3. Спартиаты
Высшим сословием лакедемонского общества являлась социальная группа, выступающая у античных авторов под именем «спартиаты» (Σπαρτιᾶται). Их место в общественной структуре обуславливалось прежде всего основными политическими функциями, возлагавшимися на данное сословие, а также тем, что они обладали наиболее полной совокупностью прав, закрепленных юридически, экономически и в обычаях. В греческом политическом сознании спартиаты воспринимались как граждане по преимуществу. Не случайно наши источники часто называют их «сами спартиаты», подчеркивая их отличие от всех остальных лакедемонян (αὐτοὶ Σπαρτιᾶται; характерные примеры: Ксенофонт, Греч. история VI. 4. 15; Агесилай 2. 24)1. В политико-правовом аспекте основополагающим фактором, определявшим статус спартиатов, являлось их исключительное право принимать участие в апелле — спартанском народном собрании. Данное право носило конституционный характер: оно было зафиксировано в «Большой ретре» (Плутарх, Ликург 6; Тиртей, фр. 1. 14 G.—
Участие в работе апеллы обеспечивало и другое политическое преимущество спартиатов — активное избирательное право в отношении таких органов государственной власти, как герусия (Аристотель, Политика 1270b35—
Вместе с тем не все спартиаты в равной мере обладали пассивным избирательным правом5. Согласно Аристотелю на должность эфора мог претендовать любой представитель демоса (подразумеваются спартиаты) (1270b8—
В нашем распоряжении имеется одно очень важное свидетельство того, что некоторые судебные функции на местах исполнялись в лакедемонском государстве исключительно спартиатами. Это сообщение Фукидида о должности киферодика (κυθηροδίκης ἀρχή), который присылался «в течение года» из Спарты (ἐκ τῆς Σπάρτης) лакедемонянам, имевшим статус периэков и населявшим остров Киферу (IV. 53. 2)7. Само название магистрата подразумевает, что его основная функция — вершить суд на Кифере. Выражение «в течение года» (κατὰ ἔτος) означает, вероятно, ежегодную сменяемость киферодика8. Юрисдикцию над всем населением государства спартиаты осуществляли также через эфоров и их эмиссаров. Через них же осуществлялись и следственные функции. При этом следственная власть должностных лиц из Спарты была настолько обширна, с.45 что, как сообщает Исократ, эфоры могли казнить без суда столько периэков, сколько они пожелают (XII. 181; ср.: Ксенофонт, Греч. история III. 3. 8; о судебной специализации в Спарте см.: Аристотель, Политика 1275b слл.)9.
Здесь необходимо остановиться на проблеме, связанной с институтом гармостов. Существует распространенное мнение, что Спарта посылала в периэкские города своих представителей — гармостов (ἁρμοσταί)10. Свидетельством, вызвавшим к жизни такую точку зрения, является следующее сообщение схолиаста: ἤσαν δε ἁρμοσταὶ Λακεδαιμονίων εἴκοσιν (Схолии к Пиндару, Олимпийские оды 6. 145). Однако фразу эту можно перевести двояко: как «имелось 20 гармостов у лакедемонян», но также и как «имелось 20 лакедемонских гармостов». Если верна последняя версия, то замечание схолиаста вполне могло относиться к спартанским правителям, поставленным в заграничные города в конце Пелопоннесской войны. Что касается начальников гарнизонов, расположенных в самой Лаконике и упоминаемых Фукидидом, Ксенофонтом и Диодором, то никто из них не назван в источниках обладателем этой должности (Фукидид, II. 25. 2; IV. 57. 3; Ксенофонт, Греч. история III. 3. 10; VII. 1. 25; Диодор, XII. 65. 9). Ни один известный нам случай употребления данного термина не связан явно с должностью спартанского наместника лаконского или мессенского поселения. Таким образом, нет достаточно веских оснований для определения гармостов как спартиатских правителей на периэкской территории11. Важно другое: в любом случае должность гармоста занимали представители сословия спартиатов (прямые свидетельства: Фукидид, IV. 132; Ксенофонт, Греч. история V. 1. 11)12
Дипломатические миссии также осуществлялись спартиатами, причем данная служба возлагалась на представителей аристократии, имевших широкие связи в других полисах, а потому обладавших возможностью блюсти интересы Лакедемона наилучшим образом. Исполнение подобных функций связано с необходимостью иметь особые навыки, которые могли передаваться только от отца к сыну. Самый яркий пример наследственного характера института государственных посланников Спарты дает семья Талфибиев, с.45 возводивших свой род к вестнику Агамемнона Талфибию (Геродот, VII. 134; о Талфибии см.: Гомер, Илиада I. 320; III. 118; IV. 192 и др.). Другой замечательный пример аристократического характера спартанской дипломатической службы дает история Лиха, сына Аркесилая, имевшего контакты со знатью Аргоса и Фив и угощавшего однажды всех иностранцев, прибывших на праздник Гимнопедий. В 418 г. он способствовал заключению 50-летнего мира между Спартой и Аргосом, а в 412/411 г. участвовал в переговорах с персами (о Лихе см.: Фукидид, V. 22. 2, 50. 4, 76. 3; VIII. 39. 2, 43. 3, 52. 2, 84. 4, 87. 1; Ксенофонт, Греч. история III. 2. 21; Павсаний, VI. 2. 2—
Политические обязанности спартиата не исчерпывались только участием в апелле и исполнением той или иной должности. В этом смысле интересны два известных нам спартанских закона (обычая?). Агесилай указывает властям, обсуждающим поступок Фебида, захватившего в 382 г. Кадмею без санкции из Спарты, что если действия гражданина принесли Лакедемону пользу, то «древний закон» (ἀρχαῖον νόμον) разрешает в таких случаях поступать на собственный страх и риск (αὐτοσχεδιάζειν) (Ксенофонт, Греч. история V. 2. 32). Второй закон связан с требованием от спартиата личной инициативы в деле надзора за илотами: тех илотов, которые физическим развитием превосходят определенные слугам рамки, подвергают смерти, на владельцев же, если кто не укротил (μὴ ἐπικοπτοίεν) усиливающихся илотов, налагается наказание (ἐπιτίμιον) (Мирон у Афинея, 657d = FgrHist 106 F 2).
Остановимся на административно-территориальном статусе спартиатов. Населять город Спарту было несомненной привилегией тех, кто принадлежал к высшему гражданскому сословию: для исполняющих законы законодатель сделал город своим (τὴν πόλιν οἰκείαν ἐποίησε — Ксенофонт, Лакед. полития 10. 7). Возникает вопрос: спартиаты жили исключительно в Спарте или же имели возможность удаляться в свои усадьбы, наличие которых хорошо засвидетельствовано письменными источниками?15 С этим с.46 связан и вопрос об административно-территориальном делении спартиатской общины: касались ли основы деления, зафиксированные в «Большой ретре» («разделить на обы» — Плутарх, Ликург 6), только территории Спарты или распространялись на более широкий регион.
У. Карштедт утверждает, что для спартиатской семьи нормой было ведение двух хозяйств — одного в городе и второго в усадьбе на клере16. Соглашаясь в целом с этой точкой зрения, мы хотели бы отметить, что и спартиаты, и члены их семей были по преимуществу городскими жителями17. Демарат называет Спарту городом с 8000 мужами (подразумеваются спартиаты; Геродот, VII. 234. 2). Геродот, говоря о спартиатских потерях при Платеях, применяет выражение «лакедемоняне, которые из Спарты» (IX. 70. 5). Агоге и сисситии, несмотря на вероятную связь с древнейшими институтами18, по сути своей являлись элементами городской культуры19.
Вопрос об административно-территориальном устройстве спартиатской общины связан прежде всего с проблемой об, на которые был разделен народ Спарты по «Большой ретре» (Плутарх, Ликург 6. 2)20.
Обы просуществовали в течение веков. Некоторые надписи из поздней Спарты говорят о группах молодежи из различных об (или фил, утративших к этому времени гентильный характер и в названиях городских кварталов использовавшихся как синоним об)21, которые оказываются тождественными известным из более ранних источников спартанским комам (IG, 5(1). 26, 27, 564, 675, 680, 688 и др.)22. Однако одна надпись (SEG XI. 475а4, рубеж VI—
В заключение данного параграфа остановимся на такой проблеме политико-правового статуса, как возможность выездов за границу государства. Некоторые современные исследователи склонны, с нашей точки зрения, к преувеличенной и заостренной трактовке известных свидетельств о том, что в Спарте существовали запреты на выезд для граждан (Ксенофонт, Лакед. полития 14. 4; Аристотель, фр. 543 Rose(3); Плутарх, Ликург 27)26. Так,
с.49 И все же вопреки знаменитому афоризму Крития о том, что в Лакедемоне и рабы в высшей степени рабы, и свободные более всего свободны (фр. 37 Diels = Плутарх, Ликург 28), несомненным остается факт, что сам характер спартанской политии накладывал на членов высшего сословия, спартиатов, дополнительные ограничения и запреты, в том числе и в политико-правовой области. Однако это — основная тема одного из следующих параграфов данной главы.
Для гражданина полиса личное участие в ополчении с собственным оружием являлось и одной из самых главных обязанностей, напрямую связанных с его политическими функциями, и важнейшей привилегией, во многом определявшей его гражданский статус и сословную принадлежность28.
О том, что в Спарте возможность ношения боевого оружия являлась исключительным правом тех, кто был зачислен в боевые формирования войска (то есть военнообязанных спартиатов, периэков и неодамодов), можно сделать вывод из рассказа Ксенофонта о том, каким образом были вооружены сообщники в заговоре Кинадона (399 г.; Греч. история III. 3. 7).
В сухопутном войске спартиаты являлись гоплитами. По всей видимости, их нельзя было использовать в непрестижных военных профессиях (легковооруженные, военные ремесленники и т. п.). Со времен Пелопоннесской войны они могли входить также в состав конных отрядов. Во флоте не могло быть и речи об использовании спартиатов в качестве матросов или гребцов. Афинский стратег Кефисодот, выступая в 369/368 г. в народном собрании, говорит своим согражданам, что если Спарта пошлет флот для совместных действий с Афинами, то лакедемоняне на кораблях будут либо триерархами, либо эпибатами, матросами же — илоты или наемники (Ксенофонт, Греч. история VII. 1. 12).
Во всех перечисленных аспектах военный статус спартиатов совпадает со статусом периэков. Однако различия были, и существенные. Наши источники рисуют спартиатов как истинных с.50 мастеров войны, как воинов-профессионалов, регулярно занимающихся военной подготовкой (Фукидид, II. 39. 1; Полиен, II. 1. 7; Плутарх, Агесилай 26. 5—
Что касается командных должностей, то главные из них всегда занимали спартиаты. Относительно среднего и низшего звена следует остеречься от подобного категоричного утверждения, хотя на важные посты ставили, очевидно, представителей этого сословия. с.51 Спартиатами были, во всяком случае, начальники гарнизонов по охране Лаконики (Геронар в Асине — Ксенофонт, Греч. история VII. 1. 25; Александр на границе с Тегеатидой — Диодор, XV. 64. 1; их командование относится к зиме 370/69 г.) и эпистолеи навархов (Ксенофонт, Греч. история V. 1. 11).
Спартиаты, являясь профессиональным военным сословием, были освобождены от непосредственного материального производства. Источники совершенно определенно говорят о том, что согласно спартанской конституции представители высшего сословия обязаны были знать одну науку — подчиняться командирам и побеждать врагов, всякий же производительный труд, труд в сфере услуг и коммерческая деятельность были переданы в руки метеков и илотов, рабов и слуг (Геродот, II. 166—
с.52 Прежде всего, неоспоримым фактом является как наличие домашнего хозяйства у спартиатов, которым обычно руководила жена (о домашнем хозяйстве в Спарте см.: Геродот, V. 40; Аристотель, Экономика II. 2. 9; Плутарх, Ликург 17; о ведущей роли жен в домашнем хозяйстве: Ксенофонт, Лакед. полития 1. 9; 9. 5; Аристотель, Политика 1269b31—
Предположение, что спартиаты участвовали в организации производства, распределяя обязанности оброка между семьями илотов, сидевших на клере37, подтверждается тем известным фактом, что состоятельные люди прибавляли пшеничный хлеб к своей доле в сисситии (Ксенофонт, Лакед. полития 5. 3). Пшеница не входила в число регламентированных продуктов, составлявших апофору, а следовательно, ее культивирование требовало хозяйственной инициативы со стороны спартиатов. Следует также заметить, что не все принадлежавшие спартиатам земли отводились под пашню, сады или виноградники. Многие владения в Мессении (а по мере развития процесса концентрации земли — и в Лаконике) использовались, вероятно, под пастбища (о многочисленных табунах и прочих стадах, пасущихся в Мессении: Платон, Алкивиад I 122e; о Мессении, богатой пастбищами для быков и мелкого рогатого скота: Еврипид, фр. 452 Nauk = Страбон, VIII. 5. 6; о земледельческих угодьях и пастбищах в имении Агиса IV: Плутарх, Агис 9)38.
Интересно сравнить словоупотребление Аристотеля и Страбона, с помощью которого они характеризуют отношения спартиатов с илотами. Стагирит, говоря о контроле первых над вторыми, применяет слова ἐπιμέλεια и ὁμιλέω (Политика 1269b8—
Нет серьезных оснований считать, что в классический период спартиаты были совершенно исключены из торговых отношений (в том числе и с целью наживы) в соответствии с каким-то древним законом или обычаем. Во всяком случае, в
Наиболее сложной проблемой при анализе экономического статуса спартиатов является вопрос о собственности. Отношения собственности — важнейшая характеристика социально-экономической системы.
Плутарх, рассказывая в биографии Ликурга о перераспределении земли, заложившем основу всей социально-экономической системы Спарты, пишет, что Лаконику, относящуюся к городу Спарте, законодатель разделил на 9000 клеров (8. 5; ср.: Эфор у Страбона, 365 сл. = FgrHist 70 F 118). Другие источники также подтверждают очень древний и стабильный характер спартанской земельной конституции (Эфор, там же; Платон, Законы 736c; Исократ, XII. 259). В основе этой конституции лежало, вероятно, наделение членов общины клерами из основного земельного фонда, обладание которым служило цензом, открывавшим доступ к политическому полноправию. Клеры эти были неделимы, не могли продаваться и наследоваться иначе, как от отца к старшему сыну42. Указания на эту систему «издревле поделенных участков», которые не подлежат продаже, мы находим у Аристотеля и Плутарха (Аристотель, фр. 611. 12 Rose(3) — из эксцерптов Гераклида; Плутарх, Моралии 238e; ср.: Аристотель, Политика VI. 2. 5, 1319a10—
Мы считаем возможным, во-первых, отождествить эти «древние участки» с тем, что Полибий называет πολιτικὴ χῶρα (Полибий, VI. 45. 3), а во-вторых — интерпретировать данное словосочетание в связи с терминологией Ксенофонта, обозначающей отряды гражданского ополчения лакедемонян — πολιτικαὶ μόραι (Ксенофонт, Лакед. полития 11. 4), которые включали в себя и спартиатов, и периэков. Это позволяет согласиться с предположением Ф. Хампля о том, что πολιτικὴ χῶρα представляла собой издревле поделенный земельный фонд Лакедемона, включая в себя и спартиатские, и периэкские клеры45. В юридическом аспекте земельная собственность и спартиатов, и периэков опосредована верховной собственностью полиса (именно об этом, с нашей точки зрения, и свидетельствует выражение Полибия). Но в социально-экономическом аспекте два вида этой собственности отличались кардинально — и не только по качеству земли, отводимой под клеры спартиатов и периэков. Суть отличия состоит в том, что спартиатское землевладение было основано на эксплуатации труда илотов, полисом к этой земле прикрепленных46, тогда как собственность периэкская в основе своей была трудовой.
Завершая характеристику экономического статуса, необходимо остановиться на проблеме имущественной дифференциации среди высшего сословия Лакедемона.
«Община равных» постоянно осуществляла процесс перераспределения присвоенного продукта47. Проистекал этот процесс, во-первых, из аристократического принципа эгалитарности, а во-вторых, из стремления противостоять тенденции к олигандрии (малолюдству), которая должна была возникнуть как реальная опасность с самого момента конституирования высшего сословия полиса в замкнутую корпорацию. В качестве основного механизма перераспределения выступал институт сискении (общих застолий, с.56 сисситий), чему сопутствовал институт так называемой общности имуществ (возможности использовать чужую собственность в случае крайней необходимости: Ксенофонт, Лакед. полития 7. 3; Аристотель, Политика II. 2. 5, 1263а; Плутарх, Лаконские установления 10)48. Однако в реальности никакое выравнивание уровня жизни спартиатов не могло помешать, с одной стороны, созданию больших состояний (Геродот, VI. 61—
В античной культуре распространенным явлением был институт аскезы — тренировки, развивающей особые способности и навыки путем строгого исполнения каких-либо предписаний и запретов51. Формы такого тренинга могли быть самыми разнообразными и зависели от целей, стоявших перед человеком, исполняющим аскезу: архаическая аскеза возрастных классов (суровое обучение и инициация мальчиков перед переходом в класс мужчин); атлетическая аскеза (Милон Кротонский, ежедневно переносивший на спине подрастающего бычка); философская аскеза (Анаксагор, отказывающийся от наследства и политической карьеры ради созерцания природы; пифагореизм); религиозная аскеза (обет безбрачия римских весталок; монашество). К особому типу следует отнести аскезу представителей высшего социального слоя. Строгое исполнение неких суровых предписаний было связано с обладанием высоким общественным статусом. Такая аскеза помимо практических задач выполняла и важнейшую с точки зрения древнего человека семантическую функцию — она проводила грань между «избранными» и с.57 «толпой», между гражданами по преимуществу (которые предлагали социуму формы существования и обеспечивали принятие этих форм) и низами (которые были обязаны принимать предлагаемые им условия, получая взамен определенные гарантии в отношении их личности и имущества). Переход из низших слоев в высший хотя и допускался теоретически, но в обществах с четкой иерархией практически был весьма затруднен, в частности, наличием аскезы, исполнение которой представителями низших социальных групп считалось делом неслыханным и часто подвергалось наказанию. Одним из ярких примеров данного типа аскезы были определенные нормы в образе жизни представителей сенаторского и всаднического сословий в Риме52. Именно к этому феномену следует относить вторичный комплекс Ликурговых законов — систему суровых предписаний, регламентировавших общественную жизнь спартиата и его быт. Спартиатская аскеза проявлялась главным образом в трех аспектах: как институт общественного воспитания (агоге); как институт общественных обедов (сискения); как нормативный образ жизни, включавший в себя спартиатский кодекс чести.
Механизм обретения прав члена «общины равных» начинался с того, что отец-спартиат признавал ребенка своим законнорожденным сыном. Важное значение данного акта показывают рассказ Геродота о последствиях, которые имела для Демарата ошибочная клятва царя Аристона в том, что Демарат не является его сыном (VI. 63. 2), и рассказ Плутарха в биографии Агесилая о том, что царь Агис II не признал собственным сыном ребенка, родившегося у его жены Тимеи (3). Согласно Плутарху акт признания спартиатом своего сына происходил перед старейшинами филы в месте, называемом «лесха»53. Здесь старцы проводили экспертизу физических качеств младенцев. В случае обнаружения какого-либо серьезного уродства ребенок умертвлялся (сбрасывался с обрыва Апофеты на Тайгете), если же он был здоров, отдавался родителям на воспитание54. При благоприятном решении мальчику назначался земельный надел (очевидно, имелся в виду клер отца; этим актом старейшины признавали гражданство ребенка) (Плутарх, Ликург 16)55. После семилетнего воспитания в домашних условиях, также с.58 регламентированного различными обычаями и правилами, ребенок попадал в систему общественного воспитания — агоге, прохождение которого самым существенным образом отличало спартиатов не только от других представителей лакедемонского общества (кроме мофаков), но и от всех эллинов вообще56.
Период агоге до 20-летнего возраста делился на несколько этапов. В возрасте 17—
Оригинальные точки зрения на раннюю историю спартанских сисситий высказаны в работах
Императив равенства, понятый как одна из форм тренировки гражданской добродетели, распространялся не только на общественное воспитание и общественные трапезы, но и на многие аспекты повседневного быта.
Внешний вид, вероятно, имел в спартиатской общине важное семантическое значение. Представитель «общины равных» обязан был выглядеть аккуратно, следить за чистотой одежды (Плутарх, Агесилай 30. 3—
Каждый спартиат должен был состоять в браке. При этом если мужчина не женился вовремя (вероятно, вскоре по достижении 30 лет), он подвергался различным наказаниям и штрафу (Ксенофонт, с.60 Лакед. полития 1. 6; 9. 5; Плутарх, Ликург 15; Лаконские изречения 53. 16—
В общественном поведении принадлежность к «общине равных» предполагала равное общение с представителями этого сословия. Спартиат имел свое место в апелле, на равных сидел с достойными товарищами в сисситии, получал положенное ему место в команде при игре в мяч, участвовал в праздничном хоре, имел возможность общественного воспитания дочерей65, что являлось знаком правовой полноценности семьи и поэтому имело значение для успешной выдачи дочерей замуж (Ксенофонт, Лакед. полития 9. 4—
В Спарте особую силу имела этика возрастных классов. Каждый спартиат мог рассчитывать на внешние проявления уважения со стороны младших, если только он не был каким-то образом умален в своих правах, то есть был достойным и равным соучастником общественной жизни (Ксенофонт, Лакед. полития 9. 5; Перикл высоко ценил традиционное уважение младшими старших у спартиатов: Ксенофонт, Воспоминания о Сократе III. 5. 15). Особые правила поведения, как следует из «Лакедемонской политии» Ксенофонта, налагались на эфебов (3. 4—
Хороший спартиат — это настоящий мастер военного искусства, независимо от того, находится ли он на посту командира или подчиненного (Платон, Законы 630e; Аристотель, Политика II. 6. 22, 1271a41 — b6; Диодор, XV. 64; Плутарх, Ликург 24—
В соответствии со спартиатской системой ценностей единственно достойной для истинного гражданина признавалась жизнь в соответствии с «прекрасным» (Ксенофонт, Лакед. полития 3. 3; Греч. история V. 3. 9; Плутарх, Агис 5. 5). Этот «прекрасный образ жизни» предполагал причастность к функциям, правам и привилегиям, относящимся только к высшему сословию. Причастность к ним обусловливалась, согласно Ксенофонту, жесткой аскезой, тренировкой каждой гражданской добродетели (Ксенофонт, Лакед. полития 10. 7). Аскеза, исполнение обычаев, ведение «установленного образа жизни» (Фукидид, I. 130; 132. 2) являлись одновременно и цензом для вхождения в спартиатское сословие, и публично реализуемой семантической системой этого сословия.
В спартиатской аскезе, в «установленном образе жизни» бросается в глаза императив эгалитаризма. В связи с этим мы склонны рассматривать и само наименование «равные» (ὅμοιοι) не как строгий юридический термин для обозначения данного сословия, а, скорее, как знак, символ, относящийся к сословной семантике и теснейшим образом связанный с аскезой71.
с.63 Однако идеал культуры и его реализация в реальной жизни очень часто не совпадают. Иногда даже несовпадение это приобретает форму типологического несоответствия72. В лакедемонском полисе, вероятно, «спартанский идеал» никогда не был претворен в жизнь в полном объеме73. Не вызывает сомнения, что многие элементы системы ценностей реально действовали и определяли жизнь спартиата, однако настоящего равенства среди «равных» никогда не было. Имущественный аспект данной проблемы был обсужден выше, теперь остановимся на проблеме существования в Спарте аристократии.
Аристотель в «Политике» (1270b24) и Плутарх в биографии Ликурга (17. 2) упоминают о неких καλοὶ καὶ ἀγαθοί среди спартиатов. Однако ряд исследователей отвергает предположение, что данная фраза в названных пассажах имела отношение к некому официально привилегированному слою внутри сословия спартиатов, настаивая при этом на идентичности употребления слов «равные» и «спартиаты» (Ксенофонт, Лакед. полития 10. 7; 13. 1; Греч. история III. 3. 5—
Помимо двух указанных случаев употребления выражения «прекрасные и добрые» по отношению к части спартиатов в нашем распоряжении имеются и другие свидетельства существования в среде «равных» знатных родов. Геродот говорит о спартиатской семье Талфибиадов, возводившей свой род к Талфибию, герольду Агамемнона (VII. 134). Не столь важно, существовала ли такая связь реально. Согласно некоторым данным того же автора можно прийти к выводу, что существовали тесные контакты — в том числе брачные — между отдельными родами, близкими царским, и, возможно, многие кланы выводили свою родословную от Геракла. Не исключено, что слово «Гераклиды» являлось групповым обозначением спартанской знати76. Так, некий спартиат Демармен имел двух внучек, одна из которых вышла замуж за Анаксандрида (Агиад) (Геродот, V. 41), а вторая — по имени Перкала — была обручена с Леотихидом (Еврипонтид), но ее похитили, и она вышла замуж за Демарата (Еврипонтид) (Геродот, VI. 65). Третья жена царя с.64 Аристона (Еврипонтид) также происходила из знатной семьи (Геродот, VI. 62). Представители знати — как и повсюду в Элладе — имели обычай обмениваться дорогими подарками по особым случаям. Об этом свидетельствует история женитьбы упомянутого Аристона.
Сведения о «первых людях в государстве», о «влиятельных людях» в Спарте, о «высшем сословии города», а также о спартиатах, «связанных с ними родством», мы находим не только у Геродота, но и у Фукидида (V. 15. 1) и Ксенофонта (Лакед. полития 8. 1; 8. 2).
Еще один аргумент в пользу тезиса о существовании в Спарте аристократического слоя — спартиаты, владевшие конными упряжками, побеждавшими в Олимпии. К таким олимпионикам могли относиться лишь представители весьма богатых семейств. О том, что эти семейства были еще и родовитыми, свидетельствует уже то, что победа в конных ристаниях часто являлась семейной традицией: у Александра, победителя 428 г., уже дед был олимпиоником на
О представителях спартанских знатных родов можно судить, например, по очень яркой личности Лиха. Сын олимпийского победителя Аркесилая, Лих сам победил с четверной упряжкой в Олимпии в 420 г. (Фукидид, V. 50. 4; ср.: Ксенофонт, Греч. история III. 2. 21). Он был проксеном аргосцев (Фукидид, V. 76. 3), имел связи с фиванцами (Там же, V. 50. 4; Ксенофонт, Греч. история III. 2. 21). Оскорбление, нанесенное ему элейцами, стало поводом для Элейской войны, которую вели лакедемоняне во главе с царем Агисом в 401—
Евагор | олимпионик в | 548, 544, 540 гг. |
Демарат | — | 504 г. |
Полипейт | — | 484 г. |
Аркесилай | — | 448, 444 гг. |
Поликл | — | 440 г. |
Ликон | — | 432 г. |
Александр | — | 428 г. |
Лев | — | 424 г. |
Лих | — | 420 г. |
Киниска | — | 396, 392 гг. |
Ксенарх | — | 388 г. |
Если признать, что участие в колесничных бегах являлось признаком богатого и знатного рода, то существование этого слоя в среде спартиатов, по крайней мере, в период с середины VI в. до начала IV в., надежно подтверждается этими данными.
Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Для знатных родов, проживавших в различных городах, были характерны тесные контакты друг с другом. Характерна и частая апелляция к подобным связям, существовавшим в героические времена. Проведя выборку всех упоминаний о Лакедемоне и героях, с ним связанных, которые содержатся у такого аристократического поэта, как Пиндар, мы обнаружили, что автор очень часто либо прямо говорит о таких связях, либо намекает на них, либо, возможно, конструирует эти мифологические контакты: Олимпийские оды VI. 22—
с.66 С другой стороны, социальная динамика в Спарте характеризовалась устойчивой тенденцией к сокращению численности «общины равных» (Аристотель, Политика 1270a34), особенно усилившейся в период Пелопоннесской войны. Четкие границы сословия, его корпоративный характер делали практически невозможным пополнение извне (примеры натурализации в архаический и классический период крайне редки; см.: Геродот, IV. 145. 5; Платон, Законы 629a; Аристотель, Политика 1270a34—
1. В чем состояли политические функции спартиатов во внутригосударственной жизни?
2. Назовите внешнеполитические функции представителей сословия спартиатов.
3. Охарактеризуйте административно-территориальное устройство спартиатской общины.
4. Каковы были функции и статус представителей спартиатского сословия в войске?
с.67 5. В чем заключались экономические функции спартиатов?
6. Какие экономические отношения существовали между спартиатами и илотами?
7. Охарактеризуйте систему спартанских клеров с точки зрения вопроса о праве собственности. Существуют ли данные в пользу тезиса об имущественном расслоении спартиатской общины?
8. Какова была роль сословной семантики в жизни спартиатской общины?
9. В чем состоял социальный смысл спартанских сисситий?
10. Опишите особенности брачно-семейных отношений в спартиатской общине.
11. Какие аргументы можно привести в пользу тезиса о существовании внутри спартиатской общины аристократии?
ПРИМЕЧАНИЯ
Из научных работ, посвященных спартанской системе воспитания, см.: Андреев