Мифы народов мира

А́МФИО́Н (Ἀμφίων), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Зев­са и Антио­пы, близ­нец Зета (Apol­lod. III 5, 5). Амфи­он с Зетом по при­ка­зу царя Фив Лика сра­зу же после их рож­де­ния были бро­ше­ны на про­из­вол судь­бы у под­но­жия горы Кифе­рон, где их подо­брал и вос­пи­тал пас­тух. Когда они вырос­ли и их нашла Антио­па, бежав­шая от при­тес­не­ний Лика и его супру­ги Дир­ки, бра­тья пошли похо­дом на Фивы, сверг­ли Лика, а Дир­ку каз­ни­ли. По дру­гой вер­сии мифа, власть в Фивах они полу­чи­ли по веле­нию Зев­са, кото­рое пере­дал Лику Гер­мес. После это­го бра­тья при­ня­лись за воз­веде­ние город­ских стен: Зет, обла­дав­ший огром­ной физи­че­ской силой, носил и скла­ды­вал кам­ни, а Амфи­он при­во­дил их в дви­же­ние и застав­лял ложить­ся в уста­нов­лен­ное место игрой на лире, пода­рен­ной ему Гер­ме­сом (Hom. Od. XI 260—265; Paus. IX 5, 6—8; Hyg. Fab. 7 и 8). [Чтобы согла­со­вать миф об Амфи­оне и Зете с той вер­си­ей мифа, по кото­рой кре­пост­ные сте­ны Фив были постро­е­ны ещё при Кад­ме, антич­ная тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет бра­тьям обыч­но укреп­ле­ние ниж­не­го горо­да (Paus. II 6, 4)]. Женив­шись на Нио­бе, Амфи­он стал счаст­ли­вым отцом мно­го­дет­но­го семей­ства, вме­сте с кото­рым погиб (либо покон­чил с собой, когда на его гла­зах погиб­ла вся семья, либо был убит мол­нией Зев­са, либо погиб от стре­лы Апол­ло­на, когда в отча­я­нии пытал­ся раз­ру­шить его храм, Ovid. Met. VI 271 след.; Hyg. Fab. 9). В исто­ри­че­ское вре­мя Амфи­он и Зет почи­та­лись в Фивах как мест­ные герои — «фиван­ские Дио­с­ку­ры», неда­ле­ко от город­ских стен пока­зы­ва­ли их моги­лу (Paus. IX 17, 4). В лите­ра­тур­ной тра­ди­ции со вре­мён Еври­пида бра­тья-близ­не­цы слу­жи­ли при­ме­ром двух прин­ци­пов отно­ше­ния к жиз­ни: дея­тель­но­го (Зет) и созер­ца­тель­но­го (Амфи­он) (Eur. frg. 184—188).

В. Н. Ярхо

Немно­гие про­из­веде­ния живо­пи­си 17—18 вв. (напр., фрес­ка Дж. Б. Тье­по­ло) изо­бра­жа­ют рас­ту­щие под зву­ки лиры Амфи­о­на сте­ны Фив. Миф полу­чил несколь­ко боль­шее рас­про­стра­не­ние в музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве (опе­ры «Амфи­он» П. Маньи; «Амфи­он» И. Г. Нау­ма­на; кан­та­ты «Амфи­он» Б. Галуп­пи и Л. Керу­би­ни; мело­дра­ма А. Онегге­ра и др.).

См. также:
АМФИОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АМФИОН и ЗЕТ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 72—73.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе».
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Фарнезский бык».
Мрамор.
Римская копия II в. с греческого оригинала Аполлония Траллийского.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гибель Ниобид.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Мрамор.
Римская работа второй половины II в. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
4. НАДПИСИ. Рим.
Табличка с заклинанием (tabella defixionis).
Свинцовый лист. Середина I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф вольноотпущенника Публия Айедия Амфиона и его жены, Айедии Фавсты Мелиор.
Белый мрамор.
Ок. 30—20 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе»: пастух.
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе»: Дирка.
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф вольноотпущенника Публия Айедия Амфиона и его жены, Айедии Фавсты Мелиор.
Белый мрамор.
Ок. 30—20 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Наказание Дирки.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Дом Менандра, I 10, 15, комната.
10. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Ливии Авгены.
Около 1—14 гг. н. э.
CIL VI 3995.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА