет, что уже на одном из пер­вых заседа­ний сена­та пре­то­ры каз­на­чей­ства потре­бо­ва­ли издать поста­нов­ле­ние, огра­ни­чи­ваю­щее рас­хо­ды, так как денеж­ные запа­сы оскуде­ли (Tac. Hist., IV, 9). По Све­то­нию, Вес­па­си­ан в самом нача­ле сво­его прав­ле­ния заявил, что необ­хо­ди­мо 40 мил­ли­ар­дов сестер­ци­ев, чтобы государ­ство вста­ло на ноги (Suet. Vesp., 16, 3).

При харак­те­ри­сти­ке финан­со­вых меро­при­я­тий Вес­па­си­а­на нелиш­ним будет отме­тить, что импе­ра­тор имел бога­тый лич­ный опыт финан­со­вых сде­лок, и как намест­ник Афри­ки и сын сбор­щи­ка нало­гов в Азии мог иметь пред­став­ле­ние о меха­низ­ме нало­го­вой систе­мы импе­рии (Suet. Vesp. 1, 2; 4, 3). Кро­ме того, в годы граж­дан­ской вой­ны и поз­же он поль­зо­вал­ся услу­га­ми опыт­но­го финан­си­ста Тибе­рия Юлия1 и воль­ноот­пу­щен­ни­цы Кениды, неко­гда управ­ляв­шей име­ни­я­ми Анто­нии Млад­шей (Dio Cass., LXVI, 14, 3—4). Муци­ан, один из выдаю­щих­ся фла­виан­цев, тоже с.298 отлич­но осо­зна­вал важ­ность денеж­ных средств в укреп­ле­нии гос­под­ства Фла­ви­ев (Tac. Hist., II, 84; Dio Cass., LXVI, 2, 5).

К попол­не­нию финан­сов Вес­па­си­ан и его люди реши­тель­но при­сту­пи­ли еще во вре­мя вой­ны с Вител­ли­ем: день­ги соби­ра­лись ото­всюду, откуда воз­мож­но, в том чис­ле при помо­щи доно­сов и раз­граб­ле­ния бога­тых име­ний и обо­га­ще­ния и от мир­ско­го, и от свя­щен­но­го (Tac. Hist., II, 84; III, 8; Dio Cass., LXVI, 2, 5; 8, 3).

Забота о финан­сах Вес­па­си­а­на-импе­ра­то­ра про­яви­лась в осо­бен­но­сти в его нало­го­вых мерах, реор­га­ни­за­ции про­вин­ций, вни­ма­нии к земель­но­му вопро­су. Обоб­щен­ное опи­са­ние и неко­то­рые подроб­но­сти нало­го­вых меро­при­я­тий Вес­па­си­а­на име­ют­ся у Све­то­ния и Дио­на Кас­сия. Во-пер­вых, Вес­па­си­ан «взыс­ки­вал недо­им­ки, про­щен­ные Галь­бой» (лозун­ги на брон­зо­вых моне­тах Галь­бы2 свиде­тель­ст­ву­ют об осво­бож­де­нии гал­лов, под­дер­жав­ших Вин­дек­са и Галь­бу, от одной чет­вер­той пода­тей). Во-вто­рых, он «нало­жил новые тяже­лые пода­ти» (сре­ди них зна­ме­нит налог на туа­ле­ты). В-третьих, он «уве­ли­чил и под­час даже удво­ил дань с про­вин­ций» (Suet. Vesp., 16, 1; 23, 3; Dio Cass., LXVI, 8, 3 ср.: Tac. Hist., I, 8, 51; Suet. Gal­ba, 15, 2). Пер­вы­ми жерт­ва­ми меро­при­я­тий Вес­па­си­а­на по попол­не­нию финан­сов импе­рии ста­ли восточ­ные про­вин­ции, а затем и Ита­лия, и Рим (Tac. Hist., III, 8; Dio Cass., LXVI, 8, 2; 8, 4).

Повест­вуя о пре­бы­ва­нии Вес­па­си­а­на в Егип­те в 69 году, Дион Кас­сий упо­ми­на­ет об обо­га­ще­нии Вес­па­си­а­на «от свя­щен­но­го» в Алек­сан­дрии (Dio Cass., LXVI, 2, 5; 8, 3). В свя­зи с этим было сде­ла­но пред­по­ло­же­ние, что, воз­мож­но, опись хра­мо­во­го и свя­щен­но­го иму­ще­ства Егип­та, извест­ная для II века, и огра­ни­че­ние осво­бож­де­ния жре­цов от подуш­ной пода­ти было ново­введе­ни­ем Вес­па­си­а­на3. Имен­но при Вес­па­си­ане в Риме появил­ся алек­сан­дрий­ский фиск (ILS, 1518; CIL, VI, 5744, 8573)4. В девя­тый год прав­ле­ния Вес­па­си­а­на в Егип­те был про­веден ценз после обыч­но­го 14-лет­не­го пере­ры­ва (Pap. Oxy., II, CCCLXI). Кро­ме того, извест­но, что алек­сан­дрий­цы про­зва­ли Вес­па­си­а­на «соби­ра­тель обо­лов», а так­же «cy­bio­sac­tes», как само­зван­ца 58 г. до н. э., оста­вив­ше­го по с.299 себе память «гряз­но­го скря­ги» (Suet. Vesp., 19, 2; Dio Cass., LXVI, 8, 4). Эти про­зви­ща отра­жа­ют, оче­вид­но, стрем­ле­ние Вес­па­си­а­на не упу­стить ни одной воз­мож­но­сти для попол­не­ния каз­ны.

Пока­за­те­лем вни­ма­ния Вес­па­си­а­на к финан­сам восточ­ных про­вин­ций явля­ют­ся и сле­дую­щие его меро­при­я­тия. Во-пер­вых, в Риме был создан ази­ат­ский фиск под кон­тро­лем импе­ра­тор­ско­го воль­ноот­пу­щен­ни­ка (ILS, 1507, 1515—1517), по-види­мо­му, для воз­рож­де­ния или улуч­ше­ния изъ­я­тия подуш­но­го нало­га. Во-вто­рых, после захва­та Иеру­са­ли­ма на иуде­ев была нало­же­на пого­лов­ная подать в две драх­мы в поль­зу Капи­то­лия5. Нако­нец, каз­на и лич­ное состо­я­ние Фла­ви­ев были попол­не­ны бога­тей­шей добы­чей из Иеру­са­ли­ма и дру­гих иудей­ских горо­дов и дохо­да­ми от рас­про­даж захва­чен­но­го иму­ще­ства (Jos. BJ, V, 13, 4; VI, 6, 1; 8, 3; 9, 4; VII, 1, 1; 1, 3; 5, 2; 6, 6; 11, 2). Вете­ран­ская коло­ния в Цеза­рее была осво­бож­де­на толь­ко от сирий­ско­го подуш­но­го нало­га (Dig., L, 15, 8, 7).

Стрем­ле­ние импе­ра­то­ра к уве­ли­че­нию нало­го­об­ло­же­ния и финан­со­во­му кон­тро­лю кос­ну­лось и про­вин­ции Афри­ка: сохра­ни­лось вос­хва­ле­ние Ста­ци­ем дея­тель­но­сти Рути­лия Гал­ли­ка в Афри­ке, успе­хи кото­ро­го в уве­ли­че­нии дани с про­вин­ции пре­взо­шли все ожи­да­ния (Stat. Sil­vae, I, 4, 83—88).

О нало­го­вых меро­при­я­ти­ях Вес­па­си­а­на в запад­ных про­вин­ци­ях и Ита­лии извест­но немно­го. Quad­rin­ges­si­ma re­mis­sa в Гал­лии была вос­ста­нов­ле­на (Suet. Vesp. 16, 1). Даро­ва­ние латин­ско­го пра­ва Испа­нии (Plin. NH, III, 30) сопро­вож­да­лось про­веде­ни­ем там намест­ни­ком Виби­ем Кри­спом цен­за с целью упо­рядо­че­ния взи­ма­ния нало­гов (AE, 1939, № 60)6. Воз­мож­но, про­веде­ние цен­за, пору­чен­ное М. Гиррию Фрон­то­ну, было осу­щест­вле­но в Ита­лии7.

Нема­ло иссле­до­ва­ний вызва­ло сооб­ще­ние Све­то­ния и дру­гих антич­ных авто­ров о поте­ре неза­ви­си­мо­сти Ахай­ей, Лики­ей, Родо­сом, с.300 Само­сом и Визан­ти­ем (Suet. Vesp., 8, 4; Epit. De caes., 9, 12—13; Eut­rop., VII, 19, 4; Oros., VII, 9, 10), о воз­мож­но­сти созда­ния in­su­la­rum pro­vin­cia из Родо­са и дру­гих ост­ро­вов (Fes­tus. Brev., 10) и о появ­ле­нии pro­vin­cia Hel­les­pon­ti при Вес­па­си­ане (ILS, 1374). Нам пред­став­ля­ет­ся очень убеди­тель­ным вывод Р. МакЭлдери и А. Босу­ор­та о том, что целью подоб­ной реор­га­ни­за­ции про­вин­ций Вес­па­си­а­ном было уве­ли­че­ние нало­го­вых поступ­ле­ний. Про­вин­ция Гел­лес­пон­та явно была финан­со­вым окру­гом под управ­ле­ни­ем про­ку­ра­то­ра, как и про­вин­ция ост­ро­вов, если мож­но верить сооб­ще­нию Феста о ее созда­нии; лише­ние цело­го ряда горо­дов неза­ви­си­мо­сти было свя­за­но не с бес­по­ряд­ка­ми в них, а со стрем­ле­ни­ем низ­ве­сти их к подат­но­му состо­я­нию, про­изо­шло ли это во вре­мя намест­ни­че­ства Эприя Мар­цел­ла в Азии в 70—73 гг. или уже при воз­вра­ще­нии Вес­па­си­а­на из Алек­сан­дрии в Рим летом — осе­нью 70 года8.

Про­вин­ци­аль­ная реор­га­ни­за­ция, про­веде­ние цен­зов в Испа­нии, Афри­ке, Егип­те и обще­го цен­за рим­ских граж­дан свиде­тель­ст­ву­ют о стрем­ле­нии Вес­па­си­а­на к упо­рядо­че­нию и уни­фи­ка­ции поло­же­ния насе­ле­ния импе­рии в отно­ше­нии нало­гов. Созда­ние в Риме осо­бых фис­ков для сбо­ра нало­гов с наи­бо­лее бога­тых терри­то­рий — Азии, Алек­сан­дрии и с иуде­ев, где бы они ни жили, — гово­рит о наме­ре­нии Вес­па­си­а­на управ­лять финан­са­ми государ­ства из цен­тра, из Рима. Стрем­ле­ние прин­цеп­са сосре­дото­чить управ­ле­ние финан­са­ми в Риме про­сле­жи­ва­ет­ся и в посте­пен­ном уга­са­нии про­вин­ци­аль­ных монет­ных дво­ров в 70-е годы I века: из 11 или 14 монет­ных дво­ров Вес­па­си­а­на, дей­ст­во­вав­ших во вре­мя граж­дан­ской вой­ны, к кон­цу его прав­ле­ния остал­ся лишь вспо­мо­га­тель­ный монет­ный двор в Лугду­ну­ме для чекан­ки ассов9.

Наведе­ние поряд­ка в финан­сах при Вес­па­си­ане было тес­но свя­за­но с упо­рядо­че­ни­ем земель­но­го вопро­са: про­из­веден­ные при Нероне кон­фис­ка­ции и хаос года четы­рех импе­ра­то­ров, когда мно­гие бога­тые сена­то­ры и жите­ли муни­ци­пий были уни­что­же­ны, а име­ния их раз­граб­ле­ны или захва­че­ны, чрез­вы­чай­но обост­ри­ли про­бле­му земель­ной орга­ни­за­ции (Tac. Ann., XV, 45; Agr., 7; Suet. Ne­ro, 27, 3; 32, 2; Jos. BJ, VII, 11, 2). При Вес­па­си­ане начал­ся розыск и воз­вра­ще­ние государ­ству при­над­ле­жа­щих ему и неза­кон­но с.301 захва­чен­ных в Ита­лии и про­вин­ци­ях земель (ILS, 249, 5942). В Ита­лии изъ­я­тие sub­si­ci­va у неза­кон­ных вла­дель­цев при­ве­ло к отправ­ке мно­го­чис­лен­ных посольств к Вес­па­си­а­ну. Изъ­я­тия были пре­кра­ще­ны, одна­ко все, уже кон­фис­ко­ван­ное, не воз­вра­ща­лось10. Управ­ле­ние государ­ст­вен­ны­ми и импе­ра­тор­ски­ми зем­ля­ми было «прак­ти­че­ски объ­еди­не­но в одном ведом­стве»11, вслед­ст­вие чего про­изо­шел вну­ши­тель­ный при­рост финан­со­вых поступ­ле­ний в импе­ра­тор­скую каз­ну, и одно­вре­мен­но воз­рос­ло зна­че­ние и ста­тус про­ку­ра­то­ров прин­цеп­са12.

Отме­тим, вслед за М. И. Ростов­це­вым и дру­ги­ми иссле­до­ва­те­ля­ми, что земель­ные меро­при­я­тия и раз­ви­тие про­ку­ра­ту­ры при Вес­па­си­ане про­дол­жи­ли поли­ти­ку Клав­дия и его воль­ноот­пу­щен­ни­ков и совет­ни­ков Нар­цис­са и Пал­лан­та (Tac. Ann., XII, 60; XIV, 18; Suet. Claud., 28)13. Ново­введе­ни­ем Вес­па­си­а­на было появ­ле­ние в Риме фис­ков, в кото­рых хра­ни­лись не лич­ные дохо­ды импе­ра­то­ра, как в fis­cus li­ber­ta­tis et pe­cu­lio­rum при Клав­дии или в fis­cus castren­sis при Вес­па­си­ане (CIL, VI, 8540a; ILS, 1570, 1651, 1660), а поступ­ле­ния из про­вин­ций (fis­cus iudai­cus, fis­cus ale­xandri­nus, fis­cus asia­ti­cus). Новым был и fis­cus fru­men­ta­rius (ILS, 1540—1544) — види­мо, это была посто­ян­ная каз­на пре­фек­та пре­то­рия, кото­рый пере­стал брать день­ги из эра­рия14. Созда­ние фис­ков помо­га­ло избе­жать воз­мож­ных затруд­не­ний, свя­зан­ных с изъ­я­ти­ем денег из эра­рия, поз­во­ля­ло нала­дить управ­ле­ние финан­са­ми через назна­чае­мых лич­но импе­ра­то­ром вер­ных и ком­пе­тент­ных людей, устра­ня­ло воз­мож­ность даже мини­маль­но­го кон­тро­ля дохо­дов и рас­хо­дов15.

с.302 В свя­зи с этим нель­зя не обра­тить­ся к вопро­су о роли сена­та в финан­со­вом управ­ле­нии при Вес­па­си­ане. В 70 году в сена­те, бес­спор­но, име­лась груп­пи­ров­ка, стре­мив­ша­я­ся уси­лить зна­че­ние сена­та в реше­нии финан­со­вых про­блем: пре­то­ры, управ­ляв­шие эра­ри­ем, потре­бо­ва­ли на заседа­нии курии при­нять поста­нов­ле­ние, огра­ни­чи­ваю­щее рас­хо­ды, и Гель­видий Приск, несмот­ря на совет буду­ще­го кон­су­ла пре­до­ста­вить реше­ние про­бле­мы импе­ра­то­ру, «офи­ци­аль­но пред­ло­жил, чтобы сенат сам при­нял поста­нов­ле­ние», за чем после­до­вал опрос мне­ний (Tac. Hist., IV, 9). Если бы Гель­видий Приск был, как счи­та­ет П. Брант, оди­нок в сво­ем выступ­ле­нии за само­сто­я­тель­ность финан­со­вой дея­тель­но­сти сена­та16, то вряд ли пона­до­би­лось бы вето народ­но­го три­бу­на, запре­щаю­щее выно­сить реше­ние в отсут­ст­вие прин­цеп­са: пред­ло­же­ние Гель­видия про­ва­ли­лось бы при голо­со­ва­нии. Кро­ме того, Тацит не назвал бы ситу­а­цию в сена­те «рас­прей», да и сенат­ская комис­сия по сокра­ще­нию государ­ст­вен­ных рас­хо­дов не была бы назна­че­на, а это про­изо­шло (ibid. IV, 40), и доста­точ­но быст­ро, что поз­во­ля­ет счи­тать мало­ве­ро­ят­ны­ми подроб­ные пред­ва­ри­тель­ные кон­суль­та­ции с Вес­па­си­а­ном, нахо­див­шим­ся в Алек­сан­дрии.

Поми­мо комис­сии по сокра­ще­нию рас­хо­дов, в 70 году была назна­че­на сенат­ская комис­сия по воз­ра­ще­нию цен­но­стей, отня­тых во вре­мя вой­ны, вла­дель­цам, обе комис­сии — по жре­бию (Tac. Hist., IV, 40). Сто­ит заме­тить, что из пяти сенат­ских комис­сий, создан­ных в I веке в резуль­та­те финан­со­вых затруд­не­ний, толь­ко комис­сия 70 года была созда­на по ини­ци­а­ти­ве не импе­ра­то­ра, а сена­та17. Тогда же, в нача­ле 70 года, сенат решил в свя­зи с исто­ще­ни­ем государ­ст­вен­ной каз­ны занять у граж­дан 60 мил­ли­о­нов сестер­ци­ев, но вско­ре заем был отме­нен, посколь­ку, как пишет Тацит, «потреб­ность в этих день­гах или необ­хо­ди­мость при­тво­рять­ся, буд­то они нуж­ны, мино­ва­ла» (ibid., IV, 47). Сомне­ния Таци­та в истин­но­сти исто­ще­ния каз­ны явля­ют­ся, веро­ят­но, частью общей ата­ки на ску­пость Вес­па­си­а­на18, но поче­му мино­ва­ла необ­хо­ди­мость в зай­ме? Ско­рее все­го, Вес­па­си­ан, имея иное, чем у сена­то­ров, пред­став­ле­ние о мето­дах реше­ния финан­со­вых про­блем или про­сто не желая допус­кать сенат в сфе­ру финан­сов, как толь­ко полу­чил ясное пред­став­ле­ние о ситу­а­ции в курии, насто­ял с.303 на отмене сенат­ско­го поста­нов­ле­ния под каким-то пред­ло­гом, воз­мож­но, имен­но заявив о том, что необ­хо­ди­мость в день­гах отпа­ла.

Далее ниче­го не извест­но о роли сена­та в финан­со­вом управ­ле­нии, за исклю­че­ни­ем того, что из четы­рех сенат­ских поста­нов­ле­ний, о кото­рых хоть что-то извест­но в прав­ле­ние Вес­па­си­а­на19, два отно­сят­ся к обла­сти финан­сов (SC Pe­ga­sia­num нача­ла 70-х, кото­рое уточ­ня­ло поста­нов­ле­ние сена­та об управ­ле­нии име­ни­ем по дове­рен­но­сти, и SC Ma­ce­do­nia­num, соглас­но кото­ро­му запре­ща­лось давать день­ги в долг лицам, нахо­див­шим­ся во вла­сти отца семей­ства (Gai­us. Inst., II, 254—259, 286a; Dig. 14, 6). Види­мо, ожив­ле­ние выступ­ле­ний сена­то­ров за парт­нер­ство сена­та и прин­цеп­са в управ­ле­нии быст­ро утих­ло или было пога­ше­но как отсут­ст­ви­ем реаль­ных воз­мож­но­стей сена­та вли­ять на сфе­ру финан­сов, так и мера­ми импе­ра­то­ра. С дру­гой сто­ро­ны, Вес­па­си­ан, стре­мясь устра­нить сенат из управ­ле­ния финан­са­ми, все же про­во­дил какую-то часть сво­их финан­со­вых меро­при­я­тий через сенат.

Све­то­ний пере­да­ет мол­ву о Вес­па­си­ане, что тот про­дви­гал на все более высо­кие места самых хищ­ных чинов­ни­ков, чтобы дать им нажить­ся, а потом засудить (Suet. Vesp., 16, 2). Сооб­ще­ние Таци­та при­мер­но такое же: «В нача­ле прав­ле­ния Вес­па­си­ан лишь не мешал дру­гим, позд­нее, изба­ло­ван­ный уда­ча­ми, поощ­ря­е­мый дур­ны­ми совет­чи­ка­ми, стал и сам гра­бить про­вин­ци­а­лов» (Tac. Hist., II, 84). Невоз­мож­но ска­зать что-либо о про­ку­ра­то­рах Вес­па­си­а­на, но в отно­ше­нии намест­ни­ков про­вин­ций в его прав­ле­ние изве­стен лишь один про­цесс по обви­не­нию в вымо­га­тель­стве — дело Юлия Бас­са, но и в нем суть обви­не­ния не вполне ясна (Plin. Ep., IV, 9, 1)20. Одна­ко отсут­ст­вие сведе­ний о re­pe­tun­dae при Вес­па­си­ане объ­яс­ня­ет­ся ско­рее не иска­же­ни­ем исти­ны у Таци­та и Све­то­ния, а состо­я­ни­ем источ­ни­ков: подав­ля­ю­щее боль­шин­ство свиде­тельств о про­цес­сах при Юли­ях-Клав­ди­ях содер­жит­ся в Анна­лах Таци­та, в то вре­мя как для прав­ле­ния Фла­ви­ев при­хо­дит­ся доволь­ст­во­вать­ся немно­го­чис­лен­ны­ми упо­ми­на­ни­я­ми в пись­мах Пли­ния Млад­ше­го21.

с.304 Допол­ни­тель­ным осно­ва­ни­ем для дове­рия сведе­ни­ям тра­ди­ции об исполь­зо­ва­нии Вес­па­си­а­ном сво­их чинов­ни­ков и весь­ма жест­ком сти­ле финан­со­вых меро­при­я­тий в про­вин­ци­ях может слу­жить тот факт, что финан­со­вая сфе­ра дея­тель­но­сти Вес­па­си­а­на — это един­ст­вен­ная область, где у Таци­та мы нахо­дим кри­ти­ку пер­во­го Фла­вия, за исклю­че­ни­ем кри­ти­ки выбо­ра дру­зей, кото­рая, впро­чем, у Таци­та тес­но свя­за­на с про­бле­мой финан­со­во­го могу­ще­ства (Tac. Hist., II, 84, 95; IV, 47; Dial, 13 ср.: Hist., I, 50; II, 5, 7, 74—75, 80). В оцен­ке Све­то­ния так­же среб­ро­лю­бие Вес­па­си­а­на «един­ст­вен­ное, в чем его упре­ка­ли спра­вед­ли­во» (Suet. Vesp., 16, 1). Даже Иосиф Фла­вий не обо­шел мол­ча­ни­ем не совсем бла­го­вид­ные финан­со­вые меры Вес­па­си­а­на, ука­зав, что иму­ще­ство уби­тых во вре­мя вос­ста­ния сика­ри­ев бога­тых иуде­ев в Кирене было при­со­еди­не­но к дохо­дам Цеза­ря (Jos. BJ, VII, 11, 2).

Итак, пре­сле­дуя цель попол­не­ния государ­ст­вен­ной каз­ны, Вес­па­си­ан не осо­бо заду­мы­вал­ся в выбо­ре средств. Об этом, поми­мо все­го про­че­го, свиде­тель­ст­ву­ет задерж­ка закон­ных наград вой­скам, при­ка­за­ние моря­кам ходить разу­ты­ми, про­да­жа долж­но­стей соис­ка­те­лям и оправ­да­ний под­суди­мым (в том чис­ле, при дея­тель­ном уча­стии Тита и Кениды), непри­лич­ная для пра­ви­те­ля игра на раз­ни­це опто­вых и роз­нич­ных цен (Suet., Vesp., 8, 2—3; 16, 1—2; 22, 2; Tit., 7, 1; Dio Cass., LXVI, 14, 3—4). Иссле­до­ва­ния сохра­нив­ших­ся монет Вес­па­си­а­на пока­за­ли, что в пер­вой поло­вине его прав­ле­ния содер­жа­ние сереб­ра в дена­ри­ях было умень­ше­но по срав­не­нию с прав­ле­ни­ем Неро­на и даже вре­ме­нем граж­дан­ских войн в сред­нем на 5%22.

Нетруд­но заме­тить, что тяготы финан­со­вой поли­ти­ки Вес­па­си­а­на пали в боль­шей сте­пе­ни на про­вин­ци­а­лов, отча­сти — на армию, импе­ра­тор­ских чинов­ни­ков и лич­ную репу­та­цию прин­цеп­са. Финан­со­вое дав­ле­ние пер­во­го Фла­вия вряд ли серь­ез­но заде­ло инте­ре­сы част­ных лиц импе­рии с круп­ны­ми состо­я­ни­я­ми (Tac. Hist., IV, 47; Suet. Vesp., 13 cp.: 16, 3), и нет ука­за­ний, чтобы оно кому-нибудь сто­и­ло жиз­ни. Напро­тив, за день­ги мож­но было полу­чить долж­ность или осво­бож­де­ние от тюрем­но­го заклю­че­ния, и Дион Кас­сий при харак­те­ри­сти­ке финан­со­вых меро­при­я­тий Вес­па­си­а­на отме­чал: «Он не убил из-за денег нико­го, а спас мно­гих из даю­щих» (Dio Cass., LXVI, 14, 4). Веро­ят­но, поэто­му наряду с упре­ка­ми Вес­па­си­а­ну в среб­ро­лю­бии мож­но про­следить и тен­ден­цию к оправ­да­нию прин­цеп­са: «К побо­рам и вымо­га­тель­ствам он был вынуж­ден край­ней с.305 скудо­стью государ­ст­вен­ной и импе­ра­тор­ской каз­ны» (Suet. Vesp., 16, 3). По Све­то­нию, упре­ки Вес­па­си­а­ну исхо­ди­ли из уст алек­сан­дрий­цев, ста­ро­го пас­ту­ха и глав­но­го мима Фаво­ра, в то вре­мя как авто­ром оправ­ды­ваю­щих суж­де­ний, ско­рее все­го, сле­ду­ет при­знать сенат (ibid., 16, 3 и 18, 2 cp.: 16, 3 и 17).

Одной из состав­ля­ю­щих частей финан­со­вой поли­ти­ки Вес­па­си­а­на было то, что в част­ной жиз­ни он доволь­ст­во­вал­ся немно­гим, и сво­ей непри­тя­за­тель­но­стью «боль­ше все­го спо­соб­ст­во­вал воз­вра­ще­нию к про­сто­те нра­вов» (Tac. Ann., III, 55; Dio Cass., LXVI, 10, 3). Одна­ко Дион Кас­сий отме­ча­ет очень любо­пыт­ную осо­бен­ность финан­со­вой поли­ти­ки Вес­па­си­а­на: в отли­чие от береж­ли­во­сти в лич­ной жиз­ни на пра­ви­тель­ство и празд­ни­ки Вес­па­си­ан тра­тил, «сколь­ко долж­но было» (Dio Cass., LXVI, 10, 3). Подроб­но­сти трат Вес­па­си­а­на ука­зы­ва­ет Све­то­ний, пред­ва­ряя их заме­ча­ни­ем, что «худо нажи­то­му он давал наи­луч­шее при­ме­не­ние». Вес­па­си­ан попол­нил состо­я­ния сена­то­ров и назна­чил еже­год­ные выпла­ты нуж­дав­шим­ся кон­су­ля­рам; он отстро­ил мно­гие горо­да после зем­ле­тря­се­ний и пожа­ров; он стал выпла­чи­вать еже­год­ное жало­ва­ние латин­ским и гре­че­ским рито­рам; он воз­об­но­вил ста­рин­ные пред­став­ле­ния и награ­дил мно­гих акте­ров и кифа­редов; он устра­и­вал частые и рос­кош­ные зва­ные пиры, и разда­вал подар­ки муж­чи­нам на Сатур­на­ли­ях и жен­щи­нам в мар­тов­ские кален­ды (Suet. Vesp., 17—19, 1). Уже в 71 году был про­веден рос­кош­ный иудей­ский три­умф (Jos. BJ, VII, 5, 4—7; Suet., Vesp., 12; Tit., 6, 1; Dom., 2, 1). В Риме при Вес­па­си­ане был отре­мон­ти­ро­ван Клав­ди­ев акве­дук, вос­ста­нов­лен Капи­то­лий­ский храм, храм Чести и Доб­ро­де­те­ли, храм боже­ст­вен­но­го Клав­дия и сце­на теат­ра Мар­цел­ла, постро­ен храм Мира, свя­ти­ли­ще Юпи­те­ра-Хра­ни­те­ля и амфи­те­атр до третье­го яру­са (Tac. Hist., IV, 53; III, 74; Suet., Vesp., 8, 5—9, 1; Plin. NH, XXXV, 120).

Изыс­ка­ние средств на обшир­ное стро­и­тель­ство, разда­чи подар­ков, пиры, зре­ли­ща, введе­ние еже­год­но­го жало­ва­ния кон­су­ля­рам и рито­рам, забота об искус­стве пока­зы­ва­ет, что уси­лия Вес­па­си­а­на по попол­не­нию государ­ст­вен­ной каз­ны были более чем успеш­ны­ми. Об успе­хе финан­со­вых меро­при­я­тий Вес­па­си­а­на свиде­тель­ст­ву­ет так­же неко­то­рое повы­ше­ние содер­жа­ния сереб­ра в моне­тах во вто­рой поло­вине его прав­ле­ния23, про­дол­же­ние Титом стро­и­тель­ства в Риме и про­вин­ци­ях и воз­мож­ность Тита демон­стри­ро­вать щед­рость и оте­че­скую заботу после извер­же­ния Везу­вия и пожа­ра в Риме (Suet. Tit., 7, 3; 8, 1—4).

с.306 Но нель­зя не заме­тить, что все «наи­луч­шие» тра­ты вла­сти были направ­ле­ны, глав­ным обра­зом, на упро­че­ние пре­сти­жа и попу­ляр­но­сти, а зна­чит, и проч­но­сти вла­сти Фла­ви­ев в Риме и в про­вин­ци­ях. Так, стро­и­тель­ная про­грам­ма Вес­па­си­а­на бес­спор­но про­воз­гла­ша­ла связь новой дина­стии с боже­ст­вен­ным Авгу­стом, кото­рый, как узнал Вес­па­си­ан, заду­мал постро­ить амфи­те­атр и постро­ил театр Мар­цел­ла, запла­ни­ро­ван­ный еще Цеза­рем, при­чем имен­но в этом теат­ре Август про­вел сто­лет­ние игры (Suet., Vesp., 9, 1; Caes., 44; Aug., 29; CIL, VI, 32323. 157). Утвер­жда­лась и связь с боже­ст­вен­ным Клав­ди­ем, забо­тив­шем­ся о прак­тич­ных, полез­ных построй­ках в отли­чие от чудо­вищ­но­го Неро­на, думав­ше­го толь­ко о сво­ей рос­ко­ши. Импе­ра­тор­ское жало­ва­ние рито­рам и нуж­дав­шим­ся кон­су­ля­рам неиз­беж­но ста­ви­ло их в зави­си­мость от прин­цеп­са. А если забота об искус­ствах, выра­жае­мая в награ­дах поэтам, худож­ни­кам и акте­рам, была награ­дой за тво­ре­ния, подоб­ные вос­ста­нов­ле­нию Колос­са — ста­туи Неро­на, голо­ва кото­рой была изме­не­на так, что Колосс пре­вра­тил­ся в ста­тую Солн­ца, напо­ми­нав­шую сво­им обли­ком Тита (Suet., Vesp., 18; Plin. NH, XXXIV, 45; Dio Cass., LXVI, 15, 1; Mart. De spect., 2, 1), то и забота об искус­ствах не была бес­ко­рыст­ной бла­готво­ри­тель­но­стью импе­ра­то­ра, но, как отме­чал Э. Д. Гримм, име­ла целью поощ­ре­ние вос­хва­ле­ния рода Фла­ви­ев и его заслуг и пре­се­че­ние увле­че­ния оппо­зи­ци­он­ны­ми настро­е­ни­я­ми части обще­ства24.

При харак­те­ри­сти­ке финан­со­вой поли­ти­ки импе­ра­то­ра Тита тра­ди­ция столь же еди­но­душ­на в похва­лах его щед­ро­сти, как в упре­ках среб­ро­лю­бию Вес­па­си­а­на (Suet. Tit., 7, 3; 8, 1, 3—4; Dio Cass., LXVI, 19, 3; 24, 3—4; 25, 1—5). Одна­ко с кон­ца XIX — нача­ла XX вв. уче­ные неод­но­крат­но пыта­лись пере­смот­реть дан­ные лите­ра­тур­ной тра­ди­ции о Тите. Одним из пер­вых выска­зал мне­ние о пла­чев­но­сти финан­со­вых меро­при­я­тий Тита для состо­я­ния каз­ны немец­кий анти­ко­вед Г. Шил­лер. Он опи­рал­ся на фра­зу Све­то­ния о Доми­ци­ане: «ino­pia ra­pax» — «жад­ным его сде­ла­ла бед­ность» (Suet. Dom., 3, 2)25. Вслед за Г. Шил­ле­ром под­верг сомне­нию целе­со­об­раз­ность финан­со­вой поли­ти­ки Тита Э. Д. Гримм26. Б. Ген­дер­сон оце­нил финан­со­вую дея­тель­ность Тита как неком­пе­тент­ную или, в луч­шем слу­чае, неосто­рож­ную и экс­тра­ва­гант­ную, под­чер­ки­вая «неумест­ность с.307 рыцар­ства в эпо­ху, когда глав­ным тре­бо­ва­ни­ем было уме­ние сво­дить кон­цы с кон­ца­ми»27.

Вме­сте с тем, часть иссле­до­ва­те­лей про­дол­жа­ла отста­и­вать вер­ность тра­ди­ци­он­ной харак­те­ри­сти­ки Тита, ука­зы­вая при этом на финан­со­вую про­ни­ца­тель­ность Тита и его несклон­ность тра­тить день­ги пона­прас­ну28.

Каза­лось бы, отдель­ные фра­зы антич­ных авто­ров дей­ст­ви­тель­но поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить печаль­ный конец рас­то­чи­тель­но­сти Тита, про­жи­ви он подоль­ше. Так, Све­то­ний пишет, что пра­вив­ше­го после Тита Доми­ци­а­на жад­ным сде­ла­ла бед­ность (Suet. Dom., 3, 2). Одна­ко тот же Све­то­ний уточ­ня­ет, что неко­то­рое вре­мя после при­хо­да к вла­сти Доми­ци­ан не про­яв­лял ника­ких при­зна­ков алч­но­сти или ску­по­сти, но, напро­тив отли­чал­ся мило­сер­ди­ем и бес­ко­ры­сти­ем (ibid., 9, 2; 10, 1).

Дион Кас­сий пере­да­ет мне­ние, что Тит не был бы любим, если про­жил бы доль­ше, и «ско­ро был бы посрам­лен, пото­му что был ско­рее удач­ли­вым, неже­ли доб­лест­ным» (Dio Cass., LXVI, 18, 4). Одна­ко ука­за­ние Дио­на Кас­сия на воз­мож­ное охлаж­де­ние люб­ви насе­ле­ния к Титу вслед­ст­вие недо­стат­ка доб­ле­сти у прин­цеп­са не свиде­тель­ст­ву­ет само по себе о финан­со­вой неком­пе­тент­но­сти импе­ра­то­ра. Напро­тив, у Дио­на Кас­сия име­ет­ся заме­ча­ние, что «отно­си­тель­но денег Тит был очень осто­ро­жен и пона­прас­ну не тра­тил» (Dio Cass., LXVI, 19, 3a).

Нель­зя отри­цать, конеч­но, что на фор­ми­ро­ва­ние поло­жи­тель­ной оцен­ки Тита в антич­ной тра­ди­ции в нема­лой сте­пе­ни повли­я­ло стрем­ле­ние сена­то­ров про­ти­во­по­ста­вить «чудо­вищ­но­му» импе­ра­то­ру Доми­ци­а­ну доб­ро­де­те­ли его стар­ше­го бра­та. Нуж­но учи­ты­вать так­же, что вслед­ст­вие крат­ко­сти прав­ле­ния Тита труд­но опре­де­лить, не были ли пят­на­дцать меся­цев его прин­ци­па­та попро­сту похо­жи на нача­ло прав­ле­ния Кали­гу­лы или Неро­на, вызвав­шие в свое вре­мя народ­ное лико­ва­ние (Suet. Cal., 13—21; Ne­ro, 10—19). Вме­сте с тем, сте­пень рас­то­чи­тель­но­сти Тита и его ком­пе­тент­но­сти в обла­сти финан­сов, а зна­чит, и сте­пень досто­вер­но­сти тра­ди­ции о финан­со­вой поли­ти­ке Тита оце­нить, на наш взгляд, мож­но. Для это­го необ­хо­ди­мо, во-пер­вых, выяс­нить, на кого и на что были направ­ле­ны вос­хва­ля­е­мые тра­ди­ци­ей «щед­роты Тита», и дей­ст­ви­тель­но ли их мож­но счи­тать про­яв­ле­ни­ем щед­ро­сти. Во-вто­рых, с.308 нуж­но про­ана­ли­зи­ро­вать и учесть при общей оцен­ке финан­со­вой поли­ти­ки Тита дан­ные об иных видах финан­со­вой дея­тель­но­сти это­го импе­ра­то­ра, поми­мо его щед­рот. Нако­нец, необ­хо­ди­мо опре­де­лить, каким было состо­я­ние каз­ны в нача­ле прав­ле­ния Доми­ци­а­на.

Сре­ди щед­рот Тита антич­ные авто­ры упо­ми­на­ют, преж­де все­го, ува­же­ние Тита к чужой соб­ст­вен­но­сти: он ниче­го ни у кого не отнял; он пер­вый из прин­цеп­сов под­твер­дил одним эдик­том все пожа­ло­ва­ния пред­ше­ст­вен­ни­ков, не застав­ляя себя про­сить (Suet. Tit., 7, 3; 8, 1; Dio Cass., LXVI, 19, 3; Aur. Vict. De caes., 10, 2). Это была явная уступ­ка сена­то­рам и всад­ни­кам, устра­нив­шая угро­зу их разо­ре­ния при смене импе­ра­то­ров и необ­хо­ди­мость уни­зи­тель­ных про­ше­ний29. Эта мера, без сомне­ния, вызва­ла сочув­ст­вие выс­ших сосло­вий к ново­му импе­ра­то­ру, в кото­ром подо­зре­ва­ли без­удерж­ную алч­ность (Suet. Tit, 7, 1). Но необ­хо­ди­мо отме­тить, вслед за М. П. Чарль­з­вор­том, что утвер­жден­ные Титом пожа­ло­ва­ния про­шли «отсев» при Вес­па­си­ане, кото­рый неод­но­крат­но был упре­ка­ем совре­мен­ни­ка­ми за среб­ро­лю­бие (Suet. Vesp., 16, 1—3)30. То есть, каз­на вряд ли мно­го поте­ря­ла в резуль­та­те дан­ной меры Тита, а сам он при­об­рел попу­ляр­ность.

Еще одним про­яв­ле­ни­ем щед­ро­сти Тита были пыш­ные гла­ди­а­тор­ские бои, мор­ское сра­же­ние, поедин­ки зве­рей и дру­гие зре­ли­ща, про­дол­жав­ши­е­ся сто дней при освя­ще­нии амфи­те­ат­ра и выстро­ен­ных побли­зо­сти терм. Зре­ли­ща эти сопро­вож­да­лись раз­бра­сы­ва­ни­ем по теат­ру дере­вян­ных шари­ков с изо­бра­же­ни­ем еды и одеж­ды, сереб­ря­ной утва­ри и золота, лоша­дей, рабо­че­го скота и рабов, а затем сле­до­ва­ли разда­чи все­го изо­бра­жен­но­го. На одном из гла­ди­а­тор­ских боев Тит заявил, что устро­ит его по вку­су зри­те­лей, и не отка­зал им ни в одной прось­бе (Suet. Tit., 7, 3; 8, 2; Dio Cass., LXVI, 25, 1—5).

При оцен­ке зре­лищ­ной и стро­и­тель­ной поли­ти­ки Тита сто­ит под­черк­нуть два обсто­я­тель­ства. Во-пер­вых, при стро­и­тель­стве в Риме Тит про­дол­жал поли­ти­ку Вес­па­си­а­на, кото­ро­го ни антич­ные авто­ры, ни совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли не упре­ка­ют в рас­то­чи­тель­но­сти или финан­со­вой неком­пе­тент­но­сти. Тит достро­ил чет­вер­тый ярус амфи­те­ат­ра, постро­ил тер­мы за счет еще одной части про­стран­ства золо­то­го дома Неро­на, отре­мон­ти­ро­вал в оче­ред­ной раз клав­ди­ев и мар­ци­ев с.309 акве­ду­ки, воз­вел арку, кото­рую поста­но­вил ему сенат в честь захва­та Иеру­са­ли­ма (Suet. Tit., 7, 3; Plin. NH, XXXVI, 122; CIL, VI, 1246, 944). В Ита­лии и про­вин­ци­ях стро­и­тель­ная про­грам­ма Тита так­же была про­дол­же­ни­ем поли­ти­ки Вес­па­си­а­на. Это были дорож­ные работы, про­дик­то­ван­ные тор­го­вы­ми и стра­те­ги­че­ски­ми сооб­ра­же­ни­я­ми, и воз­веде­ние хра­мов, терм, акве­ду­ков и амфи­те­ат­ров, мно­гие из кото­рых нача­ли стро­ить­ся при Вес­па­си­ане31.

Извест­ны, впро­чем, неко­то­рые отступ­ле­ния Тита от финан­со­вой поли­ти­ки Вес­па­си­а­на. Тит смяг­чил нало­ги на Родос и Кос, нало­жен­ные Вес­па­си­а­ном, отме­нил позе­мель­ный налог в Цеза­рее даро­ва­ни­ем горо­ду ius ita­li­cum и дал какие-то пре­иму­ще­ства глав­но­му горо­ду гель­ве­тов Авен­ти­ку32. Но, как спра­вед­ли­во отме­тил Б. Джо­у­нс, эти послаб­ле­ния были сба­лан­си­ро­ва­ны суще­ст­вен­ным уве­ли­че­ни­ем дохо­дов с доли­ны Нила, где упро­сти­лось при­нуж­де­ние к выпол­не­нию нало­го­вых обя­за­тельств в резуль­та­те мер по замене круп­ных вла­де­ний чле­нов импе­ра­тор­ско­го дома, сена­тор­ской и всад­ни­че­ской эли­ты более мел­ки­ми участ­ка­ми, поку­пать кото­рые мог­ли лишь жите­ли обла­сти33.

Вто­рой важ­ный момент при оцен­ке зре­лищ­ной поли­ти­ки Тита заклю­ча­ет­ся в том, что о разда­чах наро­ду щед­ро­го Тита упо­ми­на­ет толь­ко Дион Кас­сий и толь­ко по пово­ду сто­днев­ных зре­лищ. При этом Дион Кас­сий под­чер­ки­ва­ет, что за полу­че­ни­ем нари­со­ван­но­го на шари­ках долж­ны были подой­ти «неко­то­рые» (Dio Cass., LXVI, 25, 5). Разда­чи среб­ро­лю­би­во­го Вес­па­си­а­на явно были более мас­со­вы­ми и регу­ляр­ны­ми (Suet. Vesp., 19). Кро­ме того, если зва­ные пиры Вес­па­си­а­на были часты­ми и рос­кош­ны­ми, то пиры Тита — весе­лы­ми, но не рас­то­чи­тель­ны­ми (Suet. Vesp., 19 cp.: Tit., 7, 2).

В целом, стро­и­тель­ство, пиры, зре­ли­ща, разда­чи Тита свиде­тель­ст­ву­ют, что он про­дол­жал поли­ти­ку отца и тра­тил день­ги, подоб­но Вес­па­си­а­ну, на обес­пе­че­ние ста­биль­но­сти управ­ле­ния и укреп­ле­ние пре­сти­жа импе­ра­тор­ской вла­сти. При этом Тит дей­ст­во­вал не более рас­то­чи­тель­но, чем Вес­па­си­ан, а ино­гда и уме­рен­нее: он, по мне­нию Дио­на Кас­сия, «пона­прас­ну не тра­тил» (Dio Cass., LXVI, 19, 3a).

В свя­зи с этим весь­ма любо­пыт­ным пред­став­ля­ет­ся сооб­ще­ние Све­то­ния о том, что пра­ви­лом прав­ле­ния Тита было не отпус­кать ника­ко­го про­си­те­ля, не обна­де­жив, и что домаш­ние упре­ка­ли с.310 Тита, буд­то он обе­ща­ет боль­ше, чем может выпол­нить (Suet. Tit., 8, 1). На пер­вый взгляд, сведе­ния Све­то­ния про­ти­во­ре­чат оцен­ке Дио­на Кас­сия. Одна­ко нуж­но учи­ты­вать, что обна­де­жить и пообе­щать, «чтобы про­си­тель не ушел печаль­ным после раз­го­во­ра с импе­ра­то­ром» — не все­гда озна­ча­ет испол­нить обе­щан­ное. Харак­тер­но, что ста­ли зна­ме­ни­ты­ми, памят­ны­ми и удо­сто­ив­ши­ми­ся мно­гих похвал такие сло­ва импе­ра­то­ра Тита (вспом­нив­ше­го одна­жды, что за целый день он не сде­лал ниче­го хоро­ше­го): «Дру­зья мои, я поте­рял день» (ibid.). Изна­чаль­но сло­ва эти были ска­за­ны импе­ра­то­ром как-то за обедом, в доста­точ­но узком кру­гу дру­зей. Напра­ши­ва­ет­ся вывод, что Тит наме­рен­но выстав­лял напо­каз каж­дый отдель­ный слу­чай про­яв­ле­ния щед­ро­сти, подоб­но тому, как под­чер­ки­вал он и свое неуча­стие в чьей-либо гибе­ли, гово­ря, что сан пон­ти­фи­ка при­нял, чтобы руки были чисты (Suet. Tit., 9, 1).

Широ­кие воз­мож­но­сти для про­яв­ле­ния щед­ро­сти пре­до­ста­ви­ли Титу извер­же­ние Везу­вия, при­нес­шее огром­ный урон Кам­па­нии, и пожар в Риме. Для устро­е­ния Кам­па­нии были назна­че­ны по жре­бию два кон­су­ля­ра, и им сре­ди про­чих денег для помо­щи постра­дав­шим горо­дам были даро­ва­ны «без­на­след­ные иму­ще­ства погиб­ших под Везу­ви­ем», при­чи­тав­ши­е­ся казне (Suet. Tit., 8, 4; Dio Cass., LXVI, 24, 3). Дру­ги­ми сло­ва­ми, поте­ри Кам­па­нии были вос­пол­не­ны во мно­гом за счет средств самих кам­пан­цев, и о щед­ро­сти импе­ра­то­ра мож­но гово­рить лишь с натяж­кой. При пожа­ре в Риме все убыт­ки Тит взял на себя, отдав убран­ство сво­их уса­деб на вос­ста­нов­ле­ние постро­ек и хра­мов. Но, воз­мож­но, Тит про­сто не желал делить с сена­том бла­го­дар­ность за лик­вида­цию послед­ст­вий бед­ст­вия, как и ни с кем иным. Это про­яви­лось, меж­ду про­чим, в отка­зе импе­ра­то­ра от помо­щи част­ных лиц, горо­дов и царь­ков (Suet. Tit., 8, 4; Dio Cass., LXVI, 24, 4). Вряд ли подоб­ная поли­ти­ка была совер­шен­но без­рас­суд­ной: Тит, по мень­шей мере, заслу­жил репу­та­цию не про­сто забот­ли­во­го пра­ви­те­ля, но прин­цеп­са с ред­кой оте­че­ской любо­вью (Suet. Tit., 8, 3).

Но, быть может, в стрем­ле­нии к попу­ляр­но­сти Тит поста­вил государ­ст­вен­ную каз­ну на грань опу­сто­ше­ния? Сведе­ния о финан­со­вых меро­при­я­ти­ях нача­ла прав­ле­ния Доми­ци­а­на не поз­во­ля­ют сде­лать такой вывод. Доми­ци­ан смог осво­бо­дить на год от суда всех, кто чис­лил­ся долж­ни­ка­ми каз­на­чей­ства доль­ше пяти лет (хотя таких, учи­ты­вая усер­дие финан­со­вых чинов­ни­ков Вес­па­си­а­на, воз­мож­но, было немно­го) (Suet. Dom., 9, 2). Он при­ло­жил уси­лия к пре­се­че­нию лож­ных доно­сов в поль­зу каз­ны (ibid., 9, 3). Доми­ци­ан с.311 не при­ни­мал наследств, если у заве­ща­те­ля оста­лись дети (ibid., 9, 2). Он усту­пил в 82 г. участ­ки, остав­ши­е­ся неза­ня­ты­ми после разде­ла полей меж­ду вете­ра­на­ми, преж­ним вла­дель­цам (ibid., 9, 3; FI­RA, I, № 75), и в том же году уве­ли­чил содер­жа­ние сереб­ра в моне­тах на 8—10% по срав­не­нию с моне­та­ми Вес­па­си­а­на и Тита (ситу­а­ция сохра­ня­лась до 85 года)34. В 84 году жало­ва­ние сол­дат было под­ня­то на чет­верть. Доми­ци­ан поза­бо­тил­ся и о не завер­шен­ных при Тите построй­ках, и о про­дол­же­нии вос­ста­нов­ле­ния того, что постра­да­ло при пожа­ре в сто­ли­це, одно­вре­мен­но нахо­дя сред­ства на рос­кош­ные зре­ли­ща и состя­за­ния, разда­чи и уго­ще­ния (Suet. Dom., 9, 2—3; 7, 3; 4, 1—5; Dio Cass., LXVII, 3, 5). Доми­ци­ан утвер­дил все пожа­ло­ва­ния Тита, Вес­па­си­а­на и их пред­ше­ст­вен­ни­ков (Dio Cass., LXVII, 2, 1).

Под­во­дя ито­ги финан­со­вой поли­ти­ки Вес­па­си­а­на и Тита, под­черк­нем сле­дую­щее. Вес­па­си­ан при­сту­пил к реше­нию зада­чи вос­ста­нов­ле­ния финан­со­вой ста­биль­но­сти государ­ства реши­тель­но, жест­ко и рас­чет­ли­во; он исполь­зо­вал раз­но­об­раз­ные и не все­гда бла­го­вид­ные мето­ды попол­не­ния каз­ны. Выбор средств прин­цеп­сом свиде­тель­ст­ву­ет, во-пер­вых, о ком­пе­тент­но­сти и изо­бре­та­тель­но­сти Вес­па­си­а­на и его при­бли­жен­ных в обла­сти финан­сов. Во-вто­рых, оче­вид­на опо­ра Вес­па­си­а­на имен­но на при­бли­жен­ных, вер­ных и спо­соб­ных людей. В-третьих, бес­спор­ным пред­став­ля­ет­ся стрем­ле­ние Вес­па­си­а­на к цен­тра­ли­за­ции финан­со­во­го управ­ле­ния, к охва­ту всех обла­стей импе­рии нало­го­вы­ми меро­при­я­ти­я­ми и, в этом смыс­ле, к уни­фи­ка­ции поло­же­ния насе­ле­ния импе­рии. Нако­нец, не под­ле­жит сомне­нию наме­ре­ние прин­цеп­са обес­пе­чить лич­но себе пол­ный кон­троль над финан­со­вы­ми поступ­ле­ни­я­ми, без вме­ша­тель­ства как сена­та и сенат­ских маги­ст­ра­тов, ответ­ст­вен­ных за эра­рий, так и соб­ст­вен­ных при­бли­жен­ных, попы­та­ют­ся ли они при­сво­ить день­ги, полу­чен­ные при управ­ле­нии про­вин­ци­я­ми, или воз­на­граж­де­ния, при­об­ре­тен­ные в резуль­та­те исполь­зо­ва­ния сво­его поло­же­ния близ­ких импе­ра­то­ру людей. Вме­сте с тем, Вес­па­си­ан явно не желал сорить­ся с сена­тор­ским сосло­ви­ем и импер­ски­ми мил­ли­о­не­ра­ми и, вос­ста­нав­ли­вая финан­сы импе­рии, не при­бе­гал ни к захва­ту лич­но­го иму­ще­ства невин­но осуж­ден­ных или уби­тых, ни к при­сво­е­нию наследств.

Эффек­тив­ность финан­со­вых меро­при­я­тий Вес­па­си­а­на под­твер­жда­ет­ся широ­ким раз­ма­хом трат на стро­и­тель­ство, зре­ли­ща, с.312 пиры, еже­год­ные жало­ва­ния, награ­ды и разда­чи во вто­рой поло­вине его прав­ле­ния и в прав­ле­ние Тита. Вме­сте с тем, хотя «финан­со­вые меро­при­я­тия Вес­па­си­а­на спас­ли Рим от банк­рот­ства»35, целью Вес­па­си­а­на было не спа­се­ние Рима и его граж­дан, а обес­пе­че­ние проч­но­сти вла­сти дина­стии Фла­ви­ев и ее кон­тро­ля над жиз­нью импе­рии, укреп­ле­ние пре­сти­жа новой дина­стии. И в мерах по накоп­ле­нию денег, и в мето­дах финан­со­во­го управ­ле­ния, и в тра­тах Вес­па­си­а­на отчет­ли­во про­яви­лось уси­ле­ние монар­хи­че­ско­го харак­те­ра импе­ра­тор­ской вла­сти и цен­тра­ли­за­ции и уни­фи­ка­ции в управ­ле­нии импе­ри­ей.

Тит, про­дол­жив поли­ти­ку щед­рых трат, не рас­то­чил каз­ну за вре­мя сво­его недол­го­го прав­ле­ния: Доми­ци­ан после при­хо­да к вла­сти имел доста­точ­но средств на раз­но­об­раз­ные нуж­ды и, по мень­шей мере, сба­лан­си­ро­ван­ный бюд­жет. Отча­сти такой резуль­тат был обес­пе­чен эффек­тив­но­стью финан­со­вой поли­ти­ки еще Вес­па­си­а­на: Вес­па­си­ан оста­вил Титу не толь­ко доста­точ­ный запас средств в казне, но и опыт­ных финан­си­стов во гла­ве с Тибе­ри­ем Юли­ем. Одна­ко, без сомне­ния, ста­биль­ное состо­я­ние финан­сов в кон­це прав­ле­ния Тита было резуль­та­том и финан­со­вой поли­ти­ки само­го Тита — поли­ти­ки тща­тель­но про­ду­ман­ной, ибо за фаса­дом прак­ти­че­ски всех щед­рот и бла­го­де­я­ний импе­ра­то­ра все­гда имел­ся солид­ный источ­ник для их выпол­не­ния. Пред­став­ле­ние о щед­ро­сти Тита было во мно­гом след­ст­ви­ем не реаль­ных трат, а уме­ло­го про­воз­гла­ше­ния импе­ра­то­ра щед­рым. При этом все дей­ст­ви­тель­ные затра­ты Тита отнюдь не были бес­ко­рыст­ны­ми, но пре­сле­до­ва­ли совер­шен­но чет­кую цель — укреп­ле­ние пре­сти­жа дина­стии и обес­пе­че­ние лич­ной попу­ляр­но­сти прин­цеп­са. И в этой сфе­ре, как и в под­дер­жа­нии высо­кой эффек­тив­но­сти финан­сов, Тит, начав­ший прав­ле­ние при все­об­щем недоб­ро­же­ла­тель­стве, более чем пре­успел.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Wea­ver P. R. C. Ir­re­gu­lar No­mi­na of Im­pe­rial Freed­men // CQ. New Se­ries. Vol. 15. 1965. Pt. 2. P. 323. О карье­ре Тибе­рия Юлия см.: Le­vick B. Ves­pa­sian. Lon­don, 1999. P. 99.
  • 2Mat­tingly H. The Coi­na­ge of the Ci­vil Wars of 68—69 AD // NC. Ser. 4. Vol. 4. 1914. Pt. 2. P. 127.
  • 3Bosworth A. B. Ves­pa­sian and the Pro­vin­ces: So­me Prob­lems of the Ear­ly 70’s AD // Athe­nae­um. Vol. 50. 1973. F. 1—2. P. 59
  • 4Воз­мож­но, алек­сан­дрий­ский фиск был свя­зан с еги­пет­ски­ми запа­са­ми зер­на: Hirschfeld O. Die kai­ser­li­chen Verwal­tungsbeam­ten bis auf Dioc­le­tian. 2. Aufl. Ber­lin, 1905. S. 369—371.
  • 5McEl­der­ry R. K. So­me Conjec­tu­res the Reign of Ves­pa­sian // JRS. Vol. 3. 1913. P. 121; Jones A. H. M. The Aera­rium and the Fis­cus // JRS. Vol. 40. 1950. P. 27.
  • 6Тра­ди­ци­он­ная дати­ров­ка даро­ва­ния латин­ско­го пра­ва Испа­нии и цен­за там — 73—74 гг. (годы цен­зу­ры Вес­па­си­а­на и Тита): Wey­nand. Fla­vius (206) // RE. Bd. VI. 1909. Sp. 2659—2660; за ним: Цир­кин Ю. Б. Древ­няя Испа­ния. М., 2000. С. 219; Al­föl­dy G. Fas­ti His­pa­nien­ses. Wies­ba­den, 1969. S. 18—19. Ср., одна­ко, мне­ние А. Босу­ор­та о 71 годе как дате собы­тий: Bosworth A. B. Ves­pa­sian and the Pro­vin­ces… P. 53—55, 71—76.
  • 7To­rel­li M. The Cur­sus ho­no­rum of M. Hir­rius Fron­to // JRS. Vol. 58. 1968. P. 172.
  • 8McEl­der­ry R. K. So­me Conjec­tu­res… P. 118—120; Bosworth A. B. Ves­pa­sian and the Pro­vin­ces… P. 58—61.
  • 9Mat­tingly H. Ro­man Coins from the Ear­liest ti­mes to the Fall of the Wes­tern Em­pi­re. 4th ed. L., 1967. P. 110—111.
  • 10Cor­pus Ag­ri­men­so­rum Ro­ma­no­rum / Rec. C. Thu­lin. Bd. 1, 1. Leip­zig, 1913. S. 41, 85; Char­lesworth M. P. The Fla­vian Dy­nas­ty. P. 15—16; Le­vick B. Ves­pa­sian. P. 99—100.
  • 11Ростов­цев М. И. Обще­ство и хозяй­ство в Рим­ской импе­рии / Пер. с нем. И. П. Стреб­ло­вой. Т. 1. СПб., 2000. С. 112.
  • 12Об усо­вер­шен­ст­во­ва­нии аппа­ра­та управ­ле­ния финан­са­ми при Вес­па­си­ане см. подроб­нее в: Hirschfeld O. Die kai­ser­li­chen Verwal­tungsbeam­ten… S. 83, 84, 475—477.
  • 13Ростов­цев М. И. Рец. на: Гримм Э. Д. Иссле­до­ва­ния по исто­рии раз­ви­тия рим­ской импе­ра­тор­ской вла­сти. Т. 2. СПб., 1901 // ЖМНП. Ч. 345. Май-июнь, 1902. Отд. 2. СПб., 1902. С. 155; Кна­бе Г. С. Кор­не­лий Тацит. М., 1981. С. 40—41; Его­ров А. Б. Фла­вии и транс­фор­ма­ция Рим­ской импе­рии в 60—90-е гг. I века // Город и государ­ство в антич­ном мире. Л., 1987. С. 148.
  • 14Jones A. H. M. The Aerai­um and the Fis­cus. P. 27.
  • 15Ibid.
  • 16Brunt P. A. The «Fis­cus» and its De­ve­lop­ment // JRS. Vol. 56. 1966. P. 87.
  • 17Tal­bert R. J. A. The Se­na­te of Im­pe­rial Ro­me. Prin­ce­ton (NY), 1984. P. 378.
  • 18Chil­ver G. E. F. A His­to­ri­cal Com­men­ta­ry on Ta­ci­tus’ His­to­ries, IV and V. Ox­ford, 1985. P. 58.
  • 19Tal­bert R. J. A. The Se­na­te… P. 443—444.
  • 20Обви­не­ние Анто­ния Флам­мы в вымо­га­тель­стве в янва­ре 70 года не явля­ет­ся пока­за­тель­ным, так как он стал намест­ни­ком не при Вес­па­си­ане, да и роль ново­го импе­ра­то­ра в осуж­де­нии Флам­мы не ясна (Tac. Hist., IV, 45).
  • 21См. таб­ли­цу в: Tal­bert R. J. A. The Se­na­te… P. 507—510.
  • 22Wal­ker D. R. The Met­ro­lo­gy of the Ro­man Sil­ver Coi­na­ge // BAR. Supple­men­ta­ry ser. 5. 1976. P. 111—115.
  • 23Wal­ker D. R. The Met­ro­lo­gy… P. 115.
  • 24Гримм Э. Д. Иссле­до­ва­ния… Т. 2. С. 80.
  • 25Schil­ler H. Ge­schich­te der rö­mi­schen Kai­ser­zeit. Bd. 1. Teil 2. Gotha, 1883. S. 519.
  • 26Гримм Э. Д. Иссле­до­ва­ния…Т. 2. С. 125.
  • 27Hen­der­son B. W. Fi­ve Ro­man Em­pe­rors. Cambrid­ge, 1927. P. 7—8.
  • 28Char­lesworth M. P. The Fla­vian Dy­nas­ty // CAH. Vol. 11. 1936. P. 21; Jones B. W. The Em­pe­ror Ti­tus. Lon­don — New York, 1992. P. 140—143.
  • 29Гримм Э. Д. Иссле­до­ва­ния… Т. 2. С. 124.
  • 30Char­leswoth M. P. The Fla­vian Dy­nas­ty. P. 21.
  • 31Подроб­нее см.: Jones B. W. The Em­pe­ror Ti­tus. P. 144—145.
  • 32Sherwin-Whi­te A. N. The Ro­man Ci­ti­zenship. 2nd ed. L., 1973. P. 370.
  • 33Jones B. W. The Em­pe­ror Ti­tus. P. 142—143.
  • 34Wal­ker D. R. The Met­ro­lo­gy… P. 115.
  • 35Hen­der­son B. W. Fi­ve Ro­man Em­pe­rors. P. 5.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341515196 1341658575 1356780069 1366889108 1367230768 1367231475