О биографии Спартака до начала «рабской войны»
с.98 Спартак — один из наиболее ярких и выдающихся деятелей греко-римской эпохи, вписавший в античную историю несколько блестящих и вместе с тем драматических страниц. Будучи незаурядным организатором и талантливым полководцем, он оказался тем харизматическим лидером, который сумел сплотить вокруг себя десятки тысяч людей разных национальностей, чтобы от их имени бросить вызов сенату и народу Рима. Движение под руководством Спартака потрясло самые устои римского рабовладельческого общества. Недаром римские историки (Oros. Hist. V. 24. 5; Eutr. VI. 7. 2) сравнивали его с Ганнибалом: как некогда великий пуниец, Спартак заставил трепетать от страха Вечный город. Римляне надолго запомнили и ту «страшнейшую войну» (formidolosissimum bellum. Cic. Pis. 58), в которой «вместе со свободными сражались рабы, а верховодили гладиаторы» (Flor. II. 8. 2. = III. 20. 2. Пер.
Сведения о жизни Спартака до начала bellum servile крайне скудны1. Все они, по-видимому, восходят к трудам Саллюстия и Ливия2. Одни античные авторы оценивали личность Спартака резко негативно (Ливий, Флор, Цицерон), другие писали о нём с уважением, сочувствием, даже восхищением (Саллюстий, Варрон, Диодор, Плиний Старший, Плутарх, Аппиан), и все воздавали должное его выдающимся организаторским способностям, таланту военачальника и редкой отваге3. Для Цицерона, Горация и Тацита Спартак был злейшим врагом Рима (Cic. Par. 30), «злодеем» и «разбойником» (Cic. Phil. III. 21; IV. 15; XIII. 22; Hor. Carm. III. 14. 20; Tac. Ann. III. 73. 2). Напротив, Саллюстий отметил незаурядную «силу духа» и благородство Спартака (Sall. Hist. III. 91; 98), Плутарх уподобил его эллину, имея в виду исключительные душевные качества предводителя инсургентов (Plut. Crass. 8. 3), Флор же счёл возможным, учитывая доблесть Спартака, поставить «презренного гладиатора» в один ряд с римскими полководцами (Flor. II. 8. 14 = III. 20. 14).
В том, что Спартак был фракийцем, сомневаться не приходится (см.: Plut. Crass. 8. 3; App. BC. I. 116; Flor. II. 8. 12 = III. 20. 12; Oros. Hist. V. 24. с.99 1; Athen. VI. 272 F). Об этом недвусмысленно говорит и его безусловно фракийское имя, неоднократно засвидетельствованное в источниках эпохи эллинизма и локализованное в Западной Фракии, — Spartakos, или Spartacus4, что означает «славный своим копьём»5. Вследствие остроумной конъектуры К. Циглера6 Спартака принято считать фракийцем из племени медов7. Безусловно, он был свободнорождённым8. Исследователи не располагают точными сведениями о том, когда и при каких обстоятельствах Спартак стал сначала рабом, а затем и гладиатором. На этот счёт в античной традиции существуют две версии — Аппиана и Флора. Как сообщает Аппиан, «в это самое время в Италии среди гладиаторов, которые обучались в Капуе для выступлений в цирке, был фракиец Спартак. Он раньше воевал с римлянами, попал в плен и был продан в гладиаторы» (App. BC. I. 116. Здесь и далее цит. в пер.
Опираясь на версию Аппиана, Т. Тодоров констатировал: Спартак воевал с римлянами, попал к ним в плен и стал рабом10. Когда же это произошло? В
По-видимому, со временем энергичный и бесстрашный фракиец занял в школе Лентула Батиата привилегированное положение. Из рассказа Плутарха следует, что рядом с ним всё это время находилась некая таинственная «жена», пророчица и жрица. «Жена Спартака, его соплеменница, одарённая однако же даром пророчества и причастная к Дионисовым таинствам», будто бы даже участвовала в побеге из гладиаторской школы (Plut. Crass. 8. 4. Здесь и далее цит. в пер.
Среди фрагментов Диодора сохранилось интригующее сообщение о некоем «благодеянии», оказанном Спартаку неизвестно кем: «Спартак, хотя он и был варваром, получившим как-то от некоего человека благодеяние, оказался по отношению к нему благодарным: даже у варваров природа сама учит отвечать благодарностью благодетелям» (Diod. XXXVIII. 21. Пер. под ред.
Е. Колендо попытался согласовать версии Флора и Аппиана. По его мнению, stipendiarias — это не наёмник, а данник, т. е. представитель племени, обязанного платить Риму дань (stipendium)18. Спартак вполне мог быть данником, мобилизованным в римскую армию вскоре после с.102 подчинения медов Суллой (85 г. до н. э.). Е. Колендо принял версию Э. Габбы19, предположившего, что Спартак попал в Италию в 83 г. до н. э. в рядах вспомогательных частей (auxilia), служивших под знамёнами Суллы20. В этом нет ничего невероятного: известно, что немало фракийцев в разное время служили в римской армии (Sall. Iug. 38. 6; Caes. BC. III. 4. 3; 36. 4; 95. 3; SHA. Max. I. 4—
Итак, по неизвестной причине (возможно, имел место какой-то конфликт с командованием25) Спартак дезертировал и стал «разбойником». Помимо Флора, о таком повороте в биографии предводителя bellum servile косвенным образом свидетельствует Тацит, уподобляя Спартаку «дезертира и разбойника» Такфарината (Tac. Ann. III. 73. 2). Выходит, что сначала Спартак попал к римлянам в плен (возможно, как предводитель с.103 «партизанского» отряда), затем был продан в рабство (непонятно, почему его не отправили прямиком на крест или на арену амфитеатра как дезертира и «разбойника»), а спустя какое-то время оказался в гладиаторской школе26. В истории с дезертирством и порабощением Спартака остаётся много неясного. Здесь возможны разные варианты развития событий. Например, Спартак, служивший под римскими знамёнами во вспомогательных войсках, во время очередной кампании во Фракии дезертировал и вместе с соотечественниками воевал против римлян (тогда-то в глазах римлян он и стал «разбойником», ибо те не считали достойными противниками представителей местных племён, у которых даже не было единого властителя). Попав в плен, отважный фракиец стал рабом (опять-таки непонятно, почему римляне не казнили его за дезертирство и «разбой»), а впоследствии (вероятно, после двух, а, может быть, и более продаж) благодаря своим физическим данным был продан в гладиаторы.
Предположим, что прав Э. Габба: Спартак оказался вместе с Суллой в Италии и принял участие в гражданской войне 83—
Несомненно одно: в спартаковском движении 74/73—
Так или иначе, дезертир и «разбойник» Спартак попал в плен, был продан в рабство, а затем стал гладиатором. В своё время
Как известно, бежавших из Капуи гладиаторов возглавил «интернациональный триумвират» — фракиец Спартак, оск Крикс и грек Эномай30. В скором времени Спартак стал лидером, воплотившим в себе «принцип автократического руководства»31. Кроме этих трёх вождей, нам известны имена двух соратников Спартака, командовавших галло-германским контингентом в войске повстанцев. Это Ганник и Каст. Первый был инсубром (следовательно, до того, как претерпеть capitis deminutio maxima, он обладал правами латинского гражданства), а второй — римлянином32. Как они попали в гладиаторы, мы не знаем. Известно только, что это произошло вследствие «несправедливости», о которой пишет Плутарх (Plut. Crass. 8. 2). На наш взгляд, нет ничего невероятного в том, что Ганник и Каст были марианскими офицерами, выжившими в жестоких битвах гражданской войны и уцелевшими в ходе кровавых сулланских репрессий. Фракиец Спартак (бывший дезертир и гладиатор), грек Эномай (вероятно, бывший разбойник или пират) и три уроженца Италии (Крикс, Ганник и Каст — с.105 возможно, бывшие марианцы), все с огромным боевым опытом, подняли знамя мятежа с явным намерением не бежать за пределы Италии, а начать жестокую и бескомпромиссную борьбу с римским олигархическим режимом33.
В заключение отметим, что в силу крайней скудости источников невозможно не только реконструировать подлинную биографию Спартака до начала восстания, но и выяснить подлинные мотивы, цели и задачи отважного предводителя инсургентов. Не только события жизни Спартака до 74/73 г. до н. э. покрыты мраком неизвестности: то же самое относится и к замыслам великого фракийца. Это тайна, которую он унёс с собой в могилу. Если Спартак изначально не собирался уводить свои войска из Италии, каков был план его дальнейших действий? Намеревался ли он влиться в мощную антиримскую коалицию в составе Понтийской державы царя Митридата VI Эвпатора, мятежных испанских провинций Квинта Сертория и эскадр киликийских пиратов, чтобы тем самым оказать серьёзную поддержку своим соотечественникам, героически сражавшимся в то время с армией Марка Лукулла? Наконец, не может не возникнуть вопрос: насколько самостоятельной политической фигурой был Спартак? Возможно, его в известной степени использовали римско-италийские политические силы антисулланской и, следовательно, антисенатской ориентации? Если так, то «спартаковскую войну» следует рассматривать в контексте гражданских смут в Италии I в. до н. э. Едва ли ситуация с источниками, освещающими события bellum servile, когда-либо принципиально изменится к лучшему (вероятность сенсационных открытий в этой области ничтожно мала). Как бы то ни было, грандиозная фигура Спартака всегда будет волновать умы и привлекать к себе всё новых исследователей, стремящихся понять и оценить масштаб этой незаурядной личности.
ПРИМЕЧАНИЯ