Мифы народов мира

ЕЛЕ́НА (Ἑλέ­νη), в гре­че­ской мифо­ло­гии спар­тан­ская цари­ца, пре­крас­ней­шая из жен­щин. Отцом Еле­ны антич­ная тра­ди­ция назы­ва­ет Зев­са, мате­рью — Леду или Неме­сиду. В юно­сти Еле­на была похи­ще­на Тесе­ем и Пири­фо­ем, доста­лась по жре­бию Тесею, кото­рый посе­ля­ет её у сво­ей мате­ри Эфры в Афидне (по дру­гой вер­сии, в Тре­зене). В то вре­мя как Тесей и Пири­фой отправ­ля­ют­ся в пре­ис­под­нюю, чтобы добыть Пер­се­фо­ну, Еле­ну осво­бож­да­ют и воз­вра­ща­ют в Спар­ту к сво­е­му зем­но­му отцу и супру­гу Леды Тин­да­рею Дио­с­ку­ры (Apol­lod. III 10, 7). Слух о кра­со­те Еле­ны рас­про­стра­ня­ет­ся настоль­ко широ­ко по всей Гре­ции, что сва­тать девуш­ку соби­ра­ет­ся несколь­ко десят­ков знат­ней­ших геро­ев всей Элла­ды (Мене­лай, Одис­сей, Дио­мед, Сфе­нел, оба Аяк­са, Фил­ок­тет, Патрокл, Про­те­си­лай и др.) (Hes. frg. 196—204; Apol­lod. III 10, 8). Так как Тин­да­рей боит­ся сво­им выбо­ром обидеть осталь­ных пре­тен­ден­тов и вызвать их враж­ду к себе и буду­ще­му зятю, он по сове­ту Одис­сея свя­зы­ва­ет всех пре­тен­ден­тов на руку Еле­ны сов­мест­ной клят­вой обе­ре­гать в даль­ней­шем честь её супру­га. После это­го мужем Еле­ны выби­ра­ет­ся Мене­лай, веро­ят­но, не без вли­я­ния его стар­ше­го бра­та Ага­мем­но­на, уже жена­то­го на доче­ри Тин­да­рея Кли­те­ме­ст­ре (Eur. Iphig. A. 55—71; Apol­lod. III 10, 9). От бра­ка с Мене­ла­ем у Еле­ны рож­да­ет­ся Гер­ми­о­на (Hom. Od. IV 12—14). Когда спу­стя неко­то­рое вре­мя боги­ня Афро­ди­та, выпол­няя обе­ща­ние, дан­ное Пари­су — сыну тро­ян­ско­го царя При­а­ма, при­во­дит его в дом Мене­лая, Еле­на, по наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной вер­сии, увле­ка­ет­ся юным кра­сав­цем и, вос­поль­зо­вав­шись отъ­ездом супру­га, бежит с Пари­сом в Трою, захва­тив с собой боль­шие сокро­ви­ща и мно­го рабов (Hom. Il. VII 345—364; Eur. Troad. 983—997). По дру­гой вер­сии мифа, вос­хо­дя­щей, воз­мож­но, ещё к Геси­о­ду, но обсто­я­тель­но раз­ра­ботан­ной в 6 в. до н. э. Сте­си­хо­ром, Зевс или Гера под­ме­ни­ли под­лин­ную Еле­ну её при­зра­ком, за кото­рый и шла Тро­ян­ская вой­на. Сама же Еле­на пере­но­сит­ся в Еги­пет, где живёт под защи­той муд­ро­го стар­ца Про­тея, дожи­да­ясь воз­вра­ще­ния Мене­лая из тро­ян­ско­го похо­да (сюжет обсто­я­тель­но раз­ра­ботан в тра­гедии Еври­пида «Еле­на»). О путе­ше­ст­вии Еле­ны с Пари­сом так­же суще­ст­ву­ет несколь­ко вари­ан­тов мифа: по одно­му из них, оно про­хо­ди­ло без осо­бых ослож­не­ний и заня­ло все­го три дня; по дру­го­му — бег­ле­цы были застиг­ну­ты бурей, кото­рую под­ня­ла боги­ня Гера, и их корабль занес­ло к бере­гам Фини­кии (в Сидон); по третье­му — Парис созна­тель­но уплыл в про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну от Трои и дол­гое вре­мя нахо­дил­ся с Еле­ной в Фини­кии и на Кип­ре, чтобы избе­жать пого­ни. При­быв, нако­нец, в Трою, Еле­на сво­ей кра­сотой снис­ка­ла сим­па­тии мно­гих тро­ян­цев, несмот­ря на бед­ст­вия, кото­рые навлек­ла на их город.

О поведе­нии Еле­ны во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны антич­ные авто­ры сно­ва повест­ву­ют по-раз­но­му. Гоме­ров­ский эпос, видя во всём про­ис­хо­дя­щем неот­вра­ти­мую волю богов, отно­сит­ся к Елене без осуж­де­ния; вле­че­ние Еле­ны к Пари­су он объ­яс­ня­ет воздей­ст­ви­ем Афро­ди­ты, кото­ро­му не может про­ти­вить­ся никто из смерт­ных (Hom. Il. III 154—165). В осталь­ном Еле­на в «Илиа­де» явно тяго­тит­ся сво­им поло­же­ни­ем (III 396—412) и в после­го­ме­ров­ских поэ­мах о раз­ру­ше­нии Трои ей при­пи­сы­ва­ет­ся даже созна­тель­ное содей­ст­вие гре­кам: она не выда­ёт тро­ян­цам Одис­сея, два­жды про­би­рав­ше­го­ся в город (Od. IV 240—264), и помо­га­ет ему и Дио­меду похи­тить из мест­но­го хра­ма дере­вян­ную ста­тую Афи­ны (Apol­lod. epit. V 13); в ночь захва­та Трои сим­па­тии и помощь Еле­ны так­же на сто­роне гре­ков. Одна­ко Мене­лай после взя­тия горо­да разыс­ки­ва­ет Еле­ну с мечом в руках, чтобы каз­нить её за изме­ну ему как мужу. Но при виде жены, сия­ю­щей преж­ней кра­сотой, он выпус­ка­ет меч из рук и про­ща­ет её (Eur. Andr. 628—631). Ахей­ское вой­ско, уже гото­вое побить Еле­ну кам­ня­ми, увидев её, отка­зы­ва­ет­ся от этой мыс­ли.

Воз­вра­ще­ние Еле­ны с Мене­ла­ем после дол­гих ски­та­ний антич­ная тра­ди­ция при­уро­чи­ва­ет к момен­ту похо­рон Эгис­фа и Кли­те­ме­ст­ры, пав­ших от рук Оре­ста. Но, если «Одис­сея» (IV 542—547) огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко кон­ста­та­ци­ей это­го фак­та, то для Еври­пида (с яркой антис­пар­тан­ской направ­лен­но­стью его тра­гедий) этот эпи­зод слу­жит в тра­гедии «Орест» для бес­по­щад­но-отри­ца­тель­ной харак­те­ри­сти­ки Еле­ны и её супру­га (71—131, 682—721); здесь же исполь­зу­ет­ся вари­ант мифа о пере­не­се­нии Еле­ны по воле Апол­ло­на на небо и пре­вра­ще­нии её в созвездие. «Одис­сея» этой вер­сии не зна­ет, изо­бра­жая вер­нув­шу­ю­ся в Спар­ту Еле­ну при­мер­ной женой вновь обрет­ше­го её Мене­лая. О после­дую­щей судь­бе Еле­ны так­же суще­ст­ву­ют раз­лич­ные вер­сии. По одним, она была после смер­ти Мене­лая изгна­на его сыно­вья­ми и бежа­ла то ли на ост­ров Родос, то ли в Тавриду; по дру­гим, — она была после смер­ти пере­не­се­на на ост­ров Лев­ка в устье Дуная, где соеди­ни­лась веч­ным сою­зом с погиб­шим в Тро­ян­ской войне Ахил­лом (Paus. III 19, 13) (объ­еди­нить эти две попу­ляр­ней­шие фигу­ры геро­и­че­ско­го эпо­са стре­ми­лись уже в рас­ска­зе о встре­че Еле­ны с Ахил­лом на Тро­ян­ской рав­нине неза­дол­го до его смер­ти).

Место, кото­рое Еле­на зани­ма­ет в мифах тро­ян­ско­го цик­ла, и неод­но­крат­ные обра­бот­ки этих мифов в про­из­веде­ни­ях свет­ской лите­ра­ту­ры не мог­ли, одна­ко, вытес­нить из созна­ния гре­ков исто­ри­че­ско­го пери­о­да пред­став­ле­ний о боже­ст­вен­ном про­шлом Еле­ны. Неда­ле­ко от Спар­ты было свя­ти­ли­ще Еле­ны, в самой Спар­те нахо­дил­ся свя­щен­ный пла­тан Еле­ны (Theocr. XVIII). Под про­зви­щем Денд­ри­тис («дре­вес­ная») Еле­на почи­та­лась в Кафи­ях и на Родо­се (Paus. VIII 23, 4—6; III 19, 10). Всё это застав­ля­ет видеть в ней древ­ней­шее рас­ти­тель­ное боже­ство, воз­мож­но, миной­ско­го про­ис­хож­де­ния. С фор­ми­ро­ва­ни­ем гре­че­ско­го ска­за­ния о Тро­ян­ской войне, кото­рое вобра­ло в себя так­же мест­ные куль­то­вые и фольк­лор­ные эле­мен­ты, суще­ст­во­вав­шие в микен­ских цен­трах, Еле­на ста­ла одним из его пер­со­на­жей, что обес­пе­чи­ло её обра­зу проч­ное место в лите­ра­ту­ре и изо­бра­зи­тель­ном искус­стве от антич­но­сти до наших дней.

В. Н. Ярхо

Сре­ди антич­ных про­из­веде­ний, исполь­зу­ю­щих образ Еле­ны, кро­ме «Или­а­ды» и «Одис­сеи», хоро­вые поэ­мы Сте­си­хо­ра; тра­гедии Еври­пида «Тро­ян­ки», «Еле­на», «Орест»; «Похва­ла Елене» Гор­гия; пане­ги­рик Исо­кра­та. В евро­пей­ской дра­ма­тур­гии к обра­зу обра­ща­лись О. Ска­м­ак­ка («Еле­на»), П. Я. Мар­тел­ло («Невин­ная Еле­на»), П. Кья­ри («Похи­ще­ние Еле­ны») и др.; сре­ди про­из­веде­ний новей­ше­го вре­ме­ни пье­сы «Еле­на Спар­тан­ская» Э. Вер­хар­на, «Тро­ян­ской вой­ны не будет» Ж. Жиро­ду и «Жерт­ва Еле­на» В. Хиль­дес­хай­ме­ра. Раз­лич­ные эпи­зо­ды мифа часто нахо­ди­ли отра­же­ние в антич­ном изо­бра­зи­тель­ном искус­стве: в живо­пи­си (несо­хра­нив­ши­е­ся кар­ти­ны Полиг­нота и Зевк­си­са, фрес­ка «Парис и Еле­на» в Пом­пе­ях), пла­сти­ке (релье­фы мно­гих этрус­ских погре­баль­ных урн и др.) и осо­бен­но в вазо­пи­си (наи­боль­шей попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись сюже­ты: «рож­де­ние Еле­ны», «похи­ще­ние Еле­ны Тесе­ем», «похи­ще­ние Еле­ны Пари­сом», «встре­ча Мене­лая и Еле­ны»). С 15 в. Еле­на часто изо­бра­жа­ли в иллю­ст­ра­ци­ях к про­из­веде­ни­ям о Тро­ян­ской войне. С эпо­хи Воз­рож­де­ния сюжет «похи­ще­ние Еле­ны» — один из самых рас­про­стра­нён­ных в живо­пи­си (Б. Гоц­цо­ли, Джу­лио Рома­но, Ф. При­ма­тич­чо, Я. Тин­то­рет­то, Г. Рени, И. Г. Тиш­бейн, Ж. Л. Давид и др.). Из про­из­веде­ний пла­сти­ки сле­ду­ет упо­мя­нуть груп­пы «Парис и Еле­на» В. Рос­си и П. Пюже и бюст «Еле­на Пре­крас­ная» А. Кано­вы. На опер­ной сцене миф о Елене нахо­дит частое вопло­ще­ние в 17 — нач. 18 вв. (опе­ры «Похи­ще­ние Еле­ны» В. Пуч­чи­тел­ли, «Еле­на, похи­щен­ная Тесе­ем» П. Ф. Кавал­ли, «Похи­ще­ние Еле­ны» Ф. Чирил­ло, «Еле­на, похи­щен­ная Пари­сом» Д. Фрес­ки, «Еле­на» Р. Кай­зе­ра и др.), реже — в кон. 18 — нач. 19 вв. («Парис и Еле­на» К. В. Глю­ка и др.). В кон­це 19 в. инте­рес к мифу о Елене воз­рос, одна за дру­гой созда­ва­лись опе­ры (в т. ч. «Еле­на» К. Сен-Сан­са и «Еле­на Еги­пет­ская» Р. Штра­у­са); сре­ди опе­ре­тт — «Пре­крас­ная Еле­на» Ж. Оффен­ба­ха.

См. также:
ЕЛЕНА (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 431—432.
См. по теме: ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРГАНА, ЕРГАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. Конец II — начало I в. до н. э.
68 × 47 см.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Елена и Андромаха с младенцем Астианактом на руках оплакивают гибель Гектора.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Похищение Елены Тезеем и Пейритоем (?).
Сосуд чернофигурный. Аттика.
Мастер Амазис.
Глина. 550—525 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Прибытие Париса и Елены.
Утраченная фреска из палатинского дворца.
Рим, Палатин.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская урна для пепла.
Алебастр. II—I вв. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр.
II—I вв. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
9. КЕРАМИКА. Этрурия.
Взятие Трои ахейцами.
Краснофигурный кратер из Фалерий.
Мастер Наццано.
Глина. IV в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Фронтальный рельеф этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр.
II в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон с бортиком (конторниат), медь
380—400 гг.
АВЕРС: ⲰΜΗΡΟC — драпированный бюст бородатого Гомера, греческого эпического поэта, вправо; справа в поле монограмма PLE.
РЕВЕРС: Елена стоит вправо, пожимает руку Парису (Александру), который стоит анфас, голова влево, на нем фригийский колпак; Елена также касается его щеки своей левой рукой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА