с.211 Монография Лив М. Ярроу «Историография конца Республики: взгляд провинциалов на римскую власть»1 посвящена историографии периода Поздней республики — историографии, которая, по мнению автора, была не греческой или римской, а, так сказать, «экуменической». Как считает Л. М. Ярроу, на рубеже старой и новой эр в греко-римском Средиземноморье уже существовала интеллектуальная элита, которая идентифицировала себя, исходя из образовательного уровня, а не из фактора этнического или социального происхождения2. В этом контексте Л. М. Ярроу ведёт речь об «интеллектуальном союзе культур» (intellectual union of cultures; с. 350). Хронологически исследование охватывает период со 146 г. до н. э. (разрушение Карфагена и Коринфа3, как известно, стало своего рода поворотной точкой в истории греко-римского Средиземноморья) по 14 г. н. э. (т. е. до смерти Августа). Это время, как полагает Л. М. Ярроу, было отмечено не только расширением масштабов римской экспансии в Средиземноморье, но и началом процесса интенсивного взаимодействия римлян и провинциалов на интеллектуальном уровне (хотя этот процесс был весьма непростым; пример — отношение римлян к эллинистической культуре4). Провинциальные элиты, безусловно, оказали определённое воздействие на эволюцию политической системы в Риме5. Л. М. Ярроу с.212 усматривает тесную связь между историописанием и политикой (с. 5). Автор монографии пытается выяснить, насколько глубоко провинциальные интеллектуалы того времени были вовлечены в политическую жизнь. По мнению Л. М. Ярроу, «интеллектуальная культура» (intellectual culture) явилась мощным политическим фактором в отношениях между римлянами и провинциалами в период Поздней республики и впоследствии (с. 10). Например, написание Николаем Дамасским биографии Августа стало важным событием в диалоге римской и провинциальной элит. Такую же роль посредника играл и Посейдоний.
Предметом своего исследования Л. М. Ярроу избрала шесть исторических сочинений, дошедших до наших дней в разной степени сохранности. Первая книга Маккавеев, принадлежащая перу анонимного автора, единственное из всех шести произведений, сохранившееся (хочется верить!) целиком и (вероятно) в своём оригинальном виде6. От двух грандиозных «Всеобщих историй» на греческом языке — Николая Дамасского7 в 144 книгах и Посейдония из Апамеи8 в 57 книгах — до нас дошли лишь фрагменты. Гораздо лучше сохранился грандиозный компилятивный труд — «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского в 40 книгах (книги с I по V и с XI по XX дошли до нас полностью, не говоря уже о целом ряде фрагментов). Написанная Помпеем Трогом первая «Всеобщая история» на латинском языке9 (в 44 книгах) сохранилась в виде эпитомы, выполненной Марком Юнием Юстином, и в кратких извлечениях-прологах. Наконец, история Гераклеи Понтийской, созданная Мемноном Гераклейским, дошла до нас лишь частично, да и то благодаря сокращению патриарха Фотия (книги с IX по XVI).
Монография делится на шесть глав. Первая из них (с. 18—77) посвящена выяснению социально-политической позиции интеллектуалов, вышедших из среды провинциальной элиты. Движению вверх по социальной лестнице способствовали образование, способности и личные связи (Л. М. Ярроу приводит в качестве примера Теренция Афра и Тирона, вольноотпущенника и друга Цицерона). Как отмечает автор книги, благодаря связям с влиятельными римлянами интеллектуалы из провинций включались в римскую политическую жизнь (пример — Феофан Митиленский, вошедший в окружение Помпея). Впрочем, далеко не всегда отношения между с.213 политиком и его учёным другом включали политическую составляющую (с. 50). Преуспевающий интеллектуал мог сделать политическую карьеру и в родном полисе (пример Посейдония, ставшего магистратом на Родосе, а впоследствии представителем Родоса в Риме). Интеллектуал как представитель своей общины мог сыграть важную политическую роль (пример Афиниона, ставшего в 87 г. до н. э. афинским тираном). Наконец, в период, о котором идёт речь, не только интеллектуалы приходили к власти, но и властители становились интеллектуалами (примеры Ирода I Великого10, Цезаря, Августа и Юбы II). Когда служение государству становится, по словам Л. М. Ярроу, «конечной целью каждого представителя элиты» (с. 56), мыслители начинают приходить к власти, а властители начинают мыслить.
Во второй главе (с. 78—122) автор книги обращается к теме «теории и метода». Л. М. Ярроу подчёркивает то обстоятельство, что, за исключением Первой книги Маккавеев, произведения шести наших авторов представляют собой reliquiae, т. е. «остатки» (термин введён П. А. Брантом). Reliquiae, по мнению Л. М. Ярроу, в целом доносят до нас оригинальные идеи авторов (с. 116). Она делит reliquiae на две большие группы: те, которые со всей достоверностью принадлежат данному писателю, и те, которые ему лишь приписываются. Л. М. Ярроу работает только с первой группой (с. 104). Её она, в свою очередь, делит на две подгруппы: свидетельства о самом авторе и фрагменты, передающие оригинальный текст. Последние делятся на отсылочные (по мнению Л. М. Ярроу, самые неточные и ненадёжные), переработанные и композиционные (более точно воспроизводящие авторский текст; их мы находим в произведениях компиляторов11). Среди переработанных фрагментов (intentional fragments) Л. М. Ярроу выделяет эпитомы (весьма ненадёжный вариант, поскольку неясно, что именно эпитома сохранила от оригинального текста) и извлечения (например, в сочинениях императора Константина VII Багрянородного). Л. М. Ярроу обращает наше внимание лишь на двух эпитоматоров: патриарха Фотия и Юстина. Если сокращение труда Мемнона Фотием она считает вполне надёжным, то Юстин, по её мнению, такой оценки не заслуживает (с. 110 слл.). Вероятно, Юстин серьёзно переработал оригинальный текст Помпея Трога, восстановить который не представляется возможным, и по-новому его скомпоновал, добавив от себя морализирующие суждения и оценки. Возникает вопрос: как выявить авторскую позицию в каждом конкретном случае? В этой связи Л. М. Ярроу выделяет три момента: 1) чёткие оценочные суждения, когда кто-то или что-то характеризуется в позитивном или негативном ключе; 2) скрытые оценочные с.214 суждения, когда автор ограничивается намёками; 3) отбор материала, который направляет мысль читателя в определённое русло (с. 119). Поскольку зачастую мы имеем дело с разрозненными фрагментами вместо большого связного текста, выявление авторской позиции становится крайне непростым делом, ибо эпитоматоры и компиляторы вовсе не заботились о достоверной передаче мыслей и взглядов автора (с. 120).
В третьей главе (с. 123—166) речь идёт о целях и политических взглядах каждого из шести авторов. Л. М. Ярроу вычленяет в эллинистической историографии два жанра: 1) всеобщая история; 2) местные хроники (с. 123). Написание всеобщей истории в античности считалось «геракловым трудом». Подвизавшиеся на этой ниве Посейдоний (его Л. М. Ярроу считает самым значительным историком из всех шести), Диодор, Помпей Трог и Николай Дамасский суть историки-универсалисты, поскольку они включили в свои труды самые разнообразные материалы (по мифологии, этнографии, географии и т. д.). По мнению автора книги, это космополиты, представители интеллектуальной элиты греко-римского Средиземноморья. Популярность жанра всеобщей истории в конце республики и в начале империи, вероятно, была как-то связана с римскими притязаниями на мировое господство12. Характерно, что, как отмечает Л. М. Ярроу, Рим присутствует в повествовании каждого из наших авторов, однако вовсе не является его центром. В частности, «Трог написал историю вокруг Рима, но не о Риме» (с. 149). Во «Всеобщей истории» Николая Дамасского Рим присутствует всего лишь как один из компонентов повествования; это вовсе не главная тема в труде13 (с. 161). Наконец, Посейдония интересовали преимущественно детали, связанные с этнографией и повседневной культурой Рима. Ни один из шести авторов не писал с откровенно проримских или, напротив, антиримских позиций и не оставил после себя ни панегириков, ни памфлетов, посвящённых Риму. В их сохранившихся текстах «нет и намёка на жизнеспособную альтернативную власть или на желание автора увидеть мировую империю распадающейся на более мелкие региональные государства» (с. 166). Интеллектуалы времён «римской глобализации» считали необходимым искать и находить modus vivendi с персональными носителями римской власти в провинциях, т. е. с магистратами и промагистратами.
Тема отношения представителей эллинистической историографии к Риму получила дальнейшее развитие в четвёртой главе (с. 167—230). В современных исследованиях часто встречаются такие термины, как с.215 «антиримский», «проримский», «филэллин», «варварофильский», «литературная оппозиция». Л. М. Ярроу считает их непродуктивными, поскольку они не отражают всей глубины и сложности отношения представителей провинциальной элиты к римской власти (с. 167—168). Все шесть авторов безоговорочно принимают эту власть, однако ни для кого из них «римская тема» не является приоритетной. Дидактические примеры в трудах Диодора и Трога, по мнению Л. М. Ярроу, адресованы, прежде всего, римским провинциальным администраторам (с. 202). Неверные, неточные, искажающие реальность описания римской структуры власти (например, в Первой книге Маккавеев и у Мемнона) объясняются стремлением выдать желаемое за действительное или же недостатком сведений. Наши авторы всерьёз интересовались только теми реалиями, которые могли непосредственно повлиять на жизнь провинциалов; они не видели замены римской власти и были заинтересованы в её стабильности (с. 228—230).
В пятой главе Л. М. Ярроу рассматривает методы управления провинциями и проблему отношения местных элит к римской власти (с. 231—282). По мнению автора, представители провинциальной элиты не чувствовали себя угнетёнными, поскольку они были так или иначе вовлечены в процесс управления. В этом смысле не существовало проблемы отчуждения (с. 231). Писатели, чьи произведения анализируются в монографии, видели в римском господстве, в первую очередь, гарантии соблюдения законности и правопорядка14 (Iustin. XLIV. 4. 8; Diod. XXXVI. 11. 2). Однако они не закрывали глаза и на издержки имперской политико-правовой системы. По мысли Л. М. Ярроу, вкратце отношение провинциалов к римской власти сводилось к следующему: одобрение разумного, умеренного управления и неприятие беззаконий, произвола и злоупотреблений по отношению к местному населению. И здесь огромное значение имели личные качества римских администраторов и полководцев, которые подчас единолично (например, Лукулл или Помпей) принимали решения, судьбоносные для жителей провинций. Примером «идеального» наместника мог служить Квинт Муций Сцевола, который, будучи проконсулом Азии в 97 г. до н. э. (очевидно, недоразумение — правильно в 94 г. до н. э.), сумел вернуть доверие и уважение провинциалов к римскому промагистрату. Итак, по мнению Л. М. Ярроу, наши авторы полагали, что, во-первых, римское господство неизбежно и альтернативы ему нет; во-вторых, необходимо найти баланс между интересами провинциалов и интересами Рима (с. 281).
Наконец, в шестой главе говорится о критике т. н. «римского империализма» (с. 283—341). В частности, у Трога мы находим ответ этолийцев с.216 римлянам (Iustin. XXVIII. 2) и речь Митридата к союзникам (XXXVIII. 6). В этих текстах речь идёт как о давних прегрешениях римлян (стремление к мировому господству и неблагодарность по отношению к союзникам), так и о грехах поновее (произвол наместников, злоупотребления публиканов, коррупция). Впрочем, Л. М. Ярроу считает, что это всего лишь дань риторической традиции, и не более того. Ни Трог, ни Диодор, разумеется, не собирались подрывать римское господство, казавшееся им незыблемым. Умеренно критиковать римскую власть было принято. Однако бороться с ней всерьёз эти интеллектуалы из провинций не собирались (с. 290). Эллинистическая монархия явно не годилась в качестве замены римскому господству. Такие морализирующие историки, как Диодор, Посейдоний и Трог, резко критикуют деспотизм и экстравагантную роскошь египетских Птолемеев и сирийских Селевкидов (с. 294 слл.). Единственными достойными соперниками римлян на Востоке могли быть только парфяне. Мир оказался как бы поделён между Римом и Парфией (Iustin. XLI. 1. 1). Между тем созданные эллинистическими историками образы жестокого и деспотичного, но храброго и энергичного царя Митридата VI Эвпатора и «благородного дикаря» Вириата служили не столько для обличения пороков римской имперской системы, сколько для того, чтобы подчеркнуть превосходство римской военной машины, сокрушившей столь сильных противников. В целом, по мнению Л. М. Ярроу, провинциалы смотрели на вещи довольно прагматично: римская власть, безусловно, была далека от идеала, однако что-то приемлемое, способное занять её место отсутствовало; в ответ на готовность сотрудничать Рим предлагал политическую стабильность, и это было уже немало (с. 341).
В заключение Л. М. Ярроу формулирует основные выводы (с. 342—350). Итак, все шесть авторов принимают римскую власть; никакой оппозиции римскому господству в их сочинениях нет. Л. М. Ярроу объясняет этот феномен тремя причинами: 1) те явные блага и выгоды, которые римская власть сулила провинциальной элите; 2) бороться с Римом было опасно; 3) отсутствие реальной альтернативы римскому господству (с. 342). Первую причину Л. М. Ярроу считает главной. Наши авторы не только принимали римскую власть, но, более того, активно её поддерживали (с. 344). В эпоху конца республики и начала империи римские наместники в провинциях и местные магистраты действовали параллельно, в чём-то дублируя, в чём-то дополняя друг друга. Это была практика «регулярного взаимодействия»15, или сотрудничества16. Сложившаяся система управления вполне отвечала интересам обеих сторон — как имперских с.217 властей, так и провинциальных элит. Обладая солидным запасом прочности, эта система относительно благополучно функционировала вплоть до кризиса III в., потрясшего самые основы греко-римской средиземноморской цивилизации.
Выскажем несколько замечаний в связи с некоторыми тезисами автора монографии. На наш взгляд, не стоит преувеличивать степень «римской глобализации», в т. ч. и в интеллектуальной сфере. В «экуменической» историографии периода Поздней республики и рубежа старой и новой эр слишком явным было преобладание грекоязычных сочинений в ущерб произведениям на латинском языке. Это и неудивительно: языком науки и литературы в Средиземноморье того времени был греческий. Так, Цицерон признавал, что «произведения на греческом языке читаются почти во всех странах, тогда как труды на латыни ограничены своими, очень тесными, пределами» (Cic. Arch. 23). Кроме того, факторы этнического и социально-политического свойства, о которых мимоходом упоминает Л. М. Ярроу, в ту эпоху продолжали играть свою разобщающую роль и в интеллектуальной сфере: по словам того же Цицерона, «римляне почти не знают по-гречески, а греки — по-латыни. Поэтому они глухи к речи друг друга» (Cic. Tusc. V. 116). Впрочем, образованные римляне знали по-гречески всё-таки гораздо лучше, чем греки по-латыни17. Таких римлян, как известно, консервативно настроенные соотечественники презрительно называли «гречишками» (Graeculi)18. Как бы то ни было, Рим, с III в. до н. э. испытывавший настолько мощное влияние эллинистической культуры, что А. Момильяно счёл возможным говорить о появлении «латинского эллинизма»19, в период Поздней республики стал, по словам А. Г. Бокщанина, «типичным эллинизованным государственным образованием»20. Поэтому в области культуры «глобализация» была скорее эллинистической, нежели римской. Характерно, что из шести исторических произведений, избранных Л. М. Ярроу для анализа, пять написаны по-гречески, тогда как шестое изначально (до переработки Юстином) принадлежало перу этнического грека.
По нашему мнению, не следует сбрасывать со счетов и пресловутый «антиримский» пафос многих произведений греческой литературы той с.218 эпохи, о которой идёт речь в монографии Л. М. Ярроу. Для III—I вв. до н. э. характерна ярко выраженная антиримская направленность греческой историографии21. В это время в произведениях греческих авторов господствует теория «варварского» происхождения римлян. В большинстве своём греческие интеллектуалы считали римлян «варварами», и лишь немногие «романофилы», такие как Дионисий Галикарнасский22, пытались обосновать тезис о том, что римляне являлись потомками греческих колонистов и, следовательно, не могли считаться «варварами» (см., напр.: Dionys. I. 89—90; VII. 70). Впрочем, сам по себе этот тезис являлся, как верно отметил Э. Грюн, «обычной формой эллинского интеллектуального империализма»23. Лишь на рубеже I—II вв., благодаря филэллинской политике Августа и его преемников, произошло то, что Дж. Балсдон назвал «тихой революцией»24, а Г. Бауэрсок — «греческим ренессансом»25, иными словами — завершение формирования греко-римской средиземноморской цивилизации, в рамках которой состоялся тот «интеллектуальный союз культур», о котором пишет Л. М. Ярроу. Итак, на наш взгляд, во II—I вв. до н. э. та критика в адрес пресловутого римского «империализма», которую позволяли себе представители эллинистической историографии, не только носила морально-этический характер с целью оказать определённое влияние на деятелей римской администрации, но и зачастую являлась способом излить накопившееся раздражение в связи как с самим фактом римской оккупации, так и с конкретными злоупотреблениями римских провинциальных властей. В действительности, по-видимому, отношение к Риму представителей местных элит и, в частности, писавших по-гречески интеллектуалов было очень разным, неровным и неоднозначным; пожалуй, кратко его можно выразить сакраментальной фразой: nec possum tecum vivere, nec sine te…
Монография Л. М. Ярроу представляет собой достаточно глубокое и интересное исследование, существенно расширяющее круг наших представлений об эллинистической историографии периода Поздней республики и рубежа старой и новой эр.