Историография об участии рабов в движении Секста Помпея в 43—36 гг. до н. э.
Науч. ред. А. И. Филюшкин.
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором.
Проблема участия рабов в движении Секста Помпея, несмотря на достаточно подробное освещение в источниках, до сих пор остается одной из наиболее дискуссионных в историографии рассматриваемого периода. Современные исследователи, подобно древним авторам, признают наличие рабов среди сторонников Помпея-младшего, но расходятся в определении их значения и влияния на его политику.
Античная историография выработала два подхода к решению поставленной проблемы. Наиболее распространенной была точка зрения, согласно которой рабы, наряду с пиратами и дезертирами, составляли основу социальной базы государства Секста Помпея. Впервые появилась она в литературном окружении непримиримого противника Секста — первого римского императора Цезаря Августа. В течение четырех десятилетий единоличного правления Август, сам не чуждый увлечению литературой, настойчиво вырабатывал требования, предъявляемые к историческим произведениям, формировал традицию, в соответствии с которой следовало рассматривать события прошлого и настоящего.
Рамки, в пределах которых могли работать исследователи эпохи II триумвирата, были довольно точно очерчены в произведениях, вышедших из-под пера самого Августа. До наших дней сохранилось лишь одно из них — краткая официальная автобиография, известная как «Деяния божественного Августа». Другие сочинения не сохранились, среди них «Автобиография» (доведенная до периода Кантабрийской войны), «Сицилия» (посвященная войне против Секста Помпея), речи, обширная переписка1. Именно эти произведения, хорошо известные в императорскую эпоху, задавали традицию оценок и интерпретации событий римской истории, которую мы можем проследить даже на основании «Деяний…»2.
Секст Помпей, смертельный враг Цезаря Августа, не мог, разумеется, не получить резко отрицательной оценки в его произведениях. К личной ненависти, которую Секст у него вызывал, добавлялась классовая ненависть лидера рабовладельческих слоев италийского общества к человеку, который одну из основных ставок в своей борьбе делал на освобождаемых им рабов3.
Оценка, данная Сексту Помпею Августом, была впоследствии растиражирована в произведениях античной историографии. В соответствии с предъявляемыми императорской цензурой требованиями, Секст изображался совершенно отрицательной личностью. Война против него объявлялась войной с рабами; противопоставлялись отец и сын Помпеи: отец — истинный римлянин, знаменитый полководец, сын — отщепенец, главарь шайки рабов и пиратов4.
Август назвал войну против Секста Помпея «рабской войной» (bellum servile). Этот термин был использован не случайно. Римские историки называли «рабскими войнами» восстания рабов на Сицилии в конце II века до н. э. Таким образом, римлянам подсознательно навязывался нужный императорской власти образ Секста Помпея — вожака рабов, наследника Евна и Афиниона. Единство мест действия только усиливало сравнение и, по мере удаления от событий, «рабские войны» в умах римлян должны были слиться в одну, а Секст окончательно занять свое место в истории как разбойник и рабский вожак5.
Как уже отмечалось выше, взгляды Августа на роль рабов в движении Секста Помпея широко распространились и заняли ведущее положение в античной историографии6. Однако сохранилась и другая точка, в соответствии с которой социальная структура движения Секста была более сложной и рабы были лишь одной из социальных групп, не обладавшей особым влиянием. Виднейшим представителем этого направления был Аппиан Александрийский, живший в первой половине II в. н. э.
Это время характеризуется изменением отношений между принцепсами и сенаторами, из среды которых, в основном, и выходили писатели. На смену периоду преследований, террора по отношению к знатным родам, приходит эпоха, когда «каждый может думать, что хочет и говорить, что думает»7. Императорская цензура ослабевает, и историки получают возможность описывать прошлое в соответствии с собственными убеждениями.
Аппиан Александрийский оставил наиболее беспристрастное описание событий 40—
Аппиан отвергает представления о движении Секста Помпея как о восстании рабов. По его мнению, значение рабов было велико только в начале его самостоятельной политической карьеры — до захвата Сицилии, хотя и тогда они выступали не в одиночку, а совместно с бывшими солдатами Гн. Помпея Великого, изгнанниками, провинциалами9. В дальнейшем роль рабов уменьшилась. В результате проскрипций, вывода колоний ветеранов, разгрома республиканцев на Востоке, перузинской войны пострадавшие, противники триумвиров, бежали к Сексту. «Кто боялся за себя, кто был лишен своего имущества, кто совершенно не признавал нового государственного строя — все они скорее шли к нему; кроме них и молодежь, стремившаяся участвовать в войне ради наживы и не придававшая никакого значения тому, под чьими знаменами она сражается, — ведь везде она сражается вместе с римлянами — также и она охотнее всего шла к Помпею, стоявшему, по ее мнению, за наиболее справедливое дело»10. В целом, как отмечает Аппиан, социальный состав армии Секста Помпея ничем не отличался от армий триумвиров11.
Переход власти от Антонинов к Северам и последовавшие за этим гражданские войны изменили отношение власти к литературе. Писатели начали возвращаться к традициям августовской историографии, рассматривая, в частности, движение Секста Помпея как рабскую войну, а его социальной опоры называя рабов12.
Таким образом, античная историография дала две основные точки зрения на сущность движения Секста Помпея и, в этой связи, на роль рабов в нем. Современная историография античности в целом сохраняет те же два подхода.
Французский историк XVIII века Г. Роллен в многотомном труде «Римская история от основания Рима до битвы при Акции» собрал огромный фактический материал, но это достоинство является одновременно и недостатком. Погребенный под массой фактов, приводимых античными писателями, автор был вынужден следовать за ними и в оценках тех или иных событий. Рассуждая о социальной структуре движения Секста Помпея, Г. Роллен отмечает его сложность. Помимо пиратов, рабов и разбойников он называет в числе сторонников Секста беженцев из италийских городов, чье имущество было конфисковано при выведении колоний ветеранов. Впрочем, по мнению автора, подобная сложность социального состава связана не со стремлением Секста Помпея к опоре на широкие слои населения, а с неразборчивостью его при приеме сторонников, так как Секст, якобы, принимал «всех без разбора, кто только захотел ему служить»13. Г. Роллен называет среди его сторонников и проскрибированных, но не придает их присутствию большого значения, даже не упоминая их при перечислении социальных групп в движении Секста Помпея14.
Г. Вебер (сер. XIX в.) вообще не отметил рабов в качестве одной из социальных основ государства Секста, указав на его корсарский характер и, соответственно, на пиратский состав движения15.
В конце XIX — начале XX вв. в историографии античности доминирует теория о рабах как об основной социальной составляющей государства Секста Помпея. Данной точки зрения придерживаются ведущие зарубежные и отечественные историки, исследовавшие проблему —
Р. Ю. Виппер в «Очерках истории Римской империи» отмечает социальную пестроту «морской державы Помпея», выделяя проскрибированных, италийцев, подвергшихся конфискациям при выводе военных колоний, республиканцев, спасшихся после Филипп и сторонников Л. Антония, выживших после перузинского разгрома. Но, отмечает историк, «рабы и вольноотпущенники образовали основную силу Помпея», причем подчеркивает, что «преобладание рабов, и притом элемента чужестранного» придает борьбе Секста Помпея против триумвиров классовый характер (по терминологии историка — «резкий социальный конфликт»)16.
К тем же выводам, что и Р. Ю. Виппер приходит в своих исследованиях и другой крупный ученый-антиковед
К социальной основе государства Секста Помпея
Различаются выводы Р. Ю. Виппера и
Опора на рабов стала, по мнению
«Секст Помпей, этот царь всех обиженных и угнетенных, главным образом беглых рабов»22 был единственным объединяющим звеном в их движении, как уже отмечалось выше — символом, вокруг которого объединялись «обездоленные элементы». Это привело, по мнению
Г. Ферреро придерживается в целом того же подхода к оценке роли рабов в государстве Секста Помпея, что и
После Первой мировой войны и Октябрьской революции в историографии происходят изменения в оценках взаимоотношений Секста Помпея и рабов. Исследователи отходят от понимания движения Помпея как уникального, констатируя постоянность использования рабов римскими противоборствующими политическими группировками в гражданских войнах.
В фундаментальной «Истории рабства в античном мире» французский исследователь А. Валлон также придерживается точки зрения о рабах, как социальной опоре движения Секста Помпея. Он, по словам историка, «всячески ухаживал за своими вольноотпущенниками и слугами, чтобы удержать их при себе, и, владея Сицилией, он значительно увеличил свою армию навербованными там рабами».
Однако, собрав сведения античных авторов о привлечении рабов к участию в гражданских войнах II—
Одновременно с А. Валлоном подобную точку зрения высказал и английский историк Р. Сайм. В отличие от исследователей конца XIX — начала XX вв., считавших рабов одной из сторон «социального конфликта», Р. Сайм, вводя понятие «социальной революции», определил носителем ее идей свободный пролетариат Италии. При этом не сбрасывается со счетов и движение Секста Помпея. «Социальная революция, — по мнению исследователя, — могла и рабов заключить в свои объятия»26.
Отечественная историческая наука после Октябрьской революции пошла своим, отличным от европейской, путем. Доминирование формационного подхода К. Маркса привело к упрощению и формализации исторических процессов. Политическая история сводилась к борьбе антагонистических классов, в нашем случае — рабов и рабовладельцев.
В 1935 г. на I Всесоюзном съезде колхозников-ударников
Для согласования указаний И. В. Сталина и реально-исторических процессов была выработана теория «двухэтапной революции рабов». Основными ее выразителями стали известные советские историки
С. И. Ковалев писал: «Революция рабов прошла две фазы, два этапа. Первый этап — гражданские войны конца республики. На этом этапе революция была разбита. Началась реакция, завершившаяся установлением империи. Прошло около 300 лет относительного гражданского мира, после чего в III в. началась вторая фаза революции, продолжавшаяся с небольшими перерывами в течение IV и V вв. и закончившаяся гибелью западной половины империи»28.
Первый этап революции рабов включал в себя Сицилийские восстания, восстание Спартака и завершался гибелью «государства рабов и пиратов Секста Помпея»29. Таким образом, сын респектабельного аристократа Гн. Помпея Великого определялся как революционный вождь. Это противоречие было быстро замечено и исправлено советскими исследователями.
Впрочем, надуманная схема двухэтапной революции рабов очень быстро показала свою нежизнеспособность. Уже в 1948 г. упоминавшийся выше
Окончательный отказ от надуманной теории «революции рабов» состоялся в работах выдающегося советского историка античности
Н. А. Машкин приходит к выводу о том, что основными противниками в период гражданских войн были группировки, представляющие свободные слои населения. «Эта борьба, — пишет он, — происходила внутри класса рабовладельцев». Как и зарубежные историки,
В то же время, Н. А. Машкин не только повторяет положения, к которым пришла западная историческая наука. Тщательно исследуя данные античной традиции, привлекая другие, во многом нетрадиционные для того периода в историографии источники (в частности, монетную чеканку), историк приходит к выводу о том, что рабы были не единственной и не основной социальной опорой государства Секста Помпея.
Указывая на сложность социальной базы движения Секста Помпея, делая попытки вычленить элементы, ее составляющие, рассмотреть их значение на различных этапах политической карьеры Помпея,
В это время западные исследователи также отказываются от представления о рабах, как о социальной основе движения Секста Помпея. Обращая внимание на сложность его социальной структуры, различные авторы выделяют иные группы, игравшие, по их мнению, не менее, а, возможно, и более важную роль, чем рабы. Ф. Мильтнер считал наивысшим достижением Секста в начале его самостоятельной деятельности получение постоянной поддержки испанских племен и жителей провинции35. По мнению Ш. Стоуна, социальной базой движения Секста Помпея были сицилийцы36. Исследуя отношения Помпея — младшего с аристократами, Э. Габба отмечает постоянность поддержки, которую оказывали ему последние37.
Особенно часто отмечается значение пиратства, причем, в отличие от построений
В настоящее время в западной исторической науке сложилось представление о движении Секста Помпея как о явлении сложном в социальном отношении. Уникальность его состоит в том, что в нем выступили под едиными знаменами, с равными правами аристократическая верхушка Рима и рабы, италики и провинциалы, бывшие солдаты Помпея Великого и пираты41.
Несмотря на результаты, достигнутые в исследовании социальной базы Секста Помпея
А. И. Кубанова посвятила обоснованию этого заключения отдельную статью. Критикуя
Рабский характер государства Помпея-младшего, по мнению
Противоречива оценка А. И. Кубановой отношения к Сексту Помпею сицилийцев. Отмечая, что жители острова были недовольны триумвирами и поддерживали Секста при захвате Сицилии, что остров достиг в это время небывалого экономического расцвета, она в то же время говорит о том, что «рабовладельцы Сицилии» поддерживали Октавиана в борьбе с Помпеем45.
В 60—
Огромную роль рабов в движении Секста Помпея отмечают также
С. Л. Ким в ряде трудов высказал теорию о том, что привлечение рабов к участию в гражданских войнах на стороне партий носила не случайный, а исторически обусловленный характер, являясь свидетельством разложения антагонистических классов рабовладельческого общества. Вовлекая рабов в междоусобные гражданские войны, рабовладельцы сами расшатывали его устои, способствовали осознанию рабами себя как класса, росту их политического сознания. В то же время, в тактическом плане, по мнению автора, участие рабов в конфликтах свободных граждан носило пассивный характер. «Невольники оказывались только “пешками” в руках господствующих классов, ничего не выигрывая в этой борьбе»48.
Начиная со второй половины
Посвятив изучению социальной базы Секста Помпея одну из глав своей монографии «Рим от Цезаря до Августа»,
Вернувшись через несколько лет к рассматриваемой проблеме,
На сложность социального состава движения Секста Помпея обращают внимание также
В середине
Однако, специфика работы
Изучение историографии вопроса о роли рабов в движении Секста Помпея позволяет выделить три этапа, различавшихся подходами к его решению. На первом этапе (конец XIX — начало XX вв.), общем для отечественной и зарубежной исторической науки, доминировала теория о том, что рабы являлись основной социальной составляющей государства Секста. Исследователи этого периода отмечали уникальность явления, считая его социальным конфликтом между классами римского общества. Секст Помпей определялся как покровитель обездоленных элементов.
В период между мировыми войнами пути отечественной и зарубежной исторической науки разошлись. Продолжая считать рабов основой сицилийского государства, западные ученые отметили, что практика привлечения рабов на сторону противоборствующих группировок была постоянной, а Секст Помпей только применял ее в больших размерах.
В отечественной науке этого периода под влиянием политической конъюнктуры доминировала выдвинутая
На третьем этапе исследований (вторая половина XX века) ученые обратили внимание на сложность социального состава движения Секста Помпея. Впервые эта теория прозвучала в работе отечественного историка
Отечественная наука не обратила внимание на достигнутые
СОКРАЩЕНИЯ
App. B. C. — Аппиан Александрийский. Гражданские войны.
Dio Cass. — Дион Кассий. Римская история.
Flor. — Л. Анней Флор. Эпитомы римской истории.
Hor. Ep. — Кв. Гораций Флакк. Эподы.
Luc. — М. Анней Лукан. Фарсалия.
RE — Pauly-Wissowa Real-Encyclopadie der Klassischen Altertumswissenschaft.
RgDA — Деяния божественного Августа.
Vell. — Веллей Патеркул. Римская история.
Vict. De vir ill. — Аврелий Виктор. О замечательных мужах.
Tac. Hist. — Корнелий Тацит. История.
ПРИМЕЧАНИЯ