с.59 Если верить Тациту, хороший наместник на службе и вне ее должен был выступать в двух прямо противоположных обличиях: «Время, отводимое на отправление служебных обязанностей, он строго отграничивал от часов досуга: где надлежало — а именно в провинциальных собраниях и в суде, — он был важен, внимателен, строг и чаще милостив, но, отдав должное службе, сбрасывал с себя отличие власти (nulla ultra potestatis persona)… и, что встречается исключительно редко, ни его доступность1 не умаляла внушаемого им уважения, ни суровость — любви к нему» (Agr. 9. 3; пер.
В задачу этой статьи входит разбор особенностей поведения наместника в часы досуга, выявление связи этих особенностей с его поведением в рабочее время3 а также с характером римского провинциального управления в эпоху Принципата. Основой исследования стали в первую очередь сочинения римских юристов II — начала III в. н. э., труды ораторов и писателей4, а также данные эпиграфики и папирологии.
с.60 До сих пор, насколько я могу судить, эта тема еще не была предметом специального изучения. В работах по истории римского провинциального управления в период Принципата она вообще никогда не рассматривалась. И лишь в двух монографиях, в которых персональный патронат и аристократическая система ценностей исследуются в связи с особенностями государственного управления в эпоху Империи, затронуты некоторые аспекты избранной мною темы5.
Римский наместник, объезжавший свою провинцию по центрам судебных округов, проводил свой досуг в обычные дни в обществе тех представителей городской знати, чьим гостеприимством (hospitium) он пользовался, а в праздники — также и рядовых граждан провинциальных городов. Следовательно, оба этих института — гостеприимство по отношению к римским должностным лицам и полисные празднества — заслуживают внимания.
Вопросы, касающиеся института гостеприимства, разбираются Ульпианом в трактате «Об обязанностях проконсула»6. Уже в самом начале этого сочинения, ссылаясь на рескрипт Севера и Каракаллы, он рекомендует наместнику позаботиться о том, чтобы предоставление гостеприимства не обременяло бы провинцию («Observare autem proconsulem oportet, ne in hospitiis praebendis oneret provinciam…» — D. 1. 16. 4 pr.). Правда, здесь может идти речь о размещении на постой не обязательно самого наместника и его свиты, но и воинов, путешествующих по делам службы7. Однако в той же первой книге нашего трактата, где говорится о вступлении наместника в провинцию, имеется более определенное и надежное свидетельство. «Полностью отказываться от подарков (xenia) проконсул, конечно, не должен, — пишет Ульпиан, — но в этом случае следует соблюдать меру, чтобы, с одной стороны, не проявлять мелочности, отвергая (все), а с другой — не впадать в жадность, теряя чувство меры при приеме подарков. Божественный Север и император Антонин8 в своем изящнейшем письме разъяснили этот вопрос. Вот дословно, что там написано: “Что же касается подарков (xenia), знай, каково наше мнение: древняя поговорка гласит — не все, не всегда, не от всех9. Ибо не принимать ни от кого — неучтивость, но брать всюду — неприличие, а брать все подряд — ненасытность”. И согласно (императорским) мандатам, ни сам проконсул, ни какое-либо другое официальное лицо не должны принимать в качестве дара (donum) или дарения (munus) или (даже) покупать что-либо из того, что превышает потребность в повседневном пропитании. Это относится не к гостинцам (xeniola), а ко всему, что выходит за пределы (повседневного) пропитания. Но и подарки (xenia) не должны (из-за их многочисленности) доводиться до размеров дарений (ad munerum qualitatem)» (D. 1. 16. 6. 3; ср. D. 1. 18. 18). Словом xenia, заимствованным из греческого языка (ξένια), называли подарки или гостинцы, которыми хозяин-гостеприимец (греч. ξένος — лат. hospes) по обычаю наделял остановившегося него в доме гостя10. Подарки (xenia) такого рода были не только непременным атрибутом, но и символом отношений гостеприимства (hospitium)11. Подробнейший разбор Ульпианом со ссылкой на рескрипт Севера и Каракаллы, а также на императорские мандаты с.61 вопросов, относящихся к подаркам (xenia) наместнику, означает, что еще в начале III в н. э. размещение презида не в официальной резиденции, а в доме гостеприимца было широко распространенным явлением12.
Предоставление гостеприимства наместникам и другим должностным лицам видными гражданами провинциальных городов засвидетельствовано начиная с периода Поздней республики13. Скорее всего уже тогда этот институт сформировался в своем завершенном виде со всеми присущими ему особенностями. Прием в своем доме наместника представлял собой имущественную повинность14, которую, как правило, должны были по очереди нести самые видные граждане (primores civitatis) того провинциального города, где он вершил суд15. Те, кто был рангом пониже, размещали у себя сопровождавших наместника лиц16. Таким образом, соблюдалось определенное соответствие социального статуса и ранга хозяина и гостя17.
Наряду с подарками (xenia) непременным атрибутом «гостеприимства» были пиры, которые хозяева по обычаю должны были устраивать для своих гостей18. Интересно, что приглашения на эти пиры рассылали не хозяева, а их высокопоставленные гости19. Обязательными участниками такого пира являлись наместник (или иное должностное лицо) и члены его свиты20, а также, чаще всего, принимавший их у себя хозяин с.62 дома21. Состав остальных гостей определялся правилом, в соответствии с которым сотрапезниками должны быть люди близкие друг другу по характеру и общественному положению (Plut. Quaest. Conv. 708 D; 709 B). «Когда угощаешь обедом наместника, — указывает Плутарх, — разумеется, наиболее подходящие сотрапезники — это высшие магистраты (если они друзья) и первые лица в городе»22. Очевидно, рекомендации такого рода были связаны с широко распространенными в римском обществе представлениями и стереотипами. У римских императоров в период Принципата было в обычае приглашать на пир магистратов и знатнейших сенаторов (SHA. Pert. 6. 2)23. На обедах, постоянно устраиваемых Цезарем в провинциях, которыми он управлял, наряду с его друзьями присутствовали знатнейшие из местных жителей (illustriores provinciarum — Suet. Iul. 48). На последний в своей жизни пир Катон Младший пригласил высших магистратов (ἄρχοντες) Утики и всех друзей, находившихся в городе (Plut. Cato Min. 67. 1).
Наместники часто пировали не только в домах своих гостеприимцев, но и у других видных граждан24. По сообщению Плутарха, Цицерон в Киликии освободил провинциалов от пиров в честь наместника, но вместо этого сам приглашал к своему столу тех, кто был ему приятен, и ежедневно потчевал их без роскоши, но вполне достойно (Plut. Cic. 36. 3) Видимо, вместо того, чтобы пировать по очереди в домах самых влиятельных граждан, он постоянно приглашал их обедать в дом своего гостеприимца25. Скорее всего наместник пировал у тех, кто разместил у себя членов его свиты26 либо у тех, кто был его сотрапезником в доме его гостеприимца, причем это могли быть либо одни и те же люди27, либо по крайней мере люди одного круга.
Таким образом, значительную часть своего свободного времени римский наместник проводил на пирах в обществе своего гостеприимца, а также самых видных граждан и магистратов того города, где он вершил суд. В соответствии с обычаем для пиров была характерна особая атмосфера раскованности и веселья, связанная с представлением о равенстве и дружеском единстве сотрапезников: «В поведении и речах за дружеским кубком господствует величайшая свобода и непринужденность в сочетании с шуткой» (Plut. Quaest. Conv. 707 E; пер.
Подобным образом вели себя на досуге и «хорошие» императоры, которые оказывали различные знаки внимания своим высокопоставленным сотрапезникам и даже ходили в гости к своим друзьям. Такое поведение рассматривалось как проявление правителем гражданской умеренности и уважения республиканских традиций31.
Укреплению дружеских связей наместников с их гостеприимцами способствовало и вручение последними подарков (xenia)32. И хотя приношения провинциалов наместникам строго пресекались центральной властью33, она не запрещала принимать xenia, поскольку отказ от них был равносилен отказу от предлагаемой дружбы и мог разрушить неформальные персональные связи между наместниками и их гостеприимцами34.
Таким образом, «гостеприимство» по отношению к наместникам имело двойственную природу, будучи одновременно и государственной повинностью, и социальным институтом аристократического общества, связанным с установлением «дружбы» между римскими должностными лицами и самыми видными из провинциалов35.
Гостеприимство по отношению к наместнику было не единственным способом установления с ним неформальных персональных связей. В провинциальном городе, так же, как и в самом Риме, новый день, по всей видимости, начинался для наместника с salutatio — утреннего приветствия со стороны друзей и клиентов. Характеризуя досуг Цицерона как идеального наместника, Плутарх вслед за описанием его пиров указывает: «В его доме не было привратника, и ни один человек не видел Цицерона, лежащим праздно: с первыми лучами солнца он уже стоял или расхаживал у дверей своей спальни, приветствуя посетителей» (Plut. Cic. 36. 3; пер.
Церемония salutatio, судя по папирусным данным, была в ходу и у префектов Египта (Acta Alexandr. 7. 1. 66—
Не менее важную роль в приобретении «дружбы» и покровительства наместника играли рекомендательные письма (commendationes) от его друзей и родственников38. В трактате «Об обязанностях проконсула» Ульпиан пишет: «Прежде чем вступить в пределы назначенной ему провинции, проконсулу надлежит послать эдикт о своем прибытии, содержащий рекомендующие его сведения, (например) есть ли у него где-либо друзья и родственники среди провинциалов»39. «Рекомендовать себя кому-либо» означало в римском обществе — обратиться с просьбой о поддержке и предложением своей дружбы40. Указывая своих друзей и родственников среди провинциалов, наместник тем самым предлагал воспользоваться их услугами в установлении неформальных дружеских контактов. Разумеется, такого рода услуги были доступны только богатым и влиятельным провинциалам, принадлежавшим к тому же кругу, что и друзья и родственники наместника, проживавшие в провинции41.
Подводя предварительные итоги, можно отметить, что в обычные (непраздничные) дни наместник, а также люди, входившие в его свиту, проводил свое свободное время главным образом в кругу самых видных граждан провинциальных городов, общаясь с ними на равных, пользуясь их гостеприимством и принимая от них подарки (xenia). Его досуг был организован так, чтобы обеспечить ему наилучшие возможности для создания и укрепления неформальных дружеских связей с влиятельными провинциалами. Причем центральная власть не только не препятствовала подобным связям, но, наоборот, оказывала им поддержку42.
Между тем неформальные контакты в неофициальной обстановке порождали множество проблем и опасных ситуаций как для самого наместника, так и для центральной власти. В соответствии с аристократической этикой «дружба» предполагала взаимный обмен услугами (officia) и благодеяниями (beneficia)43. В ответ на оказанный ему прием наместник должен был обеспечить своим гостеприимцам и сотрапезникам особое с.65 привилегированное по сравнению с другими провинциалами положение44 не изменяя при этом своему долгу справедливого и беспристрастного судьи и правителя45. Совместить верность социальным обязательствам и долгу государственного деятеля было чрезвычайно сложно46. В неофициальной и в официальной обстановке наместнику приходилось руководствоваться двумя разными системами ценностей и, следовательно, выступать в двух разных обличиях. Очевидно, именно с этим связано жесткое противопоставление досуга и службы, обходительности и суровости при описании поведения идеального наместника и гражданина.
Проблемы и сложности, вызванные «дружбой» между видными провинциалами и наместниками, нашли отражение в адресованных последним трактатах-инструкциях47. Юристы — авторы этих трактатов — обращают особое внимание на поведение наместника во время суда на глазах у толпы, состоящей из рядовых граждан48.
Так, Каллистрат замечает: «Тому, кто вершит суд, надо следить, чтобы доступ к нему был легким, но при этом он не испытывал бы пренебрежения (sed contemni non patiatur). Поэтому в императорских мандатах дополнительно указывается, что наместники провинций не должны допускать чрезмерной дружбы (ulteriorem familiaritatem): ведь общение на равных (ex conversatione aequali) порождает пренебрежение достоинством (наместника)» (D. 1, 18. 19 pr.). Сходные предостережения можно найти у Ульпиана: «Проконсул должен проявлять терпимость по отношению к адвокатам, но в разумных пределах, чтобы не показалось, что им можно пренебрегать (ne contemptibilis videatur), — так, например, ему не следует смотреть сквозь пальцы на тех (из них), кто является устроителем или откупщиком тяжб, и только тем должен он разрешить возбуждение судебного дела, кому это дозволено его эдиктом» (D. 1. 16. 9. 2). Упоминание адвокатов в числе тех, кто способен пренебрегать достоинством проконсула, видимо, неслучайно. Судя по сохранившимся в африканских провинциях почетным надписям, те из адвокатов, кто принадлежал к высшей городской знати, составляли самую многочисленную группу провинциалов, пользующихся покровительством наместника49. Видимо, именно адвокатам было особенно удобно пожинать плоды «чрезмерной дружбы» с президом.
Советы Каллистрата и Ульпиана заставляют вспомнить слова Тацита о том, сколь часто проявляемая на досуге обходительность умаляет авторитет наместника (facilitas auctoritatem… deminuit — Agr. 9. 3).
Ульпиан также рекомендует проконсулу оказывать помощь тем, кто жалуется, что не мог найти адвоката «из-за могущества своего противника (per adversarii sui potentiam)», поскольку «нельзя допускать, чтобы противник мог так подавлять своим могуществом, и если человек ведет себя так самовластно, что все боятся выступить в качестве адвоката противной стороны, то это может вызвать даже недоброжелательство к правителю провинции» (hoc enim etiam ad invidiam eius qui provinciae praeest spectat — D. 1. 16. 9. 5). Видимо, возмущение бесчинствами местного магната может быть перенесено на чересчур снисходительного к ним наместника из-за «чрезмерной дружбы» между тем и другим.
с.66 В другом месте своего трактата Ульпиан отмечает, что «президы должны отвечать на запросы судей, у которых имеются сомнения по вопросам права, но судьям, обращающимся за советом по поводу фактических обстоятельств дела, президы не должны его предоставлять… ведь такое дело иногда бесчестит (презида) и дает повод для потворства или пристрастия» (haec enim res nonnumquam infamat et materiam gratiae vel ambitionis tribuit — D. 5. 1. 79. 1). Слово gratia («благосклонность», «пристрастие»), использованное Ульпианом, принадлежит к лексикону, связанному с отношениями, основанными на взаимном обмене благодеяниями и услугами50. В данном контексте оно означает скорее всего «дружеское пристрастие»51. Наместника, таким образом, бесчестит стремление помочь своим могущественным друзьям в ущерб их противникам в судебном разбирательстве. Чтобы избежать подобных обвинений, наместники, вершившие суд, должны были дистанцироваться от своих влиятельных друзей, демонстрировать свою строгость и суровость по отношению ко всем участникам судебного процесса. Плиний хвалит своего приятеля — наместника за то, что, в отличие от многих, он не заходит слишком далеко в этом отношении: «Ведь большинство, опасаясь показаться слишком пристрастными к могущественным людям (ne gratiae potentium nimium impertire videantur), приобретают славу недоброжелательности и даже злобности» (Plin. Ep. IX. 5. 2).
Немалые трудности и для наместника, и для центральной власти порождал такой обязательный атрибут «гостеприимства», как подарки (xenia). Поскольку граница, между дозволенными приношениями (xenia) и недозволенными дарами (dona, munera) была столь же зыбкой, как и граница между законными услугами (officia) и благодеяниями (beneficia) в отношении друзей и противозаконным проявлением потворства и пристрастия, прием подарков (xenia) мог стать (и нередко становился) удобным способом обхода законов против коррупции52. С другой стороны, даже и добросовестный наместник, не уклоняющийся от дозволенных подарков, мог легко оказаться жертвой обвинения со стороны влиятельных провинциалов, обделенных его «дружбой»53. Интересно, что свидетелями обвинения против отданного под суд префекта Египта выступают почтенные граждане, которых он редко приглашал на свои пиры, а их показания в немалой мере посвящены застольным утехам и бесчинствам обвиняемого (Acta Alexandr. 7. 1. 49—
Можно задаться вопросом, почему же при всех негативных последствиях неформальных дружеских связей с провинциалами наместники продолжали их завязывать и поддерживать, а центральная власть одобряла и санкционировала подобные отношения Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание на то, с какими ресурсами и в каком окружении наместник должен был осуществлять свою власть в провинции. По определению Э. Линтотта, с которым трудно не согласиться, «штат наместника провинции состоял главным образом из свиты, которой имел обыкновение окружать себя римский магистрат или промагистрат, когда он выезжал из Рима, причем она в свою очередь представляла собой урезанную версию с.67 домохозяйства и круга друзей римского аристократа, модифицированную небольшой добавкой государственных служащих»54. И хотя это определение относится в первую очередь к наместникам эпохи Республики, оно вполне соответствует реалиям периода Принципата. В это время наместник, а также его ближайшие помощники, как правило, брали с собой в провинцию жен и детей55 и, кроме того, наиболее доверенных рабов и отпущенников56. Сами же помощники наместника обычно были его друзьями и родственниками57. Поэтому выражение mei — мои (люди), служившее для обозначения чьих-либо домочадцев, а также ближайших родственников, друзей и клиентов58, могло одновременно использоваться и для обозначения свиты наместника (Plin. Ep. X. 15, 18)
Таким образом, в провинциальном городе наместник (как и магистраты в самом Риме59) находился в привычном ему окружении и исполнял свои обязанности привычными средствами, опираясь прежде всего на помощь своих домочадцев, родственников, а также друзей и клиентов, т. е. людей, с которыми он поддерживал неформальные персональные отношения60. В этих условиях расширение круга друзей и клиентов за счет влиятельных провинциалов означало прежде всего умножение помощников и сотрудников наместника в деле управления провинцией. Круг сотрапезников наместника, разделявших с ним его досуг, если не полностью, то в значительной мере совпадал с кругом советников, входивших в его consilium и помогавших ему вести судебные разбирательства61. Не имея в городах своей провинции с.68 подчиненных ему чиновников, наместник мог эффективно исполнять свои обязанности, только заручившись поддержкой высших магистратов и самых видных граждан этих городов62, т. е., говоря иными словами, установив с ними неформальные персональные связи, основанные на взаимном обмене благодеяниями и услугами.
В свою очередь завязывание и использование личных связей с наместниками и другими влиятельными римлянами (φιλία ἡγεμονική) было устоявшимся поведенческим стереотипом в политической деятельности знати провинциальных городов и одновременно залогом ее эффективности63. Поэтому несмотря на тяготы и расходы, связанные с предоставлением гостеприимства наместнику и его свите, «первые мужи» едва ли не каждого крупного города стремились добиться для него статуса центра судебного округа64. Сотрудничество наместника в деле управления провинцией со своими гостеприимцами, друзьями и сотрапезниками из числа местных магнатов позволяло ему использовать их влияние и обширные ресурсы, но вместе с тем заставляло его принимать во внимание их интересы. Совместный досуг наместника и «первых мужей» провинциального города, связанный с гостеприимством, пирами и подарками (xenia), так же, как и их совместная деятельность, соответствовал характерной для римской державы политике союза императорской власти с городской знатью и был одним из ее компонентов65.
Римский наместник являлся непременным участником не только пиров для избранных, но и общегородских празднеств и зрелищ.
Первоначально наместники сами по образцу городских магистратов устраивали празднества и зрелища в провинциальных городах, пока Нерон не запретил им этого, «ибо, заручившись народным расположением, они избегали возмездия за преступное стяжательство» (Tac. Ann. XIII. 31. 4). Однако и после запрета они оставались постоянными посетителями зрелищ и представлений, связанных с городскими празднествами. По сообщению Гая, «рабы старше 30 лет отпускаются на свободу в любое время, так что они могут получить вольную даже на ходу (in transitu), когда, например, претор или проконсул идут в баню или в театр» (Gai. I. 20; ср. D. 40. 2. 7). Менандр Ритор указывает, что обычаем установлено приглашать наместника в город, где устраиваются празднества, и приводит образец соответствующей речи (Men. Rh. 424—
Поведение наместников на зрелищах отличалось, видимо, той же любезностью и предупредительностью, что и на пирах. Модестин в своем трактате «О наказаниях» специально предупреждает президов, что они не должны отпускать на свободу преступников, приговоренных к бою со зверями из-за благоволения к ним народа68 Этот вопрос наместникам следует согласовать с принцепсом (D. 48. 19. 31). Прокуратор Эпира жаловался Эпиктету, что подвергся в театре оскорблениям со стороны с.69 зрителей, поскольку слишком открыто «болел» за непопулярного актера (Epict. Diatr. III. 4). Дело закончилось нотацией Эпиктета несдержанному президу. Судя по всему, никто из зрителей не пострадал.
Поведение наместников и зрителей становится понятным, если учесть, что в римскую эпоху места в театрах и амфитеатрах распределялись по куриям, коллегиям и сословиям (ordines), а собравшиеся на представление зрители фактически являлись правильно организованным гражданским коллективом и могли выражать свою волю именно в качестве такового69. Общественные зрелища в период Империи в некотором смысле заменяли комиции, и единодушное мнение всех или большинства зрителей нередко рассматривалось как выражение народного волеизъявления70. Именно поэтому во время представлений рядовые граждане вели себя более свободно, чем обычно, а их просьбы, как правило, трудно было отвергнуть даже императорам71. Присутствие императоров на зрелищах как в Риме, так и в городах Италии и провинций было залогом их популярности, а их предупредительное любезное отношение к зрителям рассматривалось как проявление гражданственности и почтения к народу72.
Таким образом, и присутствие наместника на зрелищах, и его обходительное поведение было связано с устоявшимися полисными традициями и ожиданиями подвластных. Так же, как знать на пирах, рядовые граждане на зрелищах могли, видимо, оказывать определенное давление на наместника, выражать свою волю и свои интересы.
Подводя итоги, можно отметить, что в провинциальном городе наместник, как правило, проводил свой досуг в том же обществе, что и рабочее время, но не на один и тот же лад. Если, исполняя служебные обязанности, он должен был вести себя наподобие городского магистрата, то в неформальной обстановке пиров и зрелищ ему следовало скорее выступать в качестве частного лица, демонстрируя свою обходительность, любезность и единство с подвластными. Такое поведение соответствовало полисным нормам и традициям и было характерно также и для правителей другого ранга — городских магистратов и «хороших» императоров. Вместе с тем оно отвечало потребностям провинциального управления эпохи Принципата, ориентированного на взаимодействие центральной власти и самоуправляющихся городских общин. Оно позволяло наместнику лучше узнать интересы и потребности социальных слоев, с которыми он должен был считаться, и вместе с тем — заручиться поддержкой самых влиятельных и могущественных провинциалов. От наместника в этой ситуации требовалось не столько административное, сколько дипломатическое мастерство.
Нельзя не признать, что «досуг» наместника имел не меньшее значение для организации управления провинцией, чем его деятельность в рабочее время.
The roman governor in a provincial city: otium post negotium
A. L. Smyshlyaev
The article develops the subject discussed in the author’s paper about the Roman governor’s behaviour at his working time (Civilis dominatio: the Roman Governor in a Provincial City // VDI. 1997.
с.70 Evidence of Roman jurists, orators, and writers of 2—
The institution of hospitality, banquets and gift-making associated with it permitted the governor to establish informal relations with the most prominent of the city nobles who took part in the sittings of his counsil (consilium) when he sat in judgement, and the relations of «friendship» and patronate with those whose help was indispensable for his normal functioning. The polis habit of exercising political and administrative control through friends and dependents was still valid in governor’s practice of the Imperial period.
Participating in public festivals and attending popular spectacles, the governor could get an opportunity to maintain direct contacts with the civil community of the administered city and to take account of the mood and attitudes of mind of ordinary citizens, whom he encountered at popular assemblies and before whom he held his trial.
During the banquets and spectacles, in accordance with the long established etiquette, the governors (like magistrates in the imperial cities and emperors in Rome) were expected to behave generously, politely and democratically, to manifest their fidelity to the city laws and customs and their unity with their subjects.
Thus, the governor spent his otium and negotium within the same circle of persons and in about the same manner, otium being as important for organizing provincial government as negotium.
ПРИМЕЧАНИЯ