Мифы народов мира

ЕЛЕ́НА (Ἑλέ­νη), в гре­че­ской мифо­ло­гии спар­тан­ская цари­ца, пре­крас­ней­шая из жен­щин. Отцом Еле­ны антич­ная тра­ди­ция назы­ва­ет Зев­са, мате­рью — Леду или Неме­сиду. В юно­сти Еле­на была похи­ще­на Тесе­ем и Пири­фо­ем, доста­лась по жре­бию Тесею, кото­рый посе­ля­ет её у сво­ей мате­ри Эфры в Афидне (по дру­гой вер­сии, в Тре­зене). В то вре­мя как Тесей и Пири­фой отправ­ля­ют­ся в пре­ис­под­нюю, чтобы добыть Пер­се­фо­ну, Еле­ну осво­бож­да­ют и воз­вра­ща­ют в Спар­ту к сво­е­му зем­но­му отцу и супру­гу Леды Тин­да­рею Дио­с­ку­ры (Apol­lod. III 10, 7). Слух о кра­со­те Еле­ны рас­про­стра­ня­ет­ся настоль­ко широ­ко по всей Гре­ции, что сва­тать девуш­ку соби­ра­ет­ся несколь­ко десят­ков знат­ней­ших геро­ев всей Элла­ды (Мене­лай, Одис­сей, Дио­мед, Сфе­нел, оба Аяк­са, Фил­ок­тет, Патрокл, Про­те­си­лай и др.) (Hes. frg. 196—204; Apol­lod. III 10, 8). Так как Тин­да­рей боит­ся сво­им выбо­ром обидеть осталь­ных пре­тен­ден­тов и вызвать их враж­ду к себе и буду­ще­му зятю, он по сове­ту Одис­сея свя­зы­ва­ет всех пре­тен­ден­тов на руку Еле­ны сов­мест­ной клят­вой обе­ре­гать в даль­ней­шем честь её супру­га. После это­го мужем Еле­ны выби­ра­ет­ся Мене­лай, веро­ят­но, не без вли­я­ния его стар­ше­го бра­та Ага­мем­но­на, уже жена­то­го на доче­ри Тин­да­рея Кли­те­ме­ст­ре (Eur. Iphig. A. 55—71; Apol­lod. III 10, 9). От бра­ка с Мене­ла­ем у Еле­ны рож­да­ет­ся Гер­ми­о­на (Hom. Od. IV 12—14). Когда спу­стя неко­то­рое вре­мя боги­ня Афро­ди­та, выпол­няя обе­ща­ние, дан­ное Пари­су — сыну тро­ян­ско­го царя При­а­ма, при­во­дит его в дом Мене­лая, Еле­на, по наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной вер­сии, увле­ка­ет­ся юным кра­сав­цем и, вос­поль­зо­вав­шись отъ­ездом супру­га, бежит с Пари­сом в Трою, захва­тив с собой боль­шие сокро­ви­ща и мно­го рабов (Hom. Il. VII 345—364; Eur. Troad. 983—997). По дру­гой вер­сии мифа, вос­хо­дя­щей, воз­мож­но, ещё к Геси­о­ду, но обсто­я­тель­но раз­ра­ботан­ной в 6 в. до н. э. Сте­си­хо­ром, Зевс или Гера под­ме­ни­ли под­лин­ную Еле­ну её при­зра­ком, за кото­рый и шла Тро­ян­ская вой­на. Сама же Еле­на пере­но­сит­ся в Еги­пет, где живёт под защи­той муд­ро­го стар­ца Про­тея, дожи­да­ясь воз­вра­ще­ния Мене­лая из тро­ян­ско­го похо­да (сюжет обсто­я­тель­но раз­ра­ботан в тра­гедии Еври­пида «Еле­на»). О путе­ше­ст­вии Еле­ны с Пари­сом так­же суще­ст­ву­ет несколь­ко вари­ан­тов мифа: по одно­му из них, оно про­хо­ди­ло без осо­бых ослож­не­ний и заня­ло все­го три дня; по дру­го­му — бег­ле­цы были застиг­ну­ты бурей, кото­рую под­ня­ла боги­ня Гера, и их корабль занес­ло к бере­гам Фини­кии (в Сидон); по третье­му — Парис созна­тель­но уплыл в про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну от Трои и дол­гое вре­мя нахо­дил­ся с Еле­ной в Фини­кии и на Кип­ре, чтобы избе­жать пого­ни. При­быв, нако­нец, в Трою, Еле­на сво­ей кра­сотой снис­ка­ла сим­па­тии мно­гих тро­ян­цев, несмот­ря на бед­ст­вия, кото­рые навлек­ла на их город.

О поведе­нии Еле­ны во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны антич­ные авто­ры сно­ва повест­ву­ют по-раз­но­му. Гоме­ров­ский эпос, видя во всём про­ис­хо­дя­щем неот­вра­ти­мую волю богов, отно­сит­ся к Елене без осуж­де­ния; вле­че­ние Еле­ны к Пари­су он объ­яс­ня­ет воздей­ст­ви­ем Афро­ди­ты, кото­ро­му не может про­ти­вить­ся никто из смерт­ных (Hom. Il. III 154—165). В осталь­ном Еле­на в «Илиа­де» явно тяго­тит­ся сво­им поло­же­ни­ем (III 396—412) и в после­го­ме­ров­ских поэ­мах о раз­ру­ше­нии Трои ей при­пи­сы­ва­ет­ся даже созна­тель­ное содей­ст­вие гре­кам: она не выда­ёт тро­ян­цам Одис­сея, два­жды про­би­рав­ше­го­ся в город (Od. IV 240—264), и помо­га­ет ему и Дио­меду похи­тить из мест­но­го хра­ма дере­вян­ную ста­тую Афи­ны (Apol­lod. epit. V 13); в ночь захва­та Трои сим­па­тии и помощь Еле­ны так­же на сто­роне гре­ков. Одна­ко Мене­лай после взя­тия горо­да разыс­ки­ва­ет Еле­ну с мечом в руках, чтобы каз­нить её за изме­ну ему как мужу. Но при виде жены, сия­ю­щей преж­ней кра­сотой, он выпус­ка­ет меч из рук и про­ща­ет её (Eur. Andr. 628—631). Ахей­ское вой­ско, уже гото­вое побить Еле­ну кам­ня­ми, увидев её, отка­зы­ва­ет­ся от этой мыс­ли.

Воз­вра­ще­ние Еле­ны с Мене­ла­ем после дол­гих ски­та­ний антич­ная тра­ди­ция при­уро­чи­ва­ет к момен­ту похо­рон Эгис­фа и Кли­те­ме­ст­ры, пав­ших от рук Оре­ста. Но, если «Одис­сея» (IV 542—547) огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко кон­ста­та­ци­ей это­го фак­та, то для Еври­пида (с яркой антис­пар­тан­ской направ­лен­но­стью его тра­гедий) этот эпи­зод слу­жит в тра­гедии «Орест» для бес­по­щад­но-отри­ца­тель­ной харак­те­ри­сти­ки Еле­ны и её супру­га (71—131, 682—721); здесь же исполь­зу­ет­ся вари­ант мифа о пере­не­се­нии Еле­ны по воле Апол­ло­на на небо и пре­вра­ще­нии её в созвездие. «Одис­сея» этой вер­сии не зна­ет, изо­бра­жая вер­нув­шу­ю­ся в Спар­ту Еле­ну при­мер­ной женой вновь обрет­ше­го её Мене­лая. О после­дую­щей судь­бе Еле­ны так­же суще­ст­ву­ют раз­лич­ные вер­сии. По одним, она была после смер­ти Мене­лая изгна­на его сыно­вья­ми и бежа­ла то ли на ост­ров Родос, то ли в Тавриду; по дру­гим, — она была после смер­ти пере­не­се­на на ост­ров Лев­ка в устье Дуная, где соеди­ни­лась веч­ным сою­зом с погиб­шим в Тро­ян­ской войне Ахил­лом (Paus. III 19, 13) (объ­еди­нить эти две попу­ляр­ней­шие фигу­ры геро­и­че­ско­го эпо­са стре­ми­лись уже в рас­ска­зе о встре­че Еле­ны с Ахил­лом на Тро­ян­ской рав­нине неза­дол­го до его смер­ти).

Место, кото­рое Еле­на зани­ма­ет в мифах тро­ян­ско­го цик­ла, и неод­но­крат­ные обра­бот­ки этих мифов в про­из­веде­ни­ях свет­ской лите­ра­ту­ры не мог­ли, одна­ко, вытес­нить из созна­ния гре­ков исто­ри­че­ско­го пери­о­да пред­став­ле­ний о боже­ст­вен­ном про­шлом Еле­ны. Неда­ле­ко от Спар­ты было свя­ти­ли­ще Еле­ны, в самой Спар­те нахо­дил­ся свя­щен­ный пла­тан Еле­ны (Theocr. XVIII). Под про­зви­щем Денд­ри­тис («дре­вес­ная») Еле­на почи­та­лась в Кафи­ях и на Родо­се (Paus. VIII 23, 4—6; III 19, 10). Всё это застав­ля­ет видеть в ней древ­ней­шее рас­ти­тель­ное боже­ство, воз­мож­но, миной­ско­го про­ис­хож­де­ния. С фор­ми­ро­ва­ни­ем гре­че­ско­го ска­за­ния о Тро­ян­ской войне, кото­рое вобра­ло в себя так­же мест­ные куль­то­вые и фольк­лор­ные эле­мен­ты, суще­ст­во­вав­шие в микен­ских цен­трах, Еле­на ста­ла одним из его пер­со­на­жей, что обес­пе­чи­ло её обра­зу проч­ное место в лите­ра­ту­ре и изо­бра­зи­тель­ном искус­стве от антич­но­сти до наших дней.

В. Н. Ярхо

Сре­ди антич­ных про­из­веде­ний, исполь­зу­ю­щих образ Еле­ны, кро­ме «Или­а­ды» и «Одис­сеи», хоро­вые поэ­мы Сте­си­хо­ра; тра­гедии Еври­пида «Тро­ян­ки», «Еле­на», «Орест»; «Похва­ла Елене» Гор­гия; пане­ги­рик Исо­кра­та. В евро­пей­ской дра­ма­тур­гии к обра­зу обра­ща­лись О. Ска­м­ак­ка («Еле­на»), П. Я. Мар­тел­ло («Невин­ная Еле­на»), П. Кья­ри («Похи­ще­ние Еле­ны») и др.; сре­ди про­из­веде­ний новей­ше­го вре­ме­ни пье­сы «Еле­на Спар­тан­ская» Э. Вер­хар­на, «Тро­ян­ской вой­ны не будет» Ж. Жиро­ду и «Жерт­ва Еле­на» В. Хиль­дес­хай­ме­ра. Раз­лич­ные эпи­зо­ды мифа часто нахо­ди­ли отра­же­ние в антич­ном изо­бра­зи­тель­ном искус­стве: в живо­пи­си (несо­хра­нив­ши­е­ся кар­ти­ны Полиг­нота и Зевк­си­са, фрес­ка «Парис и Еле­на» в Пом­пе­ях), пла­сти­ке (релье­фы мно­гих этрус­ских погре­баль­ных урн и др.) и осо­бен­но в вазо­пи­си (наи­боль­шей попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись сюже­ты: «рож­де­ние Еле­ны», «похи­ще­ние Еле­ны Тесе­ем», «похи­ще­ние Еле­ны Пари­сом», «встре­ча Мене­лая и Еле­ны»). С 15 в. Еле­на часто изо­бра­жа­ли в иллю­ст­ра­ци­ях к про­из­веде­ни­ям о Тро­ян­ской войне. С эпо­хи Воз­рож­де­ния сюжет «похи­ще­ние Еле­ны» — один из самых рас­про­стра­нён­ных в живо­пи­си (Б. Гоц­цо­ли, Джу­лио Рома­но, Ф. При­ма­тич­чо, Я. Тин­то­рет­то, Г. Рени, И. Г. Тиш­бейн, Ж. Л. Давид и др.). Из про­из­веде­ний пла­сти­ки сле­ду­ет упо­мя­нуть груп­пы «Парис и Еле­на» В. Рос­си и П. Пюже и бюст «Еле­на Пре­крас­ная» А. Кано­вы. На опер­ной сцене миф о Елене нахо­дит частое вопло­ще­ние в 17 — нач. 18 вв. (опе­ры «Похи­ще­ние Еле­ны» В. Пуч­чи­тел­ли, «Еле­на, похи­щен­ная Тесе­ем» П. Ф. Кавал­ли, «Похи­ще­ние Еле­ны» Ф. Чирил­ло, «Еле­на, похи­щен­ная Пари­сом» Д. Фрес­ки, «Еле­на» Р. Кай­зе­ра и др.), реже — в кон. 18 — нач. 19 вв. («Парис и Еле­на» К. В. Глю­ка и др.). В кон­це 19 в. инте­рес к мифу о Елене воз­рос, одна за дру­гой созда­ва­лись опе­ры (в т. ч. «Еле­на» К. Сен-Сан­са и «Еле­на Еги­пет­ская» Р. Штра­у­са); сре­ди опе­ре­тт — «Пре­крас­ная Еле­на» Ж. Оффен­ба­ха.

См. также:
ЕЛЕНА (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 431—432.
См. по теме: ЭРЕВТАЛИОН • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭРИГОНА, ЕРИГОНА • ЭРИФИЛА, ЕРИФИЛА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. Конец II — начало I в. до н. э.
68 × 47 см.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Венера уговаривает Елену любить Париса.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Венера уговаривает Елену любить Париса. Фрагмент.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Елена и Андромаха с младенцем Астианактом на руках оплакивают гибель Гектора.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Похищение Елены Тезеем и Пейритоем (?).
Сосуд чернофигурный. Аттика.
Мастер Амазис.
Глина. 550—525 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Прибытие Париса и Елены.
Утраченная фреска из палатинского дворца.
Рим, Палатин.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская урна для пепла.
Алебастр. II—I вв. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр.
II—I вв. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон с бортиком (конторниат), медь
380—400 гг.
АВЕРС: ⲰΜΗΡΟC — драпированный бюст бородатого Гомера, греческого эпического поэта, вправо; справа в поле монограмма PLE.
РЕВЕРС: Елена стоит вправо, пожимает руку Парису (Александру), который стоит анфас, голова влево, на нем фригийский колпак; Елена также касается его щеки своей левой рукой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА