Мифы народов мира

АХИ́ЛЛ, АХИЛЛЕ́С (Ἀχιλ­λεύς), в гре­че­ской мифо­ло­гии один из вели­чай­ших геро­ев Тро­ян­ской вой­ны, сын царя мир­мидо­нян Пелея и мор­ской боги­ни Фети­ды. Стре­мясь сде­лать сво­его сына неуяз­ви­мым и таким обра­зом дать ему бес­смер­тие, Фети­да по ночам зака­ля­ла его в огне, а днём нати­ра­ла амбро­зи­ей. Одна­жды ночью Пелей, увидев сво­его мало­лет­не­го сына в огне, вырвал его из рук мате­ри (Apol­lod. III 13, 6). Соглас­но дру­гой вер­сии (Stat. Achill. I 269 след.), Фети­да купа­ла Ахил­ла в водах под­зем­ной реки Стикс, чтобы таким обра­зом сде­лать его неуяз­ви­мым, и толь­ко пят­ка, за кото­рую она его дер­жа­ла, оста­лась уяз­ви­мой (отсюда выра­же­ние «ахил­ле­со­ва пята»). Оскорб­лён­ная вме­ша­тель­ст­вом Пелея, Фети­да поки­ну­ла мужа, и тот отдал Ахил­ла на вос­пи­та­ние муд­ро­му кен­тав­ру Хиро­ну, кото­рый выкор­мил его внут­рен­но­стя­ми львов, мед­ведей и диких веп­рей, обу­чил игре на слад­ко­звуч­ной кифа­ре и пению (Apol­lod. III 13, 6). Как самый юный из поко­ле­ния геро­ев — буду­щих участ­ни­ков Тро­ян­ской вой­ны — Ахилл не вхо­дил в чис­ло жени­хов Еле­ны (по дру­гим вер­си­ям мифа, его удер­жал от сва­тов­ства Хирон, обла­дав­ший даром пред­виде­ния) и не дол­жен был при­ни­мать уча­стие в похо­де. Фети­да, зная, что её сыну всё же пред­опре­де­ле­но судь­бой погиб­нуть под Тро­ей, стре­ми­лась спа­сти его и с этой целью спря­та­ла Ахил­ла во двор­це царя Лико­меда на ост­ро­ве Ски­рос. Там Ахилл жил, оде­тый в жен­ские одеж­ды, сре­ди доче­рей Лико­меда. Здесь от тай­но­го бра­ка Ахил­ла с доче­рью Лико­меда — Деида­ми­ей родил­ся сын Пирр, про­зван­ный позд­нее Неопто­ле­мом. Когда ахей­ские вожди узна­ли пред­ска­за­ние жре­ца Кал­хан­та, что без уча­стия Ахил­ла поход под Трою обре­чён на неуда­чу, они отпра­ви­ли на Ски­рос посоль­ство во гла­ве с Одис­се­ем. Под видом куп­цов Одис­сей и его спут­ни­ки раз­ло­жи­ли перед собрав­ши­ми­ся жен­ские укра­ше­ния впе­ре­меж­ку с ору­жи­ем (мечом, щитом и др.). По вер­сии, вос­хо­дя­щей, веро­ят­но, к Еври­пиду, Одис­сей велел сво­им вои­нам с.138 сыг­рать сиг­нал тре­во­ги. Испу­ган­ные девуш­ки раз­бе­жа­лись, тогда как Ахилл схва­тил­ся за ока­зав­ше­е­ся под рука­ми ору­жие и бро­сил­ся навстре­чу вра­гу (Apol­lod. III 13, 6—8). Так опо­знан­ный гре­ка­ми Ахилл стал участ­ни­ком похо­да на Трою. Во гла­ве опол­че­ния мир­мидо­нян на 50 кораб­лях, в сопро­вож­де­нии сво­его вер­но­го дру­га и побра­ти­ма Патрок­ла, при­был Ахилл в Авлиду. К это­му вре­ме­ни отно­сит­ся его уча­стие в жерт­во­при­но­ше­нии Ифи­ге­нии. По Еври­пиду (тра­гедия «Ифи­ге­ния в Авлиде»), Атриды для того, чтобы вызвать Ифи­ге­нию в Авлиду (для при­не­се­ния её в жерт­ву), сооб­щи­ли ей о бра­ко­со­че­та­нии с Ахил­лом, при­чём без его ведо­ма; поэто­му, когда Ахилл узнал об этом, он готов был с ору­жи­ем в руках защи­щать Ифи­ге­нию. Одна­ко в более ран­ней вер­сии мифа эта роман­ти­че­ская окрас­ка обра­за Ахил­ла совер­шен­но отсут­ст­во­ва­ла; он был заин­те­ре­со­ван в жерт­во­при­но­ше­нии Ифи­ге­нии не мень­ше, чем всё вой­ско, чтобы быст­рее отплыть под Трою. По доро­ге в Трою, во вре­мя оста­нов­ки вой­ска на ост­ро­ве Тенедос, от руки Ахил­ла погиб царь Тенес; при пер­вой же схват­ке на побе­ре­жье Тро­ады Ахилл убил мест­но­го героя Кик­на, а вско­ре затем — тро­ян­ско­го царе­ви­ча Тро­и­ла (Apol­lod. epit. III 26, 31—32). Так как каж­дое из этих собы­тий по раз­ным при­чи­нам заде­ва­ет бога Апол­ло­на, они слу­жат в даль­ней­шем объ­яс­не­ни­ем мести, кото­рую Апол­лон свер­ша­ет рука­ми Пари­са над Ахил­лом на деся­том году оса­ды Трои. В этой свя­зи заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния вари­ант мифа, пере­дви­гаю­щий убий­ство Тро­и­ла на послед­ний год вой­ны, когда оно пред­ве­ща­ет ско­рую кон­чи­ну Ахил­ла (Verg. Aen. I 474—478). Осо­бен­но про­сла­вил­ся Ахилл уже в пер­вые годы вой­ны, когда гре­ки, после неудач­ных попы­ток взять Трою штур­мом, ста­ли разо­рять окрест­но­сти Трои и совер­шать мно­го­чис­лен­ные экс­пе­ди­ции про­тив сосед­них горо­дов Малой Азии и близ­ле­жа­щих ост­ро­вов. Он разо­рил горо­да Лир­несс и Педас, пла­кий­ские Фивы — роди­ну Анд­ро­ма­хи, Метим­ну на Лес­бо­се. Во вре­мя одной из таких экс­пе­ди­ций Ахилл взял в плен пре­крас­ную Бри­се­иду и Лика­о­на (сына При­а­ма), кото­ро­го про­дал в раб­ство на ост­ро­ве Лем­нос (Hom. Il. II 688—692; VI 397; IX 129; XIX 291—294; XXI 34—43).

Из дошед­ших до нас источ­ни­ков образ Ахил­ла наи­бо­лее обсто­я­тель­но дан в «Илиа­де». Мотив неуяз­ви­мо­сти Ахил­ла не игра­ет здесь ника­кой роли; Ахилл явля­ет­ся храб­рей­шим и силь­ней­шим из геро­ев исклю­чи­тель­но в силу сво­их лич­ных качеств. Он зна­ет, что ему суж­де­на корот­кая жизнь и стре­мит­ся про­жить её так, чтобы сла­ва о его бес­при­мер­ной доб­ле­сти сохра­ни­лась наве­ки у потом­ков. Поэто­му, хотя судь­ба Еле­ны и Мене­лая инте­ре­су­ет его крайне мало, Ахилл при­ни­ма­ет уча­стие в Тро­ян­ской войне, пред­по­чи­тая геро­и­че­скую долю дол­гой, но бес­слав­ной жиз­ни. Ахилл очень чув­ст­ви­те­лен в вопро­сах чести; поведе­ние Ага­мем­но­на, отняв­ше­го у Ахил­ла Бри­се­иду, при­суж­дён­ную с.139 ему в каче­стве почёт­ной добы­чи, вызы­ва­ет ярост­ный гнев Ахил­ла, и толь­ко вме­ша­тель­ство боги­ни Афи­ны пред­от­вра­ща­ет кро­во­про­ли­тие сре­ди ахей­ских вождей. Отказ Ахил­ла про­дол­жать после это­го вой­ну при­во­дит к тяжё­лым послед­ст­ви­ям для ахей­ско­го вой­ска, но Ахилл отвер­га­ет попыт­ку при­ми­ре­ния со сто­ро­ны Ага­мем­но­на; опе­ча­лен­ный победа­ми тро­ян­цев, Ага­мем­нон по сове­ту стар­ца Несто­ра объ­яв­ля­ет через Одис­сея и дру­гих вождей, что вернёт Ахил­лу Бри­се­иду, даст ему в жёны одну из сво­их доче­рей, а в при­да­ное мно­го бога­тых горо­дов (кн. IX). Лишь когда тро­ян­ское вой­ско под­сту­па­ет к ахей­ским кораб­лям и тро­ян­ский герой Гек­тор под­жи­га­ет один из них, Ахилл раз­ре­ша­ет дру­гу Патро­клу, обла­чив­шись в его доспе­хи, всту­пить в бой, чтобы ото­гнать тро­ян­цев. Конец гне­ву Ахил­ла кла­дёт изве­стие о гибе­ли Патрок­ла от руки Гек­то­ра. Полу­чив от бога Гефе­ста новые доспе­хи, он устрем­ля­ет­ся в бой, бес­по­щад­но пора­жа­ет убе­гаю­щих тро­ян­цев и с помо­щью Гефе­ста одоле­ва­ет даже вос­став­ше­го про­тив него бога реки Ска­мандр. В решаю­щем поедин­ке с Гек­то­ром Ахилл одер­жи­ва­ет победу, пред­ве­щаю­щую, одна­ко, его соб­ст­вен­ную гибель, о кото­рой он зна­ет от сво­ей мате­ри и вновь слы­шит из уст уми­раю­ще­го Гек­то­ра (кн. XVI—XXII). Насы­тив свою неисто­вую ярость, Ахилл выда­ёт При­аму за боль­шой выкуп тело Гек­то­ра (кн. XXIII—XXIV).

О даль­ней­шей судь­бе Ахил­ла сооб­ща­ет позд­ний пере­сказ несо­хра­нив­шей­ся эпи­че­ской поэ­мы «Эфи­о­пида».

После сра­же­ний, в кото­рых Ахилл побеж­да­ет при­шед­ших на помощь тро­ян­цам цари­цу ама­зо­нок Пен­фе­си­лею и вождя эфи­о­пов Мем­но­на, он вры­ва­ет­ся в Трою и здесь, у Скей­ских ворот, поги­ба­ет от двух стрел Пари­са, направ­ля­е­мых рукой Апол­ло­на: пер­вая стре­ла, попав в пяту, лиша­ет Ахил­ла воз­мож­но­сти устре­мить­ся на про­тив­ни­ка, и Парис сра­жа­ет его вто­рой стре­лой в грудь (Apol­lod. epit. V 3). В этом вари­ан­те сохра­нил­ся руди­мен­тар­ный мотив «ахил­ле­со­вой пяты», в соот­вет­ст­вии с кото­рым доста­точ­но было пора­зить стре­лой пят­ку Ахил­ла, чтобы убить героя. Эпос, отка­зав­шись от пред­став­ле­ния о неуяз­ви­мо­сти Ахил­ла, ввёл дей­ст­ви­тель­но смер­тель­ную для чело­ве­ка рану в грудь. Смерть Ахил­ла, рав­но как и его сра­же­ние с Пен­фе­си­ле­ей, в позд­них источ­ни­ках полу­чи­ли роман­ти­че­скую окрас­ку. Сохра­ни­лась, в част­но­сти, позд­няя вер­сия о люб­ви Ахил­ла к тро­ян­ской царевне Полик­сене и о его готов­но­сти ради бра­ка с ней уго­во­рить ахей­ское вой­ско пре­кра­тить вой­ну. Отпра­вив­шись без­оруж­ным для пере­го­во­ров о свадь­бе в свя­ти­ли­ще Апол­ло­на на тро­ян­ской рав­нине, Ахилл был пре­да­тель­ски убит Пари­сом с помо­щью сына При­а­ма Деи­фо­ба. В тече­ние 17 дней Ахил­ла опла­ки­ва­ли нере­иды во гла­ве с Фети­дой, музы и всё ахей­ское вой­ско. На 18-й день тело Ахил­ла было сожже­но и прах в золо­той урне, изготов­лен­ной Гефе­стом, погре­бён вме­сте с пра­хом Патрок­ла у мыса Сигей (при вхо­де в Гел­лес­понт со сто­ро­ны Эгей­ско­го моря) (Hom. Od. XXIV 36—86). Душа Ахил­ла, по веро­ва­ни­ям древ­них, была пере­не­се­на на ост­ров Лев­ка, где герой про­дол­жал жить жиз­нью бла­жен­ных (Paus. III 19, 11 след.).

По про­ис­хож­де­нию пер­во­на­чаль­но Ахилл являл­ся мест­ным фес­са­лий­ским геро­ем, культ кото­ро­го рас­про­стра­нил­ся так­же в раз­лич­ных обла­стях Гре­ции. В лакон­ском горо­де Пра­сии суще­ст­во­вал храм Ахил­ла, в кото­ром совер­ша­лось еже­год­ное празд­но­ва­ние. Перед рас­по­ло­жен­ным по доро­ге из Спар­ты в Арка­дию хра­мом Ахил­ла при­но­си­ли жерт­вы спар­тан­ские эфе­бы (Paus. III 20, 8; 24, 5). Культ Ахил­ла был зане­сён так­же в гре­че­ские коло­нии на Сици­лии с.140 и в Южной Ита­лии (Тарент, Кротон и др.). Как место куль­та почи­тал­ся жите­ля­ми могиль­ный кур­ган Ахил­ла и Патрок­ла у мыса Сигей. Алек­сандр Македон­ский, а впо­след­ст­вии рим­ский импе­ра­тор Кара­кал­ла устра­и­ва­ли здесь погре­баль­ные игры. Свя­ти­ли­ща Ахил­ла име­лись так­же в горо­дах Визан­тии, Эритрах, близ Смир­ны. Нако­нец, лока­ли­за­ция умер­ше­го Ахил­ла на ост­ро­ве Лев­ка в устье Дуная объ­яс­ня­лась тем, что как на этом ост­ро­ве, так и в ряде дру­гих рай­о­нов Север­но­го При­чер­но­мо­рья (в Оль­вии, у Кер­чен­ско­го про­ли­ва) име­лись хра­мы, жерт­вен­ни­ки и участ­ки, посвя­щён­ные Ахил­лу.


Лит.: Тол­стой И. И., Ахилл и свя­щен­ная Лев­ка. «Жур­нал мини­стер­ства народ­но­го про­све­ще­ния», 1916, [№ 8—9]; Vi­ta A. di, Il mi­to di Achill, To­ri­no, 1932; Ri­vier A., La vie d’Achil­le. Il­lustrée par les va­ses grecs, Lau­san­ne, 1936; Pes­ta­loz­zi H., Die Achil­leis als Quel­le der Ilias, Z., 1945; Méautis G., L’Achil­le et le prob­lè­me de la mort, в его кн.: Mythes in­con­nus de la Grè­ce an­ti­que, P., 1949.

В. Н. Ярхо

Ахилл — один из попу­ляр­ней­ших пер­со­на­жей антич­но­го искус­ства: пом­пей­ские фрес­ки («Ахилл и Хирон», «Ахилл сре­ди доче­рей Лико­меда», «спор Ахил­ла с Ага­мем­но­ном» и др.), про­из­веде­ния вазо­пи­си (сюже­ты «Фети­да и Ахилл», «поеди­нок Ахил­ла с Пен­фе­си­ле­ей», «Ахилл и Бри­се­ида», «При­ам перед Ахил­лом», «опла­ки­ва­ние Ахил­ла»), релье­фы рим­ских сар­ко­фа­гов и дру­гие про­из­веде­ния. В сред­не­ве­ко­вом искус­стве образ Ахил­ла вопло­щал­ся в основ­ном в иллю­ст­ра­ци­ях к про­из­веде­ни­ям о Тро­ян­ской войне. Лишь с 16 в. сце­ны из жиз­ни Ахил­ла полу­чи­ли широ­кое рас­про­стра­не­ние в живо­пи­си (Дж. деи Рос­си, А. ван Дейк, Н. Пус­сен, Дж. Б. Тье­по­ло, П. П. Рубенс и др.).

Сред­не­ве­ко­вая лите­ра­ту­ра испы­та­ла воздей­ст­вие «Эне­иды» Вер­ги­лия с его сим­па­ти­ей к тро­ян­цам; отсюда зна­чи­тель­ное при­ни­же­ние обра­за Ахил­ла по срав­не­нию с Гек­то­ром. На про­тя­же­нии мно­гих веков образ Ахил­ла появ­ля­ет­ся в эпи­че­ских поэ­мах, посвя­щён­ных Тро­ян­ской войне. С 17 в. к обра­зу Ахил­ла начи­на­ют обра­щать­ся дра­ма­тур­ги (в т. ч. тра­гедии «Ахилл» Ж. Лафон­те­на; «Смерть Ахил­ла» Т. Кор­не­ля; в 18 в. — 1-я песнь поэ­мы «Ахил­ле­ида» Гёте; в 19 в. — «Пен­фе­си­лея» Г. Клей­ста; в 20 в. — «Ахил­ле­ида» С. Выспянь­ско­го; «Ахилл — мсти­тель» А. Сюа­ре­са).

В музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве осо­бен­но частым было обра­ще­ние к эпи­зо­дам жиз­ни Ахил­ла на Ски­ро­се. Пер­вые опе­ры: «Деида­мия» Ф. Кавал­ли; «Ахилл на Ски­ро­се» А. Дра­ги; «Ахилл на Ски­ро­се» Дж. Легрен­ци. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ны­ми про­из­веде­ни­я­ми после­дую­ще­го пери­о­да были опе­ры: «Ахилл на Ски­ро­се» Р. Кай­зе­ра; «Ахилл и Деида­мия» А. Кам­п­ра; «Деида­мия» Ген­де­ля. В 1736 г. сюже­ту дал новую жизнь П. Мета­ста­зио; его пье­су «Ахилл на Ски­ро­се» исполь­зо­ва­ло более 30 ком­по­зи­то­ров, в т. ч. А. Каль­да­ра, Н. Йом­мел­ли, Дж. Паи­зи­ел­ло, Дж. Сар­ти. Попу­ляр­ны так­же были сюже­ты, свя­зан­ные с уча­сти­ем Ахил­ла в Тро­ян­ской войне (опе­ры «Уми­ротво­ре­ние Ахил­ла» А. Дра­ги и А. Лот­ти, опе­ра «Ахилл и Полик­се­на» Ж. Б. Люл­ли и П. Кола­са, «Раз­ру­ше­ние Трои» Р. Кай­зе­ра и мно­гие др.). Сюжет «Гнев Ахил­ла» так­же при­влёк мно­гих ком­по­зи­то­ров, в т. ч. Г. Дони­цет­ти.

См. также:
АХИЛЛ (Словарь античности)
АХИЛЛ, АХИЛЛЕС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 137—140.
Подарок на Рождество (Анна Кириллова) купить книгу на сайте www.chitai-gorod.ru
См. по теме: ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРГАНА, ЕРГАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона A.
Краснофигурный волютный кратер. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. МОЗАИКА. Греция.
Первое купание Ахилла.
Кипр. Вилла Тесея.
V в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона B.
Краснофигурный волютный кратер. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ахилл на Скиросе.
62—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл перевязывает руку Патрокла.
Краснофигурный килик. Аттика.
Гончар Сосий (по сигнатуре); художник: Мастер Сосия (Бизли) / Мастер Берлина (Робертсон).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
9. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
10. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл, убивающий Пентесилею.
Краснофигурный килик. Аттика.
Приписывается Мастеру Пентесилеи.
Глина.
Ранний классический период, ок. 470—460 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА